Аштанга йога: принципы и философия, правильные движения

Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги

Аштанга-йога — одна из систем йоги, причём одна из самых известных. Её часто называют просто «йогой» или «классической йогой», и объясняется это тем, что система аштанга-йоги была подробно описана древним мудрецом Патанджали в его Йога-сутре и вошла в традиционную индийскую философию как одна из даршан (философских систем). Эту систему йоги также называют мистической йогой, медитационной йогой, дхьяна-йогой и санкхья-йогой. Источник — Эзотерика. Живое Знание

Определение

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая». Аштанга-йога состоит из следующих ступеней:

Начальные ступени аштанга-йоги — это хатха-йога — система, следуя которой йог учится управлять телом с помощью йога-асан и дыханием с помощью пранаямы. Достигнув этого и уединившись от мира, такой человек старается развить способность управлять жизненным воздухом, циркулирующим в его теле. Когда вас ничто больше не беспокоит, а жизненный воздух сосредоточен у макушки, в сердце или ниже пупка, вы стараетесь полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Такое сосредоточение сознания называется самадхи.

Самадхи, или сознание Бога, — это стадия совершенства как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге. Разница в том, что успех в системе аштанга-йоги определяется технической способностью человека управлять своими чувствами и умом, и начальные ступени этой системы предназначены именно для развития такой способности. Для этого йог сначала должен упорядочить свою жизнь, что достигается с помощью первых двух стадий восьмиступенчатого процесса: ямы иниямы.

Это регулирующие принципы. В стихах 33-34 девятнадцатой главы одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие двенадцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешённость (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), половое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).

Нияма

Предписанные обязанности. Кришна перечисляет их в стихах 34-35, сразу после регулирующих принципов, — поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имён Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), гостеприимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртха-атана), стремление только к достижению Всевышнего (пара-артха-иха), удовлетворённость (тушти) и служение духовному учителю (ачарья-севана).

Асана

Это в большей или меньшей степени просто телесная гимнастика, хотя и обладающая особой эффективностью. Тело йога должно быть здоровым и гибким, движение жизненной энергии в системе тонких каналов (меридианов) должно быть совершенно свободным. В противном случае йог не сможет принять правильную позу для медитации, а сигналы, которые будет посылать тело, не позволят йогудостичь полного сосредоточения ума.

Пранаяма

Приведя в порядок физическое тело, йог приступает к пранаяме — дыхательным упражнениям, предназначенным для приведения ума и чувств в состояние совершенного покоя и свободы от мирской деятельности. С помощью пранаямы йогуправляет потоками воздуха в теле, чтобы поддерживать его в здоровом состоянии. Полностью овладев системой хатха-йоги, он теперь может отправиться в уединённое место и начать медитацию. Вот как об этом говорит Кришна в шестой главе Бхагавад-гиты:

Для занятий йогой надо найти чистое уединённое место, постелить на землю циновку из травы куша, покрыв её оленьей шкурой и мягкой тканью. Сиденье не должно быть слишком высоким или, наоборот, слишком низким. Усевшись как следует, можно приступить к практике йоги. Обуздав ум и чувства, управляя деятельностью тела и сосредоточив мысленный взор в одной точке, йог должен очистить сердце от материальной скверны.

Держа корпус, шею и голову на одной линии, йог должен сосредоточить взгляд на кончике носа. Успокоив и обуздав ум, избавившись от страха и полностью отказавшись от половой жизни, он должен устремить мысленный взор на Мой образ в сердце и сделать Меня своей высшей целью.

Бхагавад-гита, 6. 11-14

Пратьяхара

Цель систем аштанга-йоги и бхакти-йоги одна и та же — полностью сосредоточить сознание на Верховном Господе. Тем не менее, процесс садхана-бхакти, которому учат духовные учителя в цепи, идущей от Чайтаньи Махапрабху, существенно отличается от процесса аштанга-йоги. Тот, кто практикует садхана-бхакти, тщательно выбирает объекты, которые он позволяет своим чувствам воспринимать, и при этом живёт в мире и занимается деятельностью, тогда как человек, занимающийся аштанга-йогой, преграждает доступ чувств к их объектам, отключая их от внешнего мира. Он отделяется от мира, живя в уединённом месте, не общаясь с людьми и т. д. Он садится и закрывает или полуприкрывает глаза, сосредоточиваясь на кончике носа, чтобы, в сущности говоря, ничего не видеть. Он закрывает уши затычками или руками, избегает вкусовых ощущений, постясь или употребляя очень простую пищу. Он питается лишь самым необходимым — водой, воздухом, сырым шелушёным рисом и т. п. Следуя наставлениям Патанджали, йог старается таким образом преградить доступ чувств к их объектам, чтобы иметь возможность медитировать на Бога в своём сердце. Это следующий этап системы аштанга-йоги — пратьяхара, или отвлечение чувств от их объектов. В этой связи часто приводят пример с черепахой. Черепаха умеет легко втягивать конечности и голову в панцирь, а затем, по своему желанию, выпускать их наружу. Таким же образом, пратьяхара — это способность прекращать внешнюю деятельность чувств, обращая их внутрь.

Овладев искусством пратьяхары, человек чувствует внутреннюю отстранённость от своего материального тела с его чувствами, в результате чего испытывает облегчение — чувства больше не донимают его. Одно это уже делает его в значительной степени спокойным и умиротворённым. Он ощущает свободу от постоянных требований, исходящих от тела, воспринимая его несколько отстранённо.

В дополнение к тому, что аштанга-йог отделяется от мира с его вкусами, звуками и цветами, он также избегает взаимоотношений. Любовь считается чем-то «плохим». Например, в буддийском процессе йоги (в своей основе это процесссанкхья-йоги и хатха-йоги) не разрешается иметь никаких любовных отношений, потому что, если человек привяжется к кому-то или чему-то, он будет страдать.

Таким образом, процесс аштанга-йоги, в конечном счёте, предназначен для того, чтобы дать человеку возможность медитировать на Господа в сердце, Параматму. Эта возможность облегчается устранением отвлекающих факторов, таких как зрительные образы, звуки, вкусы, привязанность к пище, людям, беспокойства, вызванные взаимоотношениями, и т. п.

Дхарана

Приложив усилия, необходимые для отключения чувств от внешнего мира, йогзатем должен войти в состояние, благоприятствующее успешной медитации на Бога. Эта часть практики называется дхарана — сосредоточение ума. На этой стадии йог предпринимает попытки поднять жизненный воздух. Если ему удаётся это сделать, заставив жизненный воздух беспрепятственно двигаться по сушумне (главному тонкому нерву, проходящему от основания позвоночника до макушки) и направив его вверх по чакрам (тонким нервным узлам), он достигает состояния равновесия. Тогда его труднее побеспокоить или отвлечь, и он может сосредоточиться на Верховной Личности.

Первые шесть ступеней аштанга-йоги завершаются развитием способности к полному сосредоточению ума, однако объект сосредоточения может быть любым, по выбору практикующего. Он может быть духовным, а может быть материальным. Поэтому практика первых шести ступеней может вовсе и не быть духовной, если йог занимается ею, движимый желанием достичь каких-то материальных совершенств (например, мистических сил, или сиддх, которые не духовны, а тонкоматериальны). Таким образом, дхарана — это ещё не трансцендентное состояние сознания. Это просто способность.

Дхьяна

Следующая, седьмая ступень называется дхьяна — медитация. Подлинная медитация не должна иметь ничего общего с материальным миром — материальными желаниями, интересами и т. д. — она должна быть полностью трансцендентной. Теперь, когда йог развил способность к стопроцентному сосредоточению ума, он должен направить его на Верховного Господа. Именно это определяет, войдёт ли он в состояние трансцендентной медитации или останется в материальной сфере. На стадии дхьяны йог должен сосредоточить свой ум на образе Параматмы (Сверхдуши, Господа в сердце), а для бхакти-йогамедитация происходит на Бхагавана, Верховную Личность (подробнее см. Три аспекта Абсолютной Истины).

В Бхагавад-гите Верховный Господь говорит:

Когда йог упорядочивает деятельность ума и, освободившись от материальных желаний, достигает духовного бытия, его называют утвердившимся в практике йоги.

Как пламя светильника горит ровно в безветренном месте, так и трансценденталист, обуздавший свой ум, всегда погружён в медитацию на своё духовное «я».

Бхагавад-гита, 6. 18-19

Самадхи

О самадхи — высшей ступени в аштанга-йоге, а также в бхакти-йоге — мы уже писали в статье «Зачем медитировать», приводя следующие стихи из шестой главы Бхагавад-гиты:

Когда человек достигает совершенства, называемого трансом, или самадхи, его ум, занятый йогой, полностью отстраняется от материальной деятельности. Благодаря чистоте ума такой йог обретает способность видеть своё истинное «я», и оно становится для него источником радости и счастья. В этом радостном состоянии он испытывает безграничное духовное блаженство, наслаждаясь с помощью трансцендентных чувств.

Читать еще:  Служба в церкви — порядок служения для новичка

Утвердившись на этом уровне, человек никогда не отступает от истины и, достигнув этого состояния, понимает, что ничего большего достичь невозможно. Он никогда не приходит в смятение, даже перед лицом величайших бедствий. Вот подлинная свобода от страданий, возникающих от соприкосновения с материальным миром.

Бхагавад-гита, 6. 20-23

Далее Кришна говорит:

Так, обуздав ум и чувства и непрестанно занимаясь практикой йоги, человек полностью очищается от материальной скверны и обретает высшее, совершенное счастье в трансцендентном любовном служении Всевышнему.

Совершенный йог видит Меня пребывающим во всех живых существах, а всех живых существ — пребывающими во Мне. Воистину, осознавшая себя душа видит Меня, единого Верховного Господа, повсюду.

Он поклоняется и служит Сверхдуше, зная, что Сверхдуша и Я суть одно. Такой йог всегда, при любых обстоятельствах, остаётся во Мне.

Бхагавад-гита, 6. 28-29, 31

Аштанга-йога сегодня

Процесс аштанга-йоги не очень подходит для нашего времени, Кали-юги. Ведические священные писания говорят, что в Кали-югу постоянно происходят ссоры, царит хаос и замешательство, у людей плохая память и они не могут долго сидеть на одном месте — их тело устаёт и начинает причинять им беспокойство. Поэтому для нашей эпохи предписан особый метод удержания ума в состоянии постоянного самадхи, сосредоточения на Верховном Господе, когда ум подобен пламени светильника в безветренном месте, — бхакти-йога, или садхана-бхакти.

Аштанга йога: принципы и философия

Из всех разновидностей духовных практик мне наиболее близка аштанга йога, потому что она мощно прокачивает сознание и помогает выйти на совершенно иной, качественно новый уровень духовного развития. Жить в соответствии с философией этого направления — значит, привести в порядок и свое тело, и мысли, увеличить уровень энергии и начать позволять себе больше.

8 принципов аштанга-йоги

Автор системы делал акцент на том, что для достижения результата и максимальной продуктивности человек должен пройти восемь этапов занятий аштанга-йогой. Очень важно придерживаться этой последовательности, чтобы достичь успеха.

Первые два этапа — подготовительные:

  1. Йама. В процессе этого этапа человек развивает такие качества, как самоконтроль, учится преодолевать напряжение и тренирует дух самоограничениями. На первом шаге необходимо взять ответственность за свои мышление и поведение. Разобраться с вещами, которые тянут вниз и отдаляют от развития — с пороками. Также необходимо научиться взаимодействовать с социумом гармонично и эффективно. Йама символизирует смерть старых убеждений и ограничений, это очищение от всего лишнего.
  2. Нийама. Второй этап подготовки к следующим, важным этапам развития. В процессе нийамы человек тренирует самодисциплину, учится расслабляться и встает на путь духовного самосовершенствования и развития.

Очень важно в начале пройти эти этапы, чтобы в дальнейшем не пойти по ложному пути. Человек очищается от груза прошлого, установок и ограничений, чтобы открыть сознание новым правилам поведения, эффективному мышлению и продуктивной жизни.

Следующие шесть этапов характеризуются следующим образом:

  1. Асана — период перехода к развитию души и тела. На этом этапе человек разучивает асаны — особые положения тела, позы для занятий йогой. Асаны помогают научиться концентрации, «прокачивают» энергетику, добавляют человеку жизненных сил. Здесь важно понять, как правильно дышать во время занятий. Результаты этапа: проработка психосоматических причин заболеваний, снятие умственного и физического напряжения, очищение и омоложение организма в целом.
  2. Пранайма — следующий уровень, предполагающий работу с энергией при помощи дыхательных упражнений. Человек учится чувствовать свой энергетический потенциал и управлять им, используя жизненные силы в нужном русле для реализации целей и исполнения желаний.
  3. Пратьяхара — учение об управлении «индриями». Это ограничивающие установки и убеждения, заложенные в подсознании человека, которые крепко держат его, мешая прогрессу. Йог учится управлять этими сущностями, чтобы выйти за пределы своих возможностей, делает первый шаг в познании своего духовного мира. Возникает чувство пробуждения и отрешенности от материального мира. Появляется навык не реагировать на внешние раздражители, которые мешают, отвлекают и смещают фокус внимания с нужных вещей.
  4. Дхарана — этап, на котором йог продолжает тренировать концентрацию, учится осознанности, тренируется постоянно «жить в моменте». На этом этапе появляется чувство связи с Богом, Создателем, Вселенной (в зависимости от того, во что он верит).
  5. Дхьяна — медитации, направленные на расширение границ сознания. Цель — освободиться от границ, рамок, оков, научиться замечать вокруг себя множество возможностей для саморазвития и прогресса.
  6. Самадхи —конечная цель саморазвития, просветление, к которому стремится каждый. Это высшая степень духовности, когда человек чувствует сильную связь со своей душой и Богом, ощущает незримую поддержку и понимает, как получить помощь Высших сил.

Правила практикующих

Йога аштанга — это не просто дыхательные упражнения, медитации и асаны. Это ее и целая философия со своими правилами.

  1. Не будь высокомерным, избавься от гордыни. Общайся с людьми на их языке, принимай их такими, какие они есть.
  2. Откажись от вреда, который ты можешь причинить любому живому существу. Не вреди ни действиями, ни мыслями, словами или поступками, прямо или косвенно.
  3. Соблюдай принципы вегетарианского питания, употребляй в пищу только натуральные продукты для увеличения уровня своей энергетики.
  4. Не завидуй, научись искренне радоваться успехам других людей. Пойми, что зависть — это лишь показатель того, что ты не разрешаешь себе иметь то, что есть у них.
  5. Будь в хорошем настроении. Что излучаешь, то и получаешь.
  6. Содержи тело в чистоте, как снаружи, так и внутри.
  7. Избавься от нарциссизма и не занимайся самолюбованием, чтобы разглядеть окружающий мир во всем его великолепии.
  8. Направь внутренний энергетический ресурс на избавление от грехов и всего порочного, что есть в тебе.
  9. Избавься от желания прославиться и получить признание других людей. Ты получишь все это без труда, когда научишься сам себя ценить и любить.
  10. Помни, что сколько людей — столько и мнений, будь терпимым к мыслям, словам и поступкам окружающих. Позволь людям быть такими, какие они есть, не стремись поменять их.
  11. Будь добр ко всему живому, ибо это часть тебя.
  12. Следи за чистотой твоих мыслей, слов и поступков, перестань лгать, недоговаривать и умалчивать. Правда — наивысшая ценность, которую ты можешь дать людям.
  13. Разгляди и прими в себе Создателя, ощути Бога в себе, пойми, что ты — часть него, а он — часть тебя.

Посмотрите видео по теме:

Только если человек готов принять все эти правила, он способен продвинуться методами аштанга-йоги очень далеко в своем духовном развитии. Даже одно лишь внутреннее согласие дает очень многое, очищает дух и позволяет достигать больших успехов легко и без усилий.

Аштанга Виньяса йога кажется мне наиболее эффективным способом духовного саморазвития, который приносит изменения не только во внутреннее состояние, но и в реальную жизнь. Философия этого направления меняет сознание, вслед за котором наступают перемены и вокруг вас.

Философия Йоги

Ф илософия – это любовь к мудрости. Философия Йоги – это альтруизм и любовь к естественной природе.

Философией йоги в широком смысле можно назвать древнее учение о духовном самосовершенствовании человека, пришедшее к нам от цивилизации ариев и развившуюся в известную сегодня форму в религиозно-философских школах древней и средневековой Индии, которое на протяжении почти двух тысячелетий является для многих почитателей индийской духовности образцом мудрости, ведущей человека к высшей из возможных целей его жизни.

Йога — это одна из даршан, шести ортодоксальных (следующих духовной традицииВед) философских школ Индии. Приступая непосредственно к философии классической йоги, выделим две основополагающих категории, которые заключают в себе все бытие, все, что существует. Это Пуруша и Пракрити – духовная и материальная субстанции.

Классическая йога, называемая также «царской йогой» («раджа-йога»), была сформулирована Патанджали приблизительно во 2 в. до н.э. Как следует из «Йога сутры», произведения, состоящего из 195 коротких афоризмов(«сутр»), Патанджалиучил дуалистической, двойственной метафизике. Она противопоставляет Дух, или «Я» (Пурушу), Природе или Космосу (Пракрити), рассматривая их как две независимые друг от друга первопричины Реальности.

В антропологии йоги внутренний мир человека соответствует бытию внешнему. Человек рассматривается как микрокосмос, который по своей структуре идентичен внешнему для него макрокосмосу. Таким образом, человек – это также результат соединения Пуруши и Пракрити.

В отличие от Пракрити Пуруша не подвержен изменениям. Поэтому можно сказать, что он находится вне времени и пространства. Пурушу называют Зрителем, наблюдающим за разворачивающейся картиной изменения материи.

Буддхи-Махат – это стадия развития Пракрити и основа вселенной. В нем как этап эволюции материи образуется индивидуальное Буддхи, которое является идеальной основой для психики человека. В дальнейшем формируются и остальные элементы микрокосмоса. Это органы восприятия – слух, зрение, осязание, вкус, обоняние; органы действия – руки, ноги, органы выделения и размножения, орган речи; орган разума – ум (манас). Итак, фактически все, что мы привыкли отождествлять с собой, со своим я — физическое тело, память, эмоции, интеллект, мысленные образы и т.д. — относится к материи и потенциально содержится в индивидуальном Буддхи.

Читать еще:  Молитва перед судом на благополучный исход дела — зачем нужна, кому и чем поможет, текст, простые советы

Пуруша в человеке – это чистое сознание, его Дух, его истинное Я. Йога предполагает существование множества «маленьких частей» Пуруши, индивидуальных душ, которые проявляются через разные существа в Пракрити. Наше истинное Я вечно и неизменно. Оно сознательно и направляет все процессы в сфере Пракрити. Модель соединения Пуруши и Пракрити в человеке часто сравнивают с двумя заблудившимися в лесу людьми. Один из которых без ног (Пуруша), а другой слепой (Пракрити). Понятно, что, объединившись, они смогут начать выбираться из леса. Пуруша, взаимодействуя с Пракрити, наполняет индивидуальное буддхи человека, матрицу всех его психических явлений, способностью к самосознанию. Поэтому мы, не зная о Пуруше, осознаем себя в своей психической деятельности.

Человек в своем обычном состоянии не знает своего истинного Я и отождествляет себя в лучшем случае со своим индивидуальным буддхи. Но способность буддхи осознавать себя не больше чем иллюзия, ведь истинным сознанием обладает только Пуруша. Мы всегда говорим про себя: «Я иду, я чувствую, я думаю» и т.д., тем самым, ограничивая свое бытие рамками Пракрити.

Йога — это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.

Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.

Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.

Практична, т.е.предлагает способы управления телом.

Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе. Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.

Йога направленная на всестороннее развитие человека, и, главным образом, на рост сознания, внутренней культуры любого человека.

В шестой главе «Бхагавад Гиты» (переводится с санскрита как «Песня Бога»), самого авторитетного источника по философии йоги, Бог Кришна объясняет своему ученику Арджуне значение йоги как освобождение от страданий и горя: «Когда мысли поток обуздан, ум пребывает лишь в атмане, Партха, когда муж успокоил желания — он тогда именуется «йогин». Когда йогин, мысль обуздавший, сам себя укрепляет в йоге, он подобен свече, чье пламя не колеблется в месте без ветра. Там, где мысль, упражнением в йоге остановленная, замирает, там, где в атмане радость находит созерцающий атманом атман, — ибо там он познает то счастье, что сверх чувств, одной мысли доступно, запредельное, стоя в котором, он от истины не уклонится, — пребывающий там не смутится даже самой тяжелою скорбью; ведь, достигнув той цели, не мнит он что-то высшее, лучшее встретить.

Состояние это есть йога, что оковы скорбей размыкает». Подобно хорошо отшлифованному алмазу, каждая из граней которого отражает тот или иной луч света, так и слово «йога» отражает каждой гранью тот или иной оттенок смысла, выявляя разные стороны всего диапазона человеческих устремлений добиваться счастья, любви и свободы. В «Бхагавад Гите» есть и другое объяснение термина йога, где ударение делается на Карма Йоге (йоге действия): «Лишь на действие будь направлен, от плода же его отвращайся; пусть плоды тебя не увлекают, но не будь и бездействием скован. От привязанностей свободен, в йоге стоек, свершая деяния, уравняв неудачу с удачей: эта ровность зовется йогой». Кришна называет йогой также мудрость в работе или умение жить в трудах, гармонии и умеренности: «Тот не йогин, кто переедает, и не тот, кто не ест совершенно, и не тот, кто спит свыше меры, и не тот, кто себя сна лишает. В пище, в отдыхе будь умерен, будь умерен в свершеньи действий, в сне и в бдении — так обретешь ты уносящую скорби йогу». В Катха Упанишаде йога поясняется так: «Когда чувства утихомирены, когда ум в покое, когда интеллект не колеблется, тогда, как говорят мудрецы, достигнута высшая ступень. Этот постоянный контроль над чувствами и умом называют йогой. Достигнувший его освобождается от заблуждений».

Йога — это метод, система упражнений для успокоения мятущегося ума и направления энергии в конструктивные каналы. Подобно гидроэлектростанции на могучей реке, которая при разумно устроенной плотине и каналах представляет собой огромный запас воды, спасающий от засухи и голода и порождающий электроэнергию для жизни городов и промышленности, так и ум, когда находится под контролем, аккумулирует энергию из Космической реки и порождает громадные силы для всестороннего роста человека.

Успокоить ум человека также нелегко, как остановить горную реку.

Благодаря практическому применению йоги на ее различных стадиях йогин приобретает особую силу. Подобно сторонникам санкхьи и других систем индийской философии, основатель йоги Патанджали утверждает, что освобождение должно быть достигнуто благодаря непосредственному познанию отличия Я от физического мира, включая наше тело, ум и индивидуальность. По это возможно лишь в том случае, если мы сможем подавить и ограничить функции тела и чувств, ума-манаса и интеллекта, наконец, нашу индивидуальность (то есть эмпирическое, личное я) И вместе с тем обладать самосознанием, опытом трансцендентного духа (пуруши). Это убедило бы нас, что Я выше комплекса ум-тело, выше чувств и интеллекта, а также страданий или радости отдельной личности — я. Я, как будет показано, должно стоять выше всякой физической реальности с ее пространственно-временными и причинно-следственными отношениями.

Это и является осознанием Я как свободного, бессмертного духа, стоящего вне зла и страданий, смерти и разрушения. Иными словами, это есть достижение состояния свободы от всякого страдания и несчастия — освобождение. Система йоги указывает практически осуществимый путь саморазвития всем тем, кто следует велениям духа и кто искренно стремится следовать ему. Система же санкхьи больше внимания обращает на познание отличия Я от всего остального мира как на средство достижения освобождения. Но она не забывает рекомендовать и такие практические методы достижения освобождения, как изучение, размышление и постоянное сосредоточение на истине. Философия йоги заостряет свое внимание на практических методах очищения и сосредоточения для понимания отличия Я от тела и ума и вместе с тем для достижения освобождения.

Однако следует отметить, что учение йоги о самопознании Я имеет солидную основу в метафизике санкхьи, которая обосновывает реальность Я как метафизического и вечного начала сознания. Если верить в трансцендентный дух, то нельзя не признать, что имеются более глубокие ступени сознания, чем эмпирические, а также более широкие возможности и более высокие потенции, чем физические или относящиеся к органам чувств. Проблески этой более глубокой реальности нашей индивидуальной жизни осеняли не только пророков и святых, но и таких великих философов, как Платон и Аристотель, Спиноза и Лейбниц, Кант и Гегель. Физические исследования и современная школа психоанализа внесли большой вклад в область познания темных сторон психической жизни, скрьпых от обычного взора. Йога в этом отношении идет еще дальше, формулируя некоторые практические методы очищения и самоконтроля для осознания истинного я человека. Для правильной оценки этой философии необходимо ее благожелательное понимание и искреннее стремление осознать, реализовать ее истины.

Как выполняются практики Аштанги-виньясы-йоги

Учение Аштанга-виньяса-йога корнями уходит вглубь тысячелетий, но все же является современным направлением, основал которое в 20 веке известный индийский практик Хатха-йоги Паттабхи Джойс. Эффективное учение быстро нашло много последователей во всем мире.

Читать еще:  Чем являются дома в астрологии и что они обозначают

Цели Аштанги-виньясы йоги

Виньяса означает осознанное движение, выполняемое в полной синхронизации с дыханием. Во время занятия элементы выполняются не отдельными подходами, а одно упражнение как бы перетекает в другое с помощью виньясы, связки, выполняемой в перерывах между асанами (это может быть медитация, замки, концентрация).

Задачи, которые ставит Аштанга-виньяса перед своими последователями:

  • растяжка, выносливость, укрепление мышц;
  • одновременно с тяжелыми физическими нагрузками сохранять состояние медитации;
  • выдерживать правильное дыхание;
  • удерживать концентрацию на ощущениях.

Практика эта достаточно жесткая и динамичная. Больше всего подойдет мужчинам для развития физической силы, выносливости и испытания крепости духа, а также желающим похудеть (от колоссальных нагрузок лишний вес уходит быстро, а вместе с потом выходят шлаки и токсины).

Предлагает Аштанга-виньяса последовательность из серий, каждую из которых нужно освоить в полной мере, чтобы переходить к следующей. Первое время придется нелегко даже физически сильным людям, но возможности организма быстро возрастают.

Практики Аштанги-виньясы

Естественно, для столь динамичной практики потребуется предварительная физическая подготовка, растяжка и гибкость. Перед началом нужно по отдельности освоить все позы, а затем и технику их выполнения. Дыханием овладеть необходимо также в совершенстве.

Продолжительность занятий — от 30 мин до часа, зависит от подготовки.

Начинается и завершается практика чтением мантр. В процессе необходимо помнить об основных принципах, без которых практика становится просто занятием спортом:

  1. Виньяса — способ синхронизировать и связывать друг с другом дыхание и движения. Именно благодаря этому элементу удается достигнуть сильного разогрева, внутреннего жара, что способствует очищению крови.
  2. Во время практики Аштанга-виньяса асаны выполняются сериями, но комплексно и последовательно.
  3. Пранаяма. Техника дыхания, используемамя на протяжении всей практики, — Уджайи. Во время вдохов и выдохов сужается голосовая щель, за счет чего раздается шипящий звук, а длительность дыхательного цикла контролируется.
  4. Использование бандх (внутренних замков). Они помогают направлять, удерживать и рассеивать энергию, движущуюся по специальным каналам. Благодаря замкам укрепляются внутренние органы и мускулы.
  5. Концентрация на одной точке.

Аштанга-виньяса включает в себя 6 разных серий. Каждая из них состоит из комплекса асан и виньяс. Отдельные серии имеют разную сложность и свое индивидуальное воздействие на организм (нервная система, оздоровление, гибкость и сила). Для одного занятия достаточно выполнить одну из серий.

Структура занятия примерно такова:

  • мантра;
  • для разминки — комплекс Сурья намаскар (приветствие солнца);
  • асаны (стоя, сидя, перевернутые — все в строгой последовательности);
  • мантра;
  • завершить серию рекомендуется Шавасаной (Позой трупа).

Эффект от Аштанги-виньясы появляется быстро. Тело становится подтянутым, стройным, гибким и сильным.

Организм очищается от токсинов, что дает хорошее самочувствие и идеальную кожу.

Усиливается метаболизм, работа почек и печени. Повышается концентрация внимания. На тонких уровнях исчезают энергетические блоки, происходит духовный рост и познание самого себя. Но имеются и противопоказания: периоды менструации и беременности у женщин, грыжи, острые воспаления, тяжелые болезни сердца и позвоночника, период после любой операции, черепно-мозговые травмы.

Аштанга йога: принципы и философия

Из всех разновидностей духовных практик мне более близка аштанга йога, поэтому что она массивно прокачивает сознание и помогает выйти на совсем другой, отменно новейший уровень духовного развития. Жить в согласовании с философией этого направления — означает, привести в порядок и свое тело, и мысли, прирастить уровень энергии и начать позволять для себя больше.

8 принципов аштанга-йоги

Создатель системы делал упор на том, что для заслуги результата и наибольшей продуктивности человек должен пройти восемь шагов занятий аштанга-йогой. Весьма принципиально придерживаться данной для нас последовательности, чтоб достигнуть фуррора.

1-ые два шага — предварительные:

  • Йама. В процессе этого шага человек развивает такие свойства, как самоконтроль, обучается преодолевать напряжение и тренирует дух самоограничениями. На первом шаге нужно взять ответственность за свои мышление и поведение. Разобраться с вещами, которые тянут вниз и отдаляют от развития — с пороками. Также нужно научиться вести взаимодействие с социумом гармонически и отлично. Йама символизирует погибель старенькых убеждений и ограничений, это очищение от всего излишнего.
  • Нийама. 2-ой шаг подготовки к последующим, принципиальным шагам развития. В процессе нийамы человек тренирует самодисциплину, обучается расслабляться и встает на путь духовного самосовершенствования и развития.

    Весьма принципиально в начале пройти эти этапы, чтоб в предстоящем не пойти по неверному пути. Человек очищается от груза прошедшего, установок и ограничений, чтоб открыть сознание новеньким правилам поведения, действенному мышлению и продуктивной жизни.

    Последующие 6 шагов характеризуются последующим образом:

  • Асана — период перехода к развитию души и тела. На этом шаге человек разучивает асаны — особенные положения тела, позы для занятий йогой. Асаны помогают научиться концентрации, «прокачивают» энергетику, добавляют человеку актуальных сил. Тут принципиально осознать, как верно дышать во время занятий. Результаты шага: проработка психосоматических обстоятельств болезней, снятие интеллектуального и физического напряжения, очищение и омоложение организма в целом.
  • Пранайма — последующий уровень, предполагающий работу с энергией с помощью дыхательных упражнений. Человек обучается ощущать собственный энергетический потенциал и управлять им, используя актуальные силы в подходящем русле для реализации целей и выполнения желаний.
  • Пратьяхара — учение о управлении «индриями». Это ограничивающие установки и убеждения, заложенные в подсознании человека, которые прочно держат его, мешая прогрессу. Йог обучается управлять этими сущностями, чтоб выйти за пределы собственных способностей, делает 1-ый шаг в зании собственного духовного мира. Возникает чувство пробуждения и отрешенности от вещественного мира. Возникает навык не реагировать на наружные раздражители, которые мешают, отвлекают и сдвигают фокус внимания с подходящих вещей.
  • Дхарана — шаг, на котором йог продолжает тренировать концентрацию, обучается осознанности, тренится повсевременно «жить в моменте». На этом шаге возникает чувство связи с Богом, Создателем, Вселенной (в зависимости от того, во что он верует).
  • Дхьяна — медитации, направленные на расширение границ сознания. Цель — освободиться от границ, рамок, кандалов, научиться замечать вокруг себя огромное количество способностей для саморазвития и прогресса.
  • Самадхи —конечная цель саморазвития, просветление, к которому стремится любой. Это высшая степень духовности, когда человек ощущает сильную связь со собственной душой и Богом, чувствует незримую поддержку и соображает, как получить помощь Высших сил.

    Правила практикующих

    Йога аштанга — это не просто дыхательные упражнения, медитации и асаны. Это ее и целая философия со своими правилами.

  • Не будь надменным, избавься от гордыни. Общайся с людьми на их языке, воспринимай их таковыми, какие они есть.
  • Откажись от вреда, который ты можешь причинить хоть какому живому существу. Не вреди ни действиями, ни идеями, словами либо поступками, прямо либо косвенно.
  • Соблюдай принципы вегетарианского питания, употребляй в еду лишь натуральные продукты для роста уровня собственной энергетики.
  • Не завидуй, научись от всей души ликовать успехам остальных людей. Усвой, что зависть — это только показатель того, что ты не разрешаешь для себя иметь то, что есть у их.
  • Будь в неплохом настроении. Что излучаешь, то и получаешь.
  • Содержи тело в чистоте, как снаружи, так и снутри.
  • Избавься от нарциссизма и не занимайся самолюбованием, чтоб рассмотреть мир вокруг нас во всем его великолепии.
  • Направь внутренний энергетический ресурс на избавление от грехов и всего грешного, что есть в для тебя.
  • Избавься от желания прославиться и получить признание остальных людей. Ты получишь все это без усилий, когда научишься сам себя ценить и обожать.
  • Помни, что сколько людей — столько и воззрений, будь терпимым к мыслям, словам и поступкам окружающих. Позволь людям быть таковыми, какие они есть, не стремись поменять их.
  • Будь добр ко всему живому, ибо это часть тебя.
  • Смотри за чистотой твоих мыслей, слов и поступков, перестань врать, недоговаривать и умалчивать. Правда — наивысшая ценность, которую ты можешь отдать людям.
  • Рассмотри и прими в для себя Создателя, ощути Бога в для себя, усвой, что ты — часть него, а он — часть тебя.

    Поглядите видео по теме:

    Лишь если человек готов принять все эти правила, он способен продвинуться способами аштанга-йоги весьма далековато в собственном духовном развитии. Даже одно только внутреннее согласие дает весьма почти все, очищает дух и дозволяет достигать огромных фурроров просто и без труда.

    Аштанга Виньяса йога кажется мне более действенным методом духовного саморазвития, который приносит конфигурации не лишь во внутреннее состояние, но и в настоящую жизнь. Философия этого направления меняет сознание, вослед за котором наступают перемены и вокруг вас.

  • Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector