- В чем заключается суть Даосизма: как достигнуть счастья
- Что такое даосизм: кратко об основных идеях и философии
- История
- Философия даосизма
- Образ жизни даосиста
- Видео по теме
- Основные идеи даосизма (кратко)
- Что такое Дао?
- Формы проявления даосизма
- Кратко об основных идеях даосизма
- Мужское и женское начало в даосизме
- Обряды в даосизме
- Даосизм и его основные принципы и идеи
- Легенда
- Что это такое?
- Основные идеи Дао
- Формы проявления
- Притча
- Как обрести просветление?
- Завершение
- Китайская головоломка — даосизм
- Назад в будущее
- Сливаться с потоком
- Искать гармонию
- Жить в простоте
- Быть ближе к земле
- Дао природы
- Добиваться цельности
- Жить ради себя
- Проявлять спонтанность
- Желать в пределах разумного
- Внутренняя улыбка
- Даосизм — философское и религиозное учение Китая
- Суть даосизма
- Путь достижения счастья
- Инь и ян
В чем заключается суть Даосизма: как достигнуть счастья
Что такое даосизм: кратко об основных идеях и философии
Даосизм — китайское религиозно-философское учение, история которого насчитывает 25 веков. Согласно даосизму, постижение и подчинение законам этого учения приносит человеку наивысшее счастье, позволяет обрести бессмертие души. Путь постижения Дао тернист и нелегок, требует соблюдения правил питания телесной и духовной пищей, а также соблюдения концепции недеяния.
История
Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов.
Предполагаемый «отец» религии — древнекитайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым дал подробное описание ее философии и ритуалов, фактически облек ее в форму цельного учения. В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является выдуманной фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ реально существовал.
Предания гласят, что Лао-цзы (в переводе — «старый ребенок») вынашивался в утробе своей матери 81 год и появился на свет сразу с седыми волосами. Даосизм зародился в 5-3 веках до н. э. и оформился во 2 веке до н. э. Его прообразами были шаманизм области Чу, магия области Ци и философия северного Китая.
Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу.
Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении распрей. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всем землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того, как численность даосистов росла, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей.
Одновременно они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах.
Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:
- мистическая — была распространена у простого народа. Ее функцией было воспитание человека, развитие нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для нее характерны упрощенные представления о Дао в сочетании с суеверностью. За решением духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;
- научная — исповедовалась монахами, многие из которых были и учеными. Научными изысканиями даосских монахов двигало стремление получить эликсир бессмертия, при этом в процессе поиска они сделали много важнейших изобретений, таких например, как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории возникновения мира и человека, учение фэн шуй, у-шу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательная гимнастика);
- этическо-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, фокусировалась на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также на сфере чувств.
Философия даосизма
Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.
Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.
Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.
Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.
Путь Дао соткан из нескольких составляющих:
- особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
- физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
- недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.
Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.
Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:
В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.
За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.
В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.
Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.
Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.
Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.
Образ жизни даосиста
В питании даосы не допускают излишеств, аскетичны, соблюдают диету (отказ от мяса) и иногда постятся. По даосизму, идеальное питание — это роса трав и собственная слюна. Во время соблюдения постов и строгих диет даосисты как бы «забывают» о питании, перенося свое внимание на другие вещи.
Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют акупунктуру и особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования. Приветствуются сексуальные отношения с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство для укрепления отношений.
Видео по теме
Кратко о сути даосизма в видеоролике:
Даосизм вобрал в себя черты как философии (познание законов бытия и Вселенной, поиск смысла жизни и предназначения человека), так и религии (вера в Абсолют, приверженность догмам, религиозные практики). Соединение этих элементов дало учение, не похожее ни на какое другое.
Основные идеи даосизма (кратко)
Даосизм – одна из самых древних религий на Земле. Его истоки уходят корнями в архаичные шаманские практики. По легенде, основы даосизма заложил Желтый император – Хуан Ши.
Китайский ученый Лао-Цзы сумел систематизировать и описать догмы и ритуалы этого учения в своей книге «Трактат о пути и его проявлениях во Вселенной».
Анализируя научное наследие Конфуция, можно заметить, связь жизненного пути философа и его идей. Но провести аналогичные параллели между творчеством и жизнью Лао–цзы невозможно, потому что его биография абсолютно неизвестна историкам. Древняя легенда гласит, что он родился от солнечного и лунного лучей, которые коснулись его матери. При этом родился он уже пожилым человеком, поскольку мать носила его в своем чреве несколько десятилетий. Поэтому его имя переводят как «Старый ребенок». По преданию, едва родившись, философ стал проповедовать учение Дао.
Что такое Дао?
Дао – это вечный путь, нескончаемая дорога без конца и края, которая проходит везде и нигде, неизвестно куда она ведет и где кончается. Дао – это вечный Абсолют, все подчинено только ему, даже Небо действует по законам Дао. Вечный путь – это также и вечное движение, поскольку в природе ничто не бывает в состоянии покоя, все постоянно течёт и изменяет. По этим же законам живёт человек.
Величайшее счастье, по мнению Лао-Цзы и его последователей, заключается в познании Дао и вечном слиянии с ним. Человек, постигший Дао и подчиняющийся его законам, обретает бессмертие. Для того чтобы понять Дао, нужно соблюдать ряд правил, касающихся питания тела и питания духа, а также соблюдать концепцию недеяния.
Человек – это собрание божественных духов и демонов, которые постоянно борются за обладание его душой. Если он кормит духов своими добрыми поступками, происходит усиление души и приближение к Абсолюту, а если человек увеличивает число демонов злыми деяниями, душа слабеет и удаляется от Дао.
Питание тела – это соблюдение особой диеты, которая заключается в практически полном отказе от физической пищи. Постоянными физическими тренировками человек должен довести свое тело до полного подчинения разуму и научиться питаться собственной слюной и росой трав и цветов.
Третий постулат Дао – концепция ничегонеделания — заключается в отказе от целенаправленной деятельности, поскольку природа сама все устраивает, так как нужно Небу и Дао, а вмешательство человека только губит всё созданное природой. Основываясь на этой идее, Лао-Цзы выводит следующую формулу, применимую к политической жизни общества: самый лучший правитель тот, кто старается ничего не делать и не менять в государстве, его подданные живут по воле Неба и сами решают собственные проблемы.
Формы проявления даосизма
Даосизм существовал в нескольких формах, каждая из которых удовлетворяла интересы отдельного слоя общества:
Философско-этическая — помогала самовыражаться образованной аристократии, позволяла понять и объяснить чувства и суть мировоззрения, цену человеческого бытия и цели пребывания каждого человека на земле.
Мистическая – воспитывала малообразованные слои населения, которые шли к монахам за советами и помощью в решении каждодневных бытовых проблем. Эта форма прививала нравственные ценности и определённые нормы поведения.
Научная – в поисках мифического эликсира бессмертия даосские монахи изобрели множество полезных предметов и веществ. Порох, фарфор, стекло, компас, стенобитные орудия и многое другое появилось благодаря изысканиям этих удалившихся от мира людей. Также в рамках даосизма появлялись первые теории возникновения земли и неба, людей и всех живых существ.
В наши дни чрезвычайно популярно зародившееся в глубокой древности учение – фэншуй, которое связывает воедино стихии и судьбы людей, а также боевое учение – у-шу и дыхательная гимнастика – цигун. Все эти практики выросли на базе даосизма.
Кратко об основных идеях даосизма
Даосизм зародился намного раньше конфуцианства во времена еще более жестоких междоусобных распрей и борьбы за власть. Главная идея даосизма заключается во всеобщем равенстве людей, равных правах на жизнь и свободу. Эти идеи сразу привлекли к новой религии множество сторонников из низших слоёв населения.
Бедняки, исповедавшие даосизм, надеялись, что скоро возникнет новое общество, основанное на принципах справедливости и гармонии. Под лозунгами даосизма даже проходили крестьянские волнения. Одним из самых известных восстаний в Древнем Китае было, так называемое, «восстание желтых повязок», проходившее под руководством даосского монаха. Целью этого восстания было свержение существующего политического строя и образование нового государства — всеобщего равенства и социальной справедливости.
Главная задача даосизма состоит в том, чтобы открыть людям глаза на цели их появления на свет, научить различать добро и зло, открыть секреты мироздания, научить жить в гармонии с природой и вселенной.
Еще в Средние века в Китае была создана целая сеть даосских монастырей, где проживали люди, полностью отошедшие от мира и посвятившие свою жизнь служению Небу и вечному Дао.
Монахи жили изолированно и не допускали непосвященных к лицезрению своих ритуалов. Их обряды всегда интересовали простых смертных, но монахи свято хранили свои тайны и передавали свои секреты только посвящённым ученикам.
Монастыри состояли из множества изолированных небольших полутемных келий, в которых монахи предавались размышлениям в попытках познать вечное Дао. Они иначе смотрели на социальные преобразования. Поскольку даосизм проповедует принцип неделания, то любые попытки изменить мир рассматривались как посягательство на основы вероучения, а созерцательность и уединение, наоборот, помогают слиться с Абсолютом и прожить тысячу лет в гармонии с Небом.
Поэтому особо рьяные последователи учения уходили в горы и вырубали себе каменные кельи, чтобы в полном уединении добиться бессмертия. Причем даосизм, наверное, единственная религия, которая не использует понятия Рая и Ада. Рай – это и есть бессмертная жизнь, дарованная великим Абсолютом, проведенная в размышлениях и созерцании чудес мироздания.
Мужское и женское начало в даосизме
В наши дни практически всем известно о женском и мужском начале в китайской философии – Инь и Ян. Еще в четвертом веке до нашей эры даосские монахи сумели изобразить круг, состоящих из двух начал: темного — женского и светлого — мужского.
Монахи считали, что эти два понятия нераздельны и не могут существовать друг без друга, так и жизнь каждого человека не может быть ни только светлой, ни только темной. Для женского начала характерно спокойствие и равновесие, а для мужского — активность, мощь и активный образ жизни.
Монахи считали, что эти два начала полностью дополняют друг друга, а если в человеке преобладает какое-либо одно, то жизнь его не может считаться правильной и он не сможет достичь Дао.
Обряды в даосизме
В отличие от всех других религий, даосизм не имел пышных и торжественных ритуалов, даосы проповедовали обращение к живой природе и принцип созерцательности. На обрядах не могли присутствовать непосвящённые. По этой причине и не существует даосских храмов. Единственными религиозными постройками даосов были только монастыри.
В настоящее время в Китае довольно много последователей данного учения, постоянно открываются новые монастыри и порой монахи демонстрируют свои достижения в овладении боевыми искусствами перед зрителями.
Даосизм и его основные принципы и идеи
Здравствуйте, уважаемые читатели! Сегодня мы рассмотрим основные идеи даосизма, учения, которое и в наше время не утратило своей актуальности, особенно в Китае, на Тайване и в Сянгане.
Тысячи верующих посещают даосские храмы и монастыри, в которых нередко монахи демонстрируют свои навыки овладения боевыми искусствами.
Легенда
Существует интересная легенда о Лао-Цзы, китайском учёном, который написал трактат «Дао дзе дзин» и является основоположником этой религии.
Она гласит, что он появился на свет благодаря солнечным и лунным лучам, что одновременно коснулись его матери. Которая вынашивала его 8 десятилетий, отчего Лао-Цзы родился старым, но мудрым, седым и с большими ушами. Его имя поэтому и переводится как «Старый ребёнок» или «Вечный учитель».
Работал архивариусом, то есть хранителем книг, от которых набирался ещё большей мудрости.Однажды он сел на красно-чёрного быка и ускакал в поисках места, где нет разочарования, боли и печали.
Только, когда он пытался покинуть Китай, на выезде ему встретился мужчина, который попросил продиктовать основные принципы и постулаты даосизма. Лао-Цзы согласился и надиктовал ему более 5 тысяч слов, из которых и была вскоре создана книга «О дао и дэ».
Что это такое?
Дао – это путь, то, что сложно постичь и что является вечным. Он объединяет воедино женское и мужское начало. Кстати, картинка, на которой изображены Инь и Янь как раз и есть символом этого единения.
Мужское начало указано белым цветом, как символ активности и силы. Женское же тёмным, как проявление спокойствия, баланса. Оба эти начала дополняют друг друга и не могут по отдельности достичь гармонии.
Поэтому человек, стремящийся к познанию Дао, обязан признать, что обе части находятся в нём. И если какая-то из них будет проявляться активнее, ему не удастся достигнуть своей цели.
Лао-Цзы считал, что Дао пусто, но именно это и есть самым ценным. Его невозможно увидеть, услышать, словить, или почувствовать.
В доказательство своей теории, он приводил пример с комнатой, стены которой не являются ключевыми. Человек пользуется и ценит непосредственно пустоту, которую они помогают создать. С сосудом, пространство в котором и позволяет его использовать, например, хранить молоко, воду.
Поэтому самое ценное во Вселенной – это непосредственно пустота, благодаря которой она и существует.
Интересен факт, что понятия и вообще сам даосизм возникли как оппозиция учению Конфуция. С ним Лао-Цзы встречался не раз и после бесед испытывал разочарование. Именно это и вынудило его отправиться в путешествие, в поисках истины.
Основные идеи Дао
- Человек обычно уделяет много внимания размышлениям о себе, придаёт ценность материальным вещам, забывая, что жизнь находится в данном моменте и её следует замечать. Иначе можно и не заметить, как она проходит.
- У него отсутствует единение с окружающим миром. Он с ним борется ради выживания, но не стремится стать единым. Следовательно, находится в иллюзии, что что-то понимает о нём.
- Пока человек не станет обычным наблюдателем, а будет продолжать стремиться действовать, влиять на события и прочее, всё, что его окружает, будет обычной иллюзией. Познать истину возможно только став ею. А для этого необходимо просто быть. Даже правитель не должен что-то делать для своего народа. Его основной задачей является создание всеобщей гармонии. А со своими проблемами люди сами разберутся. Именно таким образом, какой посчитают нужным.
- Дао – это Абсолют. Тот, кто смог его познать, станет бессмертным. Но для этого необходимо соблюдать жесткую диету. Имеется в виду полный отказ от пищи. Питательные вещества организм может получать только от собственной слюны и от эфира, который человек вдыхает от росы по утрам. Также обязан совершать только благие поступки. Именно от их количества зависит срок его дней на земле. Этот подсчёт ведут небесные духи, поэтому никаким образом слукавить и что-то скрыть не выйдет.
- Люди равны друг другу, они свободны и никому ничего не должны.
Формы проявления
- Философская. Аристократы использовали дао как способ самовыражения. Они пытались понять смысл бытия, а также своего существования.
- Мистическая. Необразованный народ стремился попасть к монахам, чтобы те ответили на волнующие их вопросы, помогли советом, дали рецепт для выздоровления и прочее.
- Научная. Монахи исследовали законы природы и стремились использовать их в различных науках. Именно благодаря даосам человечество получило стекло, фарфор, порох и прочее.
Притча
Постараюсь кратко и понятно изложить притчу, которая отражает всю суть и философию этого учения.
Один царь потребовал у своего министра, чтобы тот сделал его счастливым. Если не удастся – пообещал казнить в знак непослушания. Министр, ответив, что для этого ему необходима рубашка человека, который познал счастье, отправился на её поиски.
Но повсюду ему встречались опечаленные или несчастные люди, которые ну никак не могли признать, что на самом деле они счастливчики, поцелованные судьбой. Каждому чего-то не хватало для ощущения полноты жизни, кому здоровья, кому денег или еды.
Уже почти смирившись с мыслью, что придётся лишиться головы, министр узнал от добрых людей, что на берегу реки каждый вечер играет на флейте какой-то мужчина. Музыка его бодрая и весёлая, поэтому у служащего появилась надежда на спасение.
Тут же он отправился к реке и действительно встретил мужчину с флейтой. Радости не было предела, когда, задав вопрос: «Счастлив ли ты?» министр получил утвердительный ответ. Но вот просьбу отдать рубашку счастливец не смог выполнить. Потому что был полностью голым и лишённым каких-либо личных вещей. Флейта была его единственным имуществом.
Министр был обескуражен, он никак не мог понять, почему мужчина считает себя счастливым, являясь по факту нищим. Музыкант объяснил это так: «Однажды я потерял абсолютно все, не только рубашку, но и понимание того, кто я и что собой представляю. Именно благодаря этому я и постиг счастье. Я играю на флейте и представляю собой одно целое с музыкой и миром».
Как обрести просветление?
Даосы утверждали, что для обретения просветления необходимо вести аскетический образ жизни. Только так можно со временем стать духом. Для этого последователи этой философии и религии обязаны уйти в горы, отказаться от всех своих близких людей, родственников. Также перестать волноваться и думать об обыденных вещах, обо всём, что раньше представляло ценность и просто созерцать то, что их окружает. Чем то схоже с дауншифтингом.
Ясно, что не каждый современный человек способен на такой поступок. Поэтому существуют небольшие поблажки. Чтобы познать реальность, необходимо раствориться в ней. Например, когда вы убираете свою квартиру, куда-то идёте или даже едите, постарайтесь ни о чём не думать в процессе.
А если мысли и возникают, займите позицию наблюдателя, позволяя всем идеям возникать и исчезать без вашего участия.Только находясь в настоящем, в бездействии, вы сможете почувствовать насыщение от своего бытия.
Завершение
Каким бы сложным к постижению не казался даосизм, его понятия о добре и зле на самом деле схожи со многими другими учениями и религиями.
Он учит отвечать на ненависть добром и совершать как можно больше хороших поступков, если не удаётся бездействовать и предаваться ничегонеделанию для просветления.
Материал подготовила психолог, гештальт-терапевт, Журавина Алина
Китайская головоломка — даосизм
Даосизм. Что вам нужно для счастья? Ответов на этот вопрос может быть много — деньги, здоровье, любовь, дом на берегу моря, новые туфли. Мы все время к чему-то стремимся, рвемся вперед. Но счастливее не становимся! Для этого опять чего-то не хватает. Наверное, поэтому нас так манит мудрость Востока. Видимо, там знают какой-то секрет.
Запад всегда заимствовал у Востока все лучшее: фарфор и бумагу, шелк и чай, порох и мороженое. К началу прошлого века он добрался и до его философии и различных практик, и это неудивительно: кризис западной философии и этики заставил нас повернуться к Востоку в поисках. Может быть, чуда?
«У восточной философии даосизма есть ощутимые преимущества — религиозность, духовность, интуитивизм, обращенность к внутреннему миру человека, единство субъекта и объекта, — рассказывает Сергей БОЛСУН, медицинский психолог, гипнотерапевт. — А также феномен чуда, который утрачивается западной религией. Кроме того, даосы предлагают привлекательные идеи об управлении здоровьем, сексуальной и жизненной энергией». И действительно: на Западе от человека требуется действовать активно, ежедневно брать от жизни все возможное, постоянно делать что-то, чтобы не жалеть потом о несделанном. Что в результате? Мы теряем связь с природой и собственным внутренним миром, непрестанно о чем-то хлопоча и тревожась. Мы устаем, раздражаемся, ищем отдыха в фитнес-клубах, барах и кинотеатрах. Мы контролируем и анализируем все, что вокруг нас происходит. И не даем потоку жизни увлечь нас по-настоящему — вероятно, потому, что боимся в нем утонуть. А вот китайские мудрецы не делают ничего из перечисленного. Вот почему нам так хочется понять, что делает их такими счастливыми и безмятежными.
Назад в будущее
Даосизм сегодня — одна из самых популярных на Западе восточных философских систем. И одна из древнейших: трактат «Дао дэ цзин», приписываемый Лао Цзы, которого считают основателем даосизма, был написан примерно в IV —III вв. До н. Э. Название трактата востоковеды переводят как «Канон Пути и его Благой Силы»: в нем изложены положения, касающиеся общих жизненных принципов для человека, который стремится быть мудрым и совершенным. И, между прочим, этому человеку необязательно быть мужчиной: стремясь к гармонии сил инь и ян — то есть женской и мужской энергии, — даосы придерживаются симпатичной идеи равенства полов.
За несколько тысяч лет существования философии даосизма мудрецы выработали принципы, по которым живет человек, стремящийся достичь гармонии с собой и окружающим миром. Какие-то из них вполне пригодны и для современного человека, живущего в большом душном городе. Может быть, для полного счастья нужно делать именно это?
Сливаться с потоком
Давая потоку жизненной энергии двигаться внутри нашего тела, мы позволяем ей насыщать нас. Однако в обычной жизни мы, кажется, делаем все, чтобы заблокировать это движение: питаемся неправильно, дышим неглубоко, ругаем себя и ссоримся с другими, да вдобавок еще бездумно обращаемся с сексуальной энергией. Выход — различные практики, направленные на освобождение тела от блоков.
Искать гармонию
Гармония для тех, кто придерживается принципов философской системы даосизма, — это баланс мужской, женской и нейтральной энергий. Такого рода энергиями обладают не только все создания природы, включая растения и камни, но и продукты, которые мы употребляем в пищу, и даже сезоны: так, зимой вокруг нас — переизбыток холодной энергии инь, а летом везде слишком много ян. Цигун — практика, которая учит управлять энергиями и балансировать их при помощи физических упражнений. А кроме того, на равновесии сил построена традиционная китайская медицина.
Жить в простоте
И это нелегко, потому что жизнь очень сложная штука. Вокруг есть масса вещей, которые нам не нравятся, многое мы хотели бы изменить, но из-за того, что у нас для этого нет сил или возможностей, страшно страдаем. Даосизм предлагает относиться к жизни проще и научиться принимать все таким, какое оно есть, не пытаясь повлиять на то, что изменить невозможно. Для того чтобы обрести желанное душевное равновесие и спокойствие, предлагается прибегать к практике Внутренней Улыбки. В результате простой акт принятия жизненных сложностей поможет избавиться от печали и одиночества.
Быть ближе к земле
Даосизм не разделяет физическое и духовное: как и древние греки, даосы считают, что в здоровом теле — здоровый дух, поэтому для того, чтобы быть мудрым и совершенным, нужно ежедневно посвящать время гимнастике цигун и медитации. Развиваясь в обеих областях, можно добиться не только здоровья и долголетия, но и душевного благополучия, а разве не к этому мы стремимся?
Человек, у которого ничего не болит, в том числе и душа, — уже счастлив.
Дао природы
В западном полушарии даосизм популярен, прежде всего, среди защитников окружающей среды. Дело в том, что последователи этой системы проповедуют принцип максимального единения с природой и минимального вмешательства в ход жизни существ и природных систем. Да и в сегодняшнем Китае, где стремительно развивается промышленность при абсолютно пренебрежительном отношении к экологии, именно последователи даосизма активно борются за сохранение окружающей среды. И не только на словах: например, все новые храмы в Китае уже оснащены солнечными батареями.
Добиваться цельности
Если цигун и медитация позволят быть здоровой, то духовный рост подразумевает изучение «Книги перемен», фэн-шуй, китайской астрологии, методов восточной медицины, а также культивацию сексуальной энергии, для которой также есть специальные практики, в том числе и сугубо женские. Таким образом, можно взрастить в себе внутреннее дао, которое является основой всего сущего.
Жить ради себя
Даосы настаивают: общество вторгается в мир человека, навязывая свои ценности. Иногда они совпадают с интересами человека — и тогда это хорошо. Но если общество стремится подавить личность, то ей, личности, такое общество не нужно!
Проявлять спонтанность
Действовать в бездействии — это один из базовых принципов даосизма. Он означает, что принимать решения нужно спонтанно, а для того, чтобы разглядеть что-либо, вовсе не нужно излишне напрягать зрение.
Желать в пределах разумного
Счастлив тот, кто знает пределы своих возможностей и не хочет большего. А ведь часто нами движет именно желание прыгнуть выше головы — и мы тратим все свои силы на достижение невозможного.
Если ценности, в соответствии с которыми живет общество, вам не близки, лучший способ выжить — раствориться в толпе. Даосизм, как философское учение, требует от человека, прежде всего, соблюдения собственных интересов, поэтому последователи этого учения часто кажутся слишком эгоистичными. Ну и что с того? Зато они довольны жизнью!
Внутренняя улыбка
Эта даосская практика просто необходима для того, чтобы научиться относиться к жизни легче и не позволять проблемам и неприятностям разрушить до основания наш внутренний мир. Посвящайте практике от 10 до 30 минут в день — и досадные мелочи не будут портить настроение.
СЯДЬТЕ поудобнее на стул или на пол. Важно, чтобы спина при этом была прямой, а голова и мышцы шеи — расслаблены.
СДЕЛАЙТЕ несколько глубоких вдохов и выдохов, ощущая, как медленно поднимается и опускается живот. Отпустите на волю все мысли о прошлом и будущем.
ЛЕГОНЬКО КОСНИТЕСЬ кончиком языка точки, расположенной на верхнем небе за зубами. Помните, что сохранять на лице легкую улыбку нужно на протяжении всей практики Внутренней Улыбки — для того чтобы наполняться энергией любви.
МЯГКО РАСТЯНИТЕ ГУБЫ в неширокой улыбке — уголки губ должны лишь чуть-чуть приподняться, как у Джоконды.
ПЕРЕВЕДИТЕ ВНИМАНИЕ в область, расположенную между бровями. Постепенно вы почувствуете, как эта точка наполняется живительным теплом и энергией. Мысленно погружайтесь вглубь этой точки. КОГДА ПОЧУВСТВУЕТЕ, что глубоко погрузились, зафиксируйте внимание на точке в центре мозга —она расположена примерно между ушами. Почувствуйте, как в этом месте концентрируется энергия.
НАПРАВЬТЕ этот поток энергии к глазам. Почувствуйте, как они «улыбаются». Чтобы усилить это ощущение, представьте себе, будто вы смотрите в глаза любимого человека и он с нежностью смотрит вам в ответ.
Если почувствуете, что внутри зарождаются раздражение или страх, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и вернитесь к ощущению потока энергии любви внутри.
ПЕРЕВЕДИТЕ поток энергии назад и вниз — к месту в теле, которое нуждается в целительной силе. «Улыбнитесь» этому месту и почувствуйте, как оно открывается к вашей улыбке.
ПРОДОЛЖАЙТЕ улыбаться органу, нуждающемуся в вашей поддержке, — столько, сколько захотите. КОГДА СОЧТЕТЕ НУЖНЫМ, перенаправьте поток энергии улыбки к пупку, ощутите прилив тепла и света в нижней части живота.
Даосизм — философское и религиозное учение Китая
Дао — это путь познания вещей. Даосизм является традиционным китайским учением с примесью философии и религиозных воззрений, наряду с Конфуцианством, дзен и буддизмом. В понятие даосизма включены шаманские и магические практики, учение о бессмертии и изгнании злых духов, ритуалы предсказаний и целительные методики цигун.
Суть даосизма
Восточный мистицизм оказал большое влияние на весь мир. Корни даосизма уходят в глубь веков, первые письменные артефакты датируются вторым веком до нашей эры. Так говорит о даосизме википедия. Как переводится слово «дао»? Это некая безликая сила, управляющая миром. Она находится везде и нигде. Также «дао» переводится как «путь», который определяет направление жизни человека. Таким образом, кратко суть даосизма можно охарактеризовать как веру в управление безликой силой, сотворившей мир и поддерживающей всё сущее и веру в бесконечное блаженство в состоянии покоя и бездействия.
Основоположник даосизма — Лао Цзы. Основные идеи учения — обретение внутренней гармонии и покоя через следование по священному пути дао. Даосизм — это не религия в чистом виде, а набор духовных практик. Несмотря на отсутствие догматов религиозного поклонения, существует множество монастырей, в которых даосы уединились от суеты мирской жизни. Это становится понятным, если учесть основополагающую идею даосизма о состоянии внутреннего покоя как достижения духовного совершенства. В суете будней покоя достичь невозможно, а по поверьям даосов внутренний покой может даровать долгую жизнь.
На заре становления даосизма отсутствовали какие-либо ритуальные и обрядовые церемонии. Последователи Лао Цзы искали правильный путь и смысл своего существования. С течением времени даосизм претерпел изменения, но основная идея сохранилась. Это учение временами испытывало гонения официальных властей, что побуждало даосов скрываться и образовывать тайные братства. Дао проповедует подавление страстей и желаний, что не всегда находило отклик в сердцах людей.
Есть ли у даосов своя священная книга? Да, она называется «Дао дэ цзин», что обозначает «Книга пути и достоинства». В этом трактате красной нитью проходит мысль о невмешательстве человека в действие высшей силы, ибо воля небес превыше всего.
Путь достижения счастья
Философия даосизма дает некий рецепт достижения блаженства и счастья в этом земном воплощении. Для этого следует встать на путь Дао, обрести силу Дэ и пребывать в полном бездействии У-вей. Что такое полное бездействие? Это состояние созерцательности, наблюдения за происходящим без какого-либо вмешательства. Это созерцательное отношение ко всему, что происходит в жизни.
Даосы считают, что ни один добрый поступок не способен сделать человека счастливым. Он может обрести счастье только через внутренний покой и медитативное состояние. Именно в медитациях можно постичь смысл мироздания и обрести блаженство. По мнению основателя учения человек должен культивировать в себе три основных качества:
По мнению даосов сострадание (любовь) заставляет сердце активно работать, то есть, разгонять кровь. Это оздоравливает организм. Умеренность во всем тоже способствует здоровью, а также позволяет разумного расходовать жизненную энергию. Развитие души — это путь самосовершенствования, без которого невозможно достичь блаженства.
Основные идеи даосизма:
- принцип невмешательства;
- неделание;
- спонтанность;
- превращение вещей.
Даосы утверждают, что постоянным принципом мироздания является перемена, все остальное — преходящее. Переменой управляет закон Дао. Нельзя сопротивляться переменам, нужно позволить им случаться в жизни. Если человек осуществляет какие-либо действия или желает чего-то, он нарушает естественный ход событий и препятствует переменам осуществиться.
Обратите внимание! Даосизм учит не вмешиваться в естественный ход вещей и не предпринимать попытки исправить совершенный мир.
Попытки что-либо изменить в своей жизни рассматриваются даосами как покушение на совершенство мира, ведь совершенство можно постичь лишь в состоянии созерцания. Желания, по мнению дао, — путь к беспокойству и несчастьям. Человек не должен стремиться к чему-либо, но не должен и препятствовать этому случиться. Например, даос не стремится к богатству, но не препятствует ему прийти в жизнь.
Инь и ян
Что символизирует знак инь и ян? Некоторые считают его символом дня и ночи или добра и зла. На самом деле это основополагающий символ дао, в котором заключено единство противоположностей — темного и светлого начала. Темное принадлежит женской душе, светлое — мужской. Женская суть выражается в пассивности, мужская — в активности. Только единство двух начал может сформировать гармонию и блаженство, только в единстве противоположностей заключена мощь энергии ци.
По мнению даосов переизбыток одного из качеств приводит к неразумному течению жизни. Оба принципа должны находиться в гармонии и равновесии, только в этом случае жизнь будет плодотворной и эффективной. Однако в данном символе заключена идея космических принципов движения, которые осуществляют перемены в физическом мире.
Постоянство перемен символизирует замкнутый круг. Точки внутри каждой половинки знака символизируют взаимопроникновение, волнистая разделяющая линия обозначает отсутствие четких границ между принципами.
Принцип инь и ян можно встретить в китайском искусстве, национальной медицине и даже науке. Это основополагающий принцип дао, который утверждает, что:
- противоположности притягиваются и дополняют друг друга;
- все находится в процессе постоянных перемен.
Человек, следуя по пути Дао, должен постоянно находить баланс между инь и ян. Это равновесие энергий, которое приводит к балансу и гармонии. Только баланс и равновесие энергий могут даровать человеку внутреннюю гармонию и абсолютное здоровье.