Особенности таинства православной церкви: обзор и смысл

Таинства Церкви

Люди, посещающие храм регулярно, знают, что в церкви установлены Таинства. Для чего они нужны, и кому можно участвовать в них?

Семь Таинств Православной Церкви

В Православной Церкви установлены семь Таинств:

Таинства покаяния (исповедь), крещения и евхаристия установлены Самим Господом Иисусом, о чем говорится в Евангелии.

Само слово «таинство» означает что- то сокровенное, таинственное. В данном случае оно означает таинственное действие Божьей Благодати, сокровенное не только от людей, но и для ангелов. Господь таинственным образом посылает человеку, принимающему участие в Таинстве, Божественную силу Благодати.

Господь хочет нашего спасения и для этой цели Он ввел церковные Таинства, чтобы люди смогли приобщиться через них Благодати, которая действует таинственным образом.

В некоторых Таинствах человек может принимать участие несколько раз в жизни, например, Таинство причастия, исповеди, соборование. А в некоторых участвует только раз в жизни (крещение, миропомазание). В некоторых Таинствах он вообще не имеет возможности участвовать (священническая хиротония).

Без Таинств хождение в церковь было бы бессмысленным. Участие в Таинствах и получение через них Благодати – главная цель посещения храма.

Стоит добавить, что все Таинства требуют особой подготовки от человека, душевной и телесной. Нельзя принимать участие в Таинствах в состоянии плотской нечистоты.

Стоит рассмотреть каждое Таинство отдельно.

Крещение

Крещение – самое первое Таинство, с которым человек встречается, принимая православную веру. Оно служит первоначальной ступенью вхождения в церковь. Так принято в нашей стране, что крещение проходят люди совсем еще в раннем возрасте. Крестят обычно младенцев, недавно появившихся на свет. Такой обычай произошел из-за распространенной детской смертности на древней Руси. Родители, боясь, что ребенок перейдет в иной мир некрещеным в православную веру (а значит – лишенным Благодати и возможности попасть в Царство Небесное), крестили его как можно раньше. Если ребенок рождался больной, то крестили сами родители сразу после его рождения.

Но чин Таинства рассчитан на взрослого человека. В него входят осознанное отречение оглашенного (человека, намеревающегося принять православную веру) от сатаны и готовность соединиться со Христом душой и духом.

Поскольку, этот момент нельзя опустить, пришлось ввести в чин нового человека, который смог бы произнести за неумеющего говорить младенца некоторые слова, положенные по чину. Эти люди стали называться крестными родителями, или просто – крестными.

Задача крестных родителей в ходе Таинства:

  • принять ребенка из купели;
  • произнести слова отречения и соединения со Христом;
  • прочесть символ веры;
  • надеть крест и крещальную рубаху на младенца.

Далее они по мере возможности должны молиться за крестника, наставлять его на путь веры.

Если крестится взрослый человек, он сам произносит все слова. Крестные ему не нужны.

В этом Таинстве человек получает Благодать, отвращающую его от прежней греховной жизни.

Миропомазание

Таинство крещения неразрывно связано с Миропомазанием. Они составляют как бы один чин. После того, как человек вышел из купели, священник помазует его освященным миром.

Миро – это благоуханное масло, очень дорогостоящее, которое варится по специальному рецепту раз в год специально поставленным людьми. Затем его освящает Патриарх всея Руси раз в год в определенный день по установленному чину. Варят его в больших количествах, чтобы можно было раздать всем приходам.

Миро является символом Благодати, поэтому оно имеет тонкий, приятный аромат. Священник имеет право помазать им человека всего раз в его жизни – на Таинстве Крещения. В этом момент он произносит слова: «Печать Дара Духа Святого».

Помазуются обычно определенные части тела. В этот день человек уже не должен купаться, принимать ванну, душ и другие водные процедуры.

В этом Таинстве дается Благодать, наставляющая человека на истинный путь.

Исповедь

После прохождения Таинства Крещения и Миропомазания человек, если это взрослый, чувствует себя особенно. Это непередаваемое состояние обновления. Но так устроена падшая человеческая природа, что рано или поздно человек впадает в грехи и прегрешения. Возвышенное состояние проходит и на смену ему приходит тяжесть и горечь от содеянного.

Понятно, что это – следствие грехопадения и прямая дорога в ад. Но Милостивый Господь не хочет смерти грешника, поэтому Он и пришел на землю, принял страшную крестную смерть, чтобы мы имели возможность покаяться после греха и исправить свою жизнь, а через это спастись. Покаяние не зря называют «вторым крещением», потому что на этом Таинстве прощаются все названные грехи человеку, и его душа в результате очищается и обновляется.

На Таинстве исповеди должны присутствовать всего двое – кающийся человек и священник, который играет роль свидетеля и нотариуса одновременно. Человек называет вслух свои грехи, искренне раскаиваясь в них, а священник силой, данной ему Богом, прощает грехи человеку и как бы ставит печать «прощено». Как сказал в Евангелии Сам Господь Иисус Христос: «кому простите грехи, тому простятся». Такой властью прощать грехи обладают только священники.

После покаяния человек уже не должен повторять названные грехи, ибо цель покаяния – исправление. Через это Таинство человек получает Благодать, оставляющую грехи.

Евхаристия

Таинства исповеди и причастия обычно связаны. После исповеди человек может принять Святые Дары, т.е. причаститься. Для этого нужна специальная подготовка – она называется «постом». Это – воздержание от скоромной пищи, супружеских отношений, злых дел, слов и мыслей.

Это Таинство – самое главное. Во время него в душу человека входит Сам Христос. На Евхаристии хлеб и вино превращаются в Тело и Кровь Христа. Это – великое Таинство, перед которым благоговеют даже ангелы.

Обычно Евхаристия совершается на Божественной литургии в храме. Но иногда по человеческой немощи (например, болезни) человека можно причащать на дому. Но всё-таки посещение храма очень важно.

В этом Таинстве человеку дается Благодать соединения со Христом.

Хиротония

Совершать Евхаристию, равно как и другие Таинства, имеют право только священнослужители. Посвящение простого мирянина в священнослужителя называется «хиротонией».

Первообразом священнослужителей были апостолы. В Евангелии сказано, как произошло чудесное насыщение нескольких тысяч людей малым количеством хлебов и рыбы. Это и есть – прообраз Евхаристии, а апостолы здесь играют роль священников.

Хиротония (рукоположение) бывает:

Хиротония совершается выше поставленным церковным лицом, обычно архиереем. Во архиереи рукополагает сам патриарх.

В этом Таинстве дается Благодать священнослужителям пасти стадо Христово.

Венчание

Низшим церковным чинам (чтецам и иподиаконам) можно вступать в брак, а диаконам, иереям и архиереям нельзя (последние принимают монашество). Человек, принимающий чин диакона или иерея, должен уже состоять в браке или уже никогда не вступать в брак.

Брак в церкви – соединение двух людей противоположного пола по собственному желанию и любви. Таинство называется «венчанием», потому что во время него на головы пары возлагаются венцы, похожие на царские. Это – как бы награда за целомудрие до брака.

После совершения Таинства венчания двое уже считаются мужем и женой. Развод церковью запрещен, поэтому подходить к этому надо со всей серьезностью, выбирая спутника на всю жизнь.

На венчании читаются молитвы о благословении супружеской жизни, успешном чадородии, здравии членов новой семьи, семейном мире и взаимопонимании.

В этом Таинстве людям дается Благодать сохранения семейного мира, рождения и воспитания детей. Брак имеет прообразом союз Христа с Церковью.

Елеосвящение

Таинство Елеосвящения совершается над болящим человеком на дому, но иногда и в храме. Его цель – молитва об исцелении болящего. Во время него освящается масло, и им же помазываются участки тела больного.

При этом читаются:

Все это повторяется семь раз. Первоначально было принято, что больного помазали семеро священников, поэтому и Таинство называется «соборованием», т.е. совместной молитвой, соборным действием. В этом Таинстве человеку дается Благодать на выздоровление.

Более подробно о каждом из Таинств можно прочитать в разделе “Таинства Церкви” .

О семи Таинствах Церкви

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Введение в Литургическое Предание: Таинства Православной Церкви: Таинство Священства. Духовный смысл и история Таинства Священства

Многое из того, о чем следовало бы здесь сказать уже рассматривалось в разделе, посвященном священнослужителям, как совершителям Таинств, а также при истолковании духовного смысла Таинства Покаяния. Теперь следует дополнить сказанное.

Чинопоследование Таинства Священства содержится в книге «Архиерейский чиновник»: ведь рукополагать человека в священный сан может лишь архиерей.

Священнослужители (христиане, над которыми совершилось Таинство Священства — епископы, пресвитеры и диаконы) и церковнослужители (например, чтецы, певцы, иподиаконы — те, над кем не совершалось церковное Таинство, а лишь была прочитана специальная архиерейская молитва) вместе составляют церковный клир. Они наделены разными иерархическими полномочиями и занимают в Церкви различные должности, исполняют особые служения.

Итак, возведение в ту или иную степень духовного служения совершается в Церкви через литургическое посвящение, которое осуществляется в Церкви двумя способами: либо посредством Таинства Священства, рукоположения (хиротонии), либо посредством иного церковного священнодействия (хиротесии), руковозложения. Понятия «хиротония» и «хиротесия» греческие. Слово «хиротония» изначально означало подачу в народном собрании голосов посредством поднятия руки. Понятие «хиротесия» происходит от греческих слов «хеир» (рука) и «титеми» (класть); его смысл — назначать, возлагая руку.

Церковнослужители, в отличие от священнослужителей, как вы уже поняли, не обладают благодатью священства; они принадлежат к низшим степеням клира, во всех своих действиях в Церкви подчиняясь священнослужителям. Итак, хиротесия, в отличие от хиротонии, не является Таинством. Поставление в чтеца, певца, иподиакона совершается через архиерейское благословение и руковозложение. Оно сопровождается облачением в соответствующие священные одежды.

Прообразом новозаветного священства являются ветхозаветные левиты, священники и первосвященники. Левиты предваряли собой новозаветных дьяконов, священники — наших христианских священников, а первосвященники были прообразом епископов. В Ветхозаветной Церкви все они оказались специально отделены Богом, «чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его» (Втор. 10, 8). Ветхозаветное богослужение, с его многочисленными священнодействиями и жертвами, предуказывало на будущее искупительное служение Господа Иисуса Христа, Который «принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» (Евр. 10, 12).

Ветхозаветные священники, в сравнении с жрецами древних языческих культов, в нравственном плане отличались от них самым заметным образом. Уже тогда, в ветхозаветной среде, родилось понимание необходимости святости, духовной чистоты для всякого Божьего служителя. Ветхозаветный священник должен был обладать исключительной праведностью и верностью уставам своей Церкви, неукоснительно исполнять Закон. Вместе с тем ветхозаветная Церковь, существовавшая в мире еще до спасительного Воплощения Сына Божия, была лишена присутствия полноты той благодати, что явлена нам сегодня — в Церкви Христианской. Эта немощь Закона, его несовершенство могли быть преодолены лишь одним Христом — в Завете Новом. О победе над этой немощью ветхозаветного Закона и о торжестве подлинного духа христианской свободы в Завете Новом неоднократно свидетельствует апостол Павел: «но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве» (Рим. 7, 6).

Кроме того, следует обратить внимание на то, что ветхозаветное священство не знает снисхождения к грешнику, научая ненавидеть одновременно и грех, и его совершителя. И это отношение к грешнику как к навеки проклятому, не подлежащему исправлению богоотступнику, также оказалось преодолено лишь в новозаветную эпоху, научающую нас возненавидеть грех, но возлюбить грешника — как драгоценное для Бога Его создание.

Именно в Новом Завете мы находим подлинное откровение о смысле священства и пастырского служения. Только здесь для каждого христианина открываются пути достижения богоусыновления, обожения — именно через посредство активных созидателей этого Нового Царства Христова — православных священнослужителей.

Появляются теперь — и возможность для священника совершать соединяющие нас со Христом и друг с другом Церковные Таинства, и дар осуществлять истинное пастырское душепопечение, и необходимость проповеди о явленной в мире благой вести: радостного известия о Воплощении Спасителя человеческого рода Господа Иисуса Христа.

Сам Дух Святой, Сам Бог поставляет людей в Таинстве Священства в новое преображенное достоинство, даруя им власть действовать в Церкви Христовой в согласии со степенью поданной Богом благодати. Епископ возлагает на них руку, содействуя, сослужа Богу, но невидимо главы рукополагаемого касается десница Самого Бога.

И теперь, обретшие, благодаря рукоположению, особые благодатные дары, получившие священный сан, христиане оказываются способны реализовать эту данную им в Таинстве силу благодати. Отныне они смогут совершать православное богослужение, в том числе и Церковные Таинства. Они будут приносить себя самих, свою жизнь в жертву Христу, целиком посвящая себя священническому служению. Они станут созидать собственную благочестивую жизнь — как пример для подражания пастве. Они будут проповедовать истину Евангелия. Им предстоит быть духовными отцами и пастырями для своих прихожан, являя им своим служением как бы «икону» Божественного Отцовства, «икону» Творца, усыновляющего — по дару благодати — стремящихся к обожению христиан.

Церковная традиция, святоотеческое Предание мыслит священническое служение как высочайшее из всех доступных для христианина. Святитель Иоанн Златоуст свидетельствует об этом так: священнослужители, «люди, живущие на земле и еще обращающиеся на ней, поставлены распоряжаться небесным, и получили власть, которой не дал Бог ни ангелам, ни архангелам»…

Историю появления Таинства Священства в Церкви Христовой мы можем проследить по Евангельскому Откровению. Читая новозаветные повествования об избрании Господом 12 апостолов, о первом даровании апостолам Святого Духа (Ин. 20, 22-23), об особом благословении Господом учеников — с поднятием Им в благословляющем жесте рук — при Вознесении (Лк. 24, 50), наконец, о таинственном событии Пятидесятницы, именуемой «днем рождения Церкви», мы узнаем, как рождалось новозаветное установление Священства.

С тех пор преемство благодати священнического служения передается в Церкви от апостолов и до наших дней через хиротонию. Апостолы же получили эту благодать от Самого Господа Иисуса Христа, Который является истинным Главой церковной Иерархии, Небесным Архиереем и Возглавителем всей Полноты Православной Церкви.

По свидетельству книги Деяний, Таинство Хиротонии совершалось в Церкви с самых начальных лет ее существования. Вот некоторые из содержащихся в новозаветной Священной истории свидетельств о первых рукоположениях. «В Антиохии, в тамошней церкви были некоторые пророки и учители: Варнава, и Симеон, называемый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертовластника, и Савл. Когда они служили Господу и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совершив пост и молитву и возложив на них руки, отпустили их» (Деян. 13, 1-3). Апостолы Павел и Варнава «проповедав Евангелие сему городу и приобретя довольно учеников,… обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещевая пребывать в вере и [поучая], что многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» (Деян. 14, 21-23).

Апостол Павел в своих посланиях призывает священнослужителей с особым благоговением относиться к полученным ими через рукоположение благодатным дарам и трепетно их хранить. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1 Тим. 4, 14); «напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» (2 Тим. 1, 6). По словам Апостола, рукополагаемые должны быть обучены основам веры и духовно испытаны: «рук ни на кого не возлагай поспешно» (1 Тим. 5, 22). По учению апостола Павла, священнослужители должны отвечать самым высоким моральным требованиям: «епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан, держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать» (Тит. 1, 7-9).

Читать еще:  Молитва Задержания от всякого зла — зачем нужна, кому и чем поможет, текст, откуда она взялась

В соответствии с канонами Православной Церкви, существует целый ряд препятствий, ограничивающих возможность рукоположения в степени священства. Рукополагаемый человек должен быть духовно опытен (достичь определенного возраста и быть научен основам православного вероучения); соблюсти чистоту христианского исповедания (например, в прошлом не отступать от Православия); морально незапятнан (не совершать прежде тяжких грехов вроде убийства или блуда); у него не должно быть никаких физических недугов, затрудняющих священнослужение (например, слепоты). Также кандидат в священники не может быть второбрачным или оказаться женатым на разведенной женщине. Впрочем, по воле правящего архиерея действие этих канонов может быть в той или иной мере смягчено.

Издревле люди для рукоположения избирались самими апостолами или их учениками. Позднее кандидаты на рукоположение начали предлагаться народом или клиром местных церквей. Община имела право сама избрать себе епископа, а присутствовавшие епископы подтверждали законность этого избрания. Затем предложенный кандидат получал утверждение главы поместной Церкви и рукополагался теми самыми епископами, которые подтвердили законность выборов.

С V века начинают появляться особые училища для готовившихся к рукоположению христиан; многие из этих училищ в дальнейшем располагались при монастырях.

Готовящихся к поставлению в степени священства православных христиан подвергали испытанию: изучали их прошлую и настоящую жизнь, характер, нравственные качества; всем этим занимались специально назначенные пресвитеры и диаконы. Чтобы принять священный сан, кандидат на рукоположение чаще всего мог проходить длительное послушание в качестве церковнослужителя — певца, чтеца, иподиакона…

Благодать священства даруется человеку по силе соборной молитвы Церкви (точно так же как это происходит и в любом другом Православном Таинстве, церковном священнодействии). Именно поэтому Хиротония совершается именно в присутствии, в сослужении и по согласию всей Церкви, всего православного народа — в алтаре во время Божественной Литургии.

Епископская Хиротония совершается после «Трисвятой песни», перед чтением Апостола, священническая — после «Херувимской», а диаконская — после «Отче наш». Епископские, священнические и диаконские рукоположения происходят именно в данный конкретный момент Таинства Евхаристии ради того, чтобы у новорукоположенных священнослужителей оказалась возможность уже именно за этой, сегодняшней Литургией реализовать полноту своего благодатного дара. Новорукоположенный епископ будет «мирствовать» (преподавать всем «мир») перед чтением Апостола и слушать его — по дару данной ему в рукоположении архиерейской благодати — уже как бы являя собой «икону» апостольского служения. Кроме того, он успеет реализовать и еще одну сторону своего особого священного дара, рукоположив за этой же Литургией — если в тот день выдастся такой случай — священника или диакона. Священник рукополагается прежде Евхаристического канона, в совершении которого он уже сможет участвовать именно сегодня, сейчас — в новом пресвитерском достоинстве. А диакон рукополагается после «Отче наш» для того, чтобы иметь возможность помогать священнику — в своем новом достоинстве, — причащать Святыми Дарами мирян: еще в древности это была одна из важнейших сторон диаконского служения — таковой она остается и до сих пор.

7 таинств. Основания в Библии

Общие сведения о сути и истории возникновения таинств

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector