Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Туринская плащаница оказалась подделкой! Как это раскрылось

Археологические подделки это целый мир. В советское время днем я работал экспертом в музее, а ночью патировал камни сверхстарым углеродным налетом. Проще говоря, брал уголь из золовников возрастом 2-3 тысячи лет, растворял и наносил на камень. Любой углеродный анализ рапортовал о находке времен Исуса. Тем более тогда, когда мои поделки попадали мне же на экспертизу (с) бывший Ученый Историк, ныне живущий в Лондоне… В официальных музеях мира выставлено тонны подделок. Иногда ученные об этом знают, чаще есть только подозрения. Главное, что бы вы не узнали. Хотя, репутация музея как сувенирной лавки, уже давно днище пробито. По крайней мере в кругах ученых. И вот как раз такой случай – Туринская плащаница оказалась подделкой. Самое интересное то, как эту подделку раскрыли британские ученые.

Специалисты из Университета Ливерпуля (Великобритания) и Комитета по расследованию псевдонаучных утверждений в Италии выяснили, что следы крови на туринской плащанице не могли быть оставлены завернутым в нее телом. Считалось, что эта кровь принадлежала распятому Иисусу Христу и вытекла из ран на руках и ногах после смерти. Ученые пришли к выводу, что плащаница не имеет никакого отношения к настоящей казни человека и имела лишь художественную ценность. Результаты работы опубликованы в Journal of Forensic Sciences, кратко об исследовании рассказывает издание Science Alert.

Для справки. Туринская плащаница (итал. Sindone di Torino) — христианская реликвия, четырёхметровое льняное полотно, в которое, по преданию, Иосиф из Аримафеи завернул тело Иисуса Христа после его крестных страданий и смерти (Мф. 27:59-60). В настоящее время хранится в соборе Святого Иоанна Крестителя в Турине.

Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки лика и тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Католическая церковь официально не признаёт плащаницу подлинной, однако считает её важным напоминанием о Страстях Христовых. Православная церковь не имеет официальной позиции по вопросу её подлинности; ряд церковных деятелей считает её подлинной.

Хотя радиоуглеродный анализ показал, что туринская плащаница датируется 1260-1390 годами нашей эры и не могла принадлежать Христу, некоторые специалисты предполагали, что по следам крови можно определить подробности об ударах плетью, пытках и последующем распятии того, кто был обернут в полотно. Считалось, что после омовения тела кровь продолжала сочиться из ран, которые располагались на ладонях, предплечьях, спине, ребрах и ногах.

Исследователи провели эксперимент с использованием манекена и участием живого человека, чтобы выяснить, как будет течь кровь из различных ран. В качестве образцов применялась донорская человеческая кровь и жидкость с теми же свойствами. Были проверены различные позы тела, в том числе стоя и лежа со сложенными в районе паха руками. Ученые сравнили полученные пятна крови с имеющимися на плащанице. Этот метод известен как анализ брызг крови и используется судебными медиками и криминалистами для расследований.

Оказалось, что пятна на плащанице могли возникнуть только в том случае, если кровь на тыльной стороне ладони и кровь вдоль предплечья текла под разными углами, что невозможно для лежачего положения. В первом случае человек должен был стоять, подняв руки под углом 45 градусов, а во втором случае руки должны быть подняты вертикально. Кроме того, рана, оставленная копьем, должна была оставить сплошное кровавое пятно, однако на полотне в этом месте видны следы от небольших потоков, что опять же свидетельствует о стоячей позе. Некоторые следы, например, «пояс» в нижней части спины, ученым вовсе не удалось воспроизвести, даже если учесть, что тело после омовения могло перемещаться. Моделирование пятен на руках, контактировавших с деревянной поверхностью креста, дало неясные результаты.

Таким образом, картина распределения пятен от разных частей тела не согласуются с гипотезой, что человек был распят. По словам исследователей, все это указывает на то, что туринская плащаница скорее всего является имеющей художественную ценность подделкой XIV века и использовалась в качестве «иллюстрации» казни Христа.

Не пропустите другой громкий случай из официальной археологии – Расшифрован вавилонский скрижаль 3700 лет. Ученые в шоке. Поверьте, это действительно шок.

P.S. Важное сообщение! • • • Если планируете купить металлоискатель или катушку ➨➨➨ читать всем обязательно. Поможет вам сохранить ваши деньги. Не ведитесь на обман. Поверьте, мошенники только и ждут ваших денег!

↓↓↓ А теперь переместимся в комментарии и узнаем мнение экспертов. Крутите страницу вниз ↓↓↓, там отзывы копателей, МД специалистов, дополнительная информация и уточнения от авторов блога ↓↓↓

Туринская плащаница: реликвия или подделка?

Немногие предметы древности подвергались столь тщательному анализу. Ни один из христианских артефактов не вызывал таких жарких дискуссий в научном мире. Ни один не является столь необычным, как Туринская плащаница.

Согласно преданию, именно ею Иосиф Аримафейский обернул тело Иисуса Христа после его мучительной смерти на кресте – и на ней отпечатались следы, принадлежащие христианскому мессии. Но может быть, священный саван – всего лишь средневековая подделка?

История плащаницы

Туринская плащаница – полотно чуть больше 4 м в длину и метра в ширину. Якобы на ней «отпечаталась» голова, руки и ноги Иисуса: можно увидеть черты умиротворенного лица, сохранившего спокойное и безмятежное выражение. Судя по отпечаткам, часть погребального савана положили под тело покойника, а другой обернули тело со стороны головы.

После смерти Христа плащаница исчезла более чем на 13 веков – продолжает предание. Впервые о ней заговорили в 1353 году, когда некий французский крестоносец привез саван из своих дальних странствий. Бытует мнение, что до разграбления европейцами Константинополя плащаница хранилась именно там, хотя достоверных свидетельств этому нет.

Уже потом семья рыцаря передала артефакт церкви города Лирей, и с этого момента берет начало другая история реликвии: к небольшому городку потянулись вереницы паломников. Интерес к плащанице начал было угасать, когда церковь объявила ее подделкой, которых в то время было великое множество.

Однако спустя почти век, в 1452 году герцог Савойи Людовик I купил плащаницу, и она переехала в город Шамбери. В 1578 году ее перевезли в собор Иоанна Крестителя в Турине на севере Италии. Здесь она и «осела», получив свое привычное название.

Впрочем, настоящая слава пришла к ней много столетий спустя – в конце XIX века. В 1898 году итальянский адвокат Секондо Пиа сфотографировал плащаницу и, работая над новыми снимками, заметил одну очень странную деталь. На пленках было видно, что свет и тень на них как бы поменялись местами: Туринская плащаница была словно негативом. Следовательно, в руках у фотографа Секондо Пиа оказались фотографии в позитиве.

Это необычное явление привлекло массу энтузиастов, но научных опытов с плащаницей никто проводить в то время не стал. Церковь не желала выдавать реликвию посторонним, хотя и не подтверждала ее подлинности официально. Впрочем, технологии конца XIX века не смогли бы дать ответы на все вопросы любопытных. Всерьез за исследование артефакта ученые взялись лишь во второй половине XX.

Христос был альбиносом.

Главный вопрос можно сформулировать так – почему Туринскую плащаницу считают подлинной? Дело в том, что на ней можно видеть не только отпечатки тела, но и следы от ран. Пугающие свидетельства распятия, многочисленные удары бичом, наконец, кровоподтеки на месте удара копья римского легионера – все это «отпечаталось» на реликвии.

Здесь есть один интересный момент, о котором не всегда упоминают. В христианской традиции принято изображать распятого Христа с гвоздями, забитыми в ладони. В настоящем же Древнем Риме гвоздями прибивали запястья. На Туринской плащанице отчетливо видно, что гвозди были забиты именно в запястья.

Доказывает ли это ее подлинность? Не стоит спешить с выводами, ведь саван мог подделать искусный мистификатор – мастер, который был знаком с древнеримскими обычаями гораздо лучше, чем обычный священник Средних веков.

Можно ли провести анализ остатков крови на плащанице? Увы, даже в наш век невозможно с точностью сказать, есть ли на ней кровь – исследования не могут подтвердить ни ее наличия, ни ее отсутствия.

Ученые скорее склоняются к тому, что пятна на саване – лишь красители, сернистая ртуть и охра. Казалось бы, вопрос можно закрыть, тем не менее художники больше 50 раз пытались скопировать изображение плащаницы, в том числе – с использованием новых методов – но достичь того же результата им не удалось.

Читайте также:  Тигр и собака — совместимость мужчины и женщины в любви

Как мы уже упоминали, внимание публики привлекло то, что изображение Иисуса сохранилось в негативе. Некоторые объясняют это «эффектом засветки ткани» полотна. Есть на этот счет и гипотеза о примитивном фотоаппарате, который могли использовать для изготовления подделки.ё

Впрочем, если изображение на плащанице действительно негативное, то Иисус Христос окажется… альбиносом с белыми волосами и бородой того же цвета. Многие исследователи, однако, не рассматривают версию о негативном изображении на плащанице. Они полагают, что часть ткани просто подверглась более сильному солнечному воздействию, поэтому получился такой эффект.

Существует одно веское доказательство подлинности плащаницы. В 1976 году ученые из Лос-Аламосской Национальной лаборатории поместили ее изображение в компьютер VP-8, способный интерпретировать оптическую плотность изображения и превращать плоскую картинку в рельефную. Результаты оказались неожиданными: на экране проявилось трехмерное изображение человека.

Верующие получили серьезный козырь, но скептики не отступились: даже если плащаница не является простым изображением, это еще совсем не говорит о том, что ею было обернуто тело мессии. Для изготовления савана мистификатор мог использовать некий макет, а возможно, и настоящее тело человека.

Поздняя датировка

Самый простой способ развеять мифы о подлинности савана – доказать, что он был сделан в Средневековье. Но все не так просто, как думали сторонники подделки. Еще в 1950-е годы XX века ученые обратили внимание на то, что примитивная структура ткани полотна говорит о его раннем происхождении. Согласно выводам тех времен, плащаница могла быть сделана еще в I веке нашей эры – именно тогда жил Христос.

Самые известные опыты с плащаницей были проведены в 1988 году. Сразу три независимые лаборатории – Оксфордского и Аризонского университетов, а также Федерального политехнического института в Цюрихе – получили образцы савана с целью установить его возраст путем радиоуглеродного анализа.

К разочарованию многих верующих, все три лаборатории предоставили схожие результаты – плащаница была изготовлена не раньше XIII века. Ни о каком древнем происхождении полотна не могло быть и речи.

Нужно ли говорить, что на этом история не закончилась. Любители мистики и просто верующие настаивали на том, что плащаница подверглась стороннему воздействию, что исказило результаты тестов. Действительно, в 1532 году саван обгорел при пожаре в Шамбери, и на плащаницу были нанесены заплатки. Могли ли ученые сделать неверный вывод, имея под рукой более позднюю ткань? Маловероятно, ведь отличить оригинальное плетенье от средневековых заплаток очень просто. Едва ли на результаты эксперимента могло повлиять и другое внешнее воздействие, например, окрашивание. Если бы плащаница была чем-то загрязнена, то это могло бы сыграть свою роль, но не настолько, чтобы ошибиться на тысячу лет. Во всяком случае, большая часть ученых считает именно так.

В 2001 году в «Вестнике РАН» была опубликована статья специалистов из Института криминалистики ФСБ России, Центра Туринской плащаницы и Министерства юстиции РФ. В ней утверждалось, что радиоуглеродный тест мог дать неправильные результаты, поскольку плащаница содержала средневековые масла. Таким образом, возраст полотна «случайно» сдвинулся на 1300 лет. Уже после публикации материала другие исследователи провели ряд новых анализов. Выяснилось, что содержание масел в полотне могло бы внести погрешность в 276 лет, но никак не в тринадцать столетий. Заметим еще, что у авторов вышеназванной статьи никогда не было настоящих образцов, все их выводы основаны на фотографиях плащаницы.

«Заговор вокруг Иисуса»

Существуют и весьма странные теории. Есть версия немецкого писателя Хольгера Керстена (Holger Kersten), по мнению которого результаты опытов 1988 года были верны, вот только сами образцы… подменили. В защиту этой «гипотезы» говорит то, что из лабораторных записей, фиксировавших все происходящее, действительно, таинственным образом исчезли полчаса съемки. За это время ткань савана вполне могли подменить.

Писатель не ограничивается историей о краже полотна, подвергая сомнению даже официальную позицию церкви в отношении Христа. Именно церковь, согласно версии Керстена, стоит за фальсификацией опытов, и причины у нее самые что ни на есть веские.

Якобы Туринская плащаница содержит в себе свидетельства того, что на момент снятия с креста Христос вовсе не был мертвым. По мнению Керстена, раны мертвого человека просто не могли так кровоточить и не оставили бы таких следов на полотне.

Но как Иисус Христос мог пережить казнь? По версии немецкого писателя, у последователей Христа изначально имелись четкие планы по спасению своего мессии. Его сняли с креста через три часа после распятия. Действительно, многие приговоренные висели на кресте больше пяти дней, и некоторые из них даже выживали. Христос потерял сознание после того, как к его лицу поднесли влажную губку, которая могла содержать какое-нибудь усыпляющее вещество. Таким образом, надзирателей могли ввести в заблуждение сторонники Иисуса Христа.

Теоретически, на момент снятия с креста он еще мог оставаться живым, но это лишь догадки. Главное и, по сути, единственное свидетельство версии Керстена – Евангелие. Утром гробницу нашли пустой – утверждает Священное Писание.

Теория Керстена может объяснить и появление отпечатков тела на плащанице. Для заживления ран последователи Христа могли использовать масла алоэ и миро, и именно они стали причиной появления пятен на полотне. Все это и многое другое было описано в книге Хольгера Керстена и Эльмара Грубера «Заговор вокруг Иисуса».

Впрочем, основоположника этой теории заговора вряд ли можно назвать ученым. Известно, что он работал в воскресной школе Фрайбурга, после чего решил посвятить себя путешествиям и писательской карьере. Помимо книги «Заговор вокруг Иисуса» Керстен опубликовал еще один труд с кричащим заголовком – «Иисус жил в Индии». Одних названий достаточно, чтобы сделать определенные выводы об уровне этих работ.

В погоне за сенсацией

Годы идут, а интерес к Туринской плащанице не угасает. И хотя доступ к реликвии ограничен, после 1988 года ученые сумели провести еще несколько опытов.

В прошлом году научный мир потрясли результаты новых исследований. Профессор Падуанского университета Джулио Фанти (Julio Fanti) решил опровергнуть выводы исследований конца 1980-х годов. Оригинальные образцы Туринской плащаницы были подвергнуты инфракрасной спектроскопии, а также механическим анализам. Результаты исследований полностью противоречили результатам радиоуглеродной датировки: если верить Джулио Фанти, Туринская плащаница может оказаться на три века старше самого Христа!

Критикуя результаты предыдущих опытов, профессор не сказал ничего нового. Пожар и использование масел якобы сыграли с учеными злую шутку, заставив их ошибиться с датировкой на тысячу лет. Эта версия детально изложена в книге Фанти «Тайны плащаницы», написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой. Как и в случае с Керстеном, здесь прослеживается классическая схема «невероятного открытия». Все это очень напоминает дешевую сенсацию.

Одним из последних исследований стали исследования итальянских физиков Джузеппе Лачидоньи (Giuseppe Lacidogna), Aльберто Карпинтьери (Alberto Carpinteri) и Оскара Борлы (Oscar Borla) из Туринского политехнического института, результаты которых опубликованы в 2013 году. Как и Джулио Фанти, ученые подвергли критике выводы эксперимента 1988 года, только теперь акцент был сделан не на пожаре или наводнении, а на землетрясении. Якобы, незадолго до казни Христа в Иудее имело место землетрясение, которое изменило свойства и ориентацию частиц на полотне.

Естественно, никаких научных подтверждений у этой версии тоже нет, и вряд ли они появятся. Существует немало сейсмически активных мест, но подобных явлений там не наблюдали.

Подделка?

Итак, среди всех проведенных экспериментов самым авторитетным можно считать исследование 1988 года. Его результаты отчетливо показали, что Туринская плащаница, скорее всего, лишь средневековая подделка.

Впрочем, разве в датировке дело?

Что нам может дать установление точного возраста плащаницы? Ровным счетом ничего, что доказывало бы ее подлинность. Даже если плащаница и была изготовлена в I веке, это совсем не говорит о том, что в нее заворачивали тело Иисуса Христа.

Странным выглядит уже то, что после казни плащаница бесследно исчезала на тринадцать веков. А ведь она была ценной христианской реликвией.

Отпечаток лица – еще один интересный момент, на который не всегда обращают внимание. Если предположить, что на плащанице отпечатался лик мессии, то почему этот след так похож на художественный портрет? Действительно, если бы ткань соприкасалась с телом человека, и на ней остались его следы, то при развороте полотна это лицо имело бы искаженные формы. Правда, по версии того же Керстена, лицо Христа отпечаталось на полотне не за счет прямого контакта, а за счет исходящего от тела тепла и разных масел.

Читайте также:  Пасха Христова: какое значение и смысл ключевого православного праздника

Получается, что никаких реальных доказательств подлинности савана не существует. Даже церковь не берется подтвердить версию апологетов плащаницы. А если нет доказательств, то зачем выдумывать лишние поводы для новых опытов.

Ученые доказывают: «Туринская плащаница» не подделка

Туринская плащаница это льняное полотно длиной 437 и шириной 111 сантиметров. Оно хранится в итальянском городе Турине в соборе Иоанна Крестителя. На полоте два негативных опечатка человеческого тела со следами увечий — спереди и сзади.

Одни считают, что именно в это полотно был обернут снятый с креста Спаситель, чье тело и отпечаталось на ткани сверхъестественным способом.

Скептики сомневаются. И подозревают, что плащаница все-таки поддельная. То есть, изображение на ней, если и не нарисовано, то каким-то образом получено искусственно. Обе стороны ожесточенно спорят уже многие годы.

Считается на Туринской Плащанице отпечатолось изображение Иисуса Христа

И вот появились новые результаты — в пользу тех, кто верит в подлинность Туринской плащаницы. Их представили ученые из Университета Падуи .

Профессор Джулио Фанти (Professor Giulio Fanti), эксперт в области механики и термических измерений инженерного факультета университете (University of Padua’s Engineering Faculty) заверяет: ткань Туринской плащаницы была изготовлена во времена Иисуса Христа. И даже раньше — примерно за 3 века до его рождения. Но в любом случае плащаница не моложе 4 века нашей эры.

Профессор с коллегами использовали криминалистические подходы для анализа волокон хранящейся в Турине плащаницы. Применив инфракрасную спектроскопию, они сравнили эти волокна с другими древними образцами. И уверены в своих результатах на 95 процентов.

Скептики е ссылаются на исследования 1988 года, когда три независимые лаборатории провели радиоуглеродное датирование ткани. И оно дало результат: плащаница была изготовлена в период с 1260 года по 1390.

Джулио Фанти знает о таком «приговоре». Но полагает, что результаты радиоуглеродного датирования были искажены воздействием огня и воды на ткань — она пострадала при пожаре. Более того, плащаницу варили в подсолнечном масле, путаясь очистить от копоти.

Свои выводы профессор изложил в книге «Тайна плащаницы» (Mistero della Sindone), написанной в соавторстве с журналистом Саверио Гаетой (Saverio Gaeta). Появление книги приурочено к показу Туринской плащаницы, который состоится 30 марта — накануне католической Пасхи. Увидеть реликвию можно будет в составе группы из 300 человек, в которой обязательно должны быть молодые люди, больные и инвалиды.

Полотно Плащаницы. На нем негативное изображение мужчины

КСТАТИ

Не в первый раз

Два года назад верующих обнадежило Национальное агентство по новым технологиям, энергии и устойчивому экономическому развитию Италии (Enea). Оно опубликовало доклад о пяти годах исследований Туринской плащаницы, в котором принимала группа американских ученых STURP (Shroudof Turin Reasearch Project). Именно их заключения и собственный анализ позволили составителям доклада — ученым ди Лаццаро, Мурра, Сантони, Никелатти и Балдаккини — заявить: Туринская плащаница — не подделка.

«Двойное изображение, фронтальное и заднее, человека, подвергавшегося истязаниям и распятию, которое просматривается на льняной ткани Туринской плащаницы, — сообщает в докладе, — обладает многочисленными необычными характеристиками, химическими и физическими, которые в настоящее время невозможно воспроизвести в лабораторных условиях, невозможно повторить, а значит, и фальсифицировать изображения на плащанице. Но это также не позволяет сформулировать достоверную гипотезу о механизме формирования отпечатка. Сегодня наука не в состоянии объяснить, каким образом на Плащанице образовался отпечаток тела». Было лишь установлено, что тело находилось на полотне как будто бы не более двух дней.

Но происхождение отпечатка на Плащанице — это и есть главная тайна. И она остается нераскрытой.

Туринская плащаница – реликвия или подделка?

Плащаница — это ткань, в которую, по преданию, ученики завернули Иисуса Христа, сняв его с креста, и которую нашли после Его чудесного воскресения в скальной гробнице Голгофы в Палестине. Ткань хранит на себе отпечаток человеческого лица и тела со следами бичевания и ранами от гвоздей на руках и ногах, оставшимися после распятия. Верующие унесли ее в город Эдессу в Малой Азии. Отсюда она попала в Константинополь и была в XIV веке увезена крестоносцами во Францию. Ее владельцем стал граф Жоффруа де Шарни, — как предполагают, потомок крестоносца Шарни. Далее она оказалась во владении герцогов Савойских, в 1578 году переехавших в Италию. С этого времени плащаница, по-прежнему не являющаяся собственностью церкви, хранится в Турине. На протяжении многих веков считавшаяся подлинной,— хотя споры о ее подлинности велись с XIV века, когда она впервые была выставлена на всеобщее обозрение, — плащаница в 1989 году была официально объявлена подделкой.

Из истории известно, что многие тысячи евреев и неевреев и до, и после времени Христа шли на смерть через распятие на кресте. Осужденного, раздетого догола перед распятием заставляли обхватить столб, связывали руки и подвергали зверским бичеваниям «треххвосткой» из ремней с металлическими шариками на концах. Вся спина и икры ног оказывались испещренными кровоточащими ранами. Христос был одним из тех, с кем, согласно евангельской традиции, по приказу Понтия Пилата, наместника Рима в Иудее, именно так расправилась римская солдатня.

После распятия кровь из-под кованых гвоздей текла по рукам и ногам, по лицу из-под тернового венца, а вслед за ударом копья в бок открылось еще одно кровоизлияние. Это продолжалось, пока билось сердце. В Евангелии (от Матфея, 27:57) описывается, как «богатый человек» покупает полотно. Вероятно, весьма дорогое. Это было добротное полотнище длиной 4,36 метра и шириной 1,1 метра, сплетенное вручную в виде «елочки» и украшенное по краям орнаментом — полосами. Толщина этой ткани определялась как несколько более грубая, чем та, что идет на мужские рубашки.

…Был также принесен состав из смирны и алоэ, «литр» около ста (так в тексте от Иоанна, 19.39). Древнегреческое «литра», как и латинское «либра», означает фунт. Римский фунт I века от Р. X. был равен 327,45 грамма. Следовательно, смесь из масла смирны и сока алоэ весила около 33 килограммов. Этого было, конечно, слишком много для совершения нового обряда миропомазания, но, возможно, тогда еще не было известно, сколько именно понадобится для неоднократного промачивания полотна и обертывания им израненного, но еще живого человека. Один из самых главных вопросов — как на полотне могло оказаться изображение человека. Те, кто считал плащаницу подделкой, объясняли это делом рук художника, создавшего его. Однако спустя пятьсот лет после первого Заявления о том, что плащаница — подделка, один фотограф, проявляя снимок с плащаницы, обнаружил, что негатив выглядит как позитивная фотография, то есть изображение на плащанице не нарисовано, а представляет собой негативный отпечаток тела. Как могло это случиться?

Миропомазание предназначалось для освежения тела перед погребением, но оно полностью не стерло сгустки запекшейся крови. Напротив миро пропитало их, как и все тело, покрыв и следы бичевания, и замаслив монеты, возложенные на глаза покойного. Все эти частности отпечатались на сухом полотнище. Нижней его половиной устлано было дно гроба, другой же половиной тело было накрыто через голову. Поэтому внизу получился сквозной контактный оттиск спинной части тела, вверху же — бесконтактный отпечаток лица, груди, живота и ног. Профессор биологии Парижского католического института П. Виньон и преподаватель физики Парижского политехникума Кольсон экспериментальным путем установили, что объемное изображение возможно с помощью испарений миро. Испарения ложатся на ткань, создавая практически невидимый отпечаток.

Согласно первой гипотезе П. Виньона, изображение на плащанице возникло в течение 30—36 часов, протекших с пятничного вечера до воскресного утра, то есть с момента положения тела во гроб до воскресения Христа. Предположение основано на возможности выделения телом предсмертного пота, с переходом его через мочезину в аммиак.

Опытами двух исследователей было доказано, что испарения аммиака способны оказать химическое воздействие на содержащийся в алоэ алоэтин. Под этим воздействием алоэтин заметно темнеет. Именно в силу этих причин, по мнению Виньона, на промоченной в соке алоэ плащанице и появилось изображение.

Однако остается непонятным, как могли оказаться на полотне пятна крови, если она, как мы знаем, успела засохнуть. Шло время, гипотеза Виньона кем-то разделялась, кем-то оспаривалась, пока другие профессора — Фраше из Моденской лаборатории и Филограмо из Туринского университета — не произвели химические анализы на гемоглобин, придающий крови красный цвет, и на группу крови (1973). Их независимые выводы гласили: это не кровь. Но если не кровь, то что?

Читайте также:  Карта желаний: как правильно оформить и использовать

Здесь сделаем небольшое отступление и остановим свой взгляд на решении истовой католички Маргариты Австрийской — заказать для хранения плащаницы металлический футляр. Это случилось почти за четверть века до пожара 1532 года. О габаритах футляра можно судить по тому, что полотнище, сложенное вчетверо по длине и по ширине и представлявшее шестнадцати слойную стопку, имело размеры 1,10X0,25 метра. При поисках материала для футляра выбор пал, по всей вероятности, на заморское серебро, потоком хлынувшее в Европу в начале XVI века, после завоеваний Мексики испанцами. Возможны, разумеется, и другие предположения, например, что могло быть использовано самородное ртутное серебро, но точный ответ мы вряд ли получим, потому что в 1566 году серебряный футляр был списан и заменен железным ящиком, а до этого металлографический анализ сделан не был.

А теперь заглянем в мастерскую, где в 1509 году отливался футляр. Там работали химики (или скорее алхимики). Многие из них, и не только в этой мастерской, а вообще в Европе, стремились получить золото из серы и ртути. Уверенность их в успехе поддерживалась тем, что при присадке ртути к расплавленному серебру: оно приобретало золотистый оттенок. Отсюда делался вывод, что золото где-то рядом. Оно и было рядом: при одном взгляде на «Периодическую систему» элементов Д. И. Менделеева можно увидеть, что золото занимает клетку по соседству с ртутью. Алхимики не могли знать, что черточку между клетками под силу будет сломать только ядерной физике, причем с огромными нерентабельными затратами. В своих исканиях средневековые химики, вернее алхимики, применяли, прежде всего, нагрев.

Заметим, что испарение ртути происходит уже при комнатной температуре, а при 44 градусах Цельсия она начинает «закипать». Соединения ртути тоже летучи, но при более высокой температуре. Так, сернистая ртуть (киноварь) начинает испаряться при 200 градусах Цельсия, а при 315 градусах она улетучивается полностью. Цвет киновари красный, от яркого до темного. Запомним. Это нам пригодится при внимательном вглядывании в плащаницу.

Итак, ядовитые пары сернистой ртути, в угоду алчности уносившие подлинное богатство алхимиков — здоровье, не приближали их к мечте обогащения, но, соединяясь с серебром, в частности с серебром футляра на всех его поверхностях, не исключая внутренних, покрывали их тонкой пленкой непрочного сплава сернисто-ртутного серебра… Футляр был сделан, плащаница положена в него. И церковный мир вздохнул спокойно — теперь реликвия в безопасности. Покой длился менее двадцати пяти лет. Глухой декабрьской ночью 1532 года часовня в Сан-Тапель де Шанбери, где хранился футляр с плащаницей, загорелась.

Что же происходило в это время в футляре? По мере повышения температуры в отсыревшей при длительном хранении ткани образовывался перегревавшийся водяной пар, не дававший плащанице затлеть и вспыхнуть. Одновременно начинался и процесс распада пленки сернисто-ртутного серебра. Появившиеся пары сернистой ртути пропитывали распаренную вместе с тканью сухую субстанцию, оставшуюся на ткани в результате длительного высыхания окисленной смеси. При этом темноватые изображения, которые видели крестоносцы, окрашивались в темно- красный цвет.

Пожар погасили не сразу. С одного края крышка стала плавиться, а это означает, что футляр долго простоял в зоне тлеющих углей, развивавших более высокую, чем горящее дерево, температуру — выше точки плавления серебра (961,9 градуса Цельсия). Из образовавшейся клиновидной щели выплавленное серебро полилось на плащаницу…

Разводы, обнаруженные на ткани, по мнению П. Виньона, свидетельствуют, что футляр старались отстоять, заливая его водой. Поэтому нельзя считать чудом, что тысячеградусная ярость удара быстро угасла в распаренной ткани. Если в верхней части стопки длина прожога составляла 0,3 метра, то в нижней, у самого дна, она стала вдвое короче — 0,15 метра. Изображение лица, к счастью, затронуто не было. А шестнадцать прожогов через два года были заделаны ловкими руками монахинь.

Когда ткань стала остывать, пары киновари в соединении с кислородом перешли в твердую фазу — отвердели, закрепившись на обеих сторонах полотнища, где фигура покойного в прямом виде и зеркальном отражении, словно ткань была прозрачной, запечатлелась в натуральную величину (при полном росте 1,78 метра)… «Пятна крови» оказались пятнами киновари.

Экспертиза назвала подделкой Туринскую плащаницу

Анализ отпечатков крови на Туринской плащанице показал: их не могло оставить завернутое в ткань тело. К такому выводу пришли судмедэксперт-антрополог Маттео Боррини из Ливерпульского университета Джона Мурса в Великобритании и специалист в области псевдонауки, химик-органик Луиджи Гарлашелли. Результаты исследования были опубликованы в журнале Journal of Forensic Sciences.

Туринская плащаница — христианская реликвия, четырехметровое полотно, в которое, по преданию, было завернуто после смерти тело Иисуса Христа.

Часть верующих убеждена, что на плащанице — подлинные отпечатки лика и тела Христа, отчего Туринская плащаница ценится как одна из важнейших реликвий христианства. Считает ее подлинной и часть церковных деятелей. Плащаница не раз становилась предметом исследований, призванных установить или опровергнуть ее подлинность.

Впервые реликвия была зафиксирована во Франции в 1353 году. Вначале Плащаница была выставлена в городе Лире во владениях де Шарни. В 1452 ее выкупил Людовик I Савойский и хранил в городе Шамбери, где она пострадала в пожаре 1532 года.

В 1898 году, когда плащаница была выставлена на обозрение, фотограф-любитель Секондо Пиа сделал снимки, и обнаружил на негативах человеческий лик. Это открытие поставило ряд вопросов, главные из которых были вопрос о подлинности плащаницы и личности изображенного на ней человека. Однако провести серьёзные исследования с помощью современных методов удалось только в конце XX века.

Пока так и не удалось выяснить, как именно образовались пятна крови на ней (и кровь ли это вообще), но было установлено, что они содержат оксид железа.

Он мог попасть на ткань как с кровью, так и просто с красителем. Кроме того, согласно радиоуглеородному датированию 1988 года, плащаница была изготовлена в 1275-1381 году. Эти данные неоднократно подвергались критике — по мнению других специалистов, на точность датировки могло повлиять и содержание в ткани масел, которыми ткань была пропитана в 1532 году, и то, что в том же году во время пожара она подверглась воздействию высоких температур.

В 2013 году новый, более точный анализ возраста плащаницы, показал, что она была изготовлена около 33 года до н. э., плюс-минус 250 лет. При этом проведенный в 2015 году анализ следов ДНК на плащанице показал, что в контакт с тканью входили люди из самых разных этнических и географических групп.

Новый анализ опровергает подлинность реликвии.

Ученые выявили, что часть отпечатков могло оставить только тело, стоящее вертикально, а часть из них и вовсе нереалистична.

Исследователи использовали манекен, чтобы смоделировать, как текла кровь из ран на теле, руках и ногах Христа. Для этого они применяли как настоящую человеческую кровь, так и ее искусственный заменитель с теми же свойствами жидкости.

Ученые исследовали, как стекает кровь с разных частей тела в различных позах — стоя, лежа, со сложенными руками. Они внимательно изучили короткие струйки на тыльной стороне левой руки и около раны от копья на груди. Тут-то и обнаружился ряд несоответствий.

Во-первых, отпечатки на плащанице предполагают, что кровь с тыльной стороны ладони и вдоль руки стекала под углом в 45 градусов, что просто невозможно для лежащего тела.

«Угол между плечом и телом должен составлять больше 80 и меньше 100 градусов, чтобы ручейки крови перетекали с запястья к локтю и на наружную часть предплечья, как это видно на плащанице»

Кровь из раны от копья скопилась на ткани, на которой лежал манекен, в том же месте, что и на плащанице. Однако она стекала струйками, а не образовывала единое пятно.

Еще одно пятно в области поясницы ученым вообще не удалось воспроизвести. Они ставили манекен вертикально, клали его на ткань, но «пояс» из крови не образовывался ни в одной из поз.

«Предполагая, что пятна на Туринской плащанице — это следы крови от ран, полученных Христом при распятии, мы с помощью экспериментов установили, что предполагаемое движение струй крови не согласуется с этими пятнами. Даже если предположить, что возможны различные ситуации, в которых происходило кровотечение (например, при перемещении тела или после смерти), они не только не документированы, но и для некоторых пятен нереальны», — пишут исследователи.

Это, впрочем, не ставит точку в исследованиях плащаницы.

То, как именно на нее были нанесены пятна, пока что остается загадкой.

VsePoLubvi.ru