Пасха Христова: какое значение и смысл ключевого православного праздника

Пасха Христова: значение и смысл главного православного праздника

Возвращение русского народа к вере дедов имеет большое духовное значение. Но не все понимают, что имеется в виду под воскресением Христа, и для чего это было нужно. Я уверовала во Христа уже в сознательном возрасте, но не могла понять истинный смысл жертвы Христовой. Для чего нужно было умирать, чтобы воскреснуть? Что такое пасха Христова в православии? В статье я вам расскажу о смысле главного христианского праздника. Мы совершим путешествие в древнюю Иудею, чтобы проникнуться духом тех времен и пережить все события, связанные со смертью и воскресением Сына Божьего.

Тайны воскресения из мертвых

Основой православной веры является воскресение Христа. Именно с проповеди о воскресении апостолы начали свое подвижничество: свидетельствовать миру о Царствии Божьем и прощении грехов. Именно благодаря воскресению всем людям была дарована вечная жизнь. Поэтому Пасха Христова является главным праздником христианского мира. Это та основа, на которой держится православная вера.

Спаситель мира Иисус Христос добровольно принял мученическую смерть за наши грехи и на третий день воскрес из мертвых в новом теле, явив миру чудо божьего спасения.

Это было как раз накануне иудейской пасхи, когда еврейский народ праздновал спасение от карающего меча Господня. Ангел смерти прошел мимо всех домов, на дверях которых была кровь жертвенного ягненка. Этот праздник называется по-еврейски Песах.

Тело Иисуса было снято с креста и положено в гробницу по иудейским обычаям — обвито полотном (плащаницей) и помазано благовониями. Пещера, где было похоронено тело Спасителя, предназначалась одному богатому иудею, который из милости отдал ее для захоронения тела Христа. Этот человек был членом иудейского верховного суда Синедриона, но тайно посещал Иисуса и слушал его учение.

Гробница была закрыта тяжелым камнем и запечатана, так как вожди иудейского народа опасались, что тело могут выкрасть. Камень был настолько тяжел, что сдвинуть его с места было не под силу даже самым крепким мужчинам. Именно этот камень и явился веским доказательством воскресения Христова. Когда ученики на третий день пришли к пещере, то тела на месте захоронения не было. Печать была на месте, камень тоже — а тело Христа чудесным образом исчезло.

Когда ангел Господень в виде молнии снизошел с небес и отодвинул камень, охранявшие гроб солдаты были исполнены ужаса: гробница оказалась пустой. Солдаты в страхе разбежались, оставив гробницу без охраны. Рано утром в воскресенье к гробнице пришли благочестивые женщины, чтобы завершить процедуру помазания благовонными маслами. Их удивлению не было предела, когда они увидели пустую гробницу. Женщины посчитали, что тело просто выкрали. Они направились к апостолам, чтобы сообщить об этом событии.

Когда апостолы пришли к гробнице, то увидели свитые пелены на месте тела. Вскоре они ушли в город, оставив Марию Магдалину оплакивать Иисуса. Женщина находилась в гробнице, когда два ангела сообщили ей о воскресении Иисуса. В это время Мария увидела вошедшего в гробницу Христа, но не узнала его. Лишь когда Христос назвал ее по имени, она узнала знакомый голос и бросилась к Спасителю в ноги. Но Иисус запретил прикасаться к себе и велел ей идти к апостолам и сообщить о его воскресении.

Свидетельство воинов

Охранявшие гробницу воины пошли к первосвященникам, чтобы сообщить им весть об исчезновении тела. Это известие сильно огорчило лидеров иудейского народа, и они стали придумывать план, как разубедить народ в факте воскресения Христа. Подкупив стражников, они велели им рассказать историю о том, как ученики Иисуса тайно выкрали его тело. К сожалению, воинам поверили на слово. Поэтому в иудейском народе мало кто поверил в чудесное воскресение Спасителя — Мессии.

Явление Христа в нетленном теле

После своего чудесного воскресения Иисус не раз являлся своим ученикам, но первым делом он навестил свою мать Марию. Женщина утешилась в своей скорби, увидев живого Сына. Когда Иисус встретился со своими последователями, он сказал всем: «радуйтесь». Настало время великой радости для людей, ведь после смерти тела душа Иисуса спустилась в ад. Но будучи безгрешной, душа Иисуса обрела вечное спасение и бессмертное тело.

В течение сорока дней Христос являлся своим ученикам и наставлял их. Более 500 человек стали свидетелями его воскресения. После сорока дней Христос вознесся на небо в своем бессмертном теле и обещал вернуться. С того памятного дня (Вознесение) все христиане ожидают второго пришествия своего Спасителя и блюдут свои души и тела в чистоте и святости.

Как и обещал Иисус, через 10 дней, то есть, на 50 день после Пасхи, на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков. Это было крещение Духом Святым и образование первой церкви на земле. В тот день во Христа уверовало около 3000 человек.

Где была душа Иисуса после смерти? Он сошел в ад, где находились души всех времен. На пасхальной иконографии мы можем увидеть, как Иисус выводит из ада Адама и Еву, от которых и пошло грехопадение. Вместе с душами Адама и Евы Христос освободил и всех остальных, ожидавших его спасение. В этом и заключается вся суть распятия и воскресения — спасение людей.

Праздник светлой Пасхи

Ежегодно православная церковь отмечает свой главный праздник — Воскресение Христово. По ветхозаветному учению всех грешников ожидало наказание. Но Иисус Христос стал жертвенным агнцем во искупление грехов человечества. Это была бесценная жертва, которую принес богочеловек за всех грешников на земле. Иисус победил смерть, обрел нетленное тело и показал всем путь спасения — через веру.

Поэтому ежегодная пасхальная литургия начинается с восклицания «Христос воскресе!». Воскресение является тайным действием бога, его волеизъявлением. Это непостижимое для человеческого разума действие, которое можно принять только верой.

После воскресения Христа смерть считается временным сном — успением.

Праздник начинается крестным ходом вокруг храма под звон колоколов. Этим действием православные христиане вспоминают приход благочестивых жен к гробнице. Затем начинается утренняя служба перед запертыми церковными дверями (символ закрытого гроба Господня). После восклицания «Христос воскресе!» священник отворяет церковные двери, что символизирует открытую гробницу.

После этого все христиане обнимают друг другу и целуют. Это действие называется «христосование». Радость и ликование заполняет сердца верующих, ведь они обрели надежду на вечную жизнь в чертогах Господних. С этого момента в течение недели в церквях остаются открытыми двери в иконостас, что символизирует свободный доступ в царство божье.

На пасхальной литургии благословляют артос — специально испеченный хлеб, символизирующий хлеб жизни. По завершении светлой седмицы артос раздают верующим по кусочкам. Вплоть до праздника Троицы верующие не становятся на колени и не кладут поясные поклоны. Это дни великой радости, поэтому все молитвы читают стоя. Во многих церквях всю светлую седмицу звонят колокола в знак победы Христа над смертью.

Новый завет

Почему крашеные яйца являются символом Пасхи Христовой? Потому что из яйца появляется новая жизнь. Светлое Христово Воскресение — это победа жизни над смертью. Яйца по традиции окрашивают в красный цвет, что символизирует кровную жертву Христа. Он искупил нас своей кровью, омыл в ней наши грехи. Это смог сделать только богочеловек, кем и являлся Иисус Христос — Сын Божий.

Евреи в Пасху празднуют освобождение от египетского рабства, христиане праздную освобождение от грехов и смерти.

После своего триумфального воскресения Иисус установил новый завет между богом и людьми, отменив старый. С этого момента любой верующий во Христа становится наследником царства божия, и над ним не властна смерть. Об этом событии говорит нам апостол Павел:

По новому завету больше нет наказания, вступает в права божья милость и любовь. Это завет любви, радости и вечного блаженства. Именно это подарил нам Спаситель душ человеческих, поэтому весь христианский мир наполнен ликованием и радостью в светлую седмицу.

В чем заключается главный смысл Пасхи?

Портал «Православный Взгляд» спросил у священников о том, в чем заключается главный смысл Воскресения Христова.

ПРОТОИЕРЕЙ ОЛЕГ СТЕНЯЕВ, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках, писатель, богослов и публицист, проповедник и миссионер.
Святые отцы пишут, что многим было бы лучше вообще не воскресать, чтобы не наследовать вечных мучений, поэтому смысл Пасхи заключается не в том, что «Христос воскрес и мы воскреснем», а в том, что Христос своей искупительной смертью победил духовную смерть.

Православная церковь говорит о существовании двух смертей и двух воскресений из мертвых. Первое воскресение из мертвых — это когда неверующий становится верующим, язычник — христианином, еретик — православным. В Священном Писании сказано: «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом: смерть вторая не имеет власти» (Откр 20:6). Второе воскресение из мертвых связано с телесным воскрешением, но оно не имеет принципиального значения, так как если до первой смерти человек не примирится с Богом, ему уже ничего не поможет.

Первая смерть наступает во время смерти тела, а вторая наступит тогда, когда грешники в день Страшного Суда услышат слова: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41). Поэтому если человек участвует в первом воскресении, то над ним вторая смерть уже не властна и ему скажут другие слова: «Приидите, благословенные Отца Моего наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф 25:34).

После того как Господь Иисус Христос умер, Его друзья и враги стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву, что означало бы воскресение из мертвых. Иудеи понимали, что это самый принципиальный момент, и очень боялись, что ученики выкрадут Тело Христа и заявят о Его воскресении, поэтому поставили стражу около пещеры. И когда Бог Отец воскресил своего Сына силой Духа Святаго, а Сын Божий силой собственного ипостасного божества восстал из гроба — это стало самым главным свидетельством, что жертва принята. И в этом состоит главный смысл христианской Пасхи, потому что до этой жертвы все люди шли в ад, и грешникам не было оправдания.

Апостол Павел подчеркивает, что Сын Божий был «предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим 4:22-24), поэтому мы оправданы Воскресением Христовым и искуплены его святою кровью, и те, кто в Него уверуют, обретут дар вечной жизни.

ИЕРОМОНАХ МАКАРИЙ (МАРКИШ), клирик Иваново-Вознесенской епархии, церковный публицист и миссионер.
Ответ на этот вопрос — вся христианская вера и жизнь во всей своей полноте! А раз так, то поневоле придется ограничиться лишь осколком, отблеском, в котором, тем не менее, можно увидеть животворящий и спасительный свет. Главное в христианстве — Христос, Бог, Который стал Человеком и прошел через всю меру человеческих страданий, включая Распятие. А Пасха (Воскресение Спасителя) — это точка, фокус, где с наибольшей силой и яркостью сходится человеческое с Божественным, причем сходится так, что каждый из нас имеет возможность подключиться к ней, стать не зрителем, а участником события, причастником Божества. Подчеркиваю, что это возможность, реализация которой зависит от свободной воли каждого. Отсюда и значение Пасхи для человека.

Читать еще:  Год быка: какие года рождения, характеристика знака

ПРОТОИЕРЕЙ АЛЕКСИЙ ОКНИН, настоятель Никольского храма города Чехова.
Без Креста нет Воскресения, поэтому страдания всегда будут предшествовать духовному и физическому подъему человека. Каждый христианин должен отвергнуться себя, взять крест свой и следовать за Христом. В Первом послании святого апостола Павла к Коринфянам говорится: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор 1:18).

Крестоношение — основа христианской жизни, но многие люди носят крест на шее только как красивое украшение, а настоящего Креста не имеют. Но ведь только через Крест Христос спас человеческий род и взошел на Небо. В Евангелии от Марка есть отрывок, который прочитывается за богослужением в праздник Вознесения Господня: «И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога…» (Мк 16:19).

Каждый человек должен пройти путем Христа и воскреснуть не только духовно, но и телесно. Христос после своего воскресения вкушал пищу вместе с апостолами, чтобы показать, что его тело настоящее, поэтому в Священном Писании говорится о воскрешении всего человека, а не о воскрешении души или тела.

В истории церкви всегда существовало множество ересей на этот счет, в частности, в учении богослова Оригена Александрийского, но мы на основании Священного Писания можем утверждать, что воскресение будет в теле, и это для нас самый главный аргумент.

ПРОТОИЕРЕЙ ИГОРЬ ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО.
Пасха дает надежду на спасение, потому что «если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (1 Кор 15:14), поэтому Воскресение Христово для православного христианина является источником жизни и именно наличием Пасхи христианство кардинально отличается от всех остальных религий.

Пасха — это та цель, к которой стремится все человечество на протяжении всей истории, и эта цель заключается в бессмертии. Христос показал, что только через Воскресение Христово, через Пасху человечество может достичь этого бессмертия.

Человек должен быть готовым к принятию счастья, но счастье зависит не от внешних условий, а от внутреннего состояния, которого можно достичь, только живя духовной жизнью.

В Православной Церкви существует догмат о том, что Господь Иисус Христос, воплотившись на земле, навечно соединился с плотью, и в будущей жизни Он нас встретит в той плоти, в которой воскрес. И мы воскреснем в обновленном теле, подобно Христу, но это тайна, как и когда это будет, однако это обязательно будет.

ПРОТОИЕРЕЙ ВЛАДИМИР ЧУВИКИН, ректор Перервинской духовной семинарии.
Пасха — это центральный христианский праздник, недаром он называется Праздником праздников и Торжеством торжеств, потому что если бы Христос не воскрес, то и не произошло бы спасения рода человеческого. Как сказал Апостол Павел: «Если Христос не воскрес, то и вера наша тщетна» (Кор 15:14).

Праздник Пасхи имеет центральное значение в жизни всего человечества, потому что через Воскресение Христово нам дарована возможность вечной жизни. Если Господь воскрес, то Он и нас воскресит для вечной жизни, поэтому Святая Церковь придает такое огромное значение Пасхе и заранее готовится к этому празднику, начиная с Сырной Седмицы и заканчивая периодом Великого Поста, во время которого верующие постятся и усиленно молятся.

И, конечно же, в этот период, в храмах совершаются дивные богослужения, которые располагают нас к покаянию и перемене образа жизни. Святитель Иоанн Златоуст в пасхальном слове говорит, что радость Пасхи объемлет всех: и постившихся, и не постившихся, и ленивых, и богатых, и убогих. Но тот, кто достойно прошел период великого поста: постился, совершенствовался в молитве и христианских добродетелях — в более полном объеме испытают радость Пасхи.

Последняя неделя перед Пасхой называется Страстной Седмицей, потому что в эти дни Святая Церковь предлагает вспомнить события перед Крестной Смертью и Воскресением Христа. И мы сопереживаем Христу, состраждем, сораспинаемся и спогребаемся. Об этом много написано в церковных гимнах, которые исполняются в Страстную Седмицу.

Отличие Христианства от всех других религий заключается в том, что только в Христианстве Всемогущий Бог-Творец страдает, приносит себя в жертву за грехи всего человечества, будучи Сам безгрешным, а в других религиях Бог обычно властелин, повелитель, самодержец, грозный и наказующий. Это парадокс, который по-человечески трудно понять, но в этом и заключена великая тайна. Мы веруем, что Господь создал человека не для тления, не для смерти, но для того, чтобы человек жил вечно.

Когда человек умирает, душа продолжает жить, она идет на мытарства, а в сороковой день — на поклонение к Богу, где определяется ее временная участь до Второго славного пришествия Христова.

Когда второе пришествие наступит, тогда воскреснут все люди, какой бы смертью они не умерли, тела вновь соединятся с душами, но будут уже другими. Те люди, которые доживут до Второго Пришествия, не умрут, но тоже изменятся, как сказано у Апостола Павла: «Потом же мы живущии оставшии купно с ними восхищени будем на облацех в сретение Господне на воздусе, и тако всегда с Господем будем» (1 Фес 4:13-17).

Господь всех соберет на окончательный Суд, который будет неподкупным, нелицемерным и не подлежащим пересмотру, только одни будут наследовать жизнь вечную, а другие вечное осуждение.

ПРОТОИЕРЕЙ РОСТИСЛАВ ЯРЕМА, доктор богословия, профессор, секретарь Совета Северо-Восточного Московского викариатства, редактор сайта www.patriarch.ua.
Христос Воскрес и своей крестной смертью дал нам возможность войти в жизнь вечную. Мы странники на земле, но наша дальнейшая загробная участь зависит от того, как мы проведем земную жизнь.

Вся наша жизнь заключается в том, чтобы соединиться со Христом, достойно понести свой крест, который дал нам Господь, и получить, в конце-концов, жизнь в райской обители Бога. Христос нам сказал, что нужно терпеть, и что Царствие Небесное нудится, и только тот достигнет его, кто осуществит подвиг ради Христа. И если человек достойно провел земную жизнь, то он получит вечную жизнь, а нераскаявшийся грешник, живший по своим похотям, получит вечные мучения.

Перед Воскресением Христовым каждый год в Иерусалиме сходит Благодатный огонь, и предание гласит, что если этот огонь не сойдёт, то наступит конец мира. Господь даёт нам подобное для укрепления веры, чтобы мы знали, что есть благодать и милость Божия.

Елена Юрефьева — «Православный Взгляд»

Пасха Христова: смысл и история праздника

04.05.13, 22:23

Пасха — главный праздник в богослужебном календаре Православной Церкви. Празднуя св. Пасху, Церковь воспоминает Воскресение Христово, являющееся центральным событием библейской истории.

Вера в реальность Воскресения – это фундамент, на котором зиждется все христианское учение. “Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша” (1Кор.15:14 ) – учит св. ап. Павел. Только веруя в Воскресение Христово, человек может верить и надеяться на свое личное спасение – “Ибо если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься» (Рим. 10. 9).

Cлово “Пасха” происходит от евр. “Пэсах”, что буквально означает “минул, обошел”. О ветхозаветной Пасхе повествуется в книге Исход (12 гл.). Бог повелел, чтобы в ночь накануне 14 дня месяца нисана (первый месяц лунного календаря) каждая еврейская семья принесла в жертву Богу однолетнего непорочного агнца. Его мясо следовало приготовить на огне, с горькими травами и съесть с пресным хлебом (опресноками). Все остатки квасного хлеба следовало уничтожить.

В древности при выпечке хлеба в замешанное тесто добавляли старое, кислое тесто, оставленное от прошлого замеса и, таким образом, новое тесто заквашивалось. Поэтому в Библии закваска является символом прежней жизни до Завета с Богом, проведенной в состояния духовного порабощения. Пресный хлеб – символ стремительно наступившей перемены, обретения пути к духовному обновлению и свободе.

Кровью агнца повелевалось помазать косяки входных дверей домов. Бог наказал Египет страшной казнью за то, что фараон не послушал повеления Господа отпустить израильский народ в пустыню. В эту ночь Ангел Господень поразил смертью каждого первенца в Египте – от человека до скота, но прошел мимо тех жилищ, двери которых были запечатлены кровью пасхального агнца. После этого и совершилась ветхозаветная Пасха – исход еврейского народа из египетского плена.

Бог повелел израильтянам совершать Пасху ежегодно в память об освобождении из плена и возвращении в обетованную землю. Но установление Пасхи не было только памятью о прошлом. Жертвоприношение пасхального агнца имело иной смысл как изображение грядущего пришествия Мессии и спасения человеческого рода Его крестной смертью и воскресением (1 Кор. 5. 7). Св. пророк Исайя сравнил Мессию с кротким Агнцем: “Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих…” (Ис.53:7-10).

Ожидание новой Пасхи осуществилось с пришествием в мир Спасителя. Воплотившись от Пресвятой Богородицы, Сын Божий облекся человеческой природой. Он был истинным Богом и истинным человеком, во всем подобным людям, кроме греха. Воспринятую Им человеческую природу Он вознес на крест. Претерпевая страшные муки, Он умер, принеся Себя в жертву искупления за все человечество. Он был распят в канун еврейской Пасхи – так исполнился древний прообраз.

После смерти Спаситель сошел в ад, где проповедал находившимся там душам умерших. [Cм. Мф.12:40; Деян.2:30-31; 1Пет.3:19-20; 1Пет.4:6; Еф.4:8-9. ] Восстав из мертвых, Он сокрушил врата преисподней и вывел из нее души прародителей Адама и Евы, ветхозаветных праведников и всех тех, кто поверил Его Слову.

Христос воскрес, чтобы даровать спасение и вечную жизнь верующим в Него. Таков смысл христианской Пасхи. Св. ап. Павел учил: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1Кор.15:22). Грех, подобно неизлечимой наследственной болезни, поразил духовное и телесное естество, как самих прародителей, так и их потомков. Следствием греха является смерть. Христос исцелил воспринятую Им человеческую природу и дал ей бессмертие. Более того, Он освятил ее ипостасным соединением с Божеством, и вознес ее в небесную славу, воссев в человечеcкой плоти одесную Бога – Отца.

Одновременно, Христос даровал всем верующим в Него возможность стать Его Телом.

Через участие в таинствах Церкви, прежде всего в таинстве Причащения свв. Тела и Крови Господних, человек непосредственно воспринимает обожествленное человеческое естество Христа, становится, по выражению св. Кирилла Иерусалимского, “стелесным” и “скровным” Христу.

Поэтому Церковь, как собрание верующих, объединенных вокруг евхаристической чаши, в полном смысле является Телом Христовым – “так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены “ (Рим. 12. 5.). “Возрадуемся и возблагодарим [Бога], – восклицал блаженный Августин — ибо мы теперь — не просто христиане, а Сам Христос. Понимаете и осознаете ли вы Божию милость к вам? Изумитесь и возрадуйтесь, вы стали Христом, так как Он – глава, а вы члены, Он и мы – единый Человек”.

Приобщение воскресшему Христу через таинство Евхаристии, совершаемое в Его Церкви, дает верующему непоколебимое основание для веры в личное воскресение и надежды на вечную жизнь в Царствии Божием. Господь обещал: “ Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день” (Иоан.6:54).

В торжество Пасхи каждый христианин должен обязательно принять участие в радостном пасхальном богослужении и причаститься святых Тела и Крови Христовых. К этому призывает нас свт. Иоанн Златоуст в “Огласительном слове”, которое читается на пасхальной утрене: “Итак, все — все войдите в радость Господа своего! И первые, и последние, примите награду; богатые и бедные, друг с другом ликуйте; воздержные и беспечные, равно почтите этот день; постившиеся и не постившиеся, возвеселитесь ныне! Трапеза обильна, насладитесь все! Телец упитанный, никто не уходи голодным! Все насладитесь пиром веры, все воспримите богатство благости!”.

К сожалению, в некоторых приходах нашей Церкви существует порочный обычай не причащать мирян на Пасху. Это противоречит смыслу пасхального богослужения и не может иметь никакого разумного обоснования.

Протодиакон Константин МАРКОВИЧ

Пасха, Светлое Христово Воскресение – суть праздника, история, традиции, приметы

Пасха – один из самых главных церковных праздников. В 2019 году православные встретили Светлое Христово Воскресение 28 апреля.

Пасха ежегодно приходится на весну – дату празднования рассчитывают по специальному церковному календарю. Обычно православные и католики празднуют Светлое Христово Воскресение в разное время – в этом году католическую Пасху отпраздновали 21 апреля. Даты празднования иногда совпадают – католики и православные в последний раз вместе праздновали Пасху в 2017 году.

Суть и значение Пасхи

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

На третий день после погребения Христа ранним утром несколько женщин несли благовония, купленные ими, чтобы помазать тело Иисуса. Идя к месту погребения, они горевали: «Кто отвалит нам камень от гроба?» – потому что, как объясняет евангелист, камень был велик. Но камень был уже отвален, и гробница пуста. Это увидела и пришедшая ко гробу первой Мария Магдалина, и позванные ею Пётр и Иоанн, и жёны-мироносицы, которым возвестил о Христовом Воскресении сидящий при гробе юноша в светоносных одеждах. Четыре Евангелия описывают это утро словами разных свидетелей, пришедших ко гробу одни за другими.

Для христиан праздник означает переход от смерти к вечной жизни со Христом — от земли к небу, что возглашают и пасхальные песнопения: «Пасха, Господня Пасха! От смерти бо к жизни, и от земли к небеси Христос Бог нас преведе, победную поющия».

Воскресение Иисуса Христа открыло славу Его Божества, скрытую до этого под покровом унижения: позорной и страшной смерти на кресте рядом с распятыми преступниками и разбойниками.

Своим Воскресением Иисус Хритос благословил и утвердил воскресение для всех людей.

В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств». Церковное празднование Пасхи продолжается 40 дней.

История праздника

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к Библии, а именно к её части под названием «Исход». В ней повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10.

Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху (Песах), как освобождение от египетского плена.

Фото: italia-facile.ru

Но на этом история происхождения и возникновения праздника Пасхи не заканчивается. Спустя много веков после Исхода на израильской земле родился Иисус Христос. Когда ему исполнилось 30 лет, он вышел на проповедь, уча людей заповедям Божьим. Спустя три года он был распят на кресте, на горе Голгофе. Произошло это после праздника еврейской Пасхи в пятницу. А в четверг была тайная вечеря, где Христос установил таинство евхаристии, представив хлеб и вино, как свои тело и кровь. Как и ягнёнок в Ветхом завете, Христос был принесен в жертву за грехи мира, а его кости также не были сломлены.

В апостольское время Пасха соединяла в себе два воспоминания: о страданиях и о Воскресении Иисуса Христа. Дни, предшествующие Воскресению, назывались Пасхой страданий. Дни после Воскресения – Пасхой Крестной или Пасхой Воскресения.

В первые века христианства разные общины праздновали Пасху в разное время. На Востоке, в Малой Азии, её отмечали в 14-й день месяца нисана (март – апрель), на какой бы день недели ни приходилось это число. Западная Церковь праздновала Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

На Первом Вселенском Соборе в 325 году было решено праздновать Пасху повсеместно в одно и то же время по Александрийской пасхалии. Так продолжалось до XVI века, когда единство западных и восточных христиан в праздновании Пасхи и других праздников было нарушено календарной реформой папы Григория XIII.

Православная церковь определяет дату празднования Пасхи по Александрийской пасхалии: праздник должен быть обязательно в воскресение после иудейской пасхи, после полнолуния и после весеннего равноденствия.

Традиции

Главными атрибутами Пасхи считаются сдобные куличи, которые символизируют церковь; крашеные яйца (символ вечной жизни и чуда Воскресения); Благодатный огонь и крестный ход.

Куличи и яйца принято освещать в церкви в Великую субботу. Пасхальный крестный ход начинается в полночь при наступлении воскресенья. Перед этим звонят колокола, затем в храмах открываются царские врата и начинается крестный ход, по окончании которого поют тропарь: «Христос воскрес из мертвых!»

На Пасху и сорок дней после нее у православных принято приветствие: «Христос воскрес» – «Воистину воскрес» с троекратным целованием. Согласно преданию, этот обычай идет еще от апостолов.

Пасха празднуется семь дней, то есть всю неделю, и поэтому эта неделя называется Светлая Пасхальная Седмица. Каждый день недели тоже называется светлым; Светлый Понедельник, Светлый Вторник и т. д., а последний день, Светлая Суббота. Ежедневно совершаются Богослужения. Царские Врата открыты всю седмицу.

Обычай красить яйца был распространен у восточных славян еще до зарождения христианства и связан с весенними языческими культами. Христианская традиция вложила в это новый смысл: пасхальное яйцо – символ жизни, а красный цвет скорлупы – крови Христовой, пролитой ради спасения людей. Окрашенные в один цвет яйца (“крашенки”) и расписанные узорами (“писанки”) принято дарить родным и гостям.

Традицию освящать на Пасху яйца часто связывают с притчей о святой Марии Магдалине. Придя в Рим, она преподнесла императору Тиберию простое куриное яйцо. На вопрос, что означает этот дар, Мария ответила, что он символизирует воскрешение Христа и возрождение человечества для вечной жизни. Император ответил, что поверит в воскрешение, только если белое яйцо станет красным. И тут же на глазах присутствующих оно изменило цвет.

Согласно православным канонам, на Пасху не полагается ездить на кладбище и совершать панихиды, поскольку этот день считается праздником возрождения. Посещать могилы близких церковь советует в первый вторник после пасхальной недели, который носит название Радоница.

Всю неделю после Пасхи на Руси было принято отдыхать, веселиться, посещать родственников и друзей, принимать гостей и, конечно, вволю есть и пить все, что душе угодно. В пасхальную неделю отменяются постные дни по средам и пятницам.

Никаких особых запретов на Пасху нет, за исключением скуки и сидения дома. Это считалось плохой приметой, а люди, избегавшие пасхальных визитов и развлечений, вызывали подозрение.

Однако церковь и врачи напоминают: при выходе из поста нужна умеренность, чревоугодие и увлечение алкоголем не только опасно для здоровья, но и противоречат духовному смыслу праздника.

Фото из свободных источников

Много традиций и обычаев на Пасху связано с крашеными яйцами. Ими принято «биться»: победитель тот, чье яйцо разобьется последним. Яйцо с древних времен символизирует обновление жизни, а красный цвет – символизирует кровь, пролитую Иисусом на кресте. Некоторые люди считают, что, разбивая крашенное яйцо, мы помогаем разбить оковы красной скорлупы, то есть – жизни победить смерть.

По другой версии, традиция бить яйца на Пасху связана с тем, что гробница в которой Иисус был упокоен после смерти, был закрыт камнями, форма которых напоминала яйцо. Поэтому бить яйца на Пасху – это символическое открытие гробницы и Воскресения Спасителя.

На Руси дети и взрослые на Пасху катали яйца с пригорка – побеждал тот, у кого яйцо укатывалось дальше.

Считалось, что пасхальное яйцо в кармане – оберег от болезней, сглаза, а также от пожара. Вообще крашеные яйца в праздник очень ценились: у кого больше, тому везение и удача.

Из народных традиций также был обычай, попарившись на Пасху в бане, оставить веник «для покойников».

Приметы

После освящения в церкви, каждый хозяин старался как можно скорее донести пасхальный кулич домой. Этот обычай основан на народном поверье: кто первый прибежит с Пасхой домой, у того будет лучший урожай и тот хозяин первым закончит полевые работы.

В связи с этим обычаем существовали и некоторые другие пасхальные поверия:

  • Хлеб будет расти так быстро, как бежит с Пасхой хозяин.
  • Кто всех обгонит, у того лошадь будет самой сильной и целый год будет в работе обгонять других.

Приметы погоды на Пасху имели большое значение для наших предков, ведь именно по ним можно было узнать, насколько урожайным и удачным будет весь следующий год.

  • Если в этот день разыграется гроза, значит, осень придет поздно и будет сухой. Дождь без грозы предвещает дождливую весну.
  • Если пасмурно, значит, и лето будет холодным и пасмурным.
  • Мороз на Пасху предсказывает хороший урожай.
  • Холодная, но не минусовая погода — к сухому лету. Сходит весь снег полностью к урожайному году.
  • Если во вторник после Пасхи будет ясная погода, то всё лето будут лить дожди.
  • А если тепло и ясно в воскресенье, значит, лето будет солнечным и урожайным.
  • Звездная, ясная ночь на Пасху обещает заморозки и похолодания.

Подготовлено на основе информации из свободных источников

Пасха Христова и подвижный богослужебный круг

Воскресение Христово, Пасха, является главным церковным праздником, как поется в церковных песнопениях, «праздником праздников и торжеством из торжеств». Пасха всегда празднуется в воскресенье и поэтому приходится не на определенное число, а на разные даты. Русская Православная Церковь живет по особому, юлианскому календарю и по нему же вычисляет день празднования Пасхи. Мы отмечаем Пасху в первое воскресенье после весеннего полнолуния, после дня весеннего равноденствия. Наше вычисление Пасхи находится в полном соответствии с постановлениями I Вселенского Собора.

От дня празднования Пасхи зависят все связанные с ней подвижные праздники: Вход Господень в Иерусалим (в воскресенье перед Пасхой), Вознесение Господне (на сороковой день после Пасхи) и Троица, или Пятидесятница (на пятидесятый день по Пасхе). Также от Пасхи зависит Великий пост, он готовит нас к дню Воскресения Христова и начинается за семь недель до Пасхи.

Великий пост

Великопостное богослужение довольно сильно отличается от обычного, годового. Хотя совершается суточный круг служб, но богослужение отмечено особой строгостью и продолжительностью, на службе меньше поют, больше читают, священники облачены в черные строгие ризы.

Во время служб часто читается молитва преподобного Ефрема Сирина: «Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Великим постом только по субботам и воскресеньям совершается полная литургия. В среду и пятницу совершается особая литургия, именуемая литургией Преждеосвященных Даров. Святые Дары на ней освящаются и заготавливаются на литургии в воскресенье. В первую неделю Великого поста, в первые четыре дня, в храмах читают по вечерам Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. Также этот канон прочитывается полностью в четверг пятой недели Великого поста. Эта служба называется Марииным стоянием, потому что во время нее читают житие преподобной Марии Египетской и на великом каноне есть тропари, посвященные ей [1] .

Вход Господень в Иерусалим

В воскресный день за неделю до Пасхи празднуется двунадесятый праздник Вход Господень в Иерусалим, называемый также Неделей Ваий или Вербным воскресеньем. В этот день Церковь вспоминает, как Господь Иисус Христос за несколько дней до Своих крестных страданий торжественно въехал в Иерусалим сидя на молодом осле, а весь народ с ликованием встречал Его как Помазанника Божия [2] . В память о том, как люди в Иерусалиме встречали Христа с ветвями деревьев и пальм (по-славянски — ваий), мы в этот день приходим в храм с ветвями вербы (в средней полосе к этому времени она обычно уже распускается).

Накануне этого дня, в субботу, Церковь празднует воскрешение праведного Лазаря. Тропарь Лазаревой субботы и Входа Господа в Иерусалим один:

Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя, из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. Темже и мы, яко отроцы победы знамения носяще, Тебе победителю смерти вопием: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне. Прежде Своего страдания удостоверяя (нас) во всеобщем воскресении, Ты воскресил из мертвых Лазаря, Христос Бог наш. Посему и мы, подобно детям нося знаменье победы, восклицаем Тебе, Победителю смерти: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне».

Страстная седмица

Следующая неделя перед Пасхой имеет название Страстной седмицы. То есть неделя, посвященная страстям, страданиям Спасителя. Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе), и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь.

Пасха Христова и Светлая седмица

Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7). Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном.

Служба Святой Пасхи происходит таким образом. С вечера в субботу перед плащаницей начинают читать книгу Деяний святых апостолов. В одинадцать часов или в половине двенадцатого совершается полунощница, и плащаница уносится в алтарь. В полночь начинается пасхальный крестный ход вокруг храма. Ночное шествие вокруг храма с иконами, хоругвями и свечами напоминает идущих ко гробу Спасителя жен-мироносиц. Обойдя храм крестным ходом с пением: «Воскресение Твое, Христе Спасе. », верующие останавливаются перед закрытыми дверьми храма: они олицетворяют камень, которым был завален гроб Распятого. Предстоятель с кадилом возглашает: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице всегда, ныне и присно, и во веки веков». Затем священнослужители трижды поют тропарь Пасхи:

Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех Живот Даровав. Христос воскрес из мертвых, поразив (Своею) смертью смерть и даровав жизнь находящимся в гробах.

Начинается пасхальная заутреня, главной частью которой является пасхальный канон — творение святого Иоанна Дамаскина. После каждой песни совершается каждение. Священнослужители приветствуют друг друга и прихожан: «Христос Воскресе!» Верующие отвечают: «Воистину Воскресе!» В конце утрени хор поет победно-радостные стихиры Пасхи. После утрени поются часы, а затем совершается пасхальная Божественная литургия.

В пасхальные дни христиане приветствуют друг друга радостным победным восклицанием: «Христос Воскресе!» При этом с апостольских времен принято целование. По традиции верующие дарят друг другу красные яйца. Предание говорит, что этот обычай берет свое начало от равноапостольной Марии Магдалины, которая поднесла императору Тиверию красное яйцо с приветствием «Христос Воскресе!» Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует возрождение наше Кровью Иисуса Христа.

Праздник Пасхи празднуется в продолжение тридцати девяти дней. Особенно торжественно совершается служба в первые семь дней — на Светлой седмице. Все эти дни царские врата открыты, символически указывая, что Спаситель Своим воскресением открыл нам Царство Небесное. Служба на Светлой седмице почти такая же, как в день самой Пасхи. Каждый день после литургии совершается пасхальный крестный ход вокруг храма. Земные поклоны во время богослужения и молитвы отменяются до дня Святой Троицы.

Вознесение Господне

После завершения дней празднования святой Пасхи, на сороковой день после нее, Церковь празднует Вознесение Господне. Таким образом, праздник Вознесения всегда приходится на четверг шестой недели после Пасхи. В этот день воспоминается, как Господь Иисус Христос, пообещав Своим ученикам и апостолам неотступно невидимо пребывать с ними, телесно вознесся от них на небо [3] . Возносясь, Господь пообещал Своим ученикам, что Он пошлет им от Небесного Отца Своего Утешителя, Святого Духа.

Вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, радость сотворивый учеником, обетованием Святаго Духа, извещенным им бывшим благословением, яко Ты еси Сын Божий, Избавитель мира. Ты вознесся во славе, Христос Бог наш, исполнив радостью учеников Своих чрез обещание им Духа Святого, уверив их Своим благословением в том, что Ты Сын Божий, Спаситель мира.

Пятидесятница. День Святой Троицы

Спустя десять дней после Вознесения Господня, в седьмое воскресенье после Пасхи, Церковь празднует день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день принято украшать храм травой и зелеными ветвями деревьев. Живая зелень символизирует животворящее действие Духа Святого.

После Божественной литургии в этот день служится великая вечерня, на которой читаются особые коленопреклоненные молитвы.

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей Вселенную, Человеколюбче, слава Тебе! Благословен Ты, Христос Бог наш, явивший премудрыми рыбаков (то есть апостолов), ниспослав им Духа Святого, и ими уловивший Вселенную. Слава Тебе, Человеколюбец!

7 августа 2017 г.

[1] О преподобной Марии Египетской мы пишем на с. 371. (2 ф., с. 28)

[2] См. об этом на с. 294-295. (1 ф., с. 154)

[3] Об этом событии мы пишем на с. 325. (1 ф., с. 171)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector