Что значит «предан Анафеме» — разберемся подробно

Что значит «Предан анафеме»

Многие думают, что это страшное проклятие, которое может наложить батюшка на голову неверного грешника. Другие — что это старинный, забывающийся церковный ритуал… Давайте же разберемся, что это значит, и только ли в прошлых веках практиковалось публичное отречение от церкви?

Что это такое?

В переводе с греческого это слово означает «накладывание» или «отлучение». В древние времена им обозначали посвящение себя божеству, жертву богам по обету. Чуть позже (а конкретно — в начале 4 века нашей эры) оно приняло диаметрально противоположное значение — отделение человека от церковной общины. В широкое употребление термин вошел еще позже — в 5 веке.

В наши дни церковная анафема означает, что человека отлучают от посещения церкви, общения с правоверными. Его не будут крестить, отпевать, хоронить на церковной (освященной) земле. Не нужно путать ее с епитимьей, во время которой христианин тоже не может ходить в церковь — епитимья это временное отречение, а анафема — вечное (за редкими исключениями).

Можно ли считать ее церковным проклятием? Сами священники уверяют, что нет. Это наказание, призванное показать человеку всю серьезность его проступка.

Любопытно, что не только отдельный человек может «удостоиться чести» попасть под такую немилость церкви. Анафеме предавались нигилизм, натурализм, социализм, коммунизм. А в 15 веке римский папа предал анафеме целый город — чешский Жатец. Причина: поддерживание Яна Гуса и гуситского движения.

Можно ли снять с человека анафему: мнение православной церкви

Да! Если преданный анафеме искренне покается в своих грехах, орган, отлучивший его от церкви, может отменить свое решение. В мировой истории случались яркие примеры этому (более детально о них вы можете прочесть ниже). Так что анафема — это не окончательный и бесповоротный приговор. Хотя конечно, это — очень и очень серьезное решение церкви.

Какие правители «удосуживались чести» быть преданными анафеме?

  1. Король Германии Генрих Четвертый (1050-1106 гг). Этот венценосный правитель хотел сам назначать епископов, что Ватикану очень не понравилось, и папа отлучил строптивого короля от церкви. В то время это было очень сильное наказание, которое могло стоить Генриху престола. Ему пришлось отправляться за прощением грехов (пешком!), несколько дней ждать аудиенции… Анафема была снята.
  2. Фридрих Второй Гогенштауфен (1194-1250 гг). Этот правитель протянул руки к принадлежавшим Ватикану землям. Правителя предали анафеме несколько раз, еще и назвали антихристом. Сначала он на это никак не реагировал, но под напором верующих вельмож он решил сделать Ватикану приятное — возглавил 4-й Крестовый поход, желая занять Иерусалим. И он сделал это, причем совершенно мирным способом — путем переговоров. Правда, от анафемы его это не спасло.
  3. Английский король Генрих Восьмой (1491-1547 гг). Он оказался весьма любвеобильным, женившись 6 раз. Первый же его развод так не понравился святым отцам, что папа римский отлучил его от церкви. Король ответил довольно жестко, запретив в Англии католицизм. Его соотечественники католического вероисповедания, которым не понравилось решение короля, подверглись гонениям. Правда, в политическом плане страна стала более независимой, ведь в ней появилась собственная церковь.
  4. Запорожский гетман Иван Мазепа (1639-1709 гг). Он повел своих козаков против Петра Первого, заключив союз с шведским королем. Это действие было не противорелигиозным, а мирским, политическим, но подчиненная Петру российская церковь провозгласила гетмана отщепенцем и предала анафеме, причем с большой помпой и проклятиями.
  5. Революционер, кубинец Фидель Кастро (1926-2016 гг). Ватикан боролся с коммунизмом, и Фидель тоже попал под их «руку». Впрочем, на Кубе большинство революционеров были истинными католиками. Они не жгли церквей, не расстреливали священников, Кастро даже встречался с понтификом. В общем, скорее всего, эта анафема не длилась долго.

И не правители, но тоже известные люди

  • Есть мнение, что от церкви отлучали Дмитрия Донского, героя Куликовской битвы. Историки даже доказывают, что перед битвой его не благословлял Сергий Радонежский, поддерживающий Киприана (он-то и предал будущего героя всем известного сражения анафеме). Интересно, что в наши дни Дмитрий причислен к лику святых.
  • Григорий Отрепьев, позже названый Лжедмитрием Первым. Беглый монах, назвавший себя сыном Ивана Грозного, ставший царем, позже убитый. Отлучен от церкви в 1604 году, еще при жизни.
  • Степан Разин (1671 год). В немилость церкви этот донской казак и атаман попал из-за того, что поднял бунт против действующей власти, причем казаки вели себя довольно жестоко.
  • Емельян Пугачев (анафема — 1775, снята перед казнью повстанца в этом же году).
  • Лев Толстой. Да-да, тот самый писатель. Один из его романов, «Воскресение», особенно не понравился церковником из-за критики нравов, царящих в современных автору храмах. Отлучение произошло в 1901 году, его провозгласил Священный синод. Правда, в российских храмах провозглашения не было.
  • Андрей Марков, математик, изучавший теорию чисел, вероятности и матанализ. Отлучение произошло в 1912 году. Причина: ученый горячо заступался за Льва Толстого, протестуя против отлучения писателя.

Что касается католиков, они предавали анафеме Жанну Дарк (воительницу), Мартина Лютера (богослова, протестанта), Джордано Бруно (философа), Яна Гуса (проповедника). Правда, с 1983 года этот термин католики больше не используют.

А на кого ополчалась РПЦ в наши дни?

  • Евграф Дулуман, главный атеист страны, сманивший на свою сторону много верующих и даже некоторых священников. Его отлучили в 1959 году. Кстати, этих самых атеистов предали анафеме за компанию с Евграфом.
  • Владимир Ленин (он предан анафеме в 1970 году). Причина: гонения на церковь. Собор РПЦ объявил о своем решении, находясь за границей.
  • Сторонники экуменизма, желающие объединить все церкви в одну. Отлучение произошло в 1983 году.
  • Киевский Патриарх Филарет, Предстоятель Украинской православной церкви (в миру Михаил Денисенко), предан анафеме РПЦ в 1997 году, а также извержен из сана. Впрочем, он остался в УПЦ, заявляя, что анафема произведена по политическим мотивам.
  • Глеб Якунин, диссидент, Протопресвитер Апостольской православной церкви. Анафеме предан в том же 1997 году. Еще ранее, в 1993-м, он был лишен сана, так как принял участие в выборах (а это не приличествовало духовному лицу). Но это церковное наказание не помешало Глебу стать депутатом.
  • Олег Дементьев, журналист, атеист. «Удосужился чести» в 2009 году, за критические статьи о женском монастыре.

Но как именно выглядит «процедура» предания анафеме? Это наглядно покажет короткое видео, снятое в церкви:

Альтернативный взгляд

«Альтернативная история, уфология, паранормальные явления, криптозоология, мистика, эзотерика, оккультизм, конспирология, наука, философия»

Мы не автоматический, тематический информационный агрегатор

Статей за 48 часов: 58

Сайт для здравомыслящих и разносторонне развитых людей

Сколько ангелов уместится на кончике иглы или опыт критического исследования основоначал бессмертия

Время размерного предела Вселенной

Все авторские статьи

Подписывайтесь на нас в социальных сетях:

  • Главная
  • Альтернативные новости
  • Мистика и тайны религий
  • Анафема — что это? Как действует отлучение от церкви?

Очевидец: Если Вы стали очевидцем НЛО, с Вами произошёл мистический случай или Вы видели что-то необычное, то расскажите нам свою историю.
Автор / исследователь: У Вас есть интересные статьи, мысли, исследования? Публикуйте их у нас.
. Ждём Ваши материалы на e-mail: info@salik.biz или через форму обратной связи, а также Вы можете зарегистрироваться на сайте и размещать материалы на форуме или публиковать статьи сами (Как разместить статью).

Анафема — что это? Как действует отлучение от церкви?

Отлучение от церкви, пожалуй, самое тяжёлое из наказаний для верующего человека. А самое радикальное из отлучений — анафема. Отступник полностью исключается из жизни духовной общины и теряет всякую надежду на Спасение. Так кого и за что подвергали столь жёсткой каре? И что же такое анафема: возмездие, остракизм или попытка наставить грешника на путь истинный и вернуть в лоно церкви?

Термин «анафема» восходит к греческому глаголу «анатифими», означающему «возлагать, передавать кому-либо что-либо». Сначала он использовался в качестве определения приношения в храм или жертвы богам, однако позже значение его начало меняться, приобретая оттенок проклятия или отторжения.

Защитники веры

Понятие «анафема» вошло в употребление с IV века и прочно укрепилось в церковной практике начиная с 451 года. Самый ранний текст анафемы относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звёздами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребён! Да ниспошлёт Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадёт он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растёт всяческое зло!… Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!».
Разногласия между Римом и Константинополем по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера, начавшие углубляться ещё в IX веке, привели к серьёзным расхождениям в правилах и принципах отлучения. В 842 году, за 200 лет до окончательного раскола, разделившего верующих на католиков и православных, был впервые совершён праздник «Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осуждёнными на Вселенских Соборах». Богослужебный чин праздника включал в себя провозглашение вечной памяти подвижникам веры, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.

Бич для врагов

Различия в способах католического и православного отлучения от церкви тоже росли и углублялись, что, впрочем, не мешало отцам и той и другой конфессии периодически предавать друг друга взаимным анафемам. В 878 году папа Иоанн VIII ана-фематствовал патриарха Константинопольского Фотия, а в 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX, кардинал Гумберт, обменялись взаимными анафемами. Собственно, этот год и считается датой окончательного раскола между католицизмом и православием.
Столь серьёзное средство влияния, как анафема, было обречено превратиться в инструмент борьбы с разного рода отступниками, духовными конкурентами, а то и просто с противниками политическими и экономическими. Ведь вопрос стоял не только и не столько в «спасении» и «вечной жизни», сколько в определении нормальности и соответствия общепринятым канонам, а церковь играла в средневековом обществе роль не менее, а то и более значимую, чем государство. Для человека, живущего пятьсот лет назад, предание анафеме означало примерно то же самое, что для нас сегодня означала бы безвозвратная утеря паспорта или блокировка банковских счетов.
Кого же предавала проклятию средневековая церковь? Попробуем разобраться и разделить объекты отлучения по типам.
Самыми честными с точки зрения охраны канонических ценностей христианства выглядят анафемы различных религиозных и философских течений: таких, как арианство, монофелитство, иконоборчество, нигилизм или масонство.
Вторым типом анафемы можно считать отлучение «классовых» противников. Среди примеров можно назвать проповедника Яна Гуса, отца лютеранства Мартина Лютера, итальянского философа Джордано Бруно, писателя Льва Толстого…
Третий тип — государственные преступники, бунтовщики, предатели, самозванцы: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Мазепа…
Четвёртым и самым меркантильным типом анафемы можно назвать отлучения, которым предавались политические и экономические конкуренты. Примеров хватает и в католицизме, и в православии. В разное время иерархи католической церкви отлучали английскую королеву Елизавету I и её отца Генриха VIII. Король Чехии Йиржи (Георгий) был предан анафеме и низложен, а император Генрих IV отлучён вместе со всеми подданными. Чтобы выпросить папское прощение (тогда снятие анафемы ещё считалось возможным), он три дня простоял босиком у ворот замка в Каноссе. Папы вообще не любили мелочиться: Григорий XII анафематствовал ни много ни мало город Жатец.
В православной практике тоже случались массовые анафемы. Так, по наущению Ивана Калиты митрополит Феогност отлучил от церкви Александра Михайловича Тверского и всех жителей города Пскова, давшего защиту опальному князю, до тех пор, пока отлученного не выдадут на суд в Орду.

Читать еще:  Вспыльчивые знаки зодиака, выпадающие в декабре: Стрелец и Козерог

Казнить нельзя помиловать

И всё же между католической и православной анафемой лежит огромная смысловая пропасть. Если католицизм с определённого момента начал рассматривать анафему исключительно как орудие необратимого наказания, то православие старалось не злоупотреблять этим аспектом. Более того, если отлученный от церкви грешник приносил публичное покаяние и отказывался от заблуждений, то «великое отлучение» с него могли и снять, ибо церковь не рассматривала анафему как карающий меч. Другими словами, актом предания анафеме православная церковь официально самоустранялась от спасения особо радикальных грешников, предоставляя их исключительно суду Божьему. Согрешившего лишали доступа к священным таинствам не потому, что желали наказать, а потому, что ему давали понять: по собственной инициативе, отказавшись от посредника между собой и небом, отныне он действует на свой страх и риск, представляет себя исключительно сам. Ситуация похожа на то, что происходит в суде, когда подсудимый отказывается от услуг адвоката и защищается своими силами. Вместе с тем, если согрешивший признавал ошибки и раскаивался, церковь была готова вновь принять его в своё лоно, допустить к исповедям, причастию, гарантировать последнее покаяние и погребение по православным канонам.
У католиков же анафема превратилась в особого рода проклятье, она перестала быть мечом идеологическим и стала мечом разящим, а если меч занесён, то он должен нанести удар. И это вовсе не метафора. Католическая анафема запросто могла означать и смертный приговор. Так был обвинён в ереси и сожжён монах и философ Джордано Бруно. Так попала на костёр ставшая помехой королю Карлу VII Орлеанская дева, Жанна д’Арк. И это лишь два имени из огромного списка.

Неугодный Фидель

Именно потому, что католические иерархи были менее разборчивы в использовании анафемы, некоторые отлучения носят оттенок курьезности. Так, в XVII веке был предан анафеме меч с волнистой формой клинка, именовавшийся «фламберг». Его лезвие легче прорубало доспехи и наносило ужасные незаживающие раны. Пятью столетиями раньше папа Иннокентий II заклеймил как оружие дьявола и предал анафеме арбалет. К сожалению, подобные анафемы не имели отношения к гуманизму и налагались большей частью в интересах дворян. Для того ли благородный сэр с детских лет учился военному делу и покупал дорогие доспехи, чтоб умереть от арбалетного болта, пущенного вшивым подмастерьем какого-нибудь сапожника? Проще было объявить опасное для аристократии оружие дьявольским и отлучить его от церкви. Впрочем, действенность отлучений оставляла желать лучшего. И арбалет, и фламберг были слишком эффективны, чтобы отказаться от них из-за церковных запретов.
Ровно то же самое можно сказать и про анафемы папы Пия IX, наложенные на пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, библейские общества и даже на принципы свободы совести. Собор Русской православной церкви за границей в 1970-х годах отлучил от церкви Ленина и Сталина, а папа Иоанн XXIII анафематствовал Фиделя Кастро.
Сегодня «великое отлучение» стало анахронизмом. Анафема играет какую-то роль лишь для людей глубоко верующих, для всех остальных она совершенно утратила всякий смысл, как увольнение с работы, на которую вы никогда и не устраивались.

Журнал: Загадки истории №45. Автор: Виктор Штерн

Анафема — это. Значение слова, определение

Человечество на протяжении веков задается поиском цели бытия и смысла жизни, ищет ответы на вопрос о происхождении всего живого. Определенное мировоззрение, желающее познать высший разум, и есть религия. В мире существует множество вероисповеданий. Самые распространенные: христианство, ислам, буддизм. В каждой религии существуют правила поведения, моральные нормы, обычаи и ритуалы.

Значимым событием в первую неделю Великого Поста считается праздник Торжества православия, провозглашающий победу церкви над ересью. Во время этой службы происходит отлучение от церковного общения лиц, совершивших тяжкие прегрешения против храма, т. е. провозглашение анафемы.

Происхождение слова «анафема»

Слово «анафема» греческого происхождения, русское подобие этого термина — «проклятие», получившее в Православной церкви вспомогательное значение — «осуждение на вечные муки». В отличие от временного отлучения или епитимии, преданные анафеме исключаются из церковного общения и получают запрет на принятие таинств до своего полного раскаяния (в истории не известен ни один случай снятия анафемы с основателей еретического учения).

Посвященный божеству

В IV веке термин вошел в употребление в церковной практике. Значение слова «анафема» изменилось с течением времени. Изначально это было посвящение божеству, жертва по данному обету, затем – изгнание, проклятие, отстранение от церковного общения.

Слово «анафема» первоначально использовалось как название для изгнания из церкви, но превратилась в «отделенный, изгнанный, осужденный». Слово происходит от греческого ἀνάθεμα, что означает «нечто, выделенное специально на зло», из ἀνατίθημι — «предложение по обету дарения», от ἀνά — «на», и τίθημι, что значит «я положил». Первично это «что-то вознесенное как приношение богам»; позже значение превратилось в «отделенного, изгнанного, отлученного от церкви».

Библейское слово

«Анафема» – это значит, что человек (или вещь) проклят или обречен на проклятие или разрушение. Слово появляется в Библии шесть раз. Более современные переводы часто заменяют понятия «проклятый» или «вечно осужденный» словом «анафема», в отличие от более старых версий. Термин «анафематствовать» также используется для описания действия: поставить проклятие на себя, чтобы оно начало работать в случае отказа выполнить обет. В своем рвении убить апостола Павла фарисеи анафематизируют самих себя, говоря: «. ни есть, ни пить, пока не убьют Павла» (Деяния 23:12).

Осужденное зло

Анафема — это (в широком смысле) что-то или кто-то, кого ненавидят или избегают. В своем другом основном трактовании — формальное отлучение. Последнее значение, его церковный смысл, основан на использовании Нового Завета. В Ветхом Завете анафема указывала либо на то (живое или неживое), что было освящено, либо на то, что было осуждено как зло, или проклято и отложено для жертвоприношения.

Анафема»(в значении «проклятие»), приписываемая папе Григорию XI, означало «подношение» или «ничего специального», и происходит от глагола «предлагать». В Ветхом Завете речь шла как об объектах, посвященных божественному использованию, так и о предметах, подлежащих уничтожению во имя Господа, таких как враги и их оружие во время религиозных войн. Поскольку оружие врага считалось нечистым, смыслом стало «все, что посвящено злу» или » проклятие». Изначально суть анафемы заключалась в отлучении от церкви нераскаявшегося еретика. К VI веку литургическое значение вновь стало означать формальное церковное проклятие, отлучение от храма и осуждение еретических доктрин.

В 1526 году слово «анафема» впервые появилось в английском языке и использовалось в значении «что-то проклятое». Через некоторое время было принято значение «освященный предмет», но широкого использования не получило.

Божье неудовольствие

В переводе с еврейского анафема обозначала вещь, предлагаемую Богу и запрещенную для обычного (не религиозного) использования. В ортодоксальном иудаизме значение слова изменилось на выражение Божьего недовольства всеми людьми, иудеями или язычниками, которые не соблюдают принципы теократии, поэтому должны быть изгнаны из общины. Такой подход сделал анафему инструментом синагогальной дисциплины.

Таинства католиков

В канонах, признанных католической церковью, значение анафемы — это исключение из общества верующих из-за ереси. Термин также использовался для обозначения отстранения, совершаемого с особой торжественностью, произнесенный с церемониями, с колоколом, книгой и свечой (их хранят для самых тяжких преступлений).

Анафема – это лишение прав и благ в церковном праве.

Взгляд Православной церкви

Православная церковь различает:

  • отделение от причастия храма (отлучение от церкви);
  • епитимию (покаяние), возложенную на человека;
  • анафему.

Во время епитимии человек остается православным христианином, хотя его участие в мистической жизни церкви ограничено, но те, кто предан анафеме, считаются полностью отлученными от церкви до тех пор, пока не покаются. Епитимия, или отлучение, ограничивается определенным периодом времени и зависит от покаяния. Однако снятие анафемы — обуславливается исключительно раскаянием осужденного. Две причины, по которым человек может быть предан анафеме — ересь (отклонение от официально принятого религиозного учения, иная трактовка доктрины) и раскол (отделение от юрисдикции Церкви и образование отдельного самостоятельного сообщества без изменения догматики).

Читать еще:  Сильные православные молитвы на успех в делах и работе

Предать анафеме — совершить крайнюю меру, которой всегда должна предшествовать пастырская попытка урезонить нарушителя и привести его к покаянию.

Для православных анафема не является окончательным проклятием. Только Бог является судьей живых и мертвых, и до момента смерти всегда возможно раскаяние. В средневековой Западной Европе провозглашение еретиком влекло за собой смертную казнь, и до начала XIX века это применялось к протестантам Испании.

Публичное проклятие преследует двоякую цель: предупредить оступившегося, привести его к покаянию, а также предостеречь других от заблуждений с целью спасения души.

Публичное проклятие

«Предать анафеме» — что это значит? Оказаться вне тела Церкви. При анафематствовании предводителей еретиков их называли поименно, а тех, кто общается с основателями ереси и следует их учению, — «иже с ними».

В России кроме инакомыслящих предавали анафеме и политических преступников, совершивших тяжкие преступления (убийство, насилие, грабежи). Самые известные личности – это Гришка Отрепьев, Ивашка Мазепа, Емелька Пугачев и Стенька Разин. Так к ним обращались при анафематствовании.

В советские времена Разина и Пугачева ставили в один ряд с революционерами и окружали ореолом романтики. Но на самом деле они были осуждены не только светской властью, но и церковной. Отмены анафемы они не получили, так как были казнены, хотя для Мазепы повешение было символичным.

Новое учение

Инакомыслящие были во все времена. Некоторые публично заявляли о том, что они атеисты (Милюков – политический деятель оппозиции), мировоззрение других ставило их вне Церкви (Писарев, Герцен, Чернышевский), но церковь их не проклинала, так как их суждения не представляли опасности и не вели за собой последователей. В отличие от Льва Николаевича Толстого. В 1880-х годах Толстой стал основателем нового учения, радикально отличавшимся от церковного — толстовства. Основные идеи:

  • всепрощение;
  • непротивление злу насилием (подразумевался отказ от военной службы и уничтожение оружия);
  • прекращение употребления алкоголя и табака;
  • всеобщая любовь;
  • отказ от мяса (вегетарианство);
  • нравственное самосовершенствование (опрощение).

Проникнувшись его идеями, люди, искренне считавшие себя христианами, образовывали колонии в Харьковской, Симбирской и Тверской губерниях. Последователи были даже в Закавказье, Англии, Западной Европе, Южной Африке, Японии и Индии!

Формально Льва Николаевича предали анафеме, но официально его имя не было включено в список для анафематствования. Люди, далекие от церкви, воспринимали слово «анафема» резко отрицательно, поэтому отлучение Толстого выразили в более деликатных терминах: пока писатель не раскается, он пребывает вне Храма, его учения не являются церковными, т. к. Толстой пропагандирует свои собственные домыслы.

Коммуны толстовцев ликвидировали в СССР в 20-30-х годах ХХ века, а участников репрессировали. Только некоторые из них сохранились до начала Великой Отечественной войны.

Официально зарегистрированная организация новотолстовцев в России насчитывает всего 500 человек, правда, их учение сильно отличается от толстовства.

«Проклятые» люди

В мировой истории существуют еще несколько случаев анафематствования.

В 1054 году произошел Великий Раскол в истории христианства, приведший к разделению на Римско-католическую и Православную Церкви. Легат папы Льва IX кардинал Гумберт и Константинопольский Патриарх Михаил Кируларий «отлучили друг друга от Храма». Преодолению раскола не помогло и снятие взаимных «проклятий» спустя тысячелетие в 1964 году.

В 1521 году предали «анафеме» Мартина Лютера Кинга за его критику развращенности римско-католического папства, сомнения в его непогрешимости и роли церкви в продаже индульгенций.

В 1667 году РПЦ анафематствовали всех староверов, т. е. тех, кто придерживался старинных церковных обрядов. Уникальным случаем в истории православия являлось признание неправоты в этом вопросе господствующей церкви и снятие запретов без покаяния самих староверов в 1971!

За жестокость, кровавые расправы, издевательства над невиновными, попрание прав и законности Патриарх Тихон в 1918 году предал анафеме большевиков и их лидеров. Посмертное отлучение и провозглашение персонального проклятия Владимиру Ленину совершил Архиерийский Собор РПЦ в 1970 году.

Есть еще пара значений термина:

  1. «Анафема» — это название британской рок-группы;
  2. Анафема — не очень популярное имя для девочки (чего только родители не придумают, чтобы быть оригинальными!).

Затяжка анафемы Варфоломею смерти подобна

Признание т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») со стороны какой-либо из пятнадцати поместных церквей грозит мировому Православию (земной части Церкви) полным исчезновением. А человечеству в целом, следовательно – тем, что «уже нынешнее поколение людей будет жить при Апокалипсисе». Ведь пришествие антихриста только и удерживает Церковь Православная.

Дело в том, что по канонам – то есть, положениям, установленным самими апостолами и их прямыми преемниками на Вселенских соборах I тысячелетия (которыми «Дух Святой водил»), – любой священник или мирянин, только помолившийся с еретиком или раскольником, подлежит анафеме. К еретикам и раскольникам относится абсолютно всё «духовенство СЦУ». Следовательно, молившиеся с ними или поминавшие их в общецерковной молитве Варфоломей, а также предстоятели Элладской и Александрийской церквей, подпадают под анафему. Но и помолившиеся с вошедшими в общение с еретиком подлежит отлучению. Таким образом, всё духовенство т.н. Константинопольской, Элладской и Александрийской церквей, которое «смиренно» молится со своими предстоятелями, де-факто становится еретиками.

А это уже значит, что уже представитель любой другой поместной церкви, пусть не признающий «СЦУ» и даже осуждающей самозванцев (как Антиохийская, Русская, Сербская, Польская, Чехословацкая, Американская церкви) помолившийся с представителями Элладской и Александрийской церквей, становится носителем вируса для своей (да и любой другой) церкви. Если его самого сразу после этого не извергнуть из сана. Ну, или не подвергнуть «очищению» через церковный суд.

Беда пришла – закрывай притвор

«Все это очень неприятные богословские вопросы, но оставаясь последовательными в каноническом Православии, мы не можем от них просто отмахнуться, – признаёт член синодальной богословской комиссии РПЦ протоиерей Андрей Новиков. – Беда, страшная беда!».

Ворота нашей церковной территории перед этой бедой следовало закрыть ещё год назад, после того, как синод РПЦ констатировал: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими «епископами» и «клириками», посягательство на чужие канонические уделы, попытка отречься от собственных исторических решений и обязательств, — все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля и… делает невозможным для нас продолжение евхаристического общения с его иерархами, духовенством и мирянами».

Тогда же и патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил отдельно: «Если одна из Церквей поддерживает раскольников, если одна из Церквей нарушает каноны, то она перестает быть Православной Церковью». Но в подтверждение этих слов ничего на протяжении года сделано не было. Никто не созвал всеправославного обличения деяний Фанара; никто не созвал архиерейского собора для осуждения канонических преступлений Варфоломея. Отсутствие чёткого предупреждения РПЦ о последствиях евхаристического общения с впавшим в ереси Экуменическим патриархатом и позволило вечно запуганным вассалам Госдепа решиться на признание «СЦУ».

С этим соглашается и экс-глава ОВЦС УПЦ (МП), экс-замглавы Учебного комитета РПЦ, клирик Московской епархии архимандрит Кирилл Говорун: «После создания прецедента признания ПЦУ Православной церковью Эллады и половинчатой реакции Москвы и другие Церкви подтянулись. Процесс признания ПЦУ происходит с турбо-скоростью. Ритм с лагом в месяце — это турбо-режим по сравнению с десятилетними лагами – как это было когда-то с другими церквами».

Наконец, и многолетний наставник о. Кирилла патриарх Московский Кирилл предельно ясно артикулировал в начале месяца: «Мы не можем допустить, чтобы в Православии возникло некое подобие папизма, «квазипапизм»… И папа, и патриарх, который хочет стать папой, становятся очень притягательной целью для сильных мира сего, а влияние извне на одного человека может погубить Церковь».

Значит, чтобы не «погубить Церковь» (земную, очевидно), папизм Стамбула должен быть предан анафеме так же, как тысячу лет назад – папизм римский. Более того, тогда случай был не таким запущенным. Сейчас же восточный папизм расцвёл целым букетом сопутствующих и переплетающихся ересей. Основные из них:

– подмена первенства чести некогда столичной кафедры, претензией на первенство власти над всей Церковью;

– лжеучение о праве стамбульского епископа на отмену и пересмотр анафем и прещений Поместных Церквей;

– искажение смысла исторического титула «Вселенский» и понятия «Церковь Мать»;

– вторжение на канонические территории других поместных церквей;

И, вот, когда уже писалась данная статья, Экуменический патриархат начал вторжение на каноническую территорию Православной церкви Чешских земель и Словакии (ПЦЧС). В данном случае было нарушено сразу несколько канонов. Но к чехословацкой ситуации лучше всего подходит 8-е правило III Вселенского собора.

двойной клик — редактировать изображение

Василий Суриков. Третий Вселенский собор. Эскиз росписи для храма Христа Спасителя

Данное правило запрещает епископу распространять власть на епархию, которая никогда не подчинялась ни ему, ни его предшественникам. А Великая Моравия вообще никогда не пребывала в юрисдикции Константинополя, не говоря о Стамбуле.

Это, пожалуй, предмет первоочередного рассмотрения архиерейским собором ПЦЧС, ведь только Варфоломей (не говоря о его предшественниках в XX в.) пытался дважды распространять свою власть на территорию ПЦЧЗ (в 1998–2016 гг. и в 2019 г.).

Но означает ли это, что Стамбул имеет некие права на епархии, сотни лет тому подчинявшиеся Константинополю?

Ни один из Вселенских соборов не даёт оснований для подобных толкований.

«Да низвержен будет!»

Для удобства, каноны, обличающие преступное вторжение Варфоломея на чужие канонические территории, даём по возможности на современным языком (церковнославянский исходник – по ссылкам).

Читать еще:  Совместимость женщин рыб и мужчин рака — почему возникают конфликты

Правило 35 Святых Апостолов: «Епископ да не смеет за пределами своей епархии (в городах и селениях, ему не подчиненных) возводить кого-либо в сан. И если обличен будет, что сотворил таковое без согласия тех, кому подчинены (духовно) эти города или селения, да низвержен будет как он, так и поставленные от него». Считать ли «возведением в сан» признание со стороны епископа Стамбула Варфоломеем священниками всех ряженных из т.н. «Киевского патриархата» и «Украинской православной автокефальной церкви» («УАПЦ»), которое он совершил в октябре прошлого года без согласия епископов канонической УПЦ (МП)? Это должен решить Архиерейский собор РПЦ.

двойной клик — редактировать изображение

2-е правило II Вселенского Собора: «Епископы… да не распространяют свою власть на церкви за пределами своей области… Без приглашения епископы да не выходят за пределы своей области для рукоположения, или какого-либо другого церковного распоряжения». Таким образом, церковному суду за преступление вышеуказанного канона подлежит митр. Эммануэль Галльский – ближайший помощник Варфоломея, который по поручению последнего руководил т.н. «Объединительным собором СЦУ». Его соучастники – экзархи Экуменического патриархата на Украине, также прибыли в Киев без приглашения митрополита Киевского Онуфрия. Равным образом попрал каноны сам Варфоломей, назначивший своих экзархов на канонической территории РПЦ. 13 правило поместного Антиохийского собора уточняет, что за подобные деяния полагается немедленное извержение из своего чина святым собором».

Эти правила с различными уточнениями с десяток раз повторяются в постановлениях нескольких поместных соборов, вошедших в общий для всего Православия свод церковного права.

И с десяток раз только Варфоломей (оставим на Суд Божий его предшественников) преступил эти каноны, сохраняющие единство и святость Церкви. Её соборный (да и апостольский) строй.

Самые вопиющие преступления нынешнего стамбульского понтифика (или «президента тела православия», каковым он сам себя провозгласил) мы рассмотрим в следующих статьях.

Что значит «предан Анафеме» — разберемся подробно

Отлучение от церкви, пожалуй, самое тяжёлое из наказаний для верующего человека. А самое радикальное из отлучений — анафема. Отступник полностью исключается из жизни духовной общины и теряет всякую надежду на Спасение. Так кого и за что подвергали столь жёсткой каре? И что же такое анафема: возмездие, остракизм или попытка наставить грешника на путь истинный и вернуть в лоно церкви?
Термин «анафема» восходит к греческому глаголу «анатифими», означающему «возлагать, передавать кому-либо что-либо». Сначала он использовался в качестве определения приношения в храм или жертвы богам, однако позже значение его начало меняться, приобретая оттенок проклятия или отторжения.

Защитники веры

Понятие «анафема» вошло в употребление с IV века и прочно укрепилось в церковной практике начиная с 451 года. Самый ранний текст анафемы относится к XI веку. Его центральная часть звучит так: «Да будет проклят он солнцем, и луною, и звёздами небесными, и птицами, и рыбами морскими, и четвероногими, и травами, и деревьями, и всеми Христовыми творениями! Да будет труп его оставлен на пожрание псам, и да не будет он погребён! Да ниспошлёт Господь на него глад и жажду, и гнев, и муки, и напасти злых ангелов, пока не попадёт он в глубины ада, где вечный мрак, неистощимый огонь, вечный дым, печаль без утоления и где изо дня в день растёт всяческое зло!… Да будут сыновья его сиротами и жена его вдовою! Пусть сыновья его в содрогании нищенствуют, будучи изгнанными из жилищ своих!».
Разногласия между Римом и Константинополем по вопросам догматического, канонического, литургического и дисциплинарного характера, начавшие углубляться ещё в IX веке, привели к серьёзным расхождениям в правилах и принципах отлучения. В 842 году, за 200 лет до окончательного раскола, разделившего верующих на католиков и православных, был впервые совершён праздник «Торжества Православия в знак победы над всеми ересями, осуждёнными на Вселенских Соборах». Богослужебный чин праздника включал в себя провозглашение вечной памяти подвижникам веры, провозглашение многолетия царям, патриархам и иным ныне сущим защитникам веры и, наконец, объявление анафемы главнейшим ересям и их носителям.

Бич для врагов

Различия в способах католического и православного отлучения от церкви тоже росли и углублялись, что, впрочем, не мешало отцам и той и другой конфессии периодически предавать друг друга взаимным анафемам. В 878 году папа Иоанн VIII анафематствовал патриарха Константинопольского Фотия, а в 1054 году патриарх Константинопольский Михаил Керуларий и легат папы Льва IX, кардинал Гумберт, обменялись взаимными анафемами. Собственно, этот год и считается датой окончательного раскола между католицизмом и православием.
Столь серьёзное средство влияния, как анафема, было обречено превратиться в инструмент борьбы с разного рода отступниками, духовными конкурентами, а то и просто с противниками политическими и экономическими. Ведь вопрос стоял не только и не столько в «спасении» и «вечной жизни», сколько в определении нормальности и соответствия общепринятым канонам, а церковь играла в средневековом обществе роль не менее, а то и более значимую, чем государство. Для человека, живущего пятьсот лет назад, предание анафеме означало примерно то же самое, что для нас сегодня означала бы безвозвратная утеря паспорта или блокировка банковских счетов.
Кого же предавала проклятию средневековая церковь? Попробуем разобраться и разделить объекты отлучения по типам.
Самыми честными с точки зрения охраны канонических ценностей христианства выглядят анафемы различных религиозных и философских течений: таких, как арианство, монофелитство, иконоборчество, нигилизм или масонство.
Вторым типом анафемы можно считать отлучение «классовых» противников. Среди примеров можно назвать проповедника Яна Гуса, отца лютеранства Мартина Лютера, итальянского философа Джордано Бруно, писателя Льва Толстого…
Третий тип — государственные преступники, бунтовщики, предатели, самозванцы: Григорий Отрепьев (Лжедмитрий I), Степан Разин, Емельян Пугачёв, Иван Мазепа…
Четвёртым и самым меркантильным типом анафемы можно назвать отлучения, которым предавались политические и экономические конкуренты. Примеров хватает и в католицизме, и в православии. В разное время иерархи католической церкви отлучали английскую королеву Елизавету I и её отца Генриха VIII. Король Чехии Йиржи (Георгий) был предан анафеме и низложен, а император Генрих IV отлучён вместе со всеми подданными. Чтобы выпросить папское прощение (тогда снятие анафемы ещё считалось возможным), он три дня простоял босиком у ворот замка в Каноссе. Папы вообще не любили мелочиться: Григорий XII анафематствовал ни много ни мало город Жатец.
В православной практике тоже случались массовые анафемы. Так, по наущению Ивана Калиты митрополит Феогност отлучил от церкви Александра Михайловича Тверского и всех жителей города Пскова, давшего защиту опальному князю, до тех пор, пока отлученного не выдадут на суд в Орду.

Казнить нельзя помиловать

И всё же между католической и православной анафемой лежит огромная смысловая пропасть. Если католицизм с определённого момента начал рассматривать анафему исключительно как орудие необратимого наказания, то православие старалось не злоупотреблять этим аспектом. Более того, если отлученный от церкви грешник приносил публичное покаяние и отказывался от заблуждений, то «великое отлучение» с него могли и снять, ибо церковь не рассматривала анафему как карающий меч. Другими словами, актом предания анафеме православная церковь официально самоустранялась от спасения особо радикальных грешников, предоставляя их исключительно суду Божьему. Согрешившего лишали доступа к священным таинствам не потому, что желали наказать, а потому, что ему давали понять: по собственной инициативе, отказавшись от посредника между собой и небом, отныне он действует на свой страх и риск, представляет себя исключительно сам. Ситуация похожа на то, что происходит в суде, когда подсудимый отказывается от услуг адвоката и защищается своими силами. Вместе с тем, если согрешивший признавал ошибки и раскаивался, церковь была готова вновь принять его в своё лоно, допустить к исповедям, причастию, гарантировать последнее покаяние и погребение по православным канонам.
У католиков же анафема превратилась в особого рода проклятье, она перестала быть мечом идеологическим и стала мечом разящим, а если меч занесён, то он должен нанести удар. И это вовсе не метафора. Католическая анафема запросто могла означать и смертный приговор. Так был обвинён в ереси и сожжён монах и философ Джордано Бруно. Так попала на костёр ставшая помехой королю Карлу VII Орлеанская дева, Жанна д’Арк. И это лишь два имени из огромного списка.

Неугодный Фидель

Именно потому, что католические иерархи были менее разборчивы в использовании анафемы, некоторые отлучения носят оттенок курьезности. Так, в XVII веке был предан анафеме меч с волнистой формой клинка, именовавшийся «фламберг». Его лезвие легче прорубало доспехи и наносило ужасные незаживающие раны. Пятью столетиями раньше папа Иннокентий II заклеймил как оружие дьявола и предал анафеме арбалет. К сожалению, подобные анафемы не имели отношения к гуманизму и налагались большей частью в интересах дворян. Для того ли благородный сэр с детских лет учился военному делу и покупал дорогие доспехи, чтоб умереть от арбалетного болта, пущенного вшивым подмастерьем какого-нибудь сапожника? Проще было объявить опасное для аристократии оружие дьявольским и отлучить его от церкви. Впрочем, действенность отлучений оставляла желать лучшего. И арбалет, и фламберг были слишком эффективны, чтобы отказаться от них из-за церковных запретов.
Ровно то же самое можно сказать и про анафемы папы Пия IX, наложенные на пантеизм, натурализм, рационализм, социализм, коммунизм, библейские общества и даже на принципы свободы совести. Собор Русской православной церкви за границей в 1970-х годах отлучил от церкви Ленина и Сталина, а папа Иоанн XXIII анафематствовал Фиделя Кастро.
Сегодня «великое отлучение» стало анахронизмом. Анафема играет какую-то роль лишь для людей глубоко верующих, для всех остальных она совершенно утратила всякий смысл, как увольнение с работы, на которую вы никогда и не устраивались. Источник: «Загадки истории» №45, 2019 г.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector