Кабала — мистика или религия, ответы на вопросы

Каббала — наука или религия?

Доброго вам времени суток, Марина!

Вот какое определение «каббале» даёт еврейская энциклопедия:

КАББАЛА́ (קַבָּלָה, буквально `получение`, `предание`), эзотерическое еврейское теософское учение с выраженными элементами мистики и магии (теургии) . В отличие от чистой мистики каббала предпочитает непосредственным путям познания Божества созерцание, размышление, молитву и стремление постигнуть скрытый, истинный смысл Торы и других священных книг, заключающих, по мнению каббалистов, символическое описание Бога и Божественных процессов. Вместе с тем каббале, как и мистике, свойственно стремление приподнять завесу таинственного и непостижимого , использование символов как единственно адекватного средства выражения и предпочтение интуитивного мышления дискурсивному.

Не думаю, что каббалу можно назвать наукой, хотя сами каббалисты, конечно, со мной не согласятся, сказав приблизительно следующее: «каббала абсолютно противоположна вере, она не имеет никакого отношения ни к религиям, ни к любого рода верованиям — это чистый эксперимент» . И продолжит: «Для того чтобы исследовать наш мир, который традиционным способом перед нами не раскрывается, необходимо развить в себе шестой орган чувств . С помощью этого дополнительного сенсора человек начинает ощущать скрытую часть мироздания и, соответственно, изучает ее, сообразуясь с теми же законами и правилами, какие приняты в любой академической науке. Чтобы результат был как можно более достоверным, каббалисты используют неоднократную повторяемость опытов, и способ передачи знания от одного исследователя к другому. Единственное, что отличает ученого-каббалиста от представителей других областей науки, это то, что он должен прежде, чем заняться изысканиями, развить в себе шестой орган чувств ».

Таким образом, каббала – это попытка человека проникнуть в сферы, которые недоступны плоти , ведь наша плоть, например, не может видеть ангелов (если только Бог не даст нам такой возможности) или не может видеть духовные проявления Бога, да и многое другое и того, что почему-то скрыто от нашего взора. Не будем пока вдаваться в вопрос о том, почему Бог решил многое скрыть от нас.

Почему я не могу назвать каббалу наукой? Потому что она имеет дело с тем, что невозможно измерить, отмерить, но почему-то требует от человека развить в себе какую-то особую способность к восприятию действительности. Некий шестой орган чувств. Однако я хорошо помню, что говорит Бог о человеческой природе и человеческом сердце:

(Иер.17:9) «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»

(Быт.8:21) «помышление сердца человеческого — зло от юности его »

(Рим.3:10-12) «как написано: нет праведного ни одного; нет разумевающего; никто не ищет Бога; все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного».

(Рим.3:23) «потому что все согрешили и лишены славы Божией »

Вот просто честно подумайте: если такой человек, с порочным от юности сердцем, будет пытаться развить в себе какое-то «шестое чувство» и потом копаться этим чувством в том, что Бог явно намеренно скрыл, то что из этого получится? Неужели что-то доброе? Разве может зло рождать добро? Разве из злого сердца могут проистекать по-настоящему добрые мысли, понятия, дела? Подделки могут появиться, ведь злое сердце на то и злое, чтобы обманывать даже своего хозяина.

Лук.6:45 «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его».

Может ли испорченное сердце, с которым рождается каждый из нас без исключения, честно стоять на пути познания Творца миров?

Так наука перед нами или нечто , пытающееся быть наукой, но на самом деле являющееся попыткой ограниченного плотью (грешной плотью) человеческого ума разложить на составляющее Бесконечность?

Неужели Бог недостаточно открыл нам Себя в Писании, чтобы нам нужно было развивать какое-то ещё «шестое чувство», чтобы познать Его? Ведь Сам Бог нигде в Писании не говорит о необхимости делать это! Более того, мы видим, что Бог постоянно пытается Сам приблизиться к человеку, Сам говорить с человеком, Са м вести человека. Неужели Он изменился или отказывается делать то же самое по отношению к каждому из нас?

Вы понимаете, что вам всё равно придётся верить в то, чему учит каббала? Разве можно проверить, например, это: «Каббала свидетельствует, что если мы не начнем выполнять программу исправления, то нас ожидает возможность третьей и четвертой мировых ядерных войн, в результате которых останется буквально несколько миллионов человек, но они все равно выполнят программу творения» ? Каким способами вы это проверите, какими формулами, химико-физическими выкладками? Потом каббала предложит вам программу исправления и опять придётся поверить. . Религия или наука?

При этом каббала всё равно предлагает вам верить в существоавание Творца, высших сил, духовного мира. Религия или наука?

На мой взгляд, чистейшей воды религия, которая не понимает или старательно скрывает и от себя, и от других, что и религия никогда не чуждалась возможности сообраховываться «с теми же законами и правилами, какие приняты в любой академической науке». Лишь бы эти законы и правила не противоречили Истине.

Кабала — мистика или религия, ответы на вопросы

Существует стойкое убеждение, что каббала является мистическим учением евреев. Некоторые считают, что это какая-то кабала от слова «закабалить». Так ли это на самом деле? За многие тысячелетия своего существования наука каббала обросла толстым слоем легенд и суеверий. Ей приписывают оберег красная нить и прочие мистические атрибуты. Пришло время осветить этот вопрос подробно и в деталях.

Древний Вавилон

Свое начало практическая наука каббала берет во времена древнего Вавилона от праотца Авраама. Его семейств было первой каббалистической группой, открывшей свойства Творца в нашем мире. Об этом нам рассказывает рав Михаэль Лайтман, ученик знаменитого каббалиста Рабаша. Однако еще до появления Авраама каббалу познал первый человек — Адам. Именно от него и начинается история каббалы как науки о познании высшей природы.

Адам раскрыл, что мирозданием управляет единая высшая сила, и дал ей название — Творец. Вы можете усомниться в словах рава Лайтмана, сославшись на Библию. Однако священное писание было записано аллегорическим языком в стиле исторического романа, поэтому буквально понимать написанное нельзя. Чтобы правильно понять то, о чем повествует Библия, нужно изучить каббалистические первоисточники, в частности, введение в книгу Зоар (автор Бааль Сулам).

Итак, что же раскрыл первый человек Адам? Он раскрыл, что управляющая сила, названная им Творцом, не имеет формы и других физических параметров. А были ли другие люди до Адама? Были, но именно Адам впервые задумался о смысле жизни и раскрыл в природе управляющую силу. Поэтому он и называется в Библии первым человеком, ведь только познание Творца отличает человека от животных.

После Адама каббала уже упоминает Авраама, жившего в древнем Вавилоне. Были ли до Авраама другие каббалисты? Между ним и Адамом прошло 20 поколений каббалистов, которые не оставили после себя письменных источников. С течением тысячелетий каббалисты открывали законы высшего мира и передавали их в устном и письменном виде своим последователям. Однако вплоть до 1995 года наука каббала была сокрыта от населения земли, и только сейчас мы можем в свободном доступе читать книги великих каббалистов нашего времени и прошлых веков — Ари, Рабаш, Рамбам, Бааль Сулам, Михаэль Лайтман.

Предмет изучения каббалы

Итак, каббала изучает высшую природу, которая управляет всем мирозданием. Учение каббала не преследует какую-то корыстную цель улучшения материального состояния человека в данном мире, который считается иллюзорным (преходящим). Эта наука вообще не касается материи как таковой, а раскрывает духовные миры. Никакой мистики и волшебства в каббале нет и быть не может. Это всецело научная дисциплина, основанная на практическом опыте.

Предмет изучения каббалы:

  • общее устройство мироздания;
  • процесс сотворения мира;
  • неживая, растительная и животная природа;
  • место человека в мироздании;
  • возможность вмешательства человека в мироздание;смысл существования человека, реинкарнации души;
  • иные аспекты, касающиеся нашего вечного существования.

На основании изученного kabbalah выводит общий закон мироздания и дает детальную картину его функционирования. Именно эта наука дает ответы на вопросы о смысле жизни, месте человека на земле и его функции, о природе смерти и страданиях всех людей на земле. С помощью каббалы можно понять, для чего всё существует и куда движется, почему земля наполнена людским горем и кто источник этого горя.

Практическое освоение каббалы

Что нужно для того, чтобы стать каббалистом? Для этого необходимо лишь желание уподобиться Творцу по свойствам. Мера подобия и определяет духовный уровень человека. Подобие достигается изменением (исправлением) эгоистических свойств на альтруистические. Постепенно раскрывая в себе и изменяя природное зло на добро, человек поднимается по духовным ступеням вплоть до полного слияния с Творцом.

Под исправлением каббала понимает изменение отношения к происходящему: человек должен понимать, что любые обстоятельства способствуют его исправлению и духовному продвижению. Со временем человек осознает, что меняется лишь его отношение ко всему, но не окружающий мир. Мир уже не воспринимается как нечто враждебное и злое, он наполнен добром и совершенством.

Человек вдруг понимает, что несовершенство находится в нем самом, а не в окружающем мире.

Это состояние является следствием изменения личных качеств, а не молитвенных бдений. Чтобы достичь совершенства, молитвенный подвиг не нужен. Только внутреннее созерцание и преображение изменит человека и приведет к слиянию с Творцом. Этому учит наука каббала.

Отличие каббалы от религии

Многие люди связывают каббалу с религиозным мировоззрением иудеев. Однако это не так. Каббала не имеет никакой связи с религией, так как в ней отсутствует поклонение кому-либо.

Религия считает, что отношение Бога меняется в зависимости от поведения человека. Каббала это отрицает, утверждая, что Творец находится в абсолютном совершенстве, поэтому неизменен.

Любая религия учит, что человек может вымолить у Бога снисхождение к нему молитвами, умилостивить его. Однако каббала утверждает, что невзгоды постигают человека не из-за перемены отношения Творца к нему, а из-за изменений в самом человеке. Творца невозможно ничем задобрить, так как он не гневается на человека и не посылает наказаний. Все наказания происходят из-за нарушений человеком законов мироздания, а не по причине немилости Творца.

Религия считает, что для получения милости нужно неустанно упрашивать Бога в молитвах. Каббала говорит, что человек должен внутренне измениться, чтобы изменились внешние обстоятельства. Если религия и призывает к внутреннему изменению, то ради получения благ от Бога. Каббала говорит о другом внутреннем изменении — подобии Творцу по свойствам.

Читать еще:  Петров пост: что можно и нельзя кушать, православные обычаи и правила

Религия уверена, что у Бога есть любимчики. Каббала говорит, что Творец посылает благо всем — и добрым, и злым. Потому что его любовь к миру неизменна и не может зависеть от поведения человека. Религии часто входят в конфронтацию между собой, делят право быть услышанными Богом. Каббала говорит, что нет необходимости меряться силой и превозноситься друг над другом — нужно просто возжелать уподобиться Творцу во всем.

Каббала учит, что нужно не молиться, а меняться. Тем самым вызывает на себя критику со стороны религиозных деятелей разных конфессий, в том числе, и ортодоксального иудаизма.

Есть различия и в понимании слова «праведник». Согласно религиозным канонам праведником является тот, кто ведет праведную с точки зрения религии жизнь. Каббала говорит, что праведник — это тот, кто во всем оправдывает действия Творца. По мере изменения своих свойств и уподобления Творцу праведник все больше и больше буде оправдывать его действия.

С понятием «праведник» в религиях тесно связано понятие «греха». Это именно то, в чем человек должен постоянно каяться, чтобы не навлечь на себя гнев божий. Но каббала говорит, что человек не виновен в своей природе — он таким был создан. Творец не наказывает его за проявления уродливой природы, но ждет изменений. Если человек осознает ущербность своей внутренней природы и обратится к Творцу с просьбой об изменении, тогда получит помощь.

Отличие каббалы от эзотерики

Здесь уместно сравнение с идолопоклонством. Эзотерика считает, что в предметах нашего мира может быть заключена некая высшая сила. Каббала не признает никаких амулетов и талисманов, потому что в них не может быть ничего сверхъестественного и мистического. Любое поклонение силе, отличной от свойств Творца, является идолопоклонством.

Творец обладает лишь одним свойством — свойством любви и отдачи. Нет никаких сил, выше него. Если человек полагается на предметы этого мира и приписывает им долю всемогущества, он впадает в идолопоклонство. Поэтому не существует никакой связи между каббалой и эзотерикой. Каббала рассматривает амулеты и обереги как некое психологическое воздействие на сознание человека, но не как атрибуты высшей силы.

Эти знаки не относятся к классической каббале:

  • красная нитка;
  • меч Гаваона;
  • меч Давида;
  • пентаграмма прямая и перевернутая;
  • каббалистический крест;
  • печати Соломона.

Единственным символом классической каббалы является Древо Сфирот, которое отображает строение человеческой души. Никакие печати царя Соломона не изучаются наукой каббала, так как она вообще не рассматривает земные дела — удачу, богатство, защиту от негатива и тому прочее.

Любое отклонение от классической каббалы в мистику может привести к умопомрачению. Об этом необходимо помнить, и не доверять разного рода профанаторам. Если вам предлагают улучшить земную жизнь с помощью каббалы, значит, уводят в сторону от истины. Эта наука изучает духовный мир и методику познания высшего. Всё остальное — не каббала.

Кабала — мистика или религия, ответы на вопросы

Существует стойкое убеждение, что каббала является магическим учением евреев. Некие считают, что это какая-то кабала от слова «закабалить». Так ли это на самом деле? За почти все тысячелетия собственного существования наука каббала обросла толстым слоем легенд и суеверий. Ей приписывают идол красноватая нить и остальные магические атрибуты. Настало время осветить этот вопросец тщательно и в деталях.

Старый Вавилон

Свое начало практическая наука каббала берет во времена старого Вавилона от праотца Авраама. Его семейств было первой каббалистической группой, открывшей характеристики Творца в нашем мире. О этом нам ведает рав Михаэль Лайтман, ученик известного каббалиста Рабаша. Но еще до возникновения Авраама каббалу узнал 1-ый человек — Адам. Конкретно от него и начинается история каббалы как науки о зании высшей природы.

Адам раскрыл, что мирозданием управляет единая высшая сила, и отдал ей заглавие — Творец. Вы сможете усомниться в словах рава Лайтмана, сославшись на Библию. Но священное писание было записано аллегоричным языком в стиле исторического романа, потому практически осознавать написанное недозволено. Чтоб верно осознать то, о чем повествует Библия, необходимо изучить каббалистические первоисточники, а именно, введение в книжку Зоар (создатель Бааль Сулам).

Итак, что все-таки раскрыл 1-ый человек Адам? Он раскрыл, что управляющая сила, нареченная им Творцом, не имеет формы и остальных физических характеристик. А были ли остальные люди до Адама? Были, но конкретно Адам в первый раз задумался о смысле жизни и раскрыл в природе управляющую силу. Потому он и именуется в Библии первым человеком, ведь лишь зание Творца различает человека от звериных.

Опосля Адама каббала уже упоминает Авраама, жившего в старом Вавилоне. Были ли до Авраама остальные каббалисты? Меж ним и Адамом прошло 20 поколений каббалистов, которые не оставили опосля себя письменных источников. С течением 1000-летий каббалисты открывали законы высшего мира и передавали их в устном и письменном виде своим последователям. Но прямо до 1995 года наука каббала была скрыта от населения земли, и лишь на данный момент мы можем в вольном доступе читать книжки величавых каббалистов нашего времени и прошедших веков — Ари, Рабаш, Рамбам, Бааль Сулам, Михаэль Лайтман.

Предмет исследования каббалы

Итак, каббала изучает высшую природу, которая управляет всем мирозданием. Учение каббала не преследует какую-то алчную цель улучшения вещественного состояния человека в данном мире, который считается призрачным (преходящим). Эта наука совершенно не касается материи как такой, а открывает духовные миры. Никакой мистики и волшебства в каббале нет и быть не может. Это всецело научная дисциплина, основанная на практическом опыте.

Предмет исследования каббалы:

  • общее устройство мироздания;
  • процесс сотворения мира;
  • неживая, растительная и звериная природа;
  • пространство человека в мироздании;
  • возможность вмешательства человека в мироздание;смысл существования человека, реинкарнации души;
  • другие нюансы, касающиеся нашего нескончаемого существования.

На основании изученного kabbalah выводит общий закон мироздания и дает детализированную картину его функционирования. Конкретно эта наука дает ответы на вопросы о смысле жизни, месте человека на земле и его функции, о природе погибели и страданиях всех людей на земле. При помощи каббалы можно осознать, для чего же всё существует и куда движется, почему земля заполнена человеческим горем и кто источник этого горя.

Практическое освоение каббалы

Что необходимо для того, чтоб стать каббалистом? Для этого нужно только желание уподобиться Творцу по свойствам. Мера подобия и описывает духовный уровень человека. Подобие достигается конфигурацией (исправлением) эгоистических параметров на альтруистические. Равномерно раскрывая внутри себя и изменяя природное зло на добро, человек поднимается по духовным ступеням прямо до полного слияния с Творцом.

Под исправлением каббала соображает изменение дела к происходящему: человек должен осознавать, что любые происшествия содействуют его исправлению и духовному продвижению. С течением времени человек понимает, что изменяется только его отношение ко всему, но не мир вокруг нас. Мир уже не воспринимается как нечто агрессивное и злое, он заполнен хорошем и совершенством.

Человек вдруг соображает, что несовершенство находится в нем самом, а не в внешнем мире.

Это состояние является следствием конфигурации личных свойств, а не молитвенных бдений. Чтоб достигнуть совершенства, молитвенный подвиг не нужен. Лишь внутреннее созерцание и преображение изменит человека и приведет к слиянию с Творцом. Этому учит наука каббала.

Отличие каббалы от религии

Почти все люди связывают каббалу с религиозным миропониманием иудеев. Но это не так. Каббала не имеет никакой связи с религией, потому что в ней отсутствует поклонение кому-либо.

Религия считает, что отношение Бога изменяется зависимо от поведения человека. Каббала это опровергает, утверждая, что Творец находится в абсолютном совершенстве, потому неизменен.

Неважно какая религия учит, что человек может вымолить у Бога снисхождение к нему молитвами, умилостивить его. Но каббала утверждает, что невзгоды познают человека не из-за перемены дела Творца к нему, а из-за конфигураций в самом человеке. Творца нереально ничем задобрить, потому что он не гневается на человека и не отправляет наказаний. Все наказания происходят из-за нарушений человеком законов мироздания, а не из-за немилости Творца.

Религия считает, что для получения милости необходимо неустанно упрашивать Бога в молитвах. Каббала гласит, что человек должен внутренне поменяться, чтоб поменялись наружные происшествия. Если религия и призывает к внутреннему изменению, то ради получения благ от Бога. Каббала гласит о другом внутреннем изменении — подобии Творцу по свойствам.

Религия уверена, что у Бога есть любимцы. Каббала гласит, что Творец отправляет благо всем — и хорошим, и злым. Поэтому что его любовь к миру неизменна и не может зависеть от поведения человека. Религии нередко входят в конфронтацию меж собой, делят право быть услышанными Богом. Каббала гласит, что нет необходимости меряться силой и превозноситься друг над другом — необходимо просто захотеть уподобиться Творцу во всем.

Каббала учит, что необходимо не молиться, а изменяться. Тем вызывает на себя критику со стороны религиозных деятелей различных конфессий, в том числе, и ортодоксального иудаизма.

Есть различия и в осознании слова «праведник». Согласно религиозным канонам праведником является тот, кто ведет праведную исходя из убеждений религии жизнь. Каббала гласит, что праведник — это тот, кто во всем оправдывает деяния Творца. По мере конфигурации собственных параметров и уподобления Творцу праведник больше и больше буде оправдывать его деяния.

С понятием «праведник» в религиях тесновато соединено понятие «греха». Это конкретно то, в чем человек должен повсевременно каяться, чтоб не навлечь на себя гнев божий. Но каббала гласит, что человек не виновен в собственной природе — он таковым был сотворен. Творец не наказывает его за проявления уродливой природы, но ожидает конфигураций. Если человек понимает ущербность собственной внутренней природы и обратится к Творцу с просьбой о изменении, тогда получит помощь.

Отличие каббалы от эзотерики

Тут уместно сопоставление с язычеством. Эзотерика считает, что в предметах нашего мира быть может заключена некоторая высшая сила. Каббала не признает никаких амулетов и талисманов, поэтому что в их не быть может ничего сверхъестественного и магического. Хоть какое поклонение силе, хорошей от параметров Творца, является язычеством.

Читать еще:  Именины Тимофея по церковному календарю — покровители, полное описание и происхождение имени, день Ангела

Творец владеет только одним свойством — свойством любви и отдачи. Нет никаких сил, выше него. Если человек полагается на предметы этого мира и приписывает им долю всемогущества, он впадает в язычество. Потому не существует никакой связи меж каббалой и эзотерикой. Каббала разглядывает амулеты и идолы как некоторое психологическое действие на сознание человека, но не как атрибуты высшей силы.

Эти знаки не относятся к традиционной каббале:

  • красноватая нить;
  • клинок Гаваона;
  • клинок Давида;
  • пентаграмма ровная и перевернутая;
  • каббалистический крест;
  • печати Соломона.

Единственным эмблемой традиционной каббалы является Древо Сфирот, которое показывает строение людской души. Никакие печати царя Соломона не изучаются наукой каббала, потому что она совершенно не разглядывает земные дела — фортуну, достояние, защиту от негатива и тому прочее.

Хоть какое отклонение от традиционной каббалы в мистику может привести к умопомрачению. О этом нужно держать в голове, и не доверять различного рода профанаторам. Если для вас дают сделать лучше земную жизнь при помощи каббалы, означает, уводят в сторону от правды. Эта наука изучает духовный мир и методику зания высшего. Всё остальное — не каббала.

Каббала. Ответы на часто задаваемые вопросы

Откуда происходит Каббала?

Это один из вопросов, на которые едва ли возможно дать точный и исчерпывающий ответ. Как и вокруг многих эзотерических учений, вокруг Каббалы существуют свои мифы и гипотезы. Если говорить обобщенно, в основе Каббалы лежат духовные откровения, полученные мудрецами и пророками древности, и развитые затем благодаря аналогиям и исследованию в стройную систему. Можно с уверенностью сказать, что уже с раннего средневековья существовали отдельные ключевые тексты (к примеру, Сефер Ецира), легшие в основу Каббалы как более организованного учения, а в позднее средневековье Каббала оформилась как система и с тех пор непрерывно развивается.

Согласно версии, распространенной среди оккультных школ последних столетий, Каббала представляет квинтэссенцию эзотерических знаний Древнего Египта, полученную Моисеем и заново сформулированную как часть Устной Торы для народа Израиля. Согласно версии иудаизма, Каббала была дарована народу Израиля вместе с остальными частями Торы во время синайского откровения. Важно отметить, что обе эти версии прослеживают истоки Каббалы со второго тысячелетия до н. э. Современная академическая наука не находит явных подтверждений существования специфически каббалистических текстов до эпохи Средневековья, при этом тот факт, что Каббала во многом опирается на священные писания древности (Танах, Талмуд и др.) никем не отрицается.

Является ли Каббала религиозным учением?

Каббала в течение значительной части своей истории развивалась внутри религии иудаизма. Наиболее выдающиеся каббалисты были глубоко религиозными людьми. Также и христианские каббалисты, в основном, были в тесной связи со своей религией. Тем не менее, из этого не следует делать вывод, что Каббала – это религия или ее часть. Скорее, указанные выше факты связаны с тем, что до XVIII – XIX веков религия имела большое влияние на общество, и выдающиеся мыслители, ученые, деятели искусства и т. д., как правило, были религиозными людьми. По мере развития общества само отношение к религии переосмысляется, и эзотерические знания переходят в самостоятельную категорию, обретая способность существовать и развиваться за пределами религиозной общины. Такой же путь проходит и Каббала.

Является ли Каббала исключительно еврейским учением?

Нет, таковым она не является. Среди каббалистов последних шести столетий можно указать много имен как евреев, так и представителей других народов (в основном, европейских). Во многом этот вопрос связан с предыдущим, поскольку с точки зрения иудаизма Каббала – часть Устной Торы, а вся Устная Тора предназначена для евреев. Тем не менее, история уже доказала, что Каббала изучалась и развивалась в различных школах – как в ешивах иудаизма, так и в масонских ложах, розенкрейцерских орденах, в философских школах мыслителей Ренессанса, а в настоящее время – в школах современной эзотерики и различных онлайн-проектах в Интернете. Большинство из этих объединений не были напрямую связаны с евреями.

Верно ли, что Каббалой нельзя заниматься до 40 лет?

Такого требования нет ни в еврейской литературе по Алахе (религиозный закон), ни в трудах авторов и школ, развивавших каббалистическую традицию. Скорее, подобное требование возникало среди отдельных раввинов, пытавшихся по своему усмотрению сдерживать чрезмерное распространение Каббалы, которое им виделось опасным для общества. Против такого возрастного требования однозначно говорит и тот факт, что большинство великих каббалистов начинали изучать эти знания задолго до 40 лет, часто даже еще в детстве (в пример можно привести Ари, Рамхаля, Виленского Гаона и др.) Среди них были и такие, кто умирал, не дожив до 40 лет, и при этом успевал достичь в Каббале больших высот. Можно заключить, что возрастные требования вообще не имеют никакого отношения к сути обсуждаемого вопроса.

Могут ли женщины изучать Каббалу, или это занятие только для мужчин?

Среди каббалистов прошлого, в основном, преобладают мужчины. Это имеет те же причины, по которым мужчины оставили гораздо больший, чем женщины, след в истории науки или философии. Тем не менее, нет никаких объективных причин, по которым женщины не могли бы изучать Каббалу.

Были ли в истории какие-то известные женщины-каббалисты?

В тех эзотерических школах, где женщины не допускались к обучению, естественно, не могло появиться выдающихся женщин-эзотериков, достигших значительных результатов в любой области, в том числе и в Каббале. С другой стороны, в тех школах, где женщины участвовали наравне с мужчинами, они также достигали значительных результатов. К первому типу школ можно отнести религиозные еврейские ешивы каббалистов, а также ордена регулярного масонства или оккультные ордена, созданные для регулярных масонов. Ко второму типу – такие ордена, как Золотая Заря или Орден Восточных Тамплиеров. Среди школ второго типа женщины-каббалисты были. В качестве примера можно назвать Дион Форчун, написавшую книгу «Мистическая Каббала», которую сегодня можно уже считать классикой.

Что Каббала говорит о Боге?

Каббала говорит, что суть Бога непостижима, однако Он проявляется в сотворенной Вселенной, а человек способен постигать Бога через Его проявления. Этим проявлениям каббалисты дают отдельные имена. Между различными проявлениями Бога можно выделить определенные отношения, что позволяет организовать их в систему и изучать уже не как Абсолют (поскольку Абсолют изучать все равно невозможно), а как относительный божественный мир.

Можно ли кратко сформулировать основной принцип Каббалы?

Основной принцип Каббалы – это аналогия между божественным миром и материальным миром. В первую очередь, это включает аналогию между Богом и человеком. Именно это утверждают священные писания, говоря, что человек был создан «по образу и подобию» Бога. Из этой аналогии вытекает множество выводов об устройстве духовных миров, их сил, обитающих в них существах и о том, как все это проявляется в жизни человека и может быть им сознательно использовано. На этом же принципе строится понимание того, какой путь развития уготован человеку, и как он может пройти этот путь, реализовав скрытый в нем божественный потенциал.

Данный принцип аналогии роднит Каббалу с другими фундаментальными Оккультными Науками. Вкратце он известен по Изумрудной Скрижали Гермеса Трисмегиста, где сказано: «То, что наверху, аналогично тому, что внизу, а то, что внизу, аналогично тому, что наверху». Это позволяет рассматривать Каббалу как раздел Оккультной Науки.

Какое место Каббала занимает в составе Оккультной Науки?

В западной оккультной традиции Каббала заняла центральное место приблизительно с XV-XVI веков. Среди различных теософских систем (т. е. таких, которые описывают динамику божественного мира) Каббала оказалась наиболее точной, разработанной, доступной, сохранившейся в целости и отвечающей практическим нуждам и культуре европейских мистиков. Описывая духовные корни сил, действующих в материальном мире, Каббала смогла занять верхний этаж над астрологией и алхимией. По этой же причине Каббала задает структуру и значения арканов Таро. На основе каббалистических законов строятся ритуалы посвящения и магические практики, а имена Бога, ангелов и демонов, известные из Каббалы, используются в них как основной инструмент.

Существуют ли в Оккультизме иные теософские системы, представляющие альтернативу Каббале?

По-видимому, у наиболее развитых древних народов существовали свои теософские системы. В этой связи Каббалу нередко ставят в соотношение с системой древних египтян (см. ответ №1). Однако эти древние теософии дошли до наших дней в плохой сохранности, поскольку их непосредственные носители давно исчезли из нашего мира. Эти знания могут представлять предмет интеллектуальных спекуляций и фрагментарно использоваться как дополнительный материал в работе оккультиста, но они недостаточны для построения Оккультной Науки на их основе.

На шаг ближе стоят античные мистико-философские системы. Чаще всего в этой связи упоминается пифагореизм, однако в виду отсутствия первоисточников (письменных трудов самого Пифагора) область для сравнения и использования здесь также невелика. Платонизм и неоплатонизм дают больше материала для оккультиста. Как пифагореизм, так и платонизм имеют глубокое внутреннее родство с Каббалой, и потому в Оккультизме рассматриваются как одно целое с ней. С другой стороны, аристотелизм в течение многих веков был оппонентом Каббалы в философском диспуте. «Война» каббалистов и перипатетиков (последователей Аристотеля) закончилась уверенной победой каббалистов как в иудаизме, так и в эзотерических школах Европы.

Существует ли связь между Каббалой и магией?

Магия существует в различных формах, но если говорить о западной церемониальной магии, ее связь с Каббалой несомненна. Главным образом, она выражается в используемых еврейских буквах, божественных именах и прочих словах на иврите, произносимых как часть молитв и магических заклинаний и наносимых на талисманы, амулеты, камеи и т. д. Каббалисты делят свое знание на умозрительную и практическую Каббалу. По факту «практическая Каббала» является магией, опирающейся на духовные законы, известные из Каббалы умозрительной.

Является ли магия злом? Находится ли ее источник у дьявола, демонических сил и т. д.?

Магия сама по себе не является ни добром, ни злом. Это не более, чем действие с помощью законов духовного мира. Магия как учение (Оккультизм) показывает эти духовные законы, помогая человеку вести более разумную жизнь. Поскольку одним из таких законов является закон о действии и противодействии, образованному магу очевидно, что любое совершенное им зло навлечет встречное зло на него самого. Следовательно, знание и владение магией скорее повышает нравственность человека, помогая ему избегать вреда для себя и окружающих. Высшим источником сил, работающих в магии, является Бог, как и источником любых других сил во Вселенной. Тем не менее, человек по своей воле или в результате слабости способен употребить магическую силу во зло. В этом отношении магию можно сравнить с физикой, которая не является ни добром, ни злом, и в целом способствует более разумному отношению к природе, однако в руках человека может породить как инструмент спасения, так и страшное оружие истребления.

Читать еще:  Как вернуть любимого человека после расставания молитвами

Если магия – не зло, а лишь разумное применение законов природы, а Каббала, воспринимаемая иудаизмом как часть Устной Торы, содержит в себе магию, почему же иудаизм как религия осуждает магию?

Этот вопрос возникает часто, однако базируется он на недоразумении. Нам неизвестно в точности, что именно осуждает иудаизм. В Торе перечисляется ряд оккультных практик, которые попадают под запрет. Некоторые из них имеют определения в религиозной литературе (хотя и весьма расплывчатые), другие вызывают лишь споры. В этом списке запрещенных практик встречается слово «кишуф» (כישוף), которое обычно переводят как «колдовство». Точное определение «колдовства» в литературе по Алахе отсутствует. Какая именно практика подразумевалась в тексте изначально, можно лишь догадываться по косвенным признакам.

С другой стороны, среди оккультистов, активно занимавшихся магией, проводится разграничение между собственно «магией» в высшем смысле и «колдовством». Парацельс, известный оккультист XVI века, говорит, что магия и колдовство – как свет и тьма. Элифас Леви в XIX веке писал, что маг – верховный первосвященник природы, тогда как колдун лишь оскверняет ее. Из всего этого видно, что магия и колдовство – это противоположное использование духовных сил (см. ответ №13). Следовательно, если под колдовством понимать использование магической силы во зло, можно уверенно утверждать, что такое колдовство осуждается как религией (иудаизмом, христианством), так и Оккультизмом.

В чем основная ценность Каббалы для современного человека?

Прежде всего, Каббала помогает сформировать целостное представление о мироздании, базирующееся на признании не только материального мира, но и более тонких планов. Это открывает разум для более непредвзятого и честного исследования истинной природы человека, его духа, сознания, скрытых сил. Благодаря взгляду на духовную природу человека Каббала помогает найти смысл и цель в жизни, которые упускаются в рамках мировоззрения, построенного исключительно на светских науках.

Для среднего человека, привыкшего к тому, чему его обучила система светского образования, такие открытия могут совершить кардинальный переворот в сознании, перевести всю жизнь на качественно лучший уровень, внести в нее новое внутреннее наполнение. Это, в свою очередь, откроет путь к дальнейшему изучению и практикам, которые также позволят овладеть ранее скрытыми силами и возможностями (см. ответ №16).

В чем основная ценность Каббалы для современного эзотерика?

Каббала способна упорядочить и систематизировать разрозненные сведения, почерпнутые из различных эзотерических дисциплин. Она показывает причинно-следственные связи между другими явлениями. Это служит хорошим «фильтром» и «проверочным камнем» для знаний, имеющихся в распоряжении эзотерика. Благодаря каббалистическому подходу он увидит связи внутри своего ремесла, которые прежде не были ему очевидны. Он также найдет внешние связи, которые позволят ему выйти к более широкому взгляду на духовный мир. Следовательно, он сможет добавить в свой арсенал новые инструменты, природу которых прежде не понимал.

Поскольку любые эзотерические дисциплины так или иначе имеют предметом своего изучения человека, Каббала помогает им понять его посредством универсальных аналогий. В отличие от современной психологии (которую можно считать еще очень молодой и неопытной дисциплиной), Каббала структурирует душу человека очень подробно, тем самым прокладывая путь в том числе и к терапевтическим практикам.

Особую ценность увидят в Каббале тарологи и маги. Для первых она принесет более глубокое понимание арканов (и, следовательно, более точные предсказания); для вторых – ключ не только к пониманию старых ритуалов и заклинаний, но и к построению новых.

Каббала: знание или мистика?

Если и существует уровень Торы, к которому применимо определение «каббала» (в переводе с иврита — «получать»), то это уровень Каббалы — знания предназначенного для посвященных.

Однако это понятие требует более глубокого объяснения, ведь мы знаем, что вся Тора является знанием, специально «переданным» Создателем еврейскому народу через Моше. «Моше получил Тору на Синае», — читаем мы в первой Мишне «Пиркей авот» («Поучения отцов»).

Тексты Каббалы также следовали этим путем. Они были переданы устно, позже одновременно с Мишной записаны мудрецами. Один из этих мудрецов раби Шимон бар Йохай, имя которого, впрочем, очень часто упоминается в других текстах того времени, а именно в Мишне и Барайте.

Тогда чем отличается Каббала от других частей Торы?

Различия между Мишной и Каббалой

Мишна базируется на реальных конкретных понятиях. В ней могут рассматриваться случай с быком, поддевшим на рога корову, или способ трубить в шофар, перечисляться 39 работ, запрещенных в шабат и т.д. Заповеди, которые она описывает, в большинстве своем основаны на реальной действительности.

Даже различные уровни понимания, а именно «Пшат» (буквальный смысл), «Драш» (интерпретация) и «Ремез» (намеки), обычно доступны в том, что касается открытой части Торы, так как человек, который с ними сталкивается, находит в них сведения из реального, близкого ему мира; и они соответствуют его повседневному опыту.

Это касается большинства текстов наших мудрецов независимо от того, относятся ли они к миру природы, социальных отношений или же технических и научных мировых проблем.

Даже когда некоторые тексты Мишны касаются непосредственно мира идей, с помощью человеческой интуиции можно уловить их смысл, так как эти идеи, какими бы возвышенными они ни были, все еще относятся к реальности.

В Каббале, напротив, описаны структуры совершенно другого порядка: ее понятия ускользают от человеческого понимания, так как они принадлежат миру полной, абсолютной абстракции.

Даже само значение слова «сфира», являющегося одним из базовых определений в Каббале, указывает на абстрактность этого понятия. Гаон из Вильно пишет в своем комментарии к Сефер Йецира (стр. 5, пункт 5): «Почему сфирот называются та к (их корень “лиспор” — “считать”)? Потому что число есть лишь создание ума, не связанное с материей».

Рав Хаим из Воложина, самый выдающийся ученик Гаона из Вильно, приводит утверждение от лица своего учителя (Кетер Рош, окончание сидура а-Гра, параграф 61): «Там, где кончается философия, там и по ту сторону начинается мудрость Каббалы».

Каббала — это изнурительное бесплотное учение, не связанное ни с чем пережитым, потому что оно не использует никакого точного ориентира. Это самое бескорыстное учение, поскольку оно не отвечает никакой реальной мысли. Как ни парадоксально, но, вероятно, это и является причиной, по которой Каббала вызывает столько любопытства, хотя любопытные часто бывают разочарованы его эзотерическим характером.

Но что является предметом этой абстракции, что формирует систему каббалистического учения.

В третьей главе «Пиркей рава Элиезера» написано: «До создания мира Б-г и его Имя были единой сущностью».

Глубокая реальность Создателя может не поддаваться разуму человека созданного. Разум человека может начать функционировать, прийти к началу понимания лишь на уровне «названия» Вс-вышнего. Перечисление имен Б-га формирует первое звено промежуточной инстанции, позволяющей начать строительство отношений между Б-гом и человеком.

Мы находим великое множество примеров в этом духе в Торе и молитвах, где упоминается Имя. (см. Дварим, 32:3)

В тексте Адон Олам мы говорим: «Хозяин мира …, который правил до того, как что-либо было создано … когда по Его воле все было завершено, кто тогда называется Его именем: Царь».

«Я откроюсь тебе посредством Своего Имени» (Шмот, 33:17).

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луцатто), знание и изучение имен Создателя и составляет предмет Каббалы. Во вступлении к книге «Философ и каббалист» Рамхаль развивает высказывание из «Пиркей рава Элиезера», цитируемое ранее: «На горе Синай Б-г открыл еврейскому народу знание своего великого Имени и секрет своих чудесных деяний».

Имена Б-га содержат в себе ключи мира. Они глубоко пронизаны святостью Вс-вышнего. Рамхаль в книге «Философ и каббалист» подробно рассматривает вопрос присутствия святости Создателя в Его Именах, изучаемых Каббалой, и риск возможных искажений, заключенный в этом феномене.

Знай своего Б-га

Изречение Торы гласит: «Ты узнаешь в этот день, и ты поведаешь это своему сердцу, что Б-г — Г-сподин». (Дварим, 4:39). По мнению Рамхаля, этот текст — заповедь, предписывающая охватить разумом Б-жественное присутствие в мире с помощью изучения Каббалы и обрести понимание того, что мир полностью зависит от Б-жественного, что все организовано и запрограммировано. Подтверждение сказанному — гематрия (числовое значение) слова «Элоким», имени Б-га, выражающего Его связь с «а-тева» (природой). Гематрия слова «Элоким» (Б-г) равна 86, точно также гематрия слова «а-тева» — 86.

То, что структура мира такова, нужно не просто принять на веру, это нужно понять разумом. («Философ и Каббалист», стр. 116).

Чтобы растолковать подробнее суть приведенной выше мысли, часто сравнивают Каббалу, которая описывает схему отношений между вещами и живыми существами и всю материальную и ощутимую реальность Создания, с неким подобием географической карты…

Сефер Йецира является планом конструкции (Маасе Берешит), а Маасе Меркава пророчества Йехезкеля — схемой функционирования. (см. Раби Цадок А-Коэн, Сефер А-Цирконот, стр. 29—33)

Рамхаль (Вступление к Шаре Рамхаль, стр. 36) пишет, что в наши дни в изгнании, в отсутствие Храма знание Каббалы не может породить глубокое понимание устройства и функционирования мироздания. Ситуация была совсем иной во время дарования Торы на горе Синай всему еврейскому народу, или впоследствии у пророков, или в короткие периоды эпохи раби Шимона бар Йохая и даже в эпоху Ари, благословенна память праведника. Это периоды, когда связь между знанием и действительностью была реальной.

Рав Иргас в своем труде «Шомер Эмуним а-Кадман» иллюстрирует эту связь, предлагая представить очень длинную подвешенную веревку, которая, если ты ее трогаешь снизу, передает это воздействие лишь слабо, а вверху на другом конце оно становится едва ощутимым.

Таким образом, изучение Каббалы больше не создает никакой ощутимой значимости или мистического опыта. Суть его, следовательно, очень бесплотна, поскольку, как говорит Рамхаль, понимание его запечатано и заперто на засов почти абсолютным образом.

Рав Й. Хеймендингер, Перевод Полины Розенблат, из журнала «Мир Торы», Москва

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector