В чем выражалась созерцательность даосизма: принцип невмешательства

Основные идеи даосизма (кратко)

Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.

Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».

Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.

Что такое Дао?

Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.

Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.

Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.

Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.

Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.

Формы проявления даосизма

Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:

Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.

Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.

Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.

В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.

Кратко об основных идеях даосизма

Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.

Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.

Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.

Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.

Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.

Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.

Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.

Мужское и женское начало в даосизме

В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.

Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.

Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.

Обряды в даосизме

В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.

В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.

Созерцательность даосизма — практика внутреннего безмолвия

Даосизм — древнейшее учение об устройстве и миропорядке вещей во вселенной. Основателем даосизма считается китайский мудрец Лао Цзы. Известно, что даосы проповедуют принцип невмешательства в ход событий, основываясь на вере в совершенство управления мира законом Дао. В чем выражалась созерцательность даосизма, какие практики предлагает нам это учение? Рассмотрим вопрос в статье.

Даосизм и созерцательность

Что такое созерцательность? Это состояние внутреннего покоя и полного невмешательства в происходящее. Это познание природы деятельности, в чем сокрыт тайный смысл бытия. Даосы считают, что любое активное действие человека нарушает абсолютную гармонию совершенного мира и является пустой тратой энергии и сил. Философия даосизма заключается в концепции постижения совершенства мира через медитацию, а не добрые и правильные поступки.

Читать еще:  Молитва «Царю Небесный» — зачем нужна, кому и чем поможет, текст, правила и особенности

«Если будете искать, утеряете. Не ищите, тогда вы найдете». Это говорил учитель Лао Цзы. Только бездействие и созерцательная пассивность может привести к обретению счастья. По мнению Лао Цзы какое-либо воздействие на мир вещей приведет лишь к утратам и разочарованиям. Также деятельность человека рассматривается даосами как покушение на совершенство мироздания, ведь только дао (всеобщий закон) имеет прерогативу на какие-либо изменения и перемены. Задача человека — созерцать действие дао и не противиться переменам, им вызываемым.

Созерцательность в даосизме считается самым лучшим и разумным действием. Нельзя вмешиваться в общественные дела, нельзя нарушать единый порядок природы. Путь невмешательства и гармоничного единения с миром обеспечивает долгую жизнь и духовное бессмертие.

Принцип невмешательства

Что значит «недеяние» (у-вэй) в даосизме? Имеется в виду не полное безразличие и бездействие, а отсутствие инициативы что-либо изменить и усовершенствовать. Даосы считают, что мир гармоничен и совершенен, и любое влияние на него извне разрушает гармонию и единство. Лучшим переводом слова «у-вэй» будет «невмешательство».

Недеяние является способом познания мира, а не праздным образом жизни. Принцип этого понятия заключен в следующих концепциях:

  • созерцательная пассивность;
  • неожиданность;
  • спонтанность.

Недеяние относится не к полному бездействию индивидуума, а к его желанию овладеть миром или исправить что-то по своему усмотрению. Философия дао утверждает, что миром управляет единый закон перемен. Если человек начнет вмешиваться в этот закон своими неразумными действиями, то в результате привлечет только проблемы в свою жизнь.

Что такое спонтанность и неожиданность? Эти понятия говорят о том, что поступки духовно развитого человека не спланированы разумом, так как разум может привести на ложный путь. Просветленный даос поступает согласно сложившимся обстоятельствам, не пытаясь анализировать причины и следствия данного события.

То есть, созерцательность и недеяние в даосизме — это отказ от логики и размышлений, что проявляются в деятельности ума. В даосских практиках есть медитации на «опустошение» ума от скачущих мыслей. Хаотичная мыслительная деятельность не может привести человека к разумному решению, потому что разум предназначен для обеспечения механических действий — поднять руку, пойти куда-то и т. д.

Когда человек отказывается от поиска решений через собственную логику, решения вопросов осуществляются сами собой. В этом и проявляется созерцательная пассивность. Когда у человека отсутствую причины для действий (желания, расчеты), любое действие происходит неожиданно и спонтанно. Только тогда результат будет эффективным.

Обратите внимание! Лао Цзы учил, что подчинять мир своей воле равносильно его уничтожению. Мир священен и не подлежит захвату индивидуумом.

Даосизм проповедует созерцательное отношение к жизни, погружению во внутренний мир и познание мира через внутреннее погружение. То есть, даосизм предлагает созерцать не внешний, а собственный внутренний мир, и через него постигать совершенство мироздания.

Медитативная созерцательность

Рассмотрим даосскую практику созерцательности. Чтобы постичь гармонию миропорядка, нужно сосредоточиться на своем внутреннем мире и наблюдать за течением и сменой мыслей и образов. Наблюдайте, как они появляются и исчезают, ваши ощущения от этого процесса. Постепенно вы осознаете, что причина появления всех мыслей — деятельность ума.

Именно ваш ум создает мысли, которые являются источником всех проблем. Дао предлагает освободить ум от мыслей, и тогда вы заметите — вместе с ними исчезли и ваши проблемы! Когда вы освоите эту практику, переходите к следующей — пресечение возникновения мыслей. Как это сделать? Нужно не позволять мыслям появляться. Вы уже изучили природу мыслительной деятельности и понимаете, как появляются мысли в голове — просто не позволяйте им появляться.

Когда вы освободите ум от потока мыслей, вы ощутите внутренний покой. В этом состоянии мир воспринимается совсем иначе, все эмоции уравновешиваются и появляется ощущение гармонии. Внутренняя гармония проявилась, благодаря пресечению хаотичного потока мыслей.

Нужно ли читать какие-нибудь мантры при этой практике или сосредотачиваться на чем-то? Нет, внутреннее созерцание проходит в полной тишине. Эту практику можно применять в любом месте и в любом положении — сидя, лежа, во время ходьбы. Со временем вы привыкнете к данной практике и будете испытывать необходимость в освобождении ума от хаоса мыслей и образов.

Victory

Невмешательство — принцип Дао

«Он реагирует только тогда, когда его побуждают к этому, действует только тогда, когда его принуждают к этому, и вкладывает все свои силы в действие только тогда, когда иначе нельзя» Мудрость Лао-цзы, 273

Если, как мы видели, принцип пружины побуждает даоса беречь силы, то когда же нужно их тратить? Отвечая на этот вопрос, мы должны вникнуть в самый глубинный философский смысл термина увэй. Ответ, как обычно и бывает в даосизме, одновременно и прост, и глубок: действие необходимо всякий раз, когда какая-либо сила выбивает человека Дао из привычного распорядка.

Вмешательство внешних факторов в повседневную жизнь даоса заставляет его прилагать концентрированные усилия, чтобы поддержать свой распорядок. Поддержание благотворного распорядка требует постоянных нововведений, творческого подхода и здоровой агрессивности. Важно то, что даос может противостоять вмешательству, поскольку энергия его не растрачена. Именно недеяние дает даосу силу противодействовать вмешательству, когда он стремится к благополучию.

Принцип увэй как невмешательство — это способ достижения гармонии в жизни. Он учит даоса действовать только тогда, когда внешний мир становится помехой тому распорядку, который для него желателен. Получается, что даос следует по жизненному пути без внутреннего напряжения, но бдительно прислушиваясь к суете вокруг. И только тогда, когда что-то внезапно окажется перед ним, преграждая путь, он начинает действовать. С другой стороны, у даоса нет ни малейшего желания мешать другим, когда они идут по своим собственным, пусть даже кривым и тупиковым, дорожкам. Увэй учит нас жить самим и давать жить другим — до тех пор, пока чье-либо вмешательство не потребует корректирующего действия. Афоризм Лао-нзы, который переводят как «Недеянием свершается всё», правильно должен был бы звучать так: «Не вмешивайся в чужие дела — и ты достигнешь всего». Принцип «недеяиия» на самом деле представляет собой принцип невмешательства не в свое дело.

Вмешательство в привычный распорядок человека бывает двояким: физическим и ментальным. Вмешательство на физическом уровне может быть непосредственным и грубым ;— как, например, нападение преступника с ножом, или постепенным и коварным —■ как, например, поражение иммунной системы человека инфекционным заболеванием. Даос с ясным мышлением должен быть готов к таким формам вмешательства, занимаясь боевыми искусствами и поддерживая, здоровье своего тела с помощью упражнений и диеты. В обоих случаях мы имеем дело с определенной, недвусмысленной помехой на жизненном пути человека и с адекватной, недвусмысленной ответной мерой.

Однако с точки зрения ментального вмешательства термин увэй требует более подробных пояснений, поскольку подобное вмешательство менее заметно и не столь очевидно.

Человеку трудно понять, каков его верный путь, поскольку его изначальная природа утрачена. Это явление возникло не сегодня. Лао-цзы жаловался на утрату изначальной человеческой природы две с половиной тысячи лет тому назад. Согласно объяснениям Лао-цзы, механизм этой потери заключается в ложных ценностях, распространяемых сильными мира сего. Точнее говоря, эти ложные ценности состояли в непрерывной погоне за деньгами, славой и властью среди большинства представителей элиты: политических лидеров, духовенства, богачей, знаменитостей и всех прочих, кто считался в обществе уважаемыми людьми.

В сегодняшнем западном обществе огромное значение придается таким ценностям, как работа и обладание собственностью. Для даоса работа является средством достижения хорошей жизни — только и всего! Пока с вашей профессиональной честью все в порядке, нужно ясно отдавать себе отчет в том, что работа —- это работа, а не род развлечения. Работа — это способ заработать деньги, дающие человеку возможность устроить себе идеальный распорядок дня. Поскольку важнее всего — время, существует некое соперничество между временем, которое тратится на работу, и временем, когда мы можем радоваться жизни. Отпуск становится для западного человека главным, вожделенным событием года (притом, что у американцев он составляет всего две недели в году), поскольку их повседневная жизнь представляет собой сплошной хаос. Уйти в отпуск — это все равно что ненадолго освободиться из тюрьмы. Но эту тенденцию Чжуан-цзы наблюдал и в Древнем Китае:

Читать еще:  Значение мужского имени Ефим — карьера, любовь, судьба, характер и именины

«Простые люди приносят свою жизнь в жертву выгоде; ученые жертвуют своей жизнью ради славы; знать — ради своих семей… У людей бывают разные занятия и разная репутация, но все они схожи в том, как страдание поражает их изначальную природу.» Мудрость Лао-цзы, 91-92

Чрезмерная озабоченность западного человека работой — симптом глубоко скрытой душевной болезни. Постоянные метания с целью соответствовать требованиям работы и запросам семьи оставляют замученному американцу или европейцу очень мало времени на размышление и созерцание. Невозможность «просто сесть и подумать» означает добровольное оболванивание. Бесконечная погоня за деньгами позволяет избежать размышлений о жизненном пути. Работа становится видом наркотика. Другая ловушка, которая западному человеку кажется привлекательной, — нескончаемое потребление (построить дом еще больше, купить машину еще дороже). Если ему повышают зарплату, он, вместо того чтобы пустить ее на покупку времени, берет еще больший ипотечный кредит

Человек духовный знает, что работа нужна для достижения удобного распорядка. Деньги, стало быть, — это необходимость, но не цель. Человек Дао понимает, что его дело неизбежно отразится на его распорядке, и поэтому с ним нужно умело управляться.

Хотя нескончаемая погоня за материальным богатством служит очевидным источником помех на жизненном пути, Лао-цзы предупреждает об угрозе еще более серьезной: о человечности и справедливости.

Материал взят из книги «Истина Дао. Даосизм для Запада». Автор Грандмастер Алекс Анатоль.

В чем выражалась созерцательность даосизма: принцип невмешательства

Даосизм — древнейшее учение о устройстве и миропорядке вещей во вселенной. Основоположником даосизма считается китайский мудрец Лао Цзы. Понятно, что даосы проповедуют принцип невмешательства в ход событий, основываясь на вере в совершенство управления мира законом Дао. В чем выражалась созерцательность даосизма, какие практики дает нам это учение? Разглядим вопросец в статье.

Даосизм и созерцательность

Что такое созерцательность? Это состояние внутреннего покоя и полного невмешательства в происходящее. Это зание природы деятельности, в чем скрыт потаенный смысл бытия. Даосы считают, что хоть какое активное действие человека нарушает абсолютную гармонию совершенного мира и является пустой растратой энергии и сил. Философия даосизма заключается в концепции постижения совершенства мира через медитацию, а не добрые и правильные поступки.

«Если будете находить, утеряете. Не отыскиваете, тогда вы отыщите». Это давал информацию учитель Лао Цзы. Лишь бездействие и созерцательная пассивность может привести к обретению счастья. По воззрению Лао Цзы какое-либо действие на мир вещей приведет только к утратам и разочарованиям. Также деятельность человека рассматривается даосами как покушение на совершенство мироздания, ведь лишь дао (всеобщий закон) имеет прерогативу на какие-либо конфигурации и перемены. Задачка человека — увидеть действие дао и не противиться переменам, им вызываемым.

Созерцательность в даосизме считается самым наилучшим и разумным действием. Недозволено вмешиваться в публичные дела, недозволено нарушать единый порядок природы. Путь невмешательства и гармонического единения с миром обеспечивает долгую жизнь и духовное бессмертие.

Принцип невмешательства

Что означает «недеяние» (у-вэй) в даосизме? Имеется в виду не полное безразличие и бездействие, а отсутствие инициативы что-либо поменять и усовершенствовать. Даосы считают, что мир гармоничен и совершенен, и хоть какое воздействие на него снаружи разрушает гармонию и единство. Наилучшим переводом слова «у-вэй» будет «невмешательство».

Недеяние является методом зания мира, а не праздным образом жизни. Принцип этого понятия заключен в последующих концепциях:

  • созерцательная пассивность;
  • нежданность;
  • спонтанность.

Недеяние относится не к полному бездействию индивида, а к его желанию завладеть миром либо поправить что-то по собственному усмотрению. Философия дао утверждает, что миром управляет единый закон перемен. Если человек начнет вмешиваться в этот закон своими неразумными действиями, то в итоге завлечет лишь задачи в свою жизнь.

Что такое спонтанность и нежданность? Эти понятия молвят о том, что поступки духовно развитого человека не спланированы разумом, потому что разум может привести на неверный путь. Просветленный даос поступает согласно сложившимся происшествиям, не пытаясь рассматривать предпосылки и следствия данного действия.

Другими словами, созерцательность и недеяние в даосизме — это отказ от логики и раздумий, что появляются в деятельности мозга. В даосских практиках есть медитации на «опустошение» мозга от скачущих мыслей. Беспорядочная мыслительная деятельность не может привести человека к разумному решению, поэтому что разум предназначен для обеспечения механических действий — поднять руку, пойти куда-то и т. д.

Когда человек отрешается от поиска решений через свою логику, решения вопросцев осуществляются сами собой. В этом и проявляется созерцательная пассивность. Когда у человека отсутствую предпосылки для действий (желания, расчеты), хоть какое действие происходит нежданно и спонтанно. Лишь тогда итог будет действенным.

Направьте внимание! Лао Цзы учил, что подчинять мир собственной воле равносильно его уничтожению. Мир священен и не подлежит захвату индивидом.

Даосизм проповедует созерцательное отношение к жизни, погружению во внутренний мир и зание мира через внутреннее погружение. Другими словами, даосизм дает увидеть не наружный, а свой внутренний мир, и через него постигать совершенство мироздания.

Медитативная созерцательность

Разглядим даосскую практику созерцательности. Чтоб понять гармонию миропорядка, необходимо сосредоточиться на собственном внутреннем мире и следить за течением и сменой мыслей и образов. Наблюдайте, как они возникают и исчезают, ваши чувства от этого процесса. Равномерно вы понимаете, что причина возникновения всех мыслей — деятельность мозга.

Конкретно ваш разум делает мысли, которые являются источником всех заморочек. Дао дает высвободить разум от мыслей, тогда и вы заметите — совместно с ними пропали и ваши задачи! Когда вы освоите эту практику, перебегайте к последующей — пресечение появления мыслей. Как это сделать? Необходимо не позволять мыслям появляться. Вы уже исследовали природу мыслительной деятельности и осознаете, как возникают мысли в голове — просто не позволяйте им появляться.

Когда вы высвободите разум от потока мыслей, вы ощутите внутренний покой. В этом состоянии мир воспринимается совершенно по другому, все эмоции уравновешиваются и возникает чувство гармонии. Внутренняя гармония проявилась, благодаря пресечению беспорядочного потока мыслей.

Необходимо ли читать какие-нибудь мантры при данной для нас практике либо концентрироваться на чем-то? Нет, внутреннее созерцание проходит в полной тиши. Эту практику можно использовать в любом месте и в любом положении — сидя, лежа, во время ходьбы. С течением времени вы привыкнете к данной практике и будете испытывать необходимость в освобождении мозга от хаоса мыслей и образов.

Религии Китая: кратко об основных принципах конфуцианства и даосизма

Три главных философско-религиозных учения Дальнего Востока – конфуцианство, даосизм и буддизм – мирно сосуществуют, а иногда и соседствуют в одном храме.

Кратко о конфуцианстве

Конфуцианство в Китае называют Жу, или школа ученых. Имя Конфуция как создателя учения не указывается, ибо он желал «передавать, а не создавать, верить древности и любить ее».

Основоположник учения

Конфуций родился в 551 году до н. э. в семье знатного, но небогатого воина. С самого детства он удивлял всех своими способностями. Играл не в детские игры, а подражал старинным обрядам.

Юный Конфуций всегда тянулся к знаниям. Единственный из всех он сдал выпускные экзамены с наилучшим результатом. Уже в 17 лет Конфуций был на государственной службе, а в 25 открыл собственную школу. За свою мудрость в 52 года Конфуций был назначен на пост министра правосудия.

На этом ответственном посту он много сделал для блага государства, но из-за происков завистников вынужден был покинуть родные края. Он отправился в путешествие и проповедовал свое учение. Умер великий учитель в 479 году до н. э., предсказав свою смерть ученикам.

Читать еще:  Во сне вы ели жареную рыбу — загляните в сонник и узнайте, что это значит

Своеобразие

Своеобразие учения состоит в том, что ничего нового Конфуций не внес. В поисках истины обратившись к древним ценностям, он преобразовал их в свод правил, вывел кодекс поведения, регламентирующий жизнь человека, расставляющий все на свои места.

Конфуцианство – это учение о правилах жизни человека в обществе, о порядке в семейных отношениях, о государственном управлении. В основу были положены традиционные древние китайские обряды и особо почитаемый культ предков.

Государство сравнивается у Конфуция с семьей, а отношения между отцом и сыном проецируются на общественные обязанности. Принцип сыновьей почтительности (Сяо) – основополагающая добродетель у Конфуция. Сяо определяет уважительное отношение к старшим по возрасту и по должности, почитание существующих порядков в государстве.

Основные принципы

Основные принципы конфуцианства:

  • человеколюбие;
  • гуманность;
  • благородство мышления.

Любовь к ближнему по Конфуцию – это умение быть справедливым и милосердным, проявлять уважение к людям, способность внушить доверие к себе, не обременять других своими проблемами, всегда «сохранять лицо».

Конфуций говорил, что к совершенству нужно стремиться в течение всей жизни. Второй принцип – гуманизм, говорит об отношениях между людьми, о почтении к старшим и покровительстве младших, об уважении мужем своей жены и почитании женой своего мужа, о справедливом и заботливом отношении правителей к своим подданным и преклонении перед правителем.

О благородстве Конфуций говорил: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде»:

  • учение описывает образец идеального человека, стать которым должен стремиться каждый член общества. Цель такого человека – полная гармония в отношениях с людьми, в своих поступках он должен руководствоваться чувством долга, соблюдать обряды, следовать традициям древности;
  • обрядность и церемониальность – непременное условие конфуцианства. Приверженность древним обрядам помогала принять незыблемость существующего порядка, утвержденные церемонии облегчали жизнь в сложные периоды. Общность традиций объединяла людей определенных групп. Чем более высокое место занимал человек в обществе, тем большее количество церемоний ему приходилось выполнять;
  • чтобы приносить пользу обществу, нужно быть образованным. Стремление к познанию – одна из добродетелей учения Конфуция. Распространению конфуцианства способствовал тот факт, что его приверженцы стремились заниматься воспитанием, распространяли знания. Грамотный человек должен был знать иероглифы, разбираться в канонах древности и уметь писать сочинения. Образованность приносила и практические плоды: после успешной сдачи сложнейших экзаменов можно было рассчитывать на хорошую должность.

Цель жизни по Конфуцию

Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы отдельной личности не принимались во внимание.

Кратко о даосизме

Даосизм – второе философско-религиозное течение. Главный постулат даосизма: существование первоисточника, Дао, что означает «путь, истина». Дао – это Абсолют, основа основ, начало всех начал, вечный путь и вечное движение.

Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао). Философские даосские сочинения появляются в пятом веке до н. э.

В качестве первоисточника в них упоминается имя легендарного Желтого императора, Хуань Ши. Более достоверным автором даосизма считается китайский мудрец Лао-цзы. Ему приписывают авторство основной книги даосизма «Трактата о пути и его проявлениях во Вселенной». В книге собраны постулаты и ритуалы учения Дао.

Легенда о Лао-цзы

О жизни Лао-цзы почти ничего неизвестно. Существует красивая легенда о великом старце. По этой легенде Лао-цзы родился стариком, но с каждым годом молодел. Имя его переводится как «старый ребенок».

Всю жизнь он служил хранителем книг. Видя вокруг несправедливость и горести, Лао-цзы решил покинуть Китай в поисках благословенной страны, но на границе начальник стражников отказался пропустить мудреца, пока он не опишет свое учение.

Лао-цзы начертал пять тысяч знаков, сел на своего вола и уехал в Индию. Там он стал Буддой. Изображения Лао-цзы на воле очень популярны в Китае.

Цель жизни по Лао-цзы

Главная цель жизни по Лао-цзы – познать свой Дао и жить в согласии с ним.

Принципы

Чтобы постичь Дао, нужно соблюдать определенные правила, касающиеся тела и духа, а также правило ничегонедеяния:

  • в человеке борются божественные духи и злые демоны. Добрыми поступками можно умилостивить духов, и они приоткроют путь к познанию Дао;
  • поиски благословенного пути идут через телесное совершенство. Физическими упражнениями человек должен достичь полного подчинения своего тела разуму;
  • принцип недеяния заключается в отрицании какой-либо деятельности, ведущей к изменениям, ибо природа и Небо и так уже все придумали, а человек своим вмешательством может только все испортить.

Последователи Дао в своем стремлении познать Дао отгораживались от всего, что мешало им размышлять и созерцать, строили монастыри и посвящали жизнь служению Небу и Дао. В даосизме большое значение придавалось поискам долголетия, а позже и бессмертия.

Долголетие у китайцев является признаком того , что человек идет по «пути Неба и Дао», не ропщет, принимая жизнь со всеми ее радостями и печалями как должное Символически бессмертие рассматривалось как внутренняя свобода.

Инь и ян

В 4 веке до нашей эры даосские монахи изобразили круг, состоящий из двух частей, темной женской и светлой мужской. Как жизнь не могла быть только светлой или только темной, так и эти два начала не могли существовать отдельно.

Только гармония двух начал может привести человека в Дао. Даосы не имели пышных религиозных обрядов, поэтому нет даосских храмов, только монастыри. Ритуалы проводят исключительно посвященные. Даосизм проповедует обращение к природе и созерцательность.

Энергия ци

Вся китайская медицина – иглоукалывание, дыхательные гимнастики, боевые искусства, вышли из даосской практики. Даосизм рассматривает человека как средоточие жизненной энергии ци. Управление этой энергией отражено в китайских дыхательных гимнастиках.

Выполняя упражнения, человек концентрировался, что позволяло соединить свою внутреннюю энергию с природной и отодвинуть предел возможностей. В монастырях создавались атласы, где на теле человека указывались меридианы – путы движения энергии ци.

Протекая по этим меридианам, энергия обеспечивала равновесие инь и ян. Эти документы сохранялись в тайне от непосвященных. Во втором веке н. э. образ Лао-цзы приобретает божественные черты.

Божества и демоны выстраиваются в сложную иерархическую систему. Для религиозного даосизма характерна вера в духов, культ предков и магические ритуалы. Культовые церемонии сопровождают все события в жизни. Соблюдение обрядов и ритуалов помогает уравновесить силы инь и ян в природе и в обществе.

Примером может служить празднование китайского Нового года, когда вывешенные символы с изображением инь и ян призваны защитить жилища от злых духов на весь следующий год.

Фэн шуй

С даосской практикой связано и фэн шуй – умение определять благоприятные места для человека, места, где свободно течет энергия ци.

Сравнительный анализ

Конфуцианство и даосизм имеют общие культурные корни, оба вероучения переняли традиции первобытной религии с ее культом природы:

  • культ предков относят к конфуцианству. Но принципы культа (сыновья почтительность, например) характерны для всего китайского общества;
  • даосизму присуще многобожие, в конфуцианстве господствует культ императора и Неба;
  • конфуцианство – это путь к совершенству через самоограничение, подавление низменных страстей, переделывание себя. Учение побуждает к постоянной общественной активности. Главный акцент сделан на моральные и нравственные принципы;
  • конфуцианство обращается к человеку как существу социальному, у которого разум должен главенствовать над чувствами, даосизм – как к порождению природы, со всеми достоинствами и недостатками, эмоциями и страстями;
  • даосизм принимает человека таким, какой он есть;
  • главная добродетель даосизма – это недеяние, так как попытки изменить что-либо в природе или обществе нарушают естественный порядок вещей.

Видео по теме

Кратко о конфуцианстве и даосизме в видео:

Конфуцианство и даосизм характеризуются уважительным отношением к народным традициям и культуре. Уже не одну тысячу лет существуют эти учения, но никогда они не вызывали религиозных распрей между своими приверженцами.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector