Псалмы 41 и 42: текст молитвы на русском, для чего читают

Текст псалма 41 и 42 на русском языке: правила чтения молитвы

Я регулярно читаю псалмы – священные тексты, собранные в Псалтыре. Я предпочитаю использовать их на богослужениях или у себя дома (келейно). В псалмах отражены исторические события, переживаемые авторами и их обращения к Богу. Сегодня я расскажу подробно о псалмах 41 и 42, опишу правила их чтения.

О человеке и обществе в псалмах

Концепции спасения в Псалтыре отведена главенствующая роль. Человек при этом выглядит весьма нелицеприятно – он представлен этаким гнездилищем зла и порока. Грех сопровождает его с самого момента рождения и сопровождает до самого ухода в мир иной. На протяжении всей жизни грех так же является постоянным спутником человека, парализуя его душу и тело, отбирая волю и душевный мир. То, что люди становятся друг другу врагами – тоже пагубное воздействие того же греха, постоянного спутника человека.

Во многих псалмах взаимоотношениям между людьми уделяется очень большое значение. Но уже с самого начала становится понятно, что без присутствия Бога человечество представляло бы собой толпу злобных, агрессивных и лживых существ. В псалмах такие люди, живущие вне веры в Бога, называют врагами. Враги притесняли авторов псалмов, жаждали их поражения и смерти. Для врагов самой благоприятной атмосферой является атмосфера лжи, клеветничества, суеты и хаоса.

Этих безбожников можно определить уже по их образу жизни – они ни от чего не испытывают страданий, им сопутствует странная удача, на человеческой работе они не трудятся, нападок со стороны окружающих не испытывают. Из черт характера у них присутствует гордыня, дерзость, непреодолимая любовь к сплетням, презрение к окружающим. Здесь же отдельно упоминается, что предателем может стать даже самый близкий друг, человек, которому было оказано безграничное доверие. И это еще хуже, чем происки самых лютых врагов.

Итогом всего этого является то, что автор псалмов становится изгоем, одиночество в толпе – его удел, ведь праведник всегда один. Даже в тех псалмах, где об этом напрямую не упоминается, видно, что ощущение одиночества всегда сопровождает автора. У него нет никакой опоры и защиты. Если где-то и говорится о собрании праведных, то это только моменты присутствия на богослужениях, где проповедуется слава Божья. Но даже здесь просматривается полное отрешение от теплоты, душевности, хорошей здоровой эмоциональности, отсутствие поддержки и дружеского участия.

Только в единственном псалме под номером 127 описана идиллия семейной жизни, а в 132 – дружная жизнь двух братьев. Нет ничего удивительного, ведь и в Библии говорилось – «ищи врага в доме твоем» — это обозначает то, что и в семье всегда может затесаться предатель и враг.

Во многих псалмах прослеживается полнейшее отчаяние и мрак, враждебность окружающих, но ведь такова реальность. Автор описывает ловушки и западни, в которые желают заманить его враги, они клевещут, судачат о нем.

Автор обращает все свои переживания и горестные мысли в молитву, всем этим выражая, что Бог – это его единственная возможная защита и опора. И не только его.

Нередко в псалмах дается понять, что даже в таком беспросветном мраке можно сохранять святость и праведность. Однако автор понимает, что не может надеяться быть оправданным Богом, он просто уповает на это. Это выражается в семи покаянных псалмах, где автор выражает надежду получить прощение не по заслугам, а по благодати.

После покаяния жизнь автора представляется усилиями по поддержанию своей праведности. Он понимает, что поддержки Божьей можно ждать только тогда, когда сам поступаешь праведно в отношении окружающих людей, пусть даже настроенных враждебно.

В псалмах часто прослеживается тема свободы выбора для человека. Отдельно и очень отчетливо так же подчеркивается его ответственность за совершенный выбор.

Конец света и загробная жизнь в псалмах

В псалмах очень часто упоминаются термины – благодарение и хвала. Не каждый человек способен разграничить эти понятия, считая их синонимичными. Однако, это достаточно просто. Благодарение поступает от человека к Богу за какие-то Его дары, в то время, как хвала — это безусловное поклонение Ему, почти экстаз. Благодарение воспевает Всевышнего за какие-то блага, хвала – за то, что это Бог.

В Книге Хвалений очень загадочно описана тема загробной жизни, можно сказать – это наиболее таинственная тема здесь. Жизнь после смерти в ней покрыта завесой тайны. Даже сам автор задавал Господу вопрос – кто же буде его славить после смерти псалмопевца? Этот момент дал повод тому, что долгое время в Израиле отсутствовала вера в наличие загробной жизни. Она представлялась людям в виде небытия.

В псалмах часто поднимается именно тема небытия. Даже в Ветхом завете тема загробной жизни раскрыта не полностью, пророками даже не было установлено то конкретное место, где будут обитать человеческие души после смерти. В Псалтыре так же нет привычного всем рая и ада, вместо этого – некое царство мертвых Шеол – страна забвения, молчания. Туда попадают те, о ком Господь более не вспомнит никогда, те, кто не мог Его восславить.

Исследователи в своих рассуждениях утверждали, что Шеол нельзя назвать полнейшим небытием, слабая форма жизни там все же присутствует. Она бесполезная, безрадостная, бесцельная, но она есть. Это должно показаться многим страданием еще более ужасным, чем полное небытие. Следовательно, каждый должен еще при жизни делать все зависящее, чтоб избавиться в дальнейшем от власти Шеола.

Псалом 41

В псалме 41 есть две части, которые отделяются друг от друга припевом «Что унываешь, душа моя?» Автор показывает в первой части свои душевные страдания от того, что господь покинул его. Во второй же — его надежда на то, что скоро он будет избавлен от всех несчастий.

Авторство этого псалма приписывается сыновьям Кореевым, которые били привратниками Иерусалимского храма. Однако, существующая надпись «псалом Давида» многих сбивает с толку. На самом деле, псалом посвящен царю Давиду и всем трудностям, которые выпали на его жизненном пути.

Сыны Кореевы являлись так же приближенными и верными спутниками Давида, которые не отвернулись от него даже в трудную минуту бегства от бунта. Они посвятили ему этот псалом, который стал считаться в православии песнью изгнанника. В песне Давид сетует на то, что стал изгнанником за пределами своей страны. При всем своем отчаянии, царь не теряет веры в Бога и только это удерживает его от отчаяния на чужбине.

Поэтому, читать псалом 41 рекомендуется тем, кто в данный момент находится на чужбине и страдает от разлуки с родной стороной. Помимо этого, псалом 41 помогает всем тем, кто страдает от неразделенной любви.

Толкование

  1. Сыны Кореевы учат израильтян правильному отношению к Богу.
  2. Давид горюет о тех благодатных временах, когда он имел возможность выражать свои молитвы Богу в храме, очень кручинится о том, что в настоящее время лишен этого. Но несмотря на все, Давид не дает унынию проникнуть в душу.
  3. Тоска Давида доходит до такой степени, что Бог видится ему повсюду – даже в шуме водопадов.
  4. Для сердца, которое искренне любит Бога, нет нужды как-то специально выражать свои чувства, любовь льется из сердца сама, подобно бурным потокам реки.
  5. Печаль Давида переключается на то, что враги Господа ругают Его и возводят напраслину.
  6. В заключение – Давид выражает надежду на то, что все когда-нибудь снова станет на круги своя, и он снова будет приближен к Богу.

Псалом 42

Данный текст является самым коротким во всем Псалтыре. Есть рассуждения, что 41 и 42 псалмы – это на самом деле один псалом. Авторство так же принадлежит сынам Корея, а посвящен он так же – царю Давиду. Охватывает он тот период жизни царя, когда происходило восстание его сына Авессалома. То есть, это был один из самых сложных моментов его жизни, когда от него отвернулись многие, казалось бы, верные люди.

Сыновья же Кореевы были из тех, кто оставался с Давидом до конца. Их отец считался известным бунтарем, ему приписывали разжигание неудачного бунта против Моисея. Он был богачом, правление Моисея презирал и был всегда чем-то недоволен. Существует мнение, что авторы псалмов не являлись именно его сыновьями, а их родителем был какой-то другой Корей, но доподлинного подтверждения этому нет.

42 псалом чаще всего читается за освобождение пленников.

Толкование

Как уже упоминалось, псалом 42 является дополнением 41, а в некоторых манускриптах они представляют собой единое целое. Но чаще 41 псалом рассматривают, как самостоятельную песнь.

  1. Псалмопевец молит Бога о помощи против народа, замышляющего недоброе против него.
  2. Стих 3 содержит надежду и мольбу о возвращении в Иерусалим, на гору Сион. Свет, описанный в псалме, является символом жизни и понимания, а истина – это слово Божье. В окончании – выражение надежды и тот же рефрен, что и в предыдущем псалме.

Псалом 41

Многие песни в Псалтири были написаны царем и пророком Давидом, жившим за 1000 лет до Рождества Христова. Этот человек снискал особую милость Бога, ему открылись планы Всевышнего. И всё же путь Давида был труден, он не раз находился в изгнании и был предан, оступался и грешил, но никогда не оставлял веры. Псалом 41 был написан в трудное время для царя, когда он скрывался от гонений родного сына.

Текст молитвы псалом 41

На церковнославянском языке

В конец, в разум сынов Кореовых, псалом Давиду, не надписан у еврей

1 Имже образом желает елень на источники водныя, сице желает душа моя к Тебе, Боже.

2 Возжада душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда прииду и явлюся лицу Божию?

3 Быша слезы моя мне хлеб день и нощь, внегда глаголатися мне на всяк день: где есть Бог твой?

4 Сия помянух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна, даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания шума празднующаго.

5 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

6 Ко мне самому душа моя смятеся: сего ради помянух Тя от земли Иордански и Ермониимски, от горы малыя.

7 Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих, вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.

8 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от мене, молитва Богу живота моего.

9 Реку Богу: Заступник мой еси, почто мя забыл еси? И вскую сетуя хожду, внегда оскорбляет враг?

10 Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?

11 Вскую прискорбна еси, душе моя? И вскую смущаеши мя? Уповай на Бога, яко исповемся Ему, спасение лица моего, и Бог мой.

На русском языке

К исполнению. В научение, сынам Кореевым. Псалом Давида, не надписанный у евреев.

1 Так же, как олень стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже.

2 Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: «Когда я приду и явлюсь лицу Божию?»

3 Были слёзы мои мне хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»

4 Это вспомнил я и изливал в себе душу мою, ибо пройду я в месте обители дивной, до дома Божия, при звуке радости и славословия, шума праздничного.

5 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!

6 Взволновалась внутри меня душа моя; потому я вспомню о Тебе с земли Иорданской и Ермониимской, с Малой горы.

7 Бездна бездну призывает в шуме водопадов Твоих; все валы Твои и волны Твои прошли надо мною.

8 Днём явит Господь милость Свою, и ночью песнь Его у меня, молитва Богу жизни моей.

9 Скажу Богу: «Заступник мой Ты, почему Ты забыл меня? И для чего я, сетуя, хожу, когда притесняет враг?»

10 Когда сокрушались кости мои, поносили меня враги мои, когда говорили мне всякий день: «Где Бог твой?»

11 Что прискорбна ты, душа моя, и что смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо я прославлю Его; Он – спасение лица моего и Бог мой!

Читать еще:  Год Собаки — судьба и характер знака в разных аспектах жизни, совместимость

История написания

Пс.41:8 Бездна бездну призывает во гласе хлябий Твоих: вся высоты Твоя и волны Твоя на мне преидоша.

Бездна (от слов «без» и «дно») значит: «бездонная пропасть», неизмеримая глубина морская, или вообще – водная. Хлябий (мн.ч.), от слова хлябь, значит: «водопад», такое изобильное падение или течение воды, которое иначе называется – ливень. О таковых хлябях упоминается в библейском повествовании о потопе: «И хляби небесныя отверзошася. И заключишася источницы бездны и хляби небесныя» ( Быт.7:11, 8:2 ). В этом стихе в образной, или метафорической, речи, изложена жалоба псалмопевца на новые скорби и страдания, которые одно за другим наступают на него и одно другого больше теснят его душу. Бездна, или, что то же, неизмеримая глубина водная, служит здесь символом безмерных страданий, которые угрожают человеку погибелью. Бездна бездну призывает, так что если исчезает одна, тотчас за нею следует другая. Эти бездны, эти глубины происходят от водопадов (хлябий небесных), которые Бог изливает с неба (как при потопе) с сильным шумом (во гласе хлябий). «Вся высота Твоя и волны Твоя» (как и в Пс.92:5 ), т.е. высокие волны морские пронеслись надо мной, на мне преидоша. Как во время волнения моря одна волна следует за другою, так одно бедствие вслед за другим постигает и поражает меня. Сильные несчастья как бури разразились надо мной, как волны морские покрыли меня.

Пс.41:9 В день заповесть Господь милость Свою, и нощию песнь Его от Мене , молитва Богу живота моего.

Заповесть значит: «явит, приложит», от слова заповедати – «предложить, повелеть, приказать». «Днем явит Господь милость Свою». Конечно, и ночью Бог не лишает людей милости Своей и являет нам щедроты Свои, но днем мы видим более щедрот Его милости. С милостями Божиими мы везде встречаемся: милость Божия в успешном совершении дел, милость в любви благочестивых людей, милость в прощении грехов, которые, можно сказать, неизбежны при дневной деятельности. И потому не нощию только мы должны возносить песнопение Господу, но и днем. И песнопение это должно быть соединено с усердною молитвой к Богу, подателю и хранителю жизни нашей (Богу живота моего), – молитвой благодарственной и просительной. Но псалмопевец для того предоставил нощи песнопение Господу, что днем человек занят делами житейскими, и молитва невольно прерывается различными неизбежными встречами, а ночью человек успокаивается от дел своих, и в возношении молитвы тогда удобнее ему сблизиться с Господом. Днем получает он благодеяния и милости, а ночью за них благодарит, днем грешит, а ночью омывает грех покаянием, днем познает нужды свои и братии своих, а ночью молится о восполнении их.

Пс.41:10 Реку Богу: заступник мой еси, почто мя забыл еси? И Вскую сетуя хожду, всегда оскорбляет враг?

В предыдущих стихах высказав жалобу на скорби и на страдания свои, а также и уверенность свою в том, что Господь скоро может явить ему милость Свою, псалмопевец говорит, что у него готовы песнопение и молитва к Богу живота, а здесь, в этом 10-м стихе, он выражает и самую эту молитву. Он как бы так говорит: я ведь уже много милости видел от Бога, и нет у меня другого такого сильного заступника, как Он, а потому я стану опять молиться Ему и в молитве скажу Ему: Господи, Ты мой заступник, – зачем же Ты теперь забыл меня? Для чего я сетуя хожу, когда оскорбляет меня враг, – для чего попустил Ты врагу так оскорблять меня, что я не могу равнодушно переносить эти оскорбления и принужден ходить с печальным видом и в сетовании в слезах?

Пс.41:11 Внегда сокрушатися костем моим, поношаху ми врази мои, внегда глаголати им мне на всяк день: где есть Бог твой?

Оскорбления, причиняемые псалмопевцу врагами его, были столь тяжки и невыносимы для него, что он сравнивает их с сокрушением костей от тяжких палочных ударов, потому что эти оскорбления посягали на самое святилище души его: на его веру и упование на Бога. Псалмопевец находится в изгнании, лишен возможности посещать дом Божий и, скорбя о том, с великим терпением и упованием ждет милости от Бога; а враги его, смеясь над его терпением и упованием, каждодневно приступают к нему с нахальными вопросами: где есть Бог твой! и чего тебе ждать от Него? Выражая эти скорбные чувства, он говорит: как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: где Бог твой?

есть дословное повторение 6-го стиха, которое показывает, что все еще неспокойная душа псалмопевца снова возбуждается и ободряется к надежде на Бога и к уверенности в скорой помощи, и что он не вдруг, но долговременным подвигом терпения победил посланные на него искушения. А из этого примера псалмопевца и мы все должны научиться не ослабевать в подвиге терпения и других добродетелей, хотя бы враг нашего спасения диавол никогда не переставал причинять нам свои напасти.

Как правильно читать псалом 41

Святое писание составлено из книг, написанных пророками. Люди, наделенные божественной прозорливостью, тонко чувствовали движения человеческой души. Псалтырь пророка Давида — единственная книга Ветхого Завета, которая полностью используется православной церковью. Ежедневно на различных богослужениях читаются отдельные части священного текста. Псалом 41, завораживающий мелодичной поэтикой, содержит и молитву, и предсказание.

История псалма 41

Псалтырь, или Книга псалмов Давида, является частью Ветхого Завета. Как все Священное Писание, Псалтырь вразумляет и наставляет верующих в отношениях к Богу и людям. В гимнах сообщается о делах Всемогущего Творца, прославляется Божья благодать. Святая книга умудряет опытом в деле оставления грехов, водворяет в душе мирянина веру в Спасителя.

Псалтырь, которая состоит из 150 псалмов, разбита на 20 частей, называемых «кафизмами». Кафизмы имеют примерно одинаковый размер. Количество псалмов в кафизме разное и зависит от величины псалмов, входящих в нее. Например, семнадцатая кафизма содержит всего лишь один псалом 118, а в восемнадцатой кафизме — 15 псалмов.

В иудейском варианте Псалтырь называется Тегилим, что в буквальном переводе означает «хваления». Отличие от древнегреческого перевода состоит в иной нумерации гимнов. И также некоторые тексты объединены, а другие разбиты на две песни. Кроме того, молитвы собраны в пять книг.

Компоновка псалмов в иудейском Тегилиме:

  1. Первая книга — с 1 по 40.
  2. Вторая книга — с 41 по 71.
  3. Третья книга — с 72 по 88.
  4. Четвертая книга — с 89 по 105.
  5. Пятая книга — со 106 по 150.

В православии псалом 41 и 42 входит в шестую кафизму. Оба гимна объединены по смыслу и называются «молитвой изгнанника». Единство подтверждается дословным повторением мольбы в шестом и двенадцатом стихе в первой песни, а также в заключительной пятой строке во второй песни.

Об авторе

В царствование пророка Давида исполнением божественных гимнов славились священнослужители из семейства Корея. Иногда певцы кроме пения псалмов составляли и новые тексты. Авторство указывается в первой строке стиха. Перу поэтов с фамилией Корей принадлежат двенадцать псалмов, в том числе сорок первая молитва Псалтыри.

Род Кореев происходит из колена Левия, третьего сына Иакова. Сам Корей приходился двоюродным братом Моисею, выведшему евреев из египетского плена. Во время скитаний по аравийской пустыне Корей взбунтовался против пророка. Бог жестоко покарал мятежника, но помиловал его сыновей, не поддержавших отца, и позволил им служить певцами в скинии и дойти до земли обетованной.

История написания

Царь Давид, объединивший Иудею и Израиль в единое государство, считается одним из ветхозаветных пророков. Третий сын правителя Авессалом убил сводного брата Амнона, который изнасиловал родную сестру Фамарь. Три года скрывался юноша от гнева отца, потерявшего первенца. Беглец нашел пристанище в Сирии у деда по материнской линии.

Вернувшись на родину, Авессалом посчитал, что может стать учителем израильтян и заменить государевых судей. Через четыре года молодой человек склоняет жителей Хеврона к мятежу против царя. С преданными людьми, в числе которых были потомки Корея, Давид покидает Иерусалим и уходит на северо-восток за реку Иордан.

В Маханаимской пустыне, расположенной недалеко от горы Ермон, Давид скорбит о содеянных грехах. Вместе со своим народом изгнанник мечтает вернуться в Иерусалим, в родной храм. Здесь, в заиорданской стороне молитвенные стенания израильтян сложились в сорок первый псалом.

Для чего читают

Чтобы понять, в чем помогает 41-я молитва Псалтыри, нужно знать, что гимн состоит из двух смысловых частей. Вначале герой песнопения осознает грехи и томится без живого Бога. В конце изгнанник умоляет Господа о заступничестве. Следовательно, чтение текста помогает искреннему покаянию и учит молитвословию.

Молодые люди иногда страдают от неразделенной любви. Арсений Каппадокийский, преподобный, родившийся в 1840-м году и умерший 1924-м году в Греции, советовал в таких случаях обращаться к Богу и читать песнопение 41.

Чтение Псалтыри воспитывает терпение. В любой ситуации верующий человек уповает на волю Божью и надеется на помощь Господа. Чтение псалма дает духовные силы, которые помогают преодолеть греховные искушения.

Прихожане, которые редко приходят в церковь, ссылаются на житейскую загруженность. Семейные обязанности и забота о карьерном росте воздвигают, казалось бы, непреодолимую преграду на пути в храм Божий. Справиться с бытовой рутиной и отправиться на литургию помогает домашнее чтение сорок первого псалма.

Люди часто путешествуют, посещая другие города или страны. Богомольцы совершают паломничества к святым местам. О благополучном возвращении домой странствующий мирянин молится и читает гимн во время поездки.

Правила чтения

Ни одна служба в церкви не проходит без чтения Псалтыри. Порядок чтения кафизм указан в 17-й главе Богослужебного устава — Типиконе. Каждый день на утрене читается 2-3 кафизмы, на вечерне (кроме воскресенья, когда Псалтырь не читается) — по одной. Отдельные псалмы используются при совершении ежедневных часов. В течение недели Псалтырь прочитывается полностью.

Дни церковного календаря, когда читаются две кафизмы на утреннем богослужении:

  1. Начиная от Антипасхи, которая отмечается через неделю после Воскресения Христова, и до отдания праздника Воздвижения Креста Господня 4-го октября.
  2. Две недели перед началом Великого поста, называемые мясопустной и сырной.
  3. С 20-го декабря до 14-го января по старому стилю, или со 2-го до 27-го января по григорианскому календарю.

«Молитва изгнанника» входит в состав шестой кафизмы. В указанные периоды гимн читается в понедельник на вечернем богослужении.

После отдания праздника Воздвижения и до 2-го января по новому стилю, а также от 27-го января гражданского календаря до воскресенья за две недели до Великого поста на утрене читаются три кафизмы. Во время церковной службы в понедельник утром поется шестая кафизма и 41-й псалом.

Читать еще:  Как вести себя в православной церкви — внешний вид, как нужно молиться, чего нельзя делать, а что нужно

Во время Великого поста молитва читается в понедельник и четверг на утрене. Если в пятую неделю строгого поста на четверг не выпадает праздник Благовещения, то чтение кафизмы и псалма переносится на службу девятого часа в среду. В Страстную седмицу песнопение звучит в церкви только в понедельник утром.

Для домашнего, или келейного, чтения не существует строгих правил. Обращаться к псалмам можно в любое свободное время. Разрешается читать с любого места. Не возбраняется и произнесение только одного любимого псалма или набора гимнов.

Перед началом чтения Псалтыри возносятся предначинательные молитвы:

  1. Молитва Святому Духу.
  2. Трисвятое.
  3. «Отче наш».
  4. Молитва к Пресвятой Троице.

После окончания чтения псалмов произносится молитва «Достойно есть». Каждая кафизма разбита на три части «Славами». На первой «Славе» молятся о патриархе, священнослужителях, духовнике. На второй — просят о здравии родных и близких людей. На третьей — молят об упокоении всех почивших.

Псалмы читают неторопливо, вдумчиво, без эмоций. Недопустима ошибочная расстановка ударений, которая приводит к искажению смысла. Текст на русском языке произносится вполголоса, но внятно. Псалтирь разрешается читать сидя. Слово «кафизма» переводится с греческого языка как существительное «сидение». Зажженная свеча или лампада помогает создать боговдохновенное настроение. Возникающие после молитвословия вопросы необходимо обсудить с духовником. Священник даст вразумительный и толковый совет.

Текст и толкование

Словосочетание «в конец» в первой строчке означает, что молитва имеет пророческий характер. Здесь же указывается, что гимн посвящен пророку Давиду. Автором божественного текста является поэт и певец из семьи Корея.

Во втором и третьем стихе псалмопевец сравнивает человека, оставленного Богом, с ланью, которая мучается от жажды. Как дикое животное в лесу способно преодолеть любые преграды в поисках воды, так и человек готов на любые испытания, чтобы припасть к источнику животворящей влаги — Божьему храму. Поэт противопоставляет Бога тленным идолам язычников, называя Его «живым» и «крепким», то есть всемогущим и вечным.

В четвертой строке упоминается антихрист, который мучает человека провокационным вопросом. Изнуренного физически изгнанника, которому еду и питье заменяют только слезы, сатана хочет довести до отчаяния. Этот страшный грех ведет к разрушению веры.

Пятый стих является пророческим. Вспоминая прежние времена, когда Бог обратился к израильскому народу, псалмопевец уверен, что возвращение в храм произойдет через Спасителя.

Шестой стих полностью повторяется в 12 строчке псалма. Угнетенное состояние скорбящей души преодолевается обращением к Богу. Молящийся уверен, что взывание к Избавителю удалит всяческие невзгоды и напасти.

В строчках с 7-й по 9-ю географически точно указано место, где создавалась молитва. Поэт сравнивает природные катаклизмы в горах с бедствиями, которые обрушиваются на грешника. Однако удары судьбы не в силах поколебать веру изгнанника, днем и ночью возносящего мольбы к Всевышнему.

В заключительных, с 10-й по 12-ю, строчках представлена, собственно, сама молитва. Сетуя на издевательства недоброжелателей, псалмопевец взывает к Царю Небесному и уповает на милость Спасителя. Последний стих — рефрен 6-й строчки — усиливает эмоциональную наполненность псалма.

При чтении Псалтыри светлые чувства наполняют душу. Возникает ощущение сопричастности к событиям, которые излагаются в псалмах. Человеку кажется, что текст написан о нем. Голос Бога, звучащий в каждом слове библейского писания, заставляет снова и снова открывать Псалтырь и читать гимны Царю Небесному.

Видео

В этом видео читается сорок первый псалом.

Псалмы 41 и 42: текст молитвы на русском, для чего читают

Я часто читаю псалмы – священные тексты, собранные в Псалтыре. Я предпочитаю применять их на богослужениях либо у себя дома (келейно). В псалмах отражены исторические действия, переживаемые создателями и их воззвания к Богу. Сейчас я расскажу тщательно о псалмах 41 и 42, обрисую правила их чтения.

О человеке и обществе в псалмах

Концепции спасения в Псалтыре отведена главенствующая роль. Человек при всем этом смотрится очень нелицеприятно – он представлен таким гнездилищем зла и порока. Грех аккомпанирует его с самого момента рождения и аккомпанирует до самого ухода в мир другой. В протяжении всей жизни грех так же является неизменным спутником человека, парализуя его душу и тело, отбирая волю и духовный мир. То, что люди стают друг дружке неприятелями – тоже губительное действие такого же греха, неизменного спутника человека.

В почти всех псалмах взаимоотношениям меж людьми уделяется весьма огромное значение. Но уже с самого начала становится ясно, что без присутствия Бога население земли представляло бы собой массу злостных, брутальных и лживых созданий. В псалмах такие люди, живущие вне веры в Бога, именуют неприятелями. Неприятели притесняли создателей псалмов, жаждали их поражения и погибели. Для противников самой подходящей атмосферой является атмосфера ереси, клеветничества, суеты и хаоса.

Этих безбожников можно найти уже по их виду жизни – они ни от чего не испытывают страданий, им сопутствует странноватая фортуна, на людской работе они не трудятся, нападок со стороны окружающих не испытывают. Из черт нрава у их находится гордыня, грубость, неодолимая любовь к сплетням, презрение к окружающим. Тут же раздельно упоминается, что предателем может стать даже лучший друг, человек, которому было оказано бескрайнее доверие. И это еще ужаснее, чем козни самых свирепых противников.

Итогом всего этого будет то, что создатель псалмов становится изгоем, одиночество в массе – его удел, ведь праведник постоянно один. Даже в тех псалмах, где о этом впрямую не упоминается, видно, что чувство одиночества постоянно аккомпанирует создателя. У него нет никакой опоры и защиты. Если кое-где и говорится о собрании праведных, то это лишь моменты присутствия на богослужениях, где проповедуется слава Божья. Но даже тут просматривается полное отрешение от теплоты, сердечности, неплохой здоровой чувственности, отсутствие поддержки и дружественного роли.

Лишь в единственном псалме под номером 127 описана идиллия домашней жизни, а в 132 – дружная жизнь 2-ух братьев. Нет ничего необычного, ведь и в Библии говорилось – «отыскивай неприятеля в доме твоем» — это обозначает то, что и в семье постоянно может затесаться предатель и неприятель.

В почти всех псалмах выслеживается полнейшее отчаяние и мрак, враждебность окружающих, но ведь такая действительность. Создатель обрисовывает ловушки и ловушки, в которые хотят приманить его неприятели, они клевещут, судачат о нем.

Создатель направляет все свои переживания и горестные мысли в молитву, всем сиим выражая, что Бог – это его единственная вероятная защита и опора. И не только лишь его.

Часто в псалмах дается осознать, что даже в таком беспросветном мраке можно сохранять святость и праведность. Но создатель осознает, что не может надежды быть оправданным Богом, он просто надеется на это. Это выражается в 7 покаянных псалмах, где создатель выражает надежду получить прощение не по заслугам, а по благодати.

Опосля покаяния жизнь создателя представляется усилиями по поддержанию собственной праведности. Он осознает, что поддержки Божьей можно ожидать лишь тогда, когда сам поступаешь праведно в отношении окружающих людей, пусть даже настроенных воинственно.

В псалмах нередко выслеживается тема свободы выбора для человека. Раздельно и весьма ясно так же подчеркивается его ответственность за совершенный выбор.

Конец света и загробная жизнь в псалмах

В псалмах весьма нередко упоминаются определения – благодарение и хвала. Не любой человек способен разграничить эти понятия, считая их синонимичными. Но, это довольно просто. Благодарение поступает от человека к Богу за какие-то Его дары, в то время, как хвала — это бесспорное поклонение Ему, практически экстаз. Благодарение воспевает Всевышнего за какие-то блага, хвала – за то, что это Бог.

В Книжке Хвалений весьма таинственно описана тема загробной жизни, можно сказать – это более загадочная тема тут. Жизнь опосля погибели в ней покрыта заавесью потаенны. Даже сам создатель задавал Господу вопросец – кто же буде его славить опосля погибели псалмопевца? Этот момент отдал повод тому, что длительное время в Израиле отсутствовала вера в наличие загробной жизни. Она представлялась людям в виде небытия.

В псалмах нередко поднимается конкретно тема небытия. Даже в Ветхом завете тема загробной жизни раскрыта не вполне, пророками даже не было установлено то конкретное пространство, где будут обитать людские души опосля погибели. В Псалтыре так же нет обычного всем рая и ада, заместо этого – некоторое королевство мертвых Шеол – страна забвения, молчания. Туда попадают те, о ком Господь наиболее не вспомянет никогда, те, кто не мог Его восславить.

Исследователи в собственных рассуждениях утверждали, что Шеол недозволено именовать полнейшим небытием, слабенькая форма жизни там все таки находится. Она никчемная, безотрадная, бесцельная, но она есть. Это обязано показаться почти всем страданием еще наиболее страшным, чем полное небытие. Как следует, любой должен еще при жизни созодать все зависящее, чтобы избавиться в предстоящем от власти Шеола.

Псалом 41

В псалме 41 есть две части, которые отделяются друг от друга припевом «Что унываешь, душа моя?» Создатель указывает в первой части свои духовные мучения от того, что господь покинул его. Во 2-ой же — его надежда на то, что скоро он будет избавлен от всех несчастий.

Авторство этого псалма приписывается сыновьям Кореевым, которые лупили привратниками Иерусалимского храма. Но, существующая надпись «псалом Давида» почти всех сбивает с толку. По сути, псалом посвящен царю Давиду и всем трудностям, которые выпали на его актуальном пути.

Сыны Кореевы являлись так же приближенными и верными спутниками Давида, которые не отвернулись от него даже в тяжелую минутку бегства от мятежа. Они предназначили ему этот псалом, который стал считаться в православии песнью изгнанника. В песне Давид пеняет на то, что стал изгнанником за пределами собственной страны. При всем собственном отчаянии, правитель не теряет веры в Бога и лишь это держит его от отчаяния на чужбине.

Потому, читать псалом 41 рекомендуется тем, кто на этот момент находится на чужбине и мучается от разлуки с родной стороной. Кроме этого, псалом 41 помогает всем тем, кто мучается от неразделенной любви.

Истолкование

Псалом 42

Данный текст является самым маленьким во всем Псалтыре. Есть рассуждения, что 41 и 42 псалмы – это на самом деле один псалом. Авторство так же принадлежит сынам Корея, а посвящен он так же – царю Давиду. Обхватывает он тот период жизни царя, когда происходило восстание его отпрыска Авессалома. Другими словами, это был один из самых сложных моментов его жизни, когда от него отвернулись почти все, казалось бы, верные люди.

Сыновья же Кореевы были из числа тех, кто оставался с Давидом до конца. Их отец числился известным бунтарем, ему причисляли разжигание плохого мятежа против Моисея. Он был богачом, правление Моисея презирал и был постоянно кое-чем недоволен. Существует мировоззрение, что создатели псалмов не являлись конкретно его отпрысками, а их родителем был некий иной Корей, но доподлинного доказательства этому нет.

42 псалом почаще всего читается за освобождение пленников.

Истолкование

Как уже упоминалось, псалом 42 является дополнением 41, а в неких манускриптах они представляют собой единое целое. Но почаще 41 псалом разглядывают, как самостоятельную песнь.

  • Псалмопевец молит Бога о помощи против народа, замышляющего недоброе против него.
  • Стих 3 содержит надежду и мольбу о возвращении в Иерусалим, на гору Сион. Свет, описанный в псалме, является эмблемой жизни и осознания, а правда – это слово Божье. В окончании – выражение надежды и этот же рефрен, что и в прошлом псалме.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector