Житие святого Андрея Критского: какие посвящены молитвы

Житие преподобного Андрея Критского

С островом Крит связаны имена двух великих святых Церкви: преподобномученика Андрея и святителя Андрея. Они не были современниками, но жили в пределах одного столетия. Первый пострадал, защищая иконы, а второй стал замечательным гимнографом, поэтом составителем покаянного канона Андрея Критского.

Биография святителя Андрея Критского

Родиной святого Андрея Критского был город Дамаск. Здесь он родился в 660 году от благочестивых родителей, отца звали Георгий, а мать Григория. Андрей был воспитан в православии, а жизнь его складывалась следующим образом:

  • святой Андрей не произнес ни одного слова до семи лет, но после причащения он начал говорить и впоследствии стал одним из самых прославленных песнописцев;
  • когда Андрею исполнилось 14 лет, родители отправили его в Иерусалим и там по достижении соответствующего возраста он принял монашество;

На Критской кафедре святитель прославился как чуткий и заботливый пастырь. Строил дома для сирот и престарелых. Также построил храм Влахернской Божией Матери. Много проповедовал, а по его молитвам Бог берег остров от набегов арабов и засухи, регулярно посылая обильные дожди.

Это не часто встречающееся сочетание хорошего администратора и великого поэта в святителе Андрее в полной мере находили основу, и он стал образцом именно такого идеала. Святитель Андрей Критский стал одним из защитников икон, для этого он приезжал в Константинополь. После этой поездки он тяжело заболел и умер в 740 году.

Труды святителя Андрея Критского

Святитель Андрей самый прославленный христианский песнописец, непревзойденный больше никем. По глубине и прочувственности покаянных мотивов, а также поэтичности самих песен святому нет равных. Он стал основателем особенного жанра в православной гимнографии — канона, т. е. богослужебного порядка в пении стихов на различные случаи и праздники.

Святой Андрей стал автором следующих богослужебных текстов, которые широко применяются в Церкви и сейчас:

  • канон в Вербную Неделю;
  • трипеснцы для всех дней Страстной недели;
  • четверопеснец в Великую Субботу;
  • каноны на все недели после Св. Пасхи до Пятидесятницы;
  • канон на Преполовение Пятидесятницы.

Помимо этого святой Андрей написал каноны многим святым Церкви. Но самое главное его творение — это великий покаянный канон Андрея Критского, который читается в первую неделю Великого Поста. Он состоит из девяти песен, содержащих 250 тропарей. В нем воплощены все основные идеи христианства, и он до сих пор является непревзойденным произведением христианского духа.

У него есть некоторые особенности.

  1. Тропари это припевы к библейским текстам.
  2. Ирмосы, т. е. первые строфы, также содержат библейские тексты.
  3. Это единственный канон, который содержит в своем составе вторую песнь.
  4. В каждой песни канона содержится две части, в первой обращение к собственной душе с призывом покаяться, во второй раскрывается библейский сюжет.

Интересно! Некоторые исследователи считают, что сам канон изначально не был предназначен для общецерковного употребления. Это было личное произведение великого поэта, плачь его души о великих прегрешениях. Но с X века канон стал общеупотребительным и сложилась традиция читать его в первую неделю Великого Поста.

Это один из самых длинных православных канонов. Тропари — это поэтические строфы, в которых заключается суть события или праздника. Так сложилось, что канон поется и читается:

  • на повечерии Первой недели Великого Поста, с понедельника по четверг, время, когда верующие специально приходят вечером в храм, чтобы услышать умилительные и пронзительные песни канона, которые не могут оставить равнодушными даже самого черствого человека;
  • и еще раз в течении Четыредесятницы читается канон на пятой седмице на утрени четверга, т. е. это вечер среды;
  • чтение это называется стояние прп. Марии Египетской и предваряется изложением диаконом или причетником жития святой.

Если говорить о внешних проявлениях благочестия, то на каждый тропарь положено совершать земной поклон, но в современной молитвенной практике, на каждую славу или молитвенное воззвание совершают крестное знамение и поясной поклон.

Стояние Марии Египетской, когда читается канон святого Андрея Критского, полностью занимает по времени около пяти часов. У старообрядцев с их протяжным Знаменным распевом на это уходит семь часов. Чтение канона вечером Первой Седмицы занимает не больше часа. Но участие в этой службе, которая проводится в особой великопостной атмосфере, производит на душу очень благотворное влияние.

Кроме того, после окончания чтения канона следуют отпускные вечерние молитвы, заканчивающиеся земными поклонами с чтением молитвы св. Ефрема Сирина «Господи и Владыка живота моего». Все великопостные службы требуют от их участников полной самоотдачи и полного погружения в мир молитвы и покаяния.

Интересный факт! Святой Андрей Критский написал каноны всех двунадесятых праздников Православной Церкви. Но без Введения во храм Пресвятой Богородицы, так как во времена святого Введение не относилось к двунадесятым праздникам.

Жизненный путь преподобномученика Андрея Критского

Об преподобномученике Андрее Критском известно еще меньше чем о святителе:

  • родился он в начале VIII века на острове Крит, неизвестно кто были его родители, какое он получил воспитание и образование;
  • но остается факт, который состоит в том, что святой был монахом в местечке Кастрон, и жил спокойной, молитвенной жизнью монаха, созерцая Божественные энергии перед иконами, если бы не начавшееся гонение на иконы;
  • как только он узнал о начавшихся гонениях против тех, кто почитает иконы, тотчас отправился в Константинополь, где открыто, обличил императора Константина V Копронима в том, что он впал в ересь.

Преподобный Андрей Критский по приказу императора был брошен в темницу, при этом он был жестоко избит слугами императора. Страдания святого преподобномученика Андрея Критского продолжились на следующее утро, когда преподобного повели на казнь, снова избив. Но он умер еще до того, как был доставлен к месту казни, от раны на ноге, нанесеной каким-то торговцем-иконоборцем с помощью ножа. Мученическая смерть святого последовала около 767 года.

Почитание и мощи

Святые мощи святителя Андрея Критского первоначально были погребены в церкви св. Анастасии, затем перенесены в Константинополь, здесь они пребывали в монастыре, который был освящен в честь самого святого Андрея. После турецкого господства от св. мощей святителя осталась только правая рука, которая находится в храме г. Аркалохори, на острове Крит.

После смерти тело прмч Андрея Критского было сброшено в яму, куда сваливали трупы преступников. Только через три месяца, христиане извлекли мощи святого из ямы и положили их в храме св. апостола Андрея в местечке Криси.

Святые мощи сейчас почивают в этом храме, но только теперь городок стал частью Константинополя, а сам храм уже освящен в честь прп Андрея Критского.

Дни памяти святых

Память святителя Андрея Критского 4 июля. Что касается преподобномученика Андрея Критского, то день памяти его долгое время не был определен, как и год мученической кончины. Но теперь день памяти Андрей Критского определен как 17 октября.

Святитель Андре ́ й , архиепископ Критский

День памяти

Житие

Краткое житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя­той Ан­дрей был ро­дом из Да­мас­ка (в Си­рии). Бу­дучи немым до се­ми­лет­не­го воз­рас­та, он по­лу­чил дар сло­ва по­сле при­об­ще­ния Свя­тых Тайн. На­чаль­ное об­ра­зо­ва­ние он по­лу­чил в Да­мас­ке, по­зна­ко­мив­шись с ло­ги­кой, ри­то­ри­кой и древ­ней фило­со­фи­ей. На 14 го­ду, же­лая слу­жить Бо­гу, он уда­лил­ся для по­движ­ни­че­ской жиз­ни в Иеру­са­лим­скую оби­тель свя­то­го Сав­вы Освя­щен­но­го. Здесь он стал из­ве­стен сво­ей кро­то­стью, умом и стро­гой жиз­нью. Из оби­те­ли свя­то­го Сав­вы он был взят в Иеру­са­лим­скую пат­ри­ар­хию на долж­ность пись­мо­во­ди­те­ля.

В 679 го­ду он пу­те­ше­ство­вал в ка­че­стве ме­сто­блю­сти­те­ля пат­ри­ар­ше­го пре­сто­ла в Кон­стан­ти­но­поль на VI Все­лен­ский Со­бор. Вско­ре по­сле со­бо­ра он был по­свя­щен в диа­ко­ны при ве­ли­кой Со­фий­ской церк­ви и ка­кое-то вре­мя ру­ко­во­дил опе­кой си­рот и пре­ста­ре­лых. При им­пе­ра­то­ре Юс­ти­ни­ане II свя­той Ан­дрей был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­епи­ско­па Крит­ско­го. Скон­чал­ся свя­ти­тель Ан­дрей Крит­ский в 712 го­ду.

Свя­той Ан­дрей из­ве­стен как про­по­вед­ник и цер­ков­ный по­эт. Он со­ста­вил мно­гие вдох­но­вен­ные мо­лит­вы и пес­но­пе­ния и на­пи­сал Ве­ли­кий По­ка­ян­ный ка­нон, чи­та­е­мый в хра­ме Ве­ли­ким по­стом («Ан­дре­ево сто­я­ние»). На­пи­сал он так­же ка­нон на Рож­де­ство Хри­сто­во и дру­гие празд­ни­ки, три­пес­не­цы (ка­но­ны, со­сто­я­щие из трех пес­ней) на по­ве­че­рие Верб­но­го вос­кре­се­ния и на пер­вые дни Страст­ной сед­ми­цы, сти­хи­ры на Сре­те­ние Гос­подне и дру­гие мо­лит­вы.

Полное житие святителя Андрея, архиепископа Критского

Свя­ти­тель Ан­дрей, ар­хи­епи­скоп Крит­ский, ро­дил­ся в го­ро­де Да­мас­ке в се­мье бла­го­че­сти­вых хри­сти­ан. До се­ми­лет­не­го воз­рас­та маль­чик был нем. За­тем од­на­жды по при­ча­ще­нии Свя­тых Хри­сто­вых Та­ин он об­рел дар ре­чи и на­чал го­во­рить. С то­го вре­ме­ни от­рок на­чал уси­лен­но изу­чать Свя­щен­ное Пи­са­ние и Бо­го­слов­ские на­у­ки.

Че­тыр­на­дца­ти лет он уда­лил­ся в Иеру­са­лим и там при­нял по­стри­же­ние в оби­те­ли пре­по­доб­но­го Сав­вы Освя­щен­но­го. Свя­той Ан­дрей про­во­дил стро­гую, це­ло­муд­рен­ную жизнь, был кро­ток, воз­дер­жан, так что все удив­ля­лись его доб­ро­де­те­ли и ра­зу­му. Как че­ло­век ода­рен­ный и из­вест­ный доб­ро­де­тель­ной жиз­нью, он по про­ше­ствии вре­ме­ни был при­чис­лен к иеру­са­лим­ско­му кли­ру и на­зна­чен сек­ре­та­рем пат­ри­ар­хии – но­та­ри­ем. В 680 го­ду ме­сто­блю­сти­тель Иеру­са­лим­ской пат­ри­ар­шей ка­фед­ры Фе­о­дор вклю­чил ар­хи­ди­а­ко­на Ан­дрея в чис­ло пред­ста­ви­те­лей Свя­то­го Гра­да на IV Все­лен­ском Со­бо­ре, где он про­ти­во­бор­ство­вал ере­ти­че­ским уче­ни­ям, опи­ра­ясь на глу­бо­кие зна­ния пра­во­слав­ных дог­ма­тов. Вско­ре по­сле Со­бо­ра он был ото­зван из Иеру­са­ли­ма в Кон­стан­ти­но­поль и опре­де­лен ар­хи­ди­а­ко­ном к хра­му Свя­той Со­фии Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей. В прав­ле­ние им­пе­ра­то­ра Юс­ти­ни­а­на II (685–695) свя­той Ан­дрей был ру­ко­по­ло­жен в ар­хи­епи­ско­па го­ро­да Гор­ти­ны на ост­ро­ве Крит. На но­вом по­при­ще он про­си­ял как ис­тин­ный све­тиль­ник Церк­ви, ве­ли­кий иерарх – бо­го­слов, учи­тель и гим­но­тво­рец.

Свя­ти­тель Ан­дрей на­пи­сал мно­го бо­го­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний. Он стал ос­но­ва­те­лем но­вой ли­тур­ги­че­ской фор­мы – ка­но­на. Из со­став­лен­ных им ка­но­нов бо­лее все­го из­ве­стен Ве­ли­кий По­ка­ян­ный ка­нон, за­клю­ча­ю­щий в сво­их 9 пес­нях 250 тро­па­рей и чи­та­е­мый Ве­ли­ким по­стом. В первую сед­ми­цу По­ста на по­ве­че­рии он чи­та­ет­ся по ча­стям (так на­зы­ва­е­мые «ме­фи­мо­ны») и пол­но­стью – в чет­верг на утре­ни пя­той сед­ми­цы.

Свя­ти­тель Ан­дрей Крит­ский про­сла­вил мно­ги­ми по­хва­ла­ми Пре­чи­стую Де­ву Ма­рию. Ему так­же при­над­ле­жат: ка­нон на Рож­де­ство Хри­сто­во, три­песн­цы на по­ве­че­рии Неде­ли Ва­ий и на пер­вые че­ты­ре дня Страст­ной сед­ми­цы, сти­хи­ры на Сре­те­ние Гос­подне и мно­гие дру­гие пес­но­пе­ния. Про­дол­жа­те­ля­ми его гим­но­гра­фи­че­ской тра­ди­ции бы­ли ве­ли­кие цер­ков­ные пес­но­пев­цы по­сле­ду­ю­щих ве­ков: свя­тые Иоанн Да­мас­кин, Кос­ма Ма­и­ум­ский, Иосиф Пес­но­пе­вец, Фе­о­фан На­чер­тан­ный. Со­хра­ни­лись так­же на­зи­да­тель­ные сло­ва свя­ти­те­ля Ан­дрея Крит­ско­го на неко­то­рые цер­ков­ные празд­ни­ки.

О вре­ме­ни кон­чи­ны свя­ти­те­ля сре­ди цер­ков­ных ис­то­ри­ков нет еди­но­го мне­ния. Од­ни на­зы­ва­ют 712, дру­гие – 726 год. Он скон­чал­ся на ост­ро­ве Ми­ли­ти­на, воз­вра­ща­ясь на Крит из Кон­стан­ти­но­по­ля, где был по де­лам Церк­ви. Мо­щи его бы­ли пе­ре­не­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль. В 1350 го­ду бла­го­че­сти­вый рус­ский па­лом­ник Сте­фан Нов­го­ро­дец ви­дел их в Кон­стан­ти­но­поль­ском мо­на­сты­ре во имя свя­то­го Ан­дрея Крит­ско­го.

На рус­ском язы­ке из­да­но:

1. Ве­ли­кий ка­нон, чи­та­е­мый на ве­ли­ких по­ве­че­ри­ях пер­вой неде­ли и на утре­ни в чет­вер­ток пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста (в пер. М.И. Бо­го­слов­ско­го, впо­след­ствии про­то­пре­сви­тер Боль­шо­го Успен­ско­го со­бо­ра Ми­ха­ил) – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1836, I, с. 129-184. То же в от­дель­ном из­да­нии: Ве­ли­кий ка­нон и Ака­фист Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це, чи­та­е­мый на утре­ни в суб­бо­ту пя­той неде­ли Ве­ли­ко­го по­ста (в пер. Фила­ре­та, мит­ро­по­ли­та Мос­ков­ско­го). М., 1873, в дру­гой ре­дак­ции. Пе­ре­вод Ве­ли­ко­го ка­но­на был из­дан про­фес­со­ром Пе­тер­бург­ской ду­хов­ной ака­де­мии Е. И. Ло­вя­ги­ным: «Бо­го­слу­жеб­ные ка­но­ны на гре­че­ском, сла­вян­ском и рус­ском язы­ках в трех кни­гах». Кн. 3. СПб., 1856. Но­вый сла­вян­ский пе­ре­вод при­над­ле­жит епи­ско­пу Ав­гу­сти­ну Гу­ля­ниц­ко­му и на­пе­ча­тан в ж. «Ду­ше­по­лез­ное Чте­ние», 1882, I, с. 232-261. В на­ча­ле на­ше­го сто­ле­тия вы­шло из­да­ние Н.И. Кед­ро­ва: «Ка­нон Ве­ли­кий, тво­ре­ние Ан­дрея Крит­ско­го, Иеру­са­лим­ско­го, чти­мый в первую неде­лю по­ста». М., 1915.

2. Бе­се­да на Чет­ве­ро­днев­но­го Ла­за­ря. – «Хри­сти­ан­ское чте­ние», 1826, XXII, с. 5 слл.

3. Сло­во на Бла­го­ве­ще­ние Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. – Там же, 1829, ХXХIII, с. 245 слл.

4. По­хваль­ное сло­во свя­ти­те­лю и Чу­до­твор­цу Ни­ко­лаю. – Там же, 1834, IV, с. 229 слл.

5. Сло­во на Рож­де­ство Пре­свя­тыя Бо­го­ро­ди­цы. – Там же, 1836, III, с. 231 слл.

6. Сло­во на все­слав­ное Воз­дви­же­ние Чест­на­го и Жи­во­тво­ря­ще­го Кре­ста Гос­под­ня. – Там же, 1839, III, с. 307 слл.

7. Про­по­ве­ди – В кн.: «Из­бран­ные сло­ва в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы». СПб., 1868, с. 44-69, 96-114. «Вос­крес­ное Чте­ние», 1853; «При­бав­ле­ния к Цер­ков­ным ве­до­мо­стям», 1898, № 36.

Святой Андрей Критский: тексты молитв, создание Великого Покаянного Канона

Христианство, как одна из важнейших мировых религий, основано на вере в жизнь и учение Иисуса Христа, являющегося для христиан несомненной исторической личностью. Многим приверженцам самой крупной мировой религии довелось за нее бороться на разных этапах истории, за особые подвиги защитники Христовой веры были причислены к лику святых.

Недавно Всевышний открыл мне житие святого Андрея Критского, его не простой жизненный путь и огромный вклад в прославление Бога, оставленный последующим поколениям, поразил меня. С интересными сведениями о чуде и творчестве святого спешу познакомить и вас, ведь жизнь его можно назвать подвигом.

Два святых с одинаковым именованием

Люди, не погруженные в основы богословия, часто путают преподобного архиепископа Критского Андрея (Иерусалимского) с преподобномучеником Андреем Критским. Каждый из праведников прошел свой жизненный путь и прославился своими богоугодными делами. Причина путаницы связана с тем, что знаменитые подвижническими делами личности проживали приблизительно в одно и то же историческое время.

Преподобномученик Андрей Критский: краткое житие

Согласно жизнеописанию, составленному преподобным Симеоном Метафрастом, родился святой на территории острова Крит (местность Кастрон) в начале VIII века. Жизнь богобоязненного юноши проходила в монашестве и молитвах при соблюдении христианских традиций. Монах был примером для окружающих и светочем веры во времена правления императора Константина V, прозванного Копронимом. Житие богобоязненного Андрея было наполнено благочестием, презрением к мирским радостям, что стало для многих примером богоугодничества.

Узнав о борьбе Копронима против почитания христианских икон, издании указа об изъятии ликов святых из храмов, оскорбленный в религиозных чувствах воин Христа отправляется в Константинополь во дворец святого Маманта. Там пламенный защитник веры принялся всенародно обличать еретические деяния императора-иконоборца, истязания верующих за почитание иконописных образов.

Андрей обратился лично к царю с обвинениями, немало удивив императора-еретика своей смелостью. По приказу Константина слуги избили праведного монаха, бросив будущего преподобномученика за тюремные стены. После череды жестоких истязаний несломленный, но покалеченный юноша погиб от потери крови, когда его волокли по земле на казнь. Тело смельчака пролежало на дне пропасти 12 дней, после чего повеленьем Божьим одержимые люди отнесли тело мученика к священному месту, за что были награждены исцелением.

В древнеславянских рукописях о житие прмч. Андрея Критского упоминают нечасто. День памяти святого назначен на 17 октября, что по новому стилю соответствует 30 октября. На иконе прмч. Андрей Критский изображен в хитоне, а молитвы страдальца исцеляют одержимых.

Словами тропаря и кондака, исполняемыми на день памяти преподобномученика и в дни Великого Поста, прославляют Андрея Критского, как доблестного защитника христианской веры, а также ее символов во времена жестоких гонений. Песнопение коротких стихов в храме звучит как напоминание верующим о череде важных событий в свете праздника, призывает брать пример с преподобномученика, истинно служившего вере.

Жизненный путь другого Андрея Критского был более ярким и длинным, наполненным духовными событиями и чудесами. Краткую историю его жития, которая поразила меня, перескажу вам далее.

Кем был святитель Андрей Критский

Путь к служению Богу

По приблизительным данным Андрей, получивший в последствие титул архиепископа Критского, родился в VII веке (660 год) на территории города Дамаск (Сирия) в семье глубоко верующих христиан. Сын Георгия и Григории был немым до семилетнего возраста, но после обряда причащения в храме мальчик был исцелен от немоты благодаря Божественной силе. Случившееся чудо поразило ребенка и его родителей, определило курс на христианское житие Андрея, нареченного впоследствии Критским.

Следуя аскетическому образу жизни, изучая Библию и тексты священных трактатов, будущий святой 15 лет от роду становится монахом Святогробского братства при Иорданской лавре на острове Крит. Пройдя послушание в чине чтеца, эконома, а затем нотария, молодой монах прославился как активный борец против еретических течений, за что получил звание Андрея Иерусалимского.

Затем благочестивый священник был направлен особым посланником Патриарха Иерусалимского на заседание шестого Вселенского Собора, чтобы доставить принятые на нем священные акты в Константинополь, где остался на служение.

Богоугодные деяния

На следующем этапе жизненного пути святой Андрей Критский получил чин диакона под покровительством Софийской Церкви, расположенной на территории современного Стамбула. На службе в Святой церкви пастырь, ведущий праведную жизнь и заботящийся о сиротах, становится архидиаконом церкви города Гортина, а затем архиепископом Критским. Именно в Гортине у святителя проявляется способность к сочинению православных гимнов, большая часть которых была написана в этот период.

На ниве архипастырской деятельности святой Андрей творит богоугодные дела:

  • содействует возведению новых храмов, организации приютов и богаделен;
  • истовыми молитвами отводит опасность от города Друмеос, осажденного сарацинами;
  • спасает проповедями от голода население провинции, пострадавшей от засухи.

После 20 лет великих трудов в Константинополе, святой Андрей был награжден званием архиепископа и отправлен в далекую обитель на острове Крит. Там он прославился помощью сиротам и престарелым, построением храма к чести иконы Влахернская Божья Матерь.

Святитель часто бывал в Константинополе, а во время последнего своего визита заболел и принял смерть на обратной дороге к критской обители. Это случилось на четвертый день июля (17 июля) 740 года, который стал днем поминовения архиепископа Андрея Критского на службах во всех православных храмах. Согласно преданиям, святой предвидел свою кончину в глубоко почтенном возрасте.

Мощи святителя, по молитвам которого свершалось множество чудес, были захоронены на территории храма, построенного в честь Святой Анастасии. Позже церковь была переименована во имя святого Андрея Критского, а в 2017 году фрагменты сохранившихся мощей были предоставлены обозрению верующих.

К мощам святителя приходят с мольбами об исцелении, просят об успокоении души просящего. К иконам с изображением Андрея Иерусалимского, которые выставлены в большинстве православных храмов, обращаются за помощью во времена суровых испытаний и бедствий со словами молитвы, текстами тропарей, личного прошения:

Дар песнотворчества и писательства

Кроме таланта творения молитв, святитель имел дар сочинения церковных гимнов и прославляющих песен благодаря великолепно поставленному слогу, замечательным ораторским способностям. На страницах сборников церковных писаний авторству Андрея Критского принадлежит не менее 60-ти проповедей, читаемых на праздничных богослужениях. Молитвословия, написанные языком, богатым метафорами, божественной символикой, входят в современные богослужебные книги.

Особо прославил святой свое житие богоугодными канонами собственного авторства, которыми украшают службы во время Великого Поста. Много песнопений, сохранившихся в оригинале до наших дней, посвящено Богородице, Господним праздникам, церковным служителям. Наиболее известным творением преподобного считается Великий Покаянный Канон.

Строки гимнографического произведения, призывающего паству к покаянию, корректировались автором вплоть до его кончины. В составе Великого Канона, называемого умилительным каноном и состоящего из 9 частей, содержится:

  • тексты 250 собственных тропарей;
  • присоединенный канон преподобной Марии Египетской;
  • тропари, посвященные преподобному Андрею Критскому.

Согласно традиции Иерусалимского устава, которого придерживается современная церковь, пение Великого Канона начинается со службы четверга пятой седмицы (недели) Великого Поста. Также отдельные стихословия (их именуют термином «мефимоны») звучат на службах во время первой недели Поста, на вечерних службах первых четырех дней постования.

Покаянные гимны отличаются глубоким ощущением искренности, прочувствованным самим автором. Главная мысль, пронизывающая все части канона, звучит просьбой к Благоутробному (милостивому) Господу о милосердии к согрешившему человеку.

Список трудов архиепископа, изданных на русском языке:

Подведем итоги

На Руси святого Андрея Критского чтят упоминанием его памяти на страницах месяцеслова, составленного Мстиславом (XI-XII век). Тексты гимнографических произведений и другие сочинения святителя Христова можно услышать сегодня среди праздничных песнопений на церковных службах. Иконы со святыми ликами преподобномученика и архиепископа Критских можно обнаружить во многих храмах православия, но негоже путать святых с одинаковыми именами.

Прмч. Андрея восхваляют за подвиг воина Христова, совершенный обычным человеком, хранящим на сердце веру в Господа и не побоявшимся выступить против иконоборца-властителя. Архиепископ Андрей служил Всевышнему на разных церковных должностях, помогая страждущим и призывая верующих к покаянию словами проникновенных стихословий, описанием добродетелей и подвигов святых отцов.

Когда в следующий раз посетите православный храм, узнайте у его служителей, есть ли в церкви святые лики защитника православных икон и глашатая покаяния, двух Андреев Критских, прославлявших своими деяниями Господа. Помолитесь святым, вспомните об их подвигах. Сила их беззаветной веры в Бога и его заветы вывела простых людей на христианскую дорогу, привела к почитанию всеми верующими, причислению к великой братии православных святых.

Страдание святого преподобномученика Андрея Критского

Святой Андрей Критский (в Криси; греч. ὁ ἐν τῇ Κρίσει; + 767), монах, преподобномученик. Память совершается 17 /30 октября.

Сохранились древнейшие жития святого: одно написано вскоре после его смерти, другое — в конце X в. Симеоном Метафрастом. В России страдания святого Андрея Критского описал в Житиях святой Димитрий Ростовский ( 1651-1709 гг).

В какие времена жил святой Андрей Критский

Согласно описаниям жития, святой родился в первой половине VIII в. на острове Крит, где вел монашескую жизнь. В более раннем житии сообщается, что на Крите святой жил в месте под названием Кастрон. В это время императором в Константинополе был Константин Копроним , который недаром получил свое прозвище (от греч. слова «копрос» – навоз, нечистоты.) Продолжительное царствование императора Константина Копронима (741-775 г) было временем, когда иконоборство достигло своего высшего развития и силы в Греческой церкви. Сам император Константин Копроним был крайне яростным иконоборцем. Пример его отца, Льва Исаврянина (716-741 г.), и воспитание в строгих иконоборческих началах сделали его неумолимым врагом иконопочитания. Те, кто чтили иконы, даже вынуждены были бежать за границу, – в особенности в Рим, – или скрываться в местах уединения. Самыми смелыми, решительными и мужественными противниками мер и распоряжений императора были иноки, явившие себя неустрашимыми ревнителями православия. Ревность иноков оказывала в то время сильное влияние на умы христианского общества. До чего доходила жестокость в преследовании иноков, это видно из тех казней, каким подвергали их. Так случалось, по словам церковного историка того времени Никифора, что инокам разбивали головы на тех самых иконах, на защиту коих они выступали. И из мирских людей более мужественные в исповедании православия, также не мало претерпели гонений в царствование Копронима. Вообще гонение на православных при Копрониме было так сильно, что оно напоминало собою жесточайшее из гонений языческих императоров на христиан – Диоклетианово.

Как совершилась казнь преподобномученика Андрея

Узнав о начале иконоборческих гонений имп. Константина V Копронима, Андрей отправился в Константинополь и во дворце св. Маманта обличил императора в ереси, за что был избит его слугами.

Император Константин Копроним , услышав порицания святого его царской персоны за борьбу с иконопочитанием, приказал бросить святого в тюрьму. Через некоторое время его вывели из темницы и снова жестоко избили, затем связали и через весь город тащили по земле к месту казни преступников, где он, наконец, умер от потери крови после того, как на площади некий торговец рассек святому ножом ногу.

В житии прпмч. Андрея нет никакого указания о годе смерти, но его традиционно относят к 766/767 годам, периоду усиленного преследования иконоборцев. Тело мученика бросили в пропасть вместе с трупами преступников, где оно пролежало три месяца. Некие благочестивые люди нашли тело и погребли его в месте, называемом Криси (греч. ἡ Κρίσις (род. п. τῆς Κρίσεως) — «лобное место», место казни и захоронения преступников), где находился монастырь, главный храм которого был посвящен ап. Андрею. Позднее он стал известен как храм в честь св. Андрея Критского.

В календарях константинопольского происхождения память прмч. Андрея Критского указывается 19 или 20 октября: Типиконе Великой церкви X в., Синаксаре Константинопольской церкви X в., Петровом Синаксаре XI в.. Календари иерусалимской традиции относят память преподобномученика к 17 октября: Иерусалимский устав. Эта дата празднования утвердилась в современных календарях греческих Церквей и Русской Православной Церкви.

В древнейших славянских и русских рукописях память прмч. Андрея Критского встречается редко и указывается 20 октября. В большинстве памятников, отражающих продолжает константинопольскую традицию: Андрей Критский ошибочно назван Андроником Критским. Празднование 17 октября появляется в русских календарях в конце XIV в. с распространением Иерусалимского устава. Служба прмч. Андрею Критскому с каноном Иосифа Песнописца (+ 886) включена в минеи иерусалимской редакции под 17 октября.

При переводе в первой половине XII в. на Руси нестишного Пролога в его состав была включена под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития с развернутой формулировкой: «Страсть преподобнаго отца нашего Андроника, иже бе Критьскаго острова и рода и воспитания, спострада за святыя иконы». Краткое житие святого под 17 октября появляется в составе стишного Пролога, переведенного в 1-й пол. XIV в. (по-видимому, сербами на Афоне). В Великих Минеях четьях помещены под 17 октября житие из стишного Пролога и под 20 октября память прмч. Андрея Критского без жития.

Гимнография

В памятниках Иерусалимского устава, как греческих, так и славянских, служба прмч. Андрею Критскому обычно совмещается со службой прор. Осии . Употребляемые ныне Типиконы, как русской, так и греческой Церквей, указывают службу двух святых без знака.

Канон прмч. Андрею Критскому (второго гласа; акростих «̓Ανδρείαν ὑμνῶ τὸν φερώνυμον πόθῳ. ̓Ιωσήφ» — С желанием пою славного Андрея. Иосиф) составлен св. Иосифом Песнописцем. Из греческих рукописей известен канон Андрею Критскому 4-го плагального, т. е. 8-го, гласа гимнографа Георгия, имя которого вписано в богородичны. По 6-й песни канона на утрене в греческой печатной афинской Минее помещен Стишной Пролог.

Иконография

Изображение святого Андрея Критского как мученика, в хитоне и гиматии, с крестом в руке, имеется на миниатюрах: минология Служебного Евангелия; Минология 2-й пол. XI в.; Минология посл. четв. XI в. — везде в рост. Преподобномученик Андрей Критский также представлен в настенных минологиях: нартекса церкви Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г.,- в рост; нартекса церкви архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г.,- погрудно.

Тропарь, глас 4:

Постнически предподвизався на горе4, / умная врагов ополчения всеоружием Креста погубил еси, всеблаженне. / Паки же ко страдальчеству / мужески облеклся еси, / убив Копронима мечем веры; / и обоих ради венчался еси от Бога, / преподобномучениче Андрее приснопамятне.

Кондак, глас 8:

Мужества тезоименитому5 благодарение, паки благочестия тайноглагольнику похвальная воззовем от любве тебе, богоблаженне, но паки имея дерзновение ко Господу, от всяких лютых ны спаси, да поем: радуйся отче приснопамятне.

Андрей Критский: жизнеописание и акафист

До 7 лет Андрей был совсем немой. Но после того как он принял Святых Христовых Тайн, он получил исцеление. Это и послужило причиной укрепления веры мальчика, именно так он и сделал выбор своего жизненного пути.

Андрей Критский — христианский богослов, проповедник и автор духовных гимнов. Был канонизирован в лике святителей. День памяти совершается 4 июля.

Родился святой Андрей Критский в сирийском городе Дамаске в середине 7 века

О жизни Андрея известно довольно мало. Родился святой Андрей в сирийском городе Дамаске. Дата его рождения неизвестна, но приблизительно это первая половина или середина 7 века.

До 7 лет мальчик был немой, но после был исцелен Божественной силой, после того, как причастился Святых Христовых Тайн. Это очень сильно оставило след у ребенка, поэтому он посвятил свою дальнейшую жизнь служению Богу.

В 14-15 лет святитель Андрей решил удалиться в Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного, чтобы избавиться от суеты мира. Здесь он начинает глубоко изучать Священное Писание.

За хорошие труды он был назначен на должность письмоводителя при дворе Федора, руководители Иерусалимской Патриархии. Но даже эта должность не мешала ему заниматься своим спасением и вести подвижническую жизнь.

Иерусалимский монастырь Святого Саввы Освященного. Именно сюда пришел Андрей Критский, чтобы избавиться от суеты мира

Важным этапом в его жизни стало участие в работе четвертого Вселенского Собора, которое было созвано в целях противодействия ереси монофелитов. Андрей прибыл туда вместе с другими доверенными лицами.

Когда он вернулся обратно, в Иерусалим, он привез с собой список соборных определений. Чуть позднее Андрея Критского посвятили в диаконы Софийской церкви. Он прибыл в Константинополь по приглашению Патриарха.

Во времена правления Юстиниана II— Андрей удостоился посвящения в архиепископы

Во времена правления Юстиниана второго, Андрей удостоился посвящения в архиепископы. В этой должности он занимал довольно много времени и сил. По его благословению строились новые храмы. Организовывались богадельни, приюты.

Своими молитвами к Богу, он прославился и как великий молитвенник. Однажды он молился за город Друмеос, когда его осадили сарацины. Именно его молитвами враги позорно отступили. Также были и случаи, когда Андрей молился во время засухи, по его молитве, почва была излита дождем.

Своими молитвами к Богу, Андрей Критский прославился как великий молитвенник

Архиепископу Критскому приписывают разные даты смерти. Говорили, что дожил он до глубокой старости. Однажды он отправился по церковной необходимости в Константинополь. По дороге он сильно заболел и умер.

Были доказательства того, что это произошло в 712 году, но другие же источники утверждают, что это было в 740 году. Также поговаривали, что святой уже заранее знал о своей смерти.

Церквей святого Андрея Критского довольно много. Например, в Санкт-Петербурге, в Ростове-на-Дону.

Церковь святого Андрея Критского в Санкт-Петербурге

Одно из главных произведений Андрея Критского — Великий покаянный канон

За годы своей жизни он много писал. До наших дней дошло довольно много сочинений Андрея Критского. Среди них очень известны слова на Богородичные и Господские праздники.

Одно из наиболее известных его произведений — Великий покаянный канон. Он читается во всех храма во время Великого поста. Современный текст содержит некоторые изменения, которые вносились преподобным Иоанном Дамаскиным, Иосифом и Феодором Студитами.

Покаянный канон отображает личный опыт переживаний, раскаяния и благодатного общения Андрея с Богом.

Современный текст Великого Канона содержит некоторые изменения, которые вносились преподобным Иоанном Дамаскиным

Канон удивителен и уникален, что не требует транскрипции на русском. Великий канон Андрея Критского можно почитать и дома. Читается он в течение первых четырех дней поста — с понедельника по четверг.

Канон читают частями, во время чтения становятся на колени. Считается, что именно этот канон подготавливает всех верующих к великому подвигу воздержания во время поста. Господь призывает всех покаяться и как можно ближе к Нему приблизиться.

Великий канон представляет собой некую панораму библейских сюжетов. Человек видит всю историю человеческой души — от первого грехопадения, до самых последних дней земной жизни Иисуса Христа.

Великий канон читается в храме при освящении только свечей. Канон представляет собой некую панораму библейских сюжетов

В каноне идет рассказ о человеке. Стихи пробуждают желание заглянуть себе глубоко в душу и посмотреть, каково же на данный момент ее состояние. Во время чтения нужно как можно лучше понять суть каждого стиха.

В каноне насчитывается 250 тропарей, именно поэтому его и назвали Великим. Потому что обычные каноны содержат не более 30.

В каноне Андрея Критского насчитывается 250 тропарей, именно поэтому его и назвали Великим, то есть самым большим по количеству тропарей

Андрею Критскому написан тропарь, кондак и молитва, которые поются во время богослужения в его день памяти.

Андреем Критским написан — покаянный акафист, который можно читать дома

Существует и акафист покаянный, который был составлен на основе Великого Канона Андрея Критского. Его читаю в храме, а также можно читать и дома.

Акафист:

Кондак 1

Икос 1

Но прииди, окаянная моя душе, с плотию своею, исповедайся Создателю всех и возопий Ему со слезами: Милостиве, воззри на мя оком Твоим благоутробным и приими мое теплое покаяние. Милостиве, согреших аз паче всех человек, един аз согреших пред Тобою, но Ты, яко Бог, помилуй создание Твое. Милостиве, яко блудница, проливаю и аз слезы, помилуй мя по благоснисхождению Твоему.

Милостиве, оскверних аз ризу плоти моея и очерних в себе созданное по образу Твоему и подобию. Милостиве, помрачих аз душу свою страстными удовольствиями и весь ум соделах прахом. Милостиве, наг аз лежу от добродетелей и стыждуся. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 2

Икос 2

Но Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади, избави и спаси мя, раба Твоего, Тебе вопиющаго: Милостиве, согреших, согреших, продав душу свою греховным навыкам, якоже братия Иосифа. Милостиве, якоже Каин, и аз принесох Ти жертву порочную: деяния скверная и житие непотребное, темже и осудихся Милостиве, от юности заповеди Твоя преступив, в унынии житие преидох, спаси мя милостию Твоею.

Милостиве, яко блудный сын, расточих и аз богатство свое в блуде и гладом душевным истаяваю, темже и вопию Ти: Щедрый, напитай мою душу благодатию Твоею. Милостиве, весь аз уязвихся помышлениями моими, весь исполнихся ран, яко впадый в разбойники, но Ты, пришед, исцели мя. Милостиве, внемли стенаниям души моея, приими слезы очей моих и очисти мя, кающагося. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 3

Икос 3

Милостиве, яко Давид согреших Тебе и аз: ураних бо душу свою стрелою прелюбодейства, но, якоже и он, вопию Ти: помилуй мя по милости Твоей. Милостиве, возбуди ум мой ко обращению, приими мя, кающагося, умилосердися к взывающему: согреших Ти, спаси. Милостиве, ни странника, ни путника не введох аз под кров свой, отринув благое произволение самаритянки, темже и рыдаю: не лиши мя Твоего чертога.

Милостиве, сребролюбием одержимь есмь аз, темже, яко Гиезий, и осуждаюся. Милостиве, произволением бых убийца совести душевней, вооружився на ню лукавыми моими деяньми. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 4

Икос 4

Слыша, яко одождив иногда Господь огнь, попали землю Содомскую, увы! – вопию,- душе, востани! – Да не опалит мя огнь геенский. Бежи от запаления, бежи от горящаго Содома, бежи от Божественнаго пламене, на горе спасайся, якоже Лот, взывая к Богу: Милостиве, аще и согреших, но вем, яко Человеколюбец еси, наказуеши милостиво, и милосердствуеши тепле, и поспешаеши, яко Отец, призывая блуднаго.

Милостиве, ризу скверную сотка ми грех во обличение моих самовольных страстей, обнажив мя первыя боготканныя одежды. Милостиве, прилепихся аз к вещем земным и тяжким бременем обложен есмь. Милостиве, украсих аз кумира плоти моея одеянием скверных помыслов, презрев внутреннюю Богообразную скинию. Милостиве, погребох страстьми перваго образа красоту, юже, яко некогда драхму, взыскав, обрящи. Милостиве, согреших, взываю Ти, яко блудница, един аз согреших пред Тобою, но приими, яко оныя, и моя слезы. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 5

Икос 5

Милостиве, яко мытарь, вопию Ти: очисти, очисти мя, никтоже бо сущих из Адама, якоже аз согреших Тебе. Милостиве, сними тяжкое бремя грехов моих и остави ми прегрешения. Милостиве, вольная моя и невольная согрешения, явная и тайная, ведомая и неведомая, простив, спаси мя. Милостиве, буря страстей потопляет мя, и несть ми спасения, но простри и мне Твою руку, яко Петрови. Милостиве, не затвори двери милосердия Твоего в День Судный, но отверзи я кающемуся Тебе горце. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 6

Икос 6

Милостиве, Ты еси Пастырь добрый, взыщи мене, яко овцу, в тернии грехов погибающаго. Милостиве, Ты еси мой Создатель, Тобою, Спасе, оправдаюся. Милостиве, Ты еси жизни Источник, источи душе моей жизнь, оживотвори ю, дондеже не постиже мя кончина. Милостиве, подобник бых иже при Нои грехи сотворшим, темже, якоже оныя, погружаюся в водах потопа. Милостиве, не прикрых аз ближняго срамоты, совесть оскверних наглым языковещанием, уподобися сим Хаму отцеубийце. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 7

Хотя всем спастися и в разум истины приити, Ты, Сыне Божий, снизшел еси на землю, вочеловечився и призвав к покаянию разбойники и блудницы, и отверзл еси двери Царствия всем кающимся. Покаяния отверзи и мне двери, Жизнодавче, к Тебе бо утренюю и Тебе вопию: Аллилуиа.

Икос 7

Милостиве, волею раболепствовах аз греху и, якоже Агарь, породих новаго Измаила – дерзость. Милостиве, не отрини моления воспевающих Тя и просящим с верою прощение даруй. Милостиве, помилуй, вопию Ти, помилуй, егда приидеши со ангелами воздати комуждо по достоянию деяний. Милостиве, не презри создания Своего, аще и согреших паче всех человек. Ты – Господь вселенныя, аз же персть, и в Твоей власти отпустити грехи моя. Милостиве, аще и оскверних душу и тело, но Ты, Спасителю мой, очисти, омый, соделай мя белее снега. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 8

Икос 8

Милостиве, яко фарисей, надмеваюся и, якоже он, дерзость пред Тобой сотворяю, но потреби во мне грех и сердце смиренно ми даруй. Милостиве, вем, яко согреших пред Тобою, но кающася аз – приими мя, вопиюща – возстави, да не буду стяжанием и снедию врага, Сам умилосердися надо мною. Милостиве, не послушах аз гласа Твоего, ни Писанию Твоему покорихся, темже и наг предстою пред Тобою. Милостиве, нощь греха моего бысть ми тьмою и глубоким мраком, но Ты, Спасителю мой, сыном дне мя соделай. Милостиве, увы мне, яко ум оскверних нечистотою, но молю благость Твою, омый мя в купели слез моих и, яко снег, убели одежду плоти моея. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 9

Икос 9

Милостиве, да будут Силоамом слезы моя мне, да омыю ими зеницы души моея и умом узрю Свет Твой присносущный. Милостиве, приношу Тебе слезы очей моих и глубокие вздохи. Сердце вопиет во мне: «Боже, согреших пред Тобою; умилосердися, прости». Милостиве, яко Дафан и Авирон, удалися от Тебе душа моя, темже и зову Ти: «Пощади, да не поглотит мя земля, якоже оных». Милостиве, волны грехов моих покрыли мя суть, якоже всадники египетския Чермное море, но воззови мя из ада преисподняго и избави от тления живот мой. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 10

Икос 10

Милостиве, Давид убо сугубо согреши, обаче плакася горько, аз же паче сего зло содеяв, плодов не принесох Ти покаяния. Милостиве, Соломон, некогда премудрый, возлюби распутных жен и от Бога отступи, сему же и аз подражах в мыслех постыдным произволением. Милостиве, увы мне! В мерзостех сравнихся аз с Ахавом, душу бо содеяв свою виталищем плотских нечистот и сосудом гнусных страстей. Милостиве, очернися вся доброта во мне, и от страстей светильник угасе, но умилосердися и воздаждь ми, якоже поет Давид, радование. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 11

Икос 11

Светодавче Господи, ниспосли свет Твой и просвети сердце мое, душу мою от всякаго греха очисти, к Тебе бо, яко Иона, вопию, сице глаголя: Милостиве, исчезают дни мои, яко сон, темже и плачу, яко Езекия на ложи, продли мою жизнь и да омыю своя согрешения. Милостиве, яко разбойник, вопию: помяни мя! Яко Петр, плачу горько, яко мытарь, взываю: прости мя, Спасителю.

Милостиве, яко блудница, проливаю слезы, приими мое рыдание, якоже некогда жены хананейския. Милостиве, Ты еси един Врач, уврачуй язвы души моея, возложи на ню пластырь, возлей масло и вино и даруй ми умиление и слезы. Милостиве, яко кровоточивая, прикасаюся к воскрилиям риз Твоих и плачу, яко Марфа и Мария над Лазарем. Милостиве, изливаю слезы моя Тебе, яко сосуд мира на главу, приношу моление и прошу прощение ми даровати. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 12

Икос 12

Милостиве, Ты еси Судия мой и Бог, да внемлет сему душа моя и да отступит от всякаго греха, якоже Ты повелеваеши. Милостиве, не вниди со мною в суд, не истязуй моя деяния, но презри, яко Щедр, прегрешения моя и спаси мя, Всесильне. Милостиве, Тебе припадаю, согреших Ти, очисти, возми бремя от мене тяжкое греховное и, яко Благоутробен, даждь ми слезы умиления. Милостиве, поведах Ти грехи, яже содеях, и души и тела моего язвы, яже внутрь убийственнии помыслы разбойнически на мя возложиша.

Милостиве, повержена мя пред враты Твоими, яко непотребнаго, не низведи мене во ад, но прежде конца даждь ми оставление прегрешений. Милостиве, помилуй мя, падшаго.

Кондак 13

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Адаму первозданному…» и 1-й кондак «Возбранный Воеводо…».

Читать еще:  Имена для мальчиков по церковному календарю по месяцам 2019 года — полный список, правила выбора
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector