Профессия клирик в православной церкви – какие обязанности?

Клирик — кто это в православии и как им стать

Человек, ставший на путь воцерковления, столкнется со словом «клирик» — кто это в православии, становится понятным из общения с представителем духовенства. Посещение богослужений расширяет кругозор мирянина. И случается так, что человеку захочется примкнуть к общности людей, объединенных в клир. Первый этап, который предстоит преодолеть — это чин чтеца.

Кто такой клирик

Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.

Происхождение слова

В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.

В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.

Значение понятия

В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.

«Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.

Историческая справка

Первых учеников Иисус Христос выбирал лично. Двенадцать апостолов начинают проповедовать Слово Спасителя еврейскому народу. Но для миссионерской работы не хватало исполнителей. В последний год земной жизни Сына Божьего еще 70 человек избираются последователями евангельского учения.

Образование церковной иерархии начинается в апостольский период христианства. Происходит разделение верующих на мирян и клириков. После Воскресения Христова вместо предавшего веру Иуды требовался новый проповедник. Выбор стоял между Матфием и Варсавой. Жребий пал на первого. В это же время из числа семидесяти апостолов избираются семь диаконов. В их обязанности входило наблюдение за справедливым распределением жизненных припасов среди христиан, которых насчитывалось к тому времени около 10 тысяч человек.

После миссионерских путешествий апостолов в городах и местностях оставались группы приверженцев учения Сына Божьего. Жизнью христианской общины руководил епископ, выбранный учениками Иисуса. Одновременно рукополагались пресвитеры, которые во время богослужебных собраний проводили священнодействия: молитвословия, крещение и причащение. В раннем христианстве между апостольскими ставленниками еще не прослеживается иерархическая разница.

Во II веке на поместных соборах формируется организационная структура церкви. В соответствии с устройством церковного порядка образуется иерархическая лестница. Духовенство разделяется на клириков высших и низших ступеней. Последующие Вселенские соборы, в которых участвовали предстоятели поместных церквей, законодательно закрепили правила и нормы жизни клира.

Степени чтецов

Чтец — одна из ступеней табели о рангах духовенства. Это первый шаг в церковной карьере, если так можно говорить о служении Богу. Начальная степень приобщения к священству подразумевает наличие элементарного запаса сведений и предполагает дальнейшее продвижение по иерархической лестнице. На ранних этапах послушник набирается базисных знаний и практического опыта.

Низшая

Иногда, чтобы набраться первоначального опыта, прежде чем стать чтецом, юный прихожанин исполняет послушание свещеносца. Название должности составлено из греческих слов «воск» и «носить». В обязанности свещеносца входит ношение высокого подсвечника с зажженной свечой во время богослужения. На крестном ходе в руках свещеносцев миряне видят хоругви или иконы.

Ставленник в свещеносцы проходит через обряд, который называется «поставление». Во время церковной службы происходит посвящение на должность. Архиерей, который проводит ритуал, благословляет облачение в стихарь. В православной церкви свещеносцами служат мальчики с десяти лет.

Высшая

Промежуточной ступенью между чтецом и диаконом является звание иподиакона. Это клирик, который еще не относится к священнослужителям, но уже не считается относящимся к низшему рангу клира. В обязанности иподиакона входит прислуживание архиерею во время священнодействия.

Во время службы помощник:

  • носит дикирий и трикирий, а также рипиды;
  • расстилает орлец;
  • помогает иерарху облачаться во время службы;
  • омывает священнику руки.

Иподиакон может пройти обряд хиротонии или благословляется на однократное исполнение обязанностей. Служителю, рукоположенному в чин иподиакона, разрешается прикасаться к жертвеннику и Престолу в алтаре, носить священные сосуды со Святыми Дарами. На стихарь через плечи крестообразно надевается орарь, символизирующий ангельские крылья.

Как стать чтецом в храме

Чтецом называют клирика низшего ранга, который во время церковной службы читает книги Священного Писания, кроме Евангелия. В древнем мире на должность чтеца поставлялись люди, открыто объявившие о вере в Иисуса Христа, а также умевшие правильно и искусно читать текст. Им поручалось хранение священных книг. Во время богослужения чтецы разжигали в алтаре светильники, которые носили перед пресвитерами в нужных случаях. Из истории известно, что император Юлиан Отступник в юности был чтецом.

Кто может стать

Поскольку чтец является первой ступенью в церковной иерархии, то к посвящению в этот чин допускаются только лица мужского пола. В сборнике православных законов «Номоканон» установлена нижняя возрастная граница кандидата — пятнадцать лет. Желание посвятить жизнь Богу следует обсудить с настоятелем церкви, где предполагается служение в клиросе.

Чтобы получить чтецкий чин, юноша проходит обряд руковозложения. Хиротесия совершается до начала литургии в центре храма. Иподиаконы подводят ставленника к архиерею, который трижды осеняет кандидата крестным знамением, возлагает руку на его голову и читает молитву. На будущего чтеца надевают короткую фелонь. Молодой человек читает отрывок из Деяний Апостолов. Затем происходит облачение в стихарь. Поставление заканчивается вручением новоиспеченному клирику свечи, с которой он стоит до конца литургии.

Требования для принятия

Книги, читаемые на богослужении, написаны на церковнославянском языке. Поэтому чтец обязан уметь грамотно читать и понимать древний язык. Знания получают в приходской школе или самостоятельно изучают учебные материалы. Обязательна постоянная практика.

Юноше, поступающему в чтецы, следует освоить Богослужебный Устав. Знание содержания церковных книг, умение быстро ориентироваться в них помогает быстро находить нужное место в тексте.

Основные книги, которые использует духовенство:

  • Часослов составлен из молитв суточного служебного круга;
  • тропари святым собраны в Минее;
  • в Октоихе представлены тексты молитвословий на каждый день в неделе;
  • Апостол рассказывает о жизни учеников Христа после Воскресения и содержит апостольские послания;
  • в постной Триоди заключены песнопения Великого поста;
  • цветная Триодь содержит славословия от Пасхи до Пятидесятницы;
  • в Типиконе даны указания, как правильно объединять молитвы из богослужебных книг.

Кандидату в чтецы необходимо обладать навыками публичных выступлений. Громкий голос и поставленное дыхание — обязательные атрибуты церковного оратора. Недопустимы ярко выраженные дефекты речи. Результат достигается ежедневной тренировкой под руководством опытного педагога.

Обязанности и права клирика

Главной обязанностью клириков в православной церкви является проведение церковных служб, на которых к Богу возносятся покаянные, просительные и благодарственные молитвословия. Кроме того, существуют нормы и правила, обязательные для исполнения духовным лицом в повседневной жизни. Общий принцип таков — все, что предписано кандидату в клир, должно выполняться и после обряда рукоположения.

Клирик храма, приписанный к определенному приходу, не вправе самовольно покинуть место служения. Пастырь обязан проживать в своей общине, невзирая на природные катаклизмы и общественные потрясения. Иерей должен пресекать попытки введения в церковь чего-либо неуместного в обрядах, пении и чтении богослужебных текстов. Пастырь следит за тем, чтобы прихожане не использовали церковные предметы при ведении домашнего хозяйства.

Духовному лицу следует носить приличную духовному сану одежду. Возбраняется одевать яркие и дорогие костюмы, облачаться в военный мундир. Клирик обязан избегать увеселительных общественных мероприятий, не оставаться на празднике у прихожан долее, чем этого требует исполнение священнического долга.

В древней церкви, когда последователи учения Иисуса Христа подвергались гонениям, клирики обладали единственной привилегией – первыми идти на мучения за Слово Божье. Начиная с IV века, православие становится официальной государственной религией. На церковных соборах иерархи устанавливают правила, регламентирующие жизнь духовенства, в том числе и права священников.

К привилегиям клириков относились:

  1. Гражданская неподсудность. За совершенное преступление иерей предавался в первую очередь церковному суду.
  2. Общественный иммунитет освобождал от воинской повинности, уплаты налогов и службы в государственных учреждениях.
  3. Каноническое право. Человек, посягнувший на неприкосновенность духовного лица, отлучался от церкви и предавался анафеме.
  4. Привилегия чести. Во взаимных отношениях преимуществом пользуется клирик старшего ранга.
  5. Посильная ответственность. Имущество священников, обеспечивающее материальный достаток, не подвергается аресту и взысканию за долги.

В нынешнее время отсутствует разделение общества на сословия, и у духовенства нет преимуществ перед мирянами с точки зрения гражданского законодательства. Единственной привилегией, оставшейся с незапамятных времен, осталось право чести в церковной жизни. Это означает, что миряне, церковнослужители и диаконы испрашивают благословения у пресвитеров и епископов, а пресвитеры благословляются епископами. Старшинство клириков одинакового ранга определяется временем, прошедшим после хиротесии или хиротонии.

Что такое клир

Православную церковь составляют два класса верующих. Одна группа людей призвана проповедовать Слово Божье, другая участвует в богослужениях и принимает Святые Дары. Первых называют пастырями, которые духовно окормляют вторую часть человеческого общества — многочисленных прихожан. Одни руководят жизнью христианской общины, другие содействуют процветанию веры. Но у всех членов Церкви одинаковые возможности спастись и войти в Царство Небесное.

Клир как общественную прослойку составляют профессиональные духовные лица. В синодальную эпоху царской России клиром назывались служители конкретного прихода. Священнослужители — епископы, пресвитеры и диаконы — относятся к высшему рангу духовенства. Благодать совершения богослужений получена ими через церемонию хиротонии. К низшей ступени клириков, которых называют церковнослужителями, причислены чтецы и певцы. Их служение начинается после хиротесии. Обряд возложения рук епископом происходит вне алтаря.

Служить в церковь не приходят из праздного любопытства. Отдание жизни Богу — осознанный выбор человека. Путь священнослужителя тернист, и нередко опасен для жизни. Но благое призвание приносить мир в людские души помогает преодолеть трудности, которые ожидают клирика.

Видео

Практическое пособие по церковному чтению смотрите в видео.

Клирик кто это в православии

Кого называют клириком в православии

Клирик — чин в православии, который появился в иерархии церковных служителей совсем недавно. В 1885 году в России Священный Синод учредил звание псаломщика, который теперь называется клириком.

Читать еще:  Аффирмации луизы хей на каждый день — позитивное мышление

Клирик в православии не возводится в священство. Этот церковный служитель занят чтением молитв, а также текстов из Евангелия, как сопровождая службу, так и до ее начала, пока в церкви собирается народ.

Есть более широкое понятие этого слова. В самом большом смысле этого слова клириками называют всех духовных лиц в православии, которым разрешено церковное служение, кроме архиереев.

Есть еще одно понятие «клирики храма» — это все церковнослужители определенного храма.

В общем смысле все клирики подразделяются на священнослужителей и церковнослужителей.

Церковнослужителями называются люди, прошедшие Хиротессию. Они имеют право служить для церкви за пределами алтаря. Они участвуют в службе, им позволено читать Священное Писание.

Слово «клирик» производное от греческого слова «клир», которое переводится как «жребий». То есть это люди, волею жребия, возложившие на себя служение Церкви. Так получилось общее понимание клириков – все служащие в православном храме. В целом подразделение клириков, на являющихся церковнослужителями и не являющимися ими, определяется только получением Хиротессии.

Чем занимается православный клирик

Кроме обязанности читать псалмы, клирик может проповедовать и заниматься религиозным просвещением новообращенных членов православной паствы храма. Ему доверяют занятия в воскресных школах при церквях, клирик занимается делами благотворительности.

Одевается клирик у нас в России в подрясник с пояском. В Греции и странах Восточной Европы клирики носят рясы. В классической литературе часто встречается слово дьячок – в современном виде это клирик.

В дореволюционные времена псаломщик, так назывался тогда православный клирик, сопровождал священника во время посещения им прихожан. Сейчас это делается не всегда, но по мере необходимости, такая обязанность у клирика существует.

В царской России псаломщик был главным письмоводителем по приходу. Сейчас, в связи с очень большим увеличением бюрократических обязанностей в православной церкви, каждый клирик ведет только порученную ему часть работы по оформлению статистики храмовой деятельности и подготовке отчетной документации прихода.

Каким должен быть клирик в православии

  • Клирик- чтец может жениться, но развод ему запрещен.
  • Как любому церковнослужителю в православии, ему запрещена предпринимательская деятельность.
  • Этот чин не доступен действующим военнослужащим.
  • Православным клирикам запрещены любые виды азартных игр.
  • Даже самого маленького ранга чиновник не может получить этот чин, две службы одновременно исключены.
  • В клирики не посвящают хирургов, врачей и средний медицинский персонал, работа которых может быть связана с кровью.
  • Ветеринары, оперирующие животных, и люди, занимающиеся охотой и рыбалкой, не допускаются до служения в чине православного клирика.

Такие, необычные для не религиозного человека, запреты строго соблюдаются.

Кто может стать клириком в православии

С 1994 года в клирики–чтецы посвящаются все проучившиеся в духовных семинариях и учащиеся духовных академий. Клириками назначают только мужчин старше 15 лет.

Клириками соискателей делают старшие священники, совершая обряд Хиротессии (в переводе с греческого языка это значит – поставление). Клирик- чтец является второй ступенью сана. Самый молодой клирик – свещеносец, им становятся мальчики семилетнего возраста.

Для кандидата в православные клирики обязательно безупречное поведение и хорошее знание Священного Писания, а также строгое соблюдение всех запретов.

Большинство клириков переходят в этот чин из свещеносцев, после 8 лет первичного не сложного служения Храму. Этого времени достаточно для глубокого изучения Священного Писания и получения навыков общения с паствой. Такие возрастные категории определены в глубокой древности и соблюдаются православной Церковью без изменений.

Важность клирика в современной православной церкви

Клирики играют большую роль в религиозном воспитании детей и религиозном просвещении взрослых, обратившихся к православной вере. Ненавязчивая пропаганда религиозных ценностей нуждается в тактичных и грамотных клириках, особенно в городских вновь построенных храмах. Священники, получившие приход в виде времянки при строящемся храме нуждаются в умных расторопных и грамотных клириках, с которых начинается клир будущего храма.

Клирик во многих православных церквях читает молитвы в полупустом храме, пока собирается на службу народ. Если молитва читается с душой, воздействие ее на редких слушающих очень велико, человек подготавливается изнутри к таинству Литургии.

Во все времена от православного клирика зависело, как понимают Священное Писание прихожане его храма. Если в царской России клирику нужно было разъяснять неграмотным прихожанам значение услышанного Слова, то в наши дни ситуация усложнилась. В Церковь приходят высокообразованные люди, которым простыми словами объяснить ускользающий смысл услышанного в первый раз священного текста трудно.

Клирик, как связующее звено между людьми, еще не ставшими прихожанами Храма и священником, очень значим в наши дни.

Видео о том, кто такой клирик в православии, его качествах и деятельности

Обязанности клириков

Правам всегда соответствуют обязанности. Особые обязанности лежат и на духовных лицах. Но речь идет у нас не о служебных обязанностях клириков, а о тех обязанностях, которые связаны с их образом жизни и нравственными нормами, которым они должны подчиняться.

Общее правило тут таково: все, что служит препятствием для рукоположения со стороны кандидата в клир, возбраняется и уже посвященному священнослужителю или церковнослужителю.

Клирики должны быть высоконравственными лицами. Каноны запрещают им пьянство и азартные игры. «Епископ, или пресвитер, или дьякон, игре и пиянству преданный, или да престанет, или да будет извержен» (Апост. 42), «иподиакон, или чтец, или певец, подобное творящий, или да престанет, или да будет отлучен. Такожде и миряне» (Апост. 43).

62 правило Трулльского Собора запрещало духовным лицам под угрозой извержения из сана, равно как и мирянам, под угрозой отлучения, участие в празднествах, связанных с языческими обрядами, переодеванием мужчин в женские одежды, надеванием масок.

Клирикам возбраняется поднимать руку на человека, даже на провинившегося. 27 Апостольское правило гласит: «Повелеваем епископа, или пресвитера, или дьякона, биющаго верных согрешающих, или неверных обидевших, и чрез сие устрашати хотящаго, извергати от священнаго чина. Ибо Господь отнюдь нас сему не учил: напротив того, сам быв ударяем, не наносил ударов, укоряем, не укорял взаимно, страдая, не угрожал».

Из жизни духовных лиц должно быть устранено все, что может соблазнить паству. Согласно 24 правилу Трулльского Собора, «никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак, то при появлении игр, служащих к обольщению, да восстанет и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение Отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен».

Предосудительно для клирика и посещение корчемниц: «Аще кто из клира в корчемнице ядущий усмотрен будет, да отлучится, кроме случая, когда на пути по нужде в гостинице отдыхает» (Апост. 54). 55 канон Лаодикийского Собора запрещает духовным лицам устроение пиршеств у себя дома.

Во избежание соблазна правила возбраняют вдовым или неженатым клирикам держать у себя дома посторонних женщин: «Великий Собор без изъятия положил, чтобы ни епископу, ни пресвитеру, ни диакону, и вообще никому из находящихся в клире, не было позволено иметь сожительствующую в доме жену, разве матерь, или сестру, или тетку, или те токмо лица, которыя чужды всякаго подозрения» (3 прав. 1 Всел. Соб.).

77 правило Трулльского Собора угрожает клирику извержением, а мирянину отлучением за мытье в общественной бане вместе с женщинами — такой обычай был распространи в языческой среде и сохранялся в христианской Византии. Как гласит 22 канон VII Вселенского Собора, «священническое житие избравшим, не совсем позволительно ясти наедине с женами, а разве купно с некоторыми богобоязненными и благоговейными мужами и женами, дабы и сие общение трапезы вело к назиданию духовному».

Каноны касаются и внешнего вида клириков, их одежды. В 27 правиле Трулльского Собора говорится: «Никто из числящихся в клире да не одевается в неприличную одежду, ни пребывая во граде, ни находясь в пути; но всякий из них да употребляет одежды, уже определенныя для состоящих в клире. Аще же кто учинит сие, на едину седмицу да будет отлучен от священнослужения».

В Русской Церкви «Инструкция благочинным» обязывает благочинных наблюдать, чтобы священники, диаконы и причетники носили соответствующую их званию одежду: священники и диаконы — рясы темного цвета, а причетники — платья, приличные духовному чину[200]. Постановлением Присутствия по делам православного духовенства от 16 апреля 1869 г. церковнослужителям было дозволено по желанию носить светское платье и стричь волосы[201]. В XIX веке такое же право предоставлялось клирикам, служащим за границей при посольских и консульских церквах. В XX столетии клирики Православной Церкви, как правило, надевают светское платье и подстригают усы и бороду. Ничего противоречащего канонам и обычаям Древней Церкви в этом нет. Но, очевидно, нельзя упрекнуть и священника или диакона, который в своем внешнем виде вполне следует традициям, сложившимся на Руси. Совершенное удаление бороды, хотя и не запрещено канонами, все-таки предосудительно, ибо представляет собой вызов многовековой традиции и противоречит тому представлению о внешнем виде священника, который сложился в благочестивом народном сознании.

Согласно 16 правилу VII Вселенского Собора, клирикам возбраняется щегольство и пышность в одежде: «Всякая роскошь и украшение тела чужды священническаго чина и состояния. Сего ради епископы, или клирики, украшающие себя светлыми и пышными одеждами, да исправляются. Аще же в том пребудут, подвергати их епетимии, такожде и употребляющих благовонныя масти».

По словам Зонары, «люди из внешнего заключают о внутреннем и неизвестном. И если увидят, что лица, посвятившие себя в удел Богу, не держатся устава и обычая по отношению к одежде или надевают на себя светские, пестрые и дорогие одежды, то от бесчиния во внешнем отношении будут заключать и о внутреннем состоянии посвятивших себя Богу».

Высокие требования предъявляются к семейной жизни клириков. Неженатым священнослужителям вступление в брак запрещено. Как гласит 26 Апостольское правило, «повелеваем, да из вступивших в клир безбрачными, желающие вступают в брак одни токмо чтецы и певцы».

10 правило Анкирского Собора дозволило диаконам вступать в брак и после хиротонии, но при условии, чтобы о таком намерении было объявлено епископу перед рукоположением. Однако 6?е правило Трулльского Собора строго запретило брак не только диаконам, но даже и иподиаконам после поставления.

Было бы противно закону духовного роста вступать в плотский брак после хиротонии, совершаемой в образ обручения с паствой. В то же время опыт семейной жизни, опыт управления «малой церковью», по выражению св. Иоанна Златоуста, может послужить хорошей школой для подготовки к окормлению народа Божия.

Читать еще:  Молитвы от болезни и исцелении больного

Брак клириков должен быть строго моногамным. Второй брак вдовым священнослужителям и церковнослужителям безусловно запрещается.

Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917:1918 гг. вынес Определение, призванное оградить достоинство священного сана. Опираясь на Апостольские наставления о высоте священного служения (1 Тим. 3:2, 12; Тит. 1:6) и на каноны (3 прав. Трулл, Соб. и др.), Собор подтвердил недопустимость второго брака для вдовых и разведенных священнослужителей[202].

Для клирика недопустима и так называемая пассивная бигамия. 8?е правило Неокесарийского Собора гласит: «Аще жена некоего мирянина, прелюбодействовав, обличена будет в том явно; то он не может прийти в служение церковное. Аще же по рукоположении мужа впадет в прелюбодейство; то он должен развестися с нею. Аще же сожительствует; не может касатися служения, ему порученнаго».

В толковании на этот закон Зонара писал: «Так как жена прелюбодейна осквернена, а тот, кто телесно с ней сожительствует, составляет с ней одно тело, то и он участвует в осквернении. Но как может быть дозволено священнослужение оскверненному».

Если нарушение брачной верности женой клирика несовместимо со священнослужением, то нарушение ее самим духовным лицом, равно как и блуд безбрачного священнослужителя, тем более не допустимы.

Трулльский Собор в своем 12 правиле строго запретил брачное сожительство епископам: «Дошло до сведения нашего и то, что в Африке, и Ливии, и в иных местах некоторые из тамо сущих боголюбезнейших предстоятелей, и по совершившемся над ними рукоположении, не оставляют жити купно со своими супругами, полагая тем протыкание и соблазн другим. Имея убо великое тщание, дабы все устрояти к пользе порученных паств, признали мы за благо, да не будет отныне ничего таковаго. Сие же глаголем не ко отложению или превращению Апостольского законоположения, но прилагая попечение о спасении и о преуспеянии людей на лучшее, и о том, да не допустим какого-либо нарекания на священное звание».

Причина введения безбрачного епископата заключалась в том, что в эпоху Трулльского Собора большое распространение получило монашество, и кандидатов на архиерейство из числа монашествующих было вполне достаточно, а по слову апостола Павла, «неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу, а женатый заботится о мирском, как угодить жене» (I Кор. 7:32–33).

Впрочем, Отцы Трулльского Собора не требовали, чтобы кандидаты епископства были лишь из числа безбрачных; они только настаивали, чтобы «жена производимого в епископское достоинство, предварительно разлучася с мужем своим, по общему согласию, по рукоположении его в епископа, да вступит в монастырь, далеко от обитания сего епископа созданный, и да пользуется содержанием от епископа» (48 прав. Трулл. Соб.).

Впоследствии в Церкви сложился обычай поставлять в епископы только монахов. Если же кандидатом избирался не монах, он перед хиротонией должен был принять постриг. Каноны и церковная традиция однозначно свидетельствует о беззаконии обновленческого опыта введения белого епископата, а также дозволения вступать клирикам во второй и третий брак.

Многие занятия и профессии несовместимы со священнослужением. Согласно канонам, клирикам запрещаются исполнение общественных и государственных должностей и военная служба (Апост. 6, 81; Двукр. 11). Как гласит 6-е Апостольское правило, «епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священного чина». Канонический запрет распространяется на исполнение клириками текущих административных обязанностей. История свидетельствует о том, что Церковью не возбранялось участие клириков в коллегиальных органах государственной власти.

Клирикам запрещаются ростовщичество (4 прав. Лаод. Соб). и торговля, особенно винная (18 прав, Карф. Соб.; 9 прав. Трулл. Соб.). Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и всяким предпринимательством.

Отцы Халкидонского Собора в 3-м правиле изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступит сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию».

Духовным лицам запрещаются также занятия, связанные с пролитием человеческой и даже животной крови, например, врачебная практика, особенно хирургия («Номоканон» при Большом Требнике, ст. 132; Постановление Патриарха Луки Хрисоверга). Несчастный случай во время операции подвергает хирурга обвинению в невольном убийстве, и если он клирик, то это, согласно канонам, влечет за собой извержение из сана. Священнослужителю, приносящему бескровную Жертву, возбраняется и охота, неизбежно связанная с пролитием крови.

Долг клирика — хранить верность своему призванию до конца жизни. В 7-м правиле Халкидонского Собора содержится угроза анафемой оставляющему служение пред алтарем Господним: «Вчиненным единожды в клир и монахам, определили мы не вступати ни в воинскую службу, ни в мирской чин; иначе дерзнувших на сие, и не возвращающихся с раскаянием к тому, что прежде избрали для Бога, предавати анафеме».

Лица, сложившие с себя сан, в Византии лишались и некоторых гражданских прав. В России синодским Указом 1831 г. впервые было дозволено просить о снятии с себя сана в исключительных обстоятельствах, особенно по вдовству в молодых летах. Такие лица, лишенные священства по прошению, могли приниматься на государственную службу лишь через 6 лет после сложения сана — диаконы, и через 10 лет — пресвитеры.

В наше время в связи с отделением Церкви от государства сложение с себя сана влечет за собой не гражданско-правовые последствия, а лишь церковные.

Клирик — кто это в православии?

Миряне часто слышат термин «клирик», но не все могут дать определение этому понятию. Интуитивно ясно, что это слово применяется в отношении священнослужителей церкви. Но что именно подразумевается, знает не каждый.

Кто такой клирик

Клириками в православии называют людей, которые совершают богослужения в церкви. Организуют и проводят службу священники, обучавшиеся богословию в семинарии или академии. Иереям на литургии прислуживают клирики низших степеней, не получившие духовного образования в учебных заведениях.

Происхождение слова

В основе понятия «клирик» лежит слово греческого языка κληρος. Перевод имеет два варианта. В первом случае лексическая единица обозначала предмет, который использовался для осуществления выбора при помощи жребия. Второе значение существительного — владение наследством.

В древнем мире к жеребьевке прибегали для избрания персоны на какую-либо должность из группы одинаково достойных кандидатов. В процедуре использовалось равное количество черных и белых бобов, помещенных в один сосуд. После объявления имени соискателя незаинтересованное лицо извлекало один боб. Белый плод означал победу на выборах.

Значение понятия

В смысловом значении слово κληρος определяет то, что происходит без человеческого вмешательства. Главную роль играет теория вероятности. Выбор при решении актуального вопроса происходит случайным образом, помимо воли и желания людей.

«Клирик» также указывает на принадлежность к религиозному сословию в обществе. Быть клириком — значит подчиниться Божьей воле, избравшей человека на служение церкви. Клирики составляют духовное сообщество, которое называется клир. Служители христианства наделены полномочиями совершать церковные служения: проповедовать Слово Всевышнего и отправлять повседневные требы.

Кто такой клирик в христианстве

Под термином клирик в наиболее широком смысле принято понимать духовенство в целом. Все клирики посвящают себя служению Церкви и подчиняются действующим в ней законам.

В более узком смысле клириком принято называть священнослужителей, которые непосредственно совершают богослужения в храмах. К этому разряду относят чтецов, диаконов, пономарей, звонарей, священников и певчих. Исключение из этой группы составляют архиереи и еще некоторая часть служителей Церкви.

В самые ранние годы становления Христианской церкви наиболее авторитетными особами считали апостолов. Именно тогда начала формироваться церковная иерархия, которая существует и по сегодняшний день. Чтобы вступить в клир необходимо рукоположение. Так называется особое таинство, которое позволяет присоединиться к сообществу священнослужителей.

В настоящее время вступить в клир могут только лица мужского пола, принявшие крещение. Однако известно несколько случаев, когда сан принимали женщины. Однако им было запрещено совершать богослужения внутри храма. Кроме того, существуют и ограничения по возрасту. Минимальный возраст для диаконов составляет 25 лет. Возраст получения сана иподиакона — 20 лет, а пресвитера — 30 лет. В чтецы и певчие могут быть приняты дети от трех лет.

Деятельность клирика

В зависимости от присвоенного чина, клирик может читать проповеди, заниматься песнопением, прививать детям любовь к вере и церкви, изучать послушания. Многие клирики занимаются вопросами благотворительности, помогая нуждающимся материально и духовно.

В прошлые времена, по дошедшим до нашего времени сведениям, клирики, помимо чтения церковных текстов, помогали мирянам разобраться с непонятными для них словами или фразами. Очевидно, что раньше служитель церкви обязан был иметь широкий кругозор и быть образованным человеком.

А что тогда означает слово «клир»?

Клир составляют вообще все служители веры. То есть:

  • священники (батюшки по-народному),
  • диаконы (служители, которые помогают священнику, но пока не могут самостоятельно править службы),
  • иподиаконы (помощники диаконов),
  • чтецы (то есть, клирики),
  • пономари (официально это привратники, а также звонари — еще они прислуживают на богослужении и поют на клиросе),
  • старшие певчие (регенты, то есть руководители хоров),
  • казначеи, а также старосты (по-старому — ктиторы) храмов.

У слова «клир» есть еще менее известный синоним: «причт».

В старину в числе клира считались и певчие, но сегодня нет. Сейчас в клире официально состоят только люди, которые посвящены на это.

Но что же такое клирос? В православных церквях это место, где стоят чтецы и певчие. Это воплощение той части небес, на которой ангелы воспевают славу Божью.

А в конце традиционно предлагаем видео — короткое, но очень познавательное. Оно записано в Свято-Духовом соборе. Это проповедь, в которой рассказывается о чуде веры, а также слепом клирике:

Клирик в православном храме

Поскольку Церковь принято считать Христовым Телом, то священнослужители выполняют разнообразные функции подобно внутренним органам. Каждый человек, только что принявший сан, должен начать с низших должностей и пройти несколько ступеней.

Читать еще:  Совместимость тигров — в любви и браке

В Православной Церкви принято подразделять всех клириков на высших и низших.

  1. В категорию высших входят все священнослужители вообще. Рукоположение таких священнослужителей проводится в алтаре. Иное название рукоположения — хиротония. Священнослужители получают благодать Святого Духа. Она обозначает наделение служителя правом совершать христианские обряды и таинства.
  2. Вторую группу составляют служители храмов. Рукоположение низших служителей происходит вне алтаря в храме и носит название хиросетия. Право на совершение обрядов низшим клирикам дается епископом. Низшие клирики прислуживают в храмах во время богослужения. Этой группе служителей церкви дано право читать пред прихожанами Псалтирь, Апостол и Паремии. Следует заметить, что обязанности низших клириков разрешено выполнять и мирянам.

Все священнослужители по степени священства подразделяются на три категории — епископы, пресвитеры и диаконы.

Каким должен быть клирик в православии

  • Клирик- чтец может жениться, но развод ему запрещен.
  • Как любому церковнослужителю в православии, ему запрещена предпринимательская деятельность.
  • Этот чин не доступен действующим военнослужащим.
  • Православным клирикам запрещены любые виды азартных игр.
  • Даже самого маленького ранга чиновник не может получить этот чин, две службы одновременно исключены.
  • В клирики не посвящают хирургов, врачей и средний медицинский персонал, работа которых может быть связана с кровью.
  • Ветеринары, оперирующие животных, и люди, занимающиеся охотой и рыбалкой, не допускаются до служения в чине православного клирика.

Такие, необычные для не религиозного человека, запреты строго соблюдаются.

Чинопоследование поставления

Порядок совершения церковного обряда поставления во чтеца находится в Чиновнике архиерейского священнослужения. Поставление во чтеца обычно совершается в храме в начале Литургии либо сразу после облачения архиерея на кафедре или в алтаре (во время чтения часов), либо уже во время пения антифонов (посреди храма):

  • Ставленник (или группа ставленников) в подрясниках с поясками выходит из алтаря диаконскими дверями, в два ряда подходит к архиерею и творит ему три земных поклона.
  • Архиерей каждого три́щи зна́менает крестовидно по главе (поставление во свещеносца), и по сем, возложа́ руку на главу его, глаголет первую молитву: Иже всю тварь светом просветивый чудес Твоих Господи.
  • Начальные молитвы, тропари апостолам, святителям Иоанну Златоусту, Василию Великому, Григорию Богослову, «Слава. И ныне. » Богородичен,
  • Крестовидное пострижение волос,
  • Облачение в краткий фелонь,
  • Архиерей второй раз (начинается поставление собственно во чтеца) троекратно благословляет и возлагает руку на главу ставленника/ставленников с молитвой: Господи Боже Вседержителю, избери раба твоего сего и освяти его.
  • Чтение посвящаемым Апостола, поклонение архиерею,
  • Снятие фелони,
  • Третье троекратное благословение архиереем поставляемого,
  • Осенение архиереем стихаря над крестом,
  • Облачение чтеца/чтецов в стихарь,
  • Назидание архиерея об обязанностях чтеца,
  • Благословение Господне, наречение во чтеца конкретного храма (обычно в котором совершалось посвящение),
  • Вручение чтецу/чтецам лампады (подсвечника со свечой),
  • Если новопоста́вленного чтеца далее не посвящают во иподиакона, то он (или группа новопоставленных чтецов) поворачивается к алтарю, крестится, кланяется, затем поворачивается к архиерею, кланяется ему, и двумя колоннами следует в алтарь диаконскими дверями,
  • Причащение новопоставленных чтецов с мирянами на ближайшей литургии,
  • Поздравление с посвящением и торжественное вручение свидетельства о хиротесии во чтеца.

Кто может стать клириком в православии

С 1994 года в клирики–чтецы посвящаются все проучившиеся в духовных семинариях и учащиеся духовных академий. Клириками назначают только мужчин старше 15 лет.

Клириками соискателей делают старшие священники, совершая обряд Хиротессии (в переводе с греческого языка это значит – поставление). Клирик- чтец является второй ступенью сана. Самый молодой клирик – свещеносец, им становятся мальчики семилетнего возраста.

Для кандидата в православные клирики обязательно безупречное поведение и хорошее знание Священного Писания, а также строгое соблюдение всех запретов.

Большинство клириков переходят в этот чин из свещеносцев, после 8 лет первичного не сложного служения Храму. Этого времени достаточно для глубокого изучения Священного Писания и получения навыков общения с паствой. Такие возрастные категории определены в глубокой древности и соблюдаются православной Церковью без изменений.

Права клириков

Среди пресвитеров и диаконов первенство определяется саном или старшинством хиротонии, или хиротесии.

Согласно предписанию церковных канонов и обычаев, низшие духовные особы обязаны выказывать высшим должное почтение, однако чрезмерные знаки, противоречащие духу христианства, не приветствуются. В Российской Империи духовные особы получали большие преимущества в обществе. Согласно Табели о Рангах архиереи приравнивались к высшим гражданским и военным чинам. На священнослужителей и их детей распространялись все дворянские привилегии.

В наши дни священнослужители не имеют привилегий перед другими членами общества и могут пользоваться всеми правами и свободами, доступными любому гражданину. Священнослужители имеют право получать почетные звания и государственные награды.

Видео о том, кто такой клирик в православии, его качествах и деятельности

Профессия Православный священник

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику «батюшка» или «отец».

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование. Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником, какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня — литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
Частные богослужения — «требы», так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.

Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре:
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед — разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован. Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество

Батюшка должен быть и педагогом, и психологом, и просто мудрым человеком. Ему приходится общаться с разными людьми: ведь в церковь приходят, в том числе, люди с ограниченными возможностями и пережившие физические или психологические травмы. К каждому необходимо найти свой подход, уделить время и подобрать успокаивающие слова.

Средняя заработная плата
Зарплата священника зависит от доходов храма, в котором он служит. Средняя зарплата батюшки:
от 25 до 45 тысяч рублей в месяц.
Существенным подспорьем к окладу в храме оказываются требы, которые оплачиваются частными заказчиками.

Как стать священником
В профессии священника есть важные ограничения для принятия сана. Обучаться на священника может:
✎ Мужчина
✎ В возрасте от 18 до 35 лет
✎ Холостой или состоящий в первом браке
✎ С наличием законченного среднего образования
✎ Имеющего рекомендации от служителя церкви
✎ Не имеющий умственных или физических отклонений (считается недопустимым, чтобы батюшка уронил икону во время богослужения)

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность «Теология». Однако православные вузы готовят самых разных специалистов: богословов, религиоведов, преподавателей, экономистов, системных администраторов и специалистов PR-служб.

Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector