Какие ошибки родителей могут превратить ребёнка в изгоя

10 ошибок родителей, которые сделают ребенка изгоем

Воспитание ребёнка — вещь очень непростая и ответственная. Одно неправильное слово или движение, и он станет объектом насмешек. О том какие 10 ошибок родителей , которые сделают ребёнка изгоем, читайте ниже.

Чрезмерная опека

Да, именно это может стать причиной незаслуженной травли вашего ребёнка. Когда вы ухаживаете за маленьким малышом, пытаетесь ему помочь — это нормально. Но следует понимать, что этот период кончится и помощь уже бывает не нужна.

Не следует бежать на выручку своему чаду при любой непонятной ситуации. Если, конечно, вас об этом не попросят. А также, если ребёнок просит не встречать его после школы, то это значить, что не надо так делать. Даже пытаться не стоит. Возможно, из-за подобных действий, над ним и будут потом смеяться и обзывать маменькиным сыночком или дочкой.

Разборки

Нельзя ходить в школу или садик и разбираться с обидчиком или агрессорами. Тем самым родитель сделает своему ребёнку медвежью услугу. Возможно, что на трёхлетнем малыше это и сработает, но школьники и дети по старше уже не видят во взрослых авторитет и продолжат издевательства. Более того, если родители встрянут в конфликт, то, скорее всего, ровесники посчитают ребёнка слабым, что он не в состоянии постоять за себя и будут дальше дразнить его.

Лучше всего, подойти к классному руководителю и попросить решить ситуацию внутри коллектива с помощью психолога.

Примирение против желания

Это прям отголосок предыдущего пункта. Очень часто родители пытаются насильно подружить агрессора и его жертву. Делать этого, конечно, нельзя. Перед вами это сработает, но в дальнейшем всё вернётся на круги своя.

Эта может сработать, но только на детсадовском уровне. Тогда дети действительно могут прислушаться к мнению родителя защитника.

Лучше всего выслушать точку зрения ребёнка и посоветовать ему как надо правильно сделать. Если желание примирить осталось, то можно обратиться за помощью учителя или воспитателя и дать групповое задание, в котором один будет зависеть от другого. Сделать так, чтобы что-то их объединило.

Задобрить обидчика

Это может выразиться в том, что родители дают ребёнку конфеты или прочие вкусняшки с собой, чтобы тот поделился со своим обидчиком или звать его к себе на праздник. Рассчитывая на то, что он смягчиться и не будет больше дразнить. Опять же, это неверная тактика. Здесь всё может сложиться наоборот. Хулиган будет думать, что ребёнок просто откупается от него. Нападки просто усилятся, и всё.

Игнор

Хуже вмешательства в личную жизнь ребёнка может быть отсутствие интереса к ней. Любой конфликт, даже самый безобидный не должен проходить мимо родительского совета. Ребёнка нужно направлять в нужную сторону, учить, как вести себя с агрессором. Иначе, всё может зайти слишком далеко и закончиться очень печально.

Самое страшное, что ребёнок, которого дразнят, может подумать, что родители равнодушны к этому и не рассказывать о своих переживаниях. Это также может быть чревато дурными последствиями.

Обвинения

Конечно, проще сказать, что дразнят ребёнка в саду или в школе по причине вины его самого. Но это не решить проблему, скорее всего, подорвёт доверие к родителям. Возможно, действительно, ребёнок может вести себя как-то вызывающе или делать ещё что-то не так. Но не нужно винить его. Достаточно просто понять по какой причине происходит травля и постараться подсказать, что в его поведении вызывает насмешки.

Внешний вид

Встречают по одёжке. Это знают все. Дети также это понимают и могут травить по причине плохого внешнего вида. Конечно, не у всех есть возможность покупать первоклассные вещи, но и следить, как одевается ребёнок тоже нужно. Пусть это будет не модная и популярная одежда и обувь, но она должна быть аккуратная, читая и не рваная.

Неправильные советы

Они могут принять вид: «Дай сдачи», «Обзови в ответ», это всё ведет только в сторону усиления агрессии в сторону жертвы. Конечно, хорошо, когда ребёнок может за себя постоять и не побоится этого сделать, когда ситуация достигнет своего пика. Но специально провоцировать не надо.

Самооценка

Этого может стать корнем всех проблем. Обычно виною слишком низкой самооценки или же наоборот завышенной могут быть родители. Слишком много требовать и укорять ребёнка за каждый его недостаток или же, наоборот, чересчур хвалить за каждый незначительный проступок. Нужно правильно формировать самооценку ребёнка с самого рождения.

Если маленький человек придёт в новый коллектив, уже затюканный своими родителями, то ничего хорошего не следует ожидать, окружающие быстро поймут кто слабое звено.

Игнорирование проблемы

Когда ребёнка обидели, хочется его пожалеть, приласкать. Оно и понятно. Нормальное желание любого родителя. Но не стоит забывать, что на этом стоит остановиться. Утешить утешили, а о проблеме забыли?! Нет, это неправильная тактика. Надо позаботиться ещё о том, откуда растут ноги у конфликта и подумать, как можно его решить. Лучше объяснить ребёнку, что ситуацию надо решать и думать над ней, а не утирать его сопли.

Вывод

Итак, что же может сделать родитель, чтобы его ребёнок стал изгоем. Вот причины:

  • Заниженная самооценка — путь к издёвкам. Так же, как и завышенная.
  • Гиперопека может сделать из чада маминого сыночка или дочку.
  • Нельзя прямо влиять на конфликт своего ребёнка и рьяно его защищать. Ставить агрессора на место нужно другими способами.
  • Нельзя заставить помириться детей. Это путь в обратном направлении.
  • Игнорировать проблемы ребёнка нельзя по причине утраты его доверия к родителям.
  • Агрессора не стоит подкупать.
  • Обвинять ребёнка в том, что он и его поведение причина издёвок не стоит.
  • Всегда заботьтесь о внешнем виде своего чада.
  • Не стоит концентрироваться на утешение . Лучше помочь найти выход из сложившейся ситуации.
  • Не желательно, чтобы ребёнок отвечал агрессией на агрессию.

Ребенок-изгой в коллективе: что делать родителям и как помочь ребенку

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок был счастлив и нашел свое место среди сверстников. Одним из самых важных периодов в жизни любого ребенка является время, посвященное школьному образованию. В этот период ребенок не только получает необходимые знания, но и учится общению с окружающими людьми, окончательно формирует свой характер и учится социальной адаптации.

Редко кто допускает мысль, что ребенка могут не принять в школьном коллективе или, что гораздо страшнее, начать его травить.

Если вовремя не заметить, что ребенок стал изгоем и не принять меры, то его жизнь может превратиться в кромешный ад. Но как понять, что твоего ребенка не приняли одноклассники? Как пережить неприятие сверстников и как родители могут помочь?

Признаки того, что у ребенка проблемы в коллективе

Что значит быть изгоем в школьном коллективе? Ребенок может быть яркой личностью, оригинально одеваться, учиться как плохо, так и хорошо, отличаться внешне от своих одноклассников, может дружить с не самыми популярными детьми. В общем, изгоем принято считать ребенка, чьи особенности не признают окружающие ровесники.

Признаками того, что ребенка не принимают в коллективе, могут выступить следующие моменты:

  • Игнорирование. Ребенка начинают игнорировать одноклассники, он, по сути, находится в социальном вакууме. Даже если он пытается приложить усилия, чтобы с кем-нибудь подружиться, его попытки не имеют успеха.
  • Дистанцирование. Коллектив отстраняет изгоя от каких-либо общих дел, внеклассных занятий или игр.
  • Унижение. Ребенок-изгой чаще всего становится объектом насмешек и травли. Его обзывают, бьют, над ним насмехаются, за его спиной постоянно говорят гадости.

Зачастую изгоем в классе становится тот ребенок, который не способен дать отпор в случае нападок, он сам начинает считать себя хуже, чем остальные. Он начинает искать в себе недостатки и обязательно находит их, даже если на самом деле их нет. В какой-то степени можно сказать, что группа одноклассников своими действиями и отношением отображает мнение ребенка о самом себе.

Изгоя можно назвать «вещью в себе», поскольку его отличает полная сфокусированность на себе, замкнутость, сосредоточенность на мелочах и нежелание прощать обидчиков. Если у такого ребенка есть друг, то он будет относиться к нему с уважением и теплотой, всегда поддержит и поможет, но всех остальных будет воспринимать как потенциальную угрозу.

Виды нарушений в поведении ребенка-изгоя

Дети, столкнувшиеся со школьной травлей, чаще всего становятся несчастливыми обладателями различных девиаций. Негативное отношение со стороны одноклассников способно нанести серьезный вред психика ребенка, поскольку из-за постоянного преследования и травли они практически никогда не выходят из угнетенного состояния.

Часто школьные изгои способны на следующие нарушения в поведении:

  • Воровство. Ребенок начинает воровать для того, чтобы купить себе что-то и тем самым переключиться на более позитивные ощущения. У него может не быть нужды именно в воровстве, потому что родители регулярно снабжают его карманными деньгами. Суть в том, что при воровстве ребенок ощущает мощный выброс адреналина и доказывает сам себе, что он способен на что-то. Если же ребенок пытается купить что-то для других, то таким образом он стремится расположить другого ребенка к себе.
  • Обман. Такие дети часто врут, причем не только родителям, но и одноклассникам. Они рассказывают придуманные истории, с помощью которых пытаются произвести впечатление на окружающих. Чаще всего, они рассказывают истории, способные вызвать зависть у других детей. Например, отец получил новую должность, и он теперь большой начальник. Но чаще всего, спустя какое-то время, обманщика выводят на чистую воду и тогда его репутация падает еще ниже.
  • Попытки суицида. Ребенок, постоянно подвергающийся травле, не может справиться с состоянием постоянной депрессии. Побои, издевательства, игнорирование, насмешки – все это ведет к тому, что ребенок начинает задумываться о самоубийстве, как единственном выходе из ситуации. Поэтому родителям следует очень внимательно следить за поведением и настроением ребенка и не надеяться на то, что у него просто плохое настроение, которое пройдет само по себе. В противном случае, может быть поздно.
  • Ненависть и разбой. Когда школьник постоянно сталкивается с унижениями и пренебрежением со стороны сверстников, то первой эмоцией, которую он испытывает, становится обида. Со временем обида переходит в растерянность, непонимание, грусть, злость и постепенно трансформируется в жгучую ненависть. Ребенок фантазирует о том, как однажды сможет отомстить своим обидчикам. Он находится в пограничном состоянии и порой бывает достаточно одного неразумного поступка, совершенного одноклассниками, чтобы переступить черту. Ребенок может просто сорваться и учинить расправу над главным обидчиком.
Читать еще:  Остров на линии жизни: правая и левая рука, большой остров — что означает

Роли ребенка изгоя в школе, в классе

Характер и личность ребенка закладываются именно родителями и поэтому, если они стали замечать, что ребенка отвергает школьный коллектив, то им следует проанализировать первичные установки своей воспитательной методики.

Возможно, причина негативного отношения со стороны одноклассников кроется именно в том, что родители сами заложили в ребенка деструктивную модель поведения, которую он впоследствии перенес и в школьный коллектив.

Психологи выделили несколько самых распространенных ролей изгоев в группе одноклассников:

  • Шестерка. Ребенок, привыкший в семье наблюдать за тем, что один из родителей постоянно показывает жертвенное поведение, начинает воспринимать его как норму. Для него модель поведения «чужие интересы важнее моих» становится единственно верной, и он упорно ей следует, надеясь тем самым привлечь к себе внимание окружающих и доказать свою полезность. Только в итоге все выходит с точностью наоборот. Сверстники не испытывают уважения к «подлизе», он вызывает лишь глухое раздражение и неприятие.
  • Заучка. В разных семьях существуют различные модели поведения. Некоторые родители стараются воспитывать ребенка как равного себе в надежде вырастить из него уверенную в себе целеустремленную личность. Другие же родители приучают свое чадо к тому, что его похвалят только если он будет аккуратно себя вести, тихо говорить, учиться на одни пятерки. Ребенок привыкает к тому, что он должен обязательно выполнить какое-то задание, чтобы в результате получить признание в ответ. Такие дети чаще всего становятся доносчиками, «ботаниками», желающими выслужиться перед взрослыми.
  • Тихоня. В некоторых семьях принято доминирование одного родителя над другим, чаще всего в роли авторитарного тирана выступает отец. В такой семье у матери второстепенная роль, между родителями нет равноправного партнерства. Женщина не решается оспаривать мнение или требования своего супруга, а в случае конфликтной ситуации она всегда соглашается со своей виной. Ребенок в такой семье вообще находится в самом низу иерархической лестницы. Зато первым, что он усваивает с детства, является принцип «не хочешь проблем — молчи». В результате, когда он приходит в школу, то отличается замкнутостью, стеснительностью и нерешительностью. Если кто-то решает над ним подшутить, то он никогда не даст отпор. Дети порой бывают достаточно жестоки, этакие маленькие хищники, стоит им только почувствовать, что рядом находится бессловесный тихоня, то он сразу же становится объектом травли.
  • Козел отпущения. В некоторых семьях в случае конфликта неким буфером или громоотводом выступает именно ребенок. Вечно раздраженные родители срываются на нем, обижают его и упрекают в чем-либо. В итоге ребенок привыкает быть вечно «крайним». Эту его особенность достаточно быстро распознают одноклассники и в итоге ребенок становится «козлом отпущения» еще и в школе.
  • Агрессор. Если ребенок с детства сталкивается с плохим отношением со стороны родителей, то он ожесточается и начинает учиться давать отпор. В результате у него формируется модель поведения «обидели – надо отомстить». Сталкиваясь с неприятием в школьном коллективе, ребенок реализует именно эту модель и взаимодействие с одноклассниками обретает некую цикличность: пытались толкнуть – толкнул в ответ, обозвали – обозвал еще хуже и т.п. В итоге ребенок становится изгоем, с ним никто не хочет контактировать, считая его злобным и нелюдимым.

Что делать, если ребенок стал изгоем в школе

Если вы увидели в поведении своего ребенка признаки изгоя, то не тяните и срочно примите меры. Психологи подготовили ряд советов, которые помогут снизить общую напряженность в отношениях с ребенком и начать чувствовать себя лучше:

  • Регулярные беседы и поддержка. Возьмите за правило интересоваться школьными успехами своего ребенка. Если вы стали замечать его нежелание делиться с вами новостями, то не настаивайте и не пытайтесь что-то выведать. Начните задавать наводящие вопросы, как бы между прочим вспоминать свои школьные годы и рассказывать о том с чем вы тогда сталкивались. Ваша задача – наладить доверительные отношения с ребенком, чтобы он ощущал вашу поддержку, даже если вас нет рядом.
  • Анализ конфликтных ситуаций. Если ребенок стал участником конфликта, то постарайтесь узнать, что именно послужило его причиной. Сядьте вместе с ним и постарайтесь смоделировать различные варианты как развития, так и урегулирования спорной ситуации. Попутно не лишним будет научить ребенка искать выходы из различных спорных ситуаций. Ребенок должен в перспективе уметь сам разрешать конфликтные ситуации и стараться их избегать по возможности.
  • Развитие способности смотреть на ситуацию со стороны. Объясните ребенку, какие именно ошибки в поведении привели к тому, что он стал отверженным в классе. К тому же травля в классе не доказывает ущербности изгоя, она говорит лишь о проблеме в самом коллективе.
  • Тесный контакт с учителем. Если вы стали замечать изменения в поведении своего ребенка, то обсудите их с классным руководителем. Если опасение о плохом отношении со стороны одноклассников подтвердится, то постарайтесь вместе с учителем найти способ изменения сложившейся ситуации.
  • Изучение культуры речи. Довольно-таки часто изгоями становятся дети, которые не умеют общаться со своими сверстниками. Речь не идет о том, что он должен быть непревзойденным оратором, нет, конечно. Но если его пытаются «притеснить» в коллективе, то он должен уметь давать отпор. И речь идет не о грубой физической силе, а именно о способности урегулирования конфликта с помощью простого разговора.
  • Совершенствование достоинств. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки. К сожалению, чаще всего окружающие скорее заметят в человеке именно минусы, нежели его преимущества. Поэтому родителям стоит научить ребенка акцентировать внимание именно на своих достоинствах. Помимо прочего, не будет лишним и помощь в борьбе с недостатками. Если у ребенка проблема лишнего веса, из-за которого его обзывают, то запишите его в спортивную секцию и обратитесь за консультацией к врачу.
  • Новые увлечения и интересы. Если у ребенка никак не складываются отношения с одноклассниками, то можно найти альтернативу. Предложите ребенку посещать какую-нибудь секцию или кружок. Там он сможет не только уделить время любимому занятию, но и найти новых друзей.
  • Смена школы. Если пребывание в школьном коллективе приносит ребенку настоящие страдания и нет способов, которые могли бы помочь и изменить ситуацию, то лучшим вариантом будет перевод ребенка в другую школу.

Какие ошибки родителей могут превратить ребёнка в изгоя

Вы заметили, что вашего драгоценного сына или дочку не любят сверстники? Ваш ребенок часто играет один, ему не нравится ходить в садик, у него нет друзей? Пора брать ситуацию в свои руки!

В прошлой статье мы начали рассказывать о том, какие ошибки родителей превращают их ребенка в нелюбимчика и изгоя. Теперь продолжаем рассматривать тему – вот еще 4 частых ошибки мамы и папы, из-за которых их малыш попадает в немилость окружающих…

Ошибка 5. Родители подавляют в ребенке самостоятельность и значимость

Если родители не позволяют ребенку проявлять самостоятельность, если привыкли все делать за малыша и пресекают любые попытки ребенка делать что-то самому (пусть и плохо), то ребенок почти наверняка вырастет зависимым от других людей и безынициативным.

Такими детьми часто манипулируют в коллективе, с ними по-настоящему никто не дружит, их используют только ради выгоды, их легко бросают и предают. Поэтому научите ребенка принимать решения и видеть к чему они приводят.

Дети должны совершать ошибки, не стелите им солому повсеместно. Ваша задача – рассказать ребенку, к чему может привести то или иное решение/поступок, а он пусть сам решает, как себя вести. Корректируйте только заведомо опасные поступки, которые угрожают безопасности, здоровью и психологической стабильности ребенка.

Чтобы привить малышу самостоятельность и уверенность в собственных силах, всегда спрашивайте его мнение по принимаемым вами решениям. Пусть выбирает, что есть на обед, что надевать на улицу, принимает участие в покупке одежды в магазине, выбирает, чем ему увлекаться, что получать в подарок на праздники и т.п.

Просите ребенка о помощи и всегда принимайте предлагаемую им помощь. Пусть помогает вам в уборке, пусть разбирает сумку после прихода с магазина, пусть подает одежду, когда вы развешиваете ее после стирки. Это не эксплуатация детского труда – это ваша демонстрация его значимости!

А еще отлично повышает уверенность в себе и значимость участие ребенка в конкурсах и соревнованиях. Научите ребенка ставить цели и добиваться их, хвалите за достижения, гордитесь им по-настоящему, всегда отмечайте, если он что-то начал делать лучше, чем прежде.

И не забудьте показать малышу, как правильно демонстрировать окружающим свои заслуги. Он не должен откровенно хвастаться, но желание поделиться со сверстниками и чужими взрослыми своими достижениями должно вами поощряться.

Ошибка 6. Родители не выстроили с ребенком доверительных отношений

Пока ваш ребенок еще совсем маленький, мама и папа для него лучшие друзья. Со временем он начинает искать друзей в детском коллективе. Поэтому задача родителей не вздохнуть с облегчением, что теперь машинки с ним возит соседский мальчик, а не вы носитесь по двору с шумным грузовиком, а остаться в роли хорошего друга для ребенка.

Стройте доверительные отношения с малышом, делитесь с ним своими эмоциями и переживаниями, которые он может понять в силу возраста. Пусть ребенок видит, что вам тоже бывает грустно, страшно, обидно.

Не ограничивайтесь только ролью кормителя и воспитателя, станьте для ребенка интересным собеседником и напарником в играх, просмотре мультиков/фильмов, творчестве, увлечениях и т.п.

Учите ребенка делиться своими эмоциями, рассказывать о том, что с ним произошло, с какими ситуациями пришлось столкнуться, как он их решал. Давайте ребенку подсказки по общению со сверстниками, спрашивайте о результатах, рассказывайте аналогичные примеры из своей жизни.

Интересуйтесь, как прошел день вашего ребенка, пусть расскажет, что было смешного в этот день, что его больше всего огорчило, чем он занимался, как у него получалось.

Ребенок, который видит в родителях не только наставников и спонсоров, а и хороших друзей, всегда будет расти открытым, уверенным в себе. Малышу важно чувствовать вашу поддержку, знать, что родители – его друзья, которые всегда придут на помощь, утешат, поддержат, подскажут.

Такие отношения в семье сформируют внутренний стержень ребенка, который позволит ему с легкостью преодолевать любые повороты коммуникации с окружающими.

Ошибка 7. Родители пытаются решать все конфликты ребенка сами

Безусловно, сложно видеть, как твоего ребенка пытается обидеть другой ребенок, или понимать, что его уже кто-то обидел. Но не стоит сразу же вмешиваться в ситуацию и пытаться ее решить. Позвольте своему ребенку самому подумать, как быть и что делать.

Читать еще:  Молитва Феодору Тирону: текст на русском, о чем молятся святому

Умение решать конфликты – это нарабатываемый навык, который приходит с опытом и практикой. Если вы будете сразу же журить каждого ребенка, который отобрал игрушку у вашего малыша, попытался его ударить, согнал с качели, выпачкал, то лишите своего ребенка возможности понять, как действовать в конфликтных ситуациях.

Вы не сможете всегда быть рядом с ребенком. Когда-то он вырастет, и вы перестанете быть свидетелем его ссор и перипетий. Вот почему важно до этого момента научить ребенка выходить из сложных конфликтных ситуаций.

Конечно, если вы будете заступаться за ребенка на детской площадке, то обидчики быстро станут просить прощение у вашего крохи и не позволят себе его обижать, но в школе вечная протекция родителей может вызвать насмешки сверстников. В итоге ребенок начнет стесняться своих родителей и станет скрывать свои конфликты, даже если они стали серьезными.

Позволяйте ребенку простые конфликты решать самому и сделайте все возможное, чтобы он приходил к вам за советом в сложных конфликтах. Давайте ребенку советы по решению непростых конфликтов, и в крайней необходимости вмешивайтесь сами, но будьте при этом уверены и стабильны в своих решениях.

Лучшее, что могут сделать родители для своих подросших детей, это заставить окружение себя уважать, а собственных детей – гордиться вами. Будьте сами достойными людьми, и тогда вашего ребенка никто не позволит себе обидеть.

Ошибка 8. Родители не научили ребенка выходить из «стечения обстоятельств»

Достаточно часто бывает, что ребенок становится изгоем буквально после единственного неприятного случая. Например, ребенок попал в смешную ситуацию и не смог правильно из нее выкрутиться, все над ним посмеялись, а потом выбрали объектом для насмешек. Или ребенок однажды наябедничал, чем вызвал против себя сопротивление сверстников.

Такие ситуации могут случиться с каждым, от ошибок и стечения обстоятельств никто не застрахован. Поэтому вы как родители должны научить малыша красиво выходить из подобных неловких моментов.

Нет смысла проявлять агрессию и угрожать тем ребятам, кто смеется над вашим ребенком. Нет смысла врать и притворяться. Гораздо проще показать малышу, как можно поступить в таких случаях.

Например, если ребенок попал в смешную ситуацию, которая от него не зависит, самый идеальный вариант – это умение посмеяться над собой.

Ведь обижают того, кто обижается, а того, кто тоже смеется – обижать не интересно и бессмысленно. Чем находчивее будет ваш ребенок, тем сложнее его будет загнать в тупик.

Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок не был сильно обидчивым, проработайте с ним дома различные ситуации и покажите, что произойдет, если ребенок расплачется и обидеться, а что – если будет уверен в себе и станет решать проблему, как ни в чем ни бывало. Растите сильную личность, и тогда с нелюбовью и издевками у ребенка не будет проблем.

А теперь давайте подытожим залог воспитания сильной личности, у которой не будет трудностей с отношениями и любовью окружающих:

1. Ребенок растет в гармоничной семье, где у родителей правильные социальные роли.

2. Критика ребенку высказывается только наедине и по существу, в лояльной форме.

3. Похвала ребенка всегда адекватна и способствует формированию его нормальной самооценки.

4. Родители следят за внешним видом ребенка.

5. У ребенка есть любимое увлечение, в котором он реализуется и утверждается.

6. Ребенок знает, как общаться со сверстниками и незнакомыми взрослыми, его научили правильно заводить знакомства и строить отношения.

7. Ребенку позволяют проявлять самостоятельность и инициативу, мнение ребенка в семье учитывается.

8. У родителей и ребенка доверительные отношения, родители выступают в роли друзей и советчиков.

9. Родители позволяют ребенку решать конфликты самостоятельно, ребенка научили решать конфликты, только в сложных ситуациях привлекаются родители.

10. Ребенок умеет выходить из неловких ситуаций, умеет посмеяться над собой, спокойно решает проблемы, а не обижается и плачет.

Как видите, вырастить всеобщего любимчика – не такое уж и сложное дело. Пусть ваш ребенок радует не только вас, но и будет оценен обществом!

Вам была полезна эта статья? Тогда ставьте нам лайк и пишите в комментариях, на что вы делаете акцент при воспитании ребенка?

Вас также могут заинтересовать следующие материалы:

7 родительских советов, которые превратят ребенка в изгоя

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Детские конфликты часто кажутся взрослым глупостью: подумаешь, дети поругались из-за игрушки или кто-то пошутил над чужим внешним видом. На самом деле такие вещи иногда перерастают в настоящую травлю и вместо двух участников конфликт охватывает целый класс. К сожалению, родители не всегда знают, как решать такие проблемы, и своими действиями и советами могут сделать только хуже.

Мы в AdMe.ru собрали неправильные, но частые модели поведения, с помощью которых родители пытаются решить детский конфликт, а также советы, которые на самом деле помогут улучшить ситуацию.

1. Ходить в школу и ругаться с детьми

Пойти в школу и отчитать тех, кто обижает сына или дочь, — довольно распространенный метод решения проблемы. К сожалению, толку от него практически нет. Чем старше дети, тем меньше авторитета для них имеют взрослые и больше — сверстники.

Гораздо вероятнее, что попытка пристыдить обидчиков сделает только хуже. Дети поймут, что их оппонент не может постоять за себя и чуть что бежит к маме. Это не прибавит уважения и приведет к тому, что ребенка начнут дразнить еще больше.

Как лучше: пойти в школу — нормальное решение, но идти нужно к учителям, классному руководителю или школьному психологу. Цель похода — выяснить проблему и найти пути решения. Только после этого можно привлекать детей и пытаться разрешить конфликт между ними.

2. Пытаться помирить детей насильно

Часто родители считают, что для решения проблемы достаточно принудить зачинщика извиниться и пообещать так не делать. Этот метод может сработать, когда детям по три года, но чем старше, тем сложнее будет решить конфликт за них.

На словах обидчик действительно может пообещать исправиться, но вряд ли это решит проблему. Агрессивные нападки просто примут другие формы, например бойкот, в котором будет участвовать уже не один ребенок, а целая группа.

Как лучше: нужно уважать эмоции и чувства детей. Даже если проблема кажется глупой, они переживают ее как что-то значимое. Лучше вникнуть в конфликт и посоветовать ребенку, как он может разрешить его самостоятельно. Если же хочется самому помирить детей, лучше придумать какое-то совместное дело, которое поможет их сплотить и забыть обиду, а не просто требовать извинений.

3. Винить во всем обидчиков

Сложно сохранять трезвый ум, когда твоего ребенка обижают. Первый порыв многих родителей — обвинить во всем других детей. Очень легко и приятно поверить, что это испорченные одноклассники третируют вашего доброго и воспитанного малыша.

Но чаще всего другие дети не так уж испорчены, просто им почему-то не удалось найти общий язык с вашим ребенком. В любом случае перекладывание на них вины никак не поможет решить проблему.

Как лучше: быть всецело на стороне ребенка — правильно. Но нужно трезво смотреть на ситуацию. Если конфликты возникают часто, наверняка причина в том числе и в поведении вашего ребенка. Возможно, он не умеет за себя постоять или слишком заносчив со сверстниками. Осознавать такие вещи может быть неприятно, но, если знать, что исправить, проблему будет решить гораздо проще.

4. Винить ребенка

Другая крайность — назначать ребенка виноватым в своих проблемах. Тихо говорит, не занимается спортом, сутулится — в этом родители видят причины его непопулярности. И не забывают об этом напоминать, если им жалуются на проблемы со сверстниками.

Такое поведение — дорога к тому, что очень скоро ребенок бросит жаловаться. Но и доверять родителям тоже перестанет.

Как лучше: конфликты действительно могут возникать из-за привычек или поведения сына или дочери. Но что толку об этом говорить? Нужно помочь исправить то, что вызывает негатив у других детей, научить сына или дочь общаться, быть смелее и увереннее. Ведь главная задача — решить проблему, а не напомнить ребенку об его недостатках.

5. Пытаться задобрить других детей

Некоторые родители пытаются расположить детей, с которыми конфликтует их сын или дочь, хорошим отношением. Ребенку дают в школу сладости для одноклассников, устраивают праздники, куда приглашают «друзей», их зазывают в гости, развлекают и угощают. Только вот результат такого подхода в том, что ребенка совсем перестают уважать.

Таким поведением родители ставят ребенка в заведомо нижнюю позицию, показывая, что даже готовы приплачивать, чтобы с их сыном или дочерью дружили.

Как лучше: хорошее отношение не купишь. Если конфликт уже есть, материальные вложения не помогут его решить. Гораздо больше сверстников впечатлят сильный характер, неожиданная помощь или чувство юмора — именно это нужно воспитывать в ребенке.

6. Утешать ребенка вместо решения проблемы

Когда ребенок расстроен, хочется в первую очередь утешить. К сожалению, этим все часто и заканчивается.

Например, дочь или сына постоянно дразнят из-за лишнего веса. Родители сочувствуют, поэтому дома не могут отказать во вредной еде и развлечениях. Так ребенок снимает стресс, но проблема никуда не уходит. В результате дом становится приятным и безопасным местом, а жизнь и отношения за его пределами все хуже.

Как лучше: когда ребенок был совсем маленьким, ему было достаточно комфортной обстановки дома. Но чем он старше, тем важнее создать внешние условия, в которых он сможет нормально развиваться. Конфликты этому не способствуют. Хорошо, когда родители могут поддержать ребенка психологически, но в первую очередь нужно все же думать о решении проблемы, даже если ради этого придется пожертвовать частью комфорта.

7. Самоустраняться

У родителей полно своих проблем, поэтому иногда они не обращают внимания на трудности ребенка. Им кажется, что это временно, не слишком важно и он сможет справиться с этим сам. В некоторых случаях так и бывает.

Но частое игнорирование проблем может привести к тому, что ребенок просто закроется и не захочет вообще ничем делиться.

Читать еще:  Молитвы Спиридону Тримифунтскому о жилье — читать действенные

Как лучше: далеко не все детские проблемы стоят вмешательства, и это правда. Но гораздо лучше быть в курсе ситуации и следить за ее развитием со стороны. Таким образом можно и сохранить доверие ребенка, и не упустить момент, когда обычный конфликт перерастет во что-то более опасное.

Школьные конфликты — это не абсолютное зло, иногда они даже полезны. Так дети учатся социальному взаимодействию. Самое главное — проследить, чтобы они не выходили за адекватные рамки. А как ваши родители помогали вам разбираться с конфликтами в детстве?

Педагогическая помощь детям-изгоям

Среди наиболее частых проблем, с которыми сталкивается педагог в образовательном учреждении, есть одна, на мой взгляд, очень сложная в своих проявлениях – это невозможность отдельных учащихся наладить конструктивные взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Очень часто данная категория детей попадает в так называемые “изгои”, которым приходится каждый день чувствовать неприязненное отношение к себе. Они не любят посещать школу, живут в постоянном психологическом дискомфорте. Каждый справляется с этим по-своему. Кто-то замыкается и делает вид, что ему всё равно, терпеливо перенося насмешки сверстников и “нелюбовь” учителей. Кто-то расстраивается, обижается, плачет, старается выяснить: “За что такое отношение?”. Кто-то становится агрессивным и даже жестоким. Вариантов может быть ещё много.

В одиночку ребенок может развиваться только до очень незначительных пределов, за которым его опыт должен обогащаться опытом других. Ведь коллектив для ребенка – это сфера его жизнедеятельности, сфера самоутверждения, самореализации, сфера общения, гарант защищенности и поддержки.

Ребенку-изгою очень трудно войти в коллектив, стать одним из них. Вырастая, он имеет массу комплексов, затруднение в общении со сверстниками, не адаптирован к жизни в обществе. Поэтому детям-изгоям надо помочь переступить через ту грань, которая отделяет его от других детей, выявить причины и устранить их, помочь реализовать себя в жизни, чтобы в будущем он чувствовал себя полноценным человеком.

Четких определений основных понятий “дети-изгои”, “отверженность” в научной литературе нет. Мне удалось выделить следующие психологические особенности детей-изгоев:

– ребенок-изгой может отличаться как невысокой самооценкой и низким уровнем притязания, так и завышенной самооценкой и высоким уровнем притязания;
– дети-изгои сообщают о более сильном чувстве одиночества и чаще, нежели дети, принимаемые группой, склонны объяснять свои неудачи в отношениях со сверстниками внешними причинами.

Я изучила причины отверженности детей и пришла к выводу, что такими причинами могут быть:

– высокая активность в учёбе, нередко она воспринимается как своего рода отклоняющееся поведение;
– ситуация, когда в связи с теми или иными социальными обстоятельствами индивидуального развития ребенок на предшествующих этапах онтогенеза не “отработал” в необходимой мере “игровой период”, то есть когда игра, развивающие ресурсы которой не были задействованы в полной мере ранее, выходит на первый план, по сути дела, становится ведущей психико-развивающей деятельностью;
– застенчивость;
– низкий социоэкономический статус;
– когда ребёнок попадает в класс, где лидирует развлекательно-разгильдяйская группа.

Так же важную роль в становлении взаимоотношений ребёнка со сверстниками играют способы воспитания детей родителями. Можно выделить несколько типичных ошибок.

Первая – считают своего ребёнка всегда правым.

Вторая – вмешательство в отношения детей, когда их “не просят”, когда для этого нет веских оснований.

Третья ошибка родителей в воспитании своего ребёнка состоит как раз в том, что под видом совета они навязывают ребёнку свой опыт, своё мнение, свои представления о том, как надо действовать.

Четвёртая родительская ошибка — долгая память на обиды, нанесённые кем-либо его ребёнку.

В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах как некоторый его атрибут обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление.

Выстраивая свою работу с изгоями, педагогу необходимо помнить, что изгой — это «изнаночная» сторона эмоциональной жизни ученического класса. Как правило, в обыденном сознании изгойство ученического класса представляется в виде неприятия одного или двух учеников в классе. Причем факт изгойства обращает на себя внимание, когда отношения зашли уже достаточно далеко, когда действия изгоя или его одноклассников совершаются в состоянии аффекта и не укладываются в общечеловеческие стандарты.

Проблема отвержения одних детей другими может решиться только при комплексном подходе, при совместной деятельности классного руководителя, учителей, работающих в классе, с привлечением педагога-психолога (возможно привлечение социальных педагогов). Организовывать работу необходимо в нескольких направлениях:

  1. Анализ ситуации в коллективе, анализ позиции и поведения самого ребёнка.
  2. Работа с классом в целом.
  3. Работа с отвергаемым ребёнком.
  4. Профилактическая работа (взаимодействие с учителями и родителями).

Ребёнок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Учитель способен оценить реальную позицию каждого ребёнка в школьном коллективе. Отвергаемые дети нуждаются в поддерживающей позиции педагога, он может выступать в роли адвоката или «буфера», чтобы помочь ребёнку отодвинуть отрицательный напор, направленный на него со стороны других сверстников, расчистить площадку для налаживания отношений.

Любое противопоставление ребёнка коллективу губительно для его репутации. Учитель очень легко может поспособствовать настраиванию детей друг против друга. Использование на уроках таких приёмов для налаживания дисциплины, когда из–за одного или двоих учеников учащиеся вынуждены писать проверочную работу (или весь класс лишается любимого урока, и он заменяется более важным, отменяется какое-либо запланированное мероприятие), даёт повод ученикам негативно относиться к отдельным одноклассникам. Вносится так же элемент публичности: “Из-за Ваниного отвратительного поведения, весь класс будет писать самостоятельную работу!”, “Скажите спасибо Пете, из–за его выходок вы все будете наказаны” и т. п.

Постоянное сравнение результатов учёбы одноклассников друг с другом к хорошему не приведёт. Необходимо реже использовать сравнение результатов обучения детей друг с другом. Ведь всегда кто-то будет в более выигрышной позиции, а кто-то всегда в негативе. Отмечая реальные (пусть даже небольшие) успехи детей с проблемами в обучении, сравнивая достижения каждого только с его прежними достижениями, уменьшит риск влияния учителя на появления непопулярных детей.

Негативную роль играет “эффект ожиданий”. Поэтому педагогу необходимо уделять внимание всем учащимся, найти возможность контакта с каждым ребенком, хвалить учащихся справедливо, учитывать индивидуальные особенности.

Но если была упущена возможность предотвращения появления ребенка-изгоя в классе, то существует несколько подходов, именно педагогической помощи.

Самая распространенная ошибка — это попытка педагога занять чью-либо сторону, как правило, это сторона класса, хотя могут быть и варианты. Такой подход приводит к усугублению конфликтной ситуации, так как педагог становится орудием своих союзников и ставит под удар свои профессиональные качества.

Если педагог встает на защиту изгоя, то в результате его умений он может привести данного ученика к лидерству в классе. Он, в свою очередь, начинает мстить своим одноклассникам, прикрываясь мнением педагога, пользующегося авторитетом у учеников.

Другой подход – перевод изгоя в другой класс. Конечно, такой шаг снимает остроту социального конфликта, но у него есть весьма существенные изъяны: с уходом ученика в классе остается социальное место, в которое попадает другой одноклассник; ученик, переходя в другой класс, нередко начинает сам провоцировать к себе негативное отношение. И отдающий, и принимающий классы могут испытывать серьезные трудности, которые создают ситуацию появления нового изгоя. Лучше всего перевести этого ученика временно (на 1–2 месяца) на домашнее обучение, чтобы провести социально-педагогическую профилактику с классом и учеником.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) непосредственно с отвергаемым ребёнком (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.)

  1. Изучение личностных и поведенческих особенностей ребёнка: личностные опросники, наблюдение в учебной и внеучебной ситуации, беседы с ребёнком (выявление интересов, проблем во взаимодействии со сверстниками), педагогами и родителями.
  2. Групповые занятия, направленные на обучение навыкам взаимодействия с окружающими.

Этапы работы педагога (классного руководителя, учителя начальных классов) с классным коллективом (на основе подходов Кравцовой М.М., Шипилова А.И.):

  1. Изучение психологического климата в классном коллективе, уровня групповой сплочённости – разобщенности группы.
  2. Мероприятия по развитию толерантности.
  3. Мероприятия, направленные на сплочение классного коллектива.

При проведении мероприятий с классом необходимо активно вовлекать отвергаемых детей в процесс занятий, поощрять их активность. Следует обратить внимание и на вовлечение ребёнка во внеклассную деятельность, давать ему посильные поручения, которые бы имели важное значение для класса. Непопулярные дети должны почувствовать успех и свою значимость для коллектива. Педагогу нужно помочь детям увидеть в «непопулярном» привлекательные стороны, увидеть его другими глазами. Например, зная способности непопулярного обучающегося, можно предложить ему подготовить сообщение на классном часе или на уроке, показать всему классу его рисунки (если ребенок увлекается рисованием), подготовить танец для внеклассного мероприятия и т.п.

Беседы на классных часах, дискуссии, направленные на формирование терпимого отношения детей друг к другу должны занимать особое место и носить систематический характер, даже если непопулярных детей в классе вроде бы и нет. Ребята должны уметь выражать поддержку друг другу, проявлять эмпатию, терпимо относится к недостаткам друг друга (особенно внешним, речевым). Педагоги, которые ведут уроки, должны стараться учитывать социальное положение детей в коллективе, особенно при организации групповой работы. Обязательно пресекать любые негативные высказывания и воздействия учащихся друг на друга. В сотрудничестве с психологом можно провести серию классных часов на сплоченность коллектива, познание друг друга, формирование уверенного поведения, поработать над навыками разрешения конфликтов. В арсенале психолога всегда много интересных игровых методов.

  1. Бурдыгина Т.Н., Королёва Е.В., Юрченко П.Г. Проблемные ситуации в школе и способы их решения: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006. – 234 с.
  2. Касицина Н. Как помочь ученику, ощущающему себя жертвой обстоятельств: педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2007. – 167 с.
  3. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе?: метод. пособие. – Кемерово: Издательство обл. ИУУ, 2000. – 193 с.
  4. Кравцова М.М. Дети – изгои. Психологическая работа с проблемой. – М.: Генезис, 2005. – 245 с.
  5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. – М.: Чистые пруды, 2001. –164 с.
  6. Сперанский А. Система социальных ролей ученического класса. Изгои.: Красноярск: Первая публикация. Брошюра “Социология ученического класса”, 2000. – 145 с.
  7. Шипилов А.И. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. – № 4. – С. 90–93.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector