Пророки ветхого завета: молитвы и время служения

Пророки Ветхого Завета

Пророк

Время слу­же­ния
(до Р.Х.).
Прави­тель.

Миссия про­ро­ка

Духов­но-нрав­ствен­ные уро­ки

Соглас­но Септу­а­гин­те Ной родил­ся в 1662 от Сотво­ре­ния мира.

Нечестие меж­ду людь­ми дошло до того, что из всех людей на зем­ле остал­ся вер­ным Богу толь­ко один пра­вед­ный Ной со сво­им семей­ством. Тогда Господь опре­де­лил очи­стить зем­лю водою от погряз­ших в гре­хе наро­дов, а Ноя сохра­нить на зем­ле, для даль­ней­ше­го раз­мно­же­ния людей. Прожил 950 лет.

Челове­ку все­гда сле­ду­ет оста­вать­ся вер­ным Богу, быть пра­вед­ным и непо­роч­ным, в любых обсто­я­тель­ствах, даже если он живет в окру­же­нии раз­вра­щен­ных людей. Прояв­ле­ние непо­чте­ния к сво­е­му отцу есть тяж­кий грех.

Ориен­ти­ро­воч­но пери­од мож­но огра­ни­чить рам­ка­ми пер­вой поло­ви­ны II тыся­че­ле­тия до Р.Х.; Авраам жил прим. с 2000 до 1800 г. до Р.Х.

Бог избрал пра­вед­но­го Авраама, чтобы сохра­нить истин­ную веру, через его потом­ство, для все­го чело­ве­че­ства. Благо­сло­ве­ние Авраама и завет с ним испол­ни­лись в Иисусе Христе.

Вера в Бога есть не толь­ко вера в бытие Божие, но и лич­ное дове­рие Богу: Богу есть до меня дело; Он обра­ща­ет Свое сло­во и ко мне лич­но; я лич­но при­зван верить это­му сло­ву и пола­гать­ся на него. Истин­ная вера при­зна­ет Бога Тем, Кто Он есть; Бог зна­ет, что гово­рит – неле­по пола­гать, что Всебла­гой вво­дит нас в заблуж­де­ние или что Всеве­ду­щий чего-то не учел. Все что угод­но может ока­зать­ся заблуж­де­ни­ем, ложью и ошиб­кой, но сло­во Божие оста­ет­ся непо­ко­ле­би­мой исти­ной.
Когда Господь спа­са­ет нас от гре­ха, нуж­но убе­гать от него, не огля­ды­вать­ся на него, т. е. не задер­жи­вать­ся и не жалеть о нем.

XVIII-XVII века до Р.Х.

Являет­ся родо­на­чаль­ни­ком 12 колен Израиле­вых. Сподо­бил­ся виде­ния таин­ствен­ной лест­ни­цы, соеди­няв­шей небо с зем­лею, про­об­ра­зо­вав­шей Божию Матерь.

Если чело­век стре­мит­ся к Богу, в конеч­ном сче­те, он най­дет свой путь к Нему. Бедствия сле­ду­ет пере­но­сить с непо­ко­ле­би­мою вер­но­стью Богу, с твер­дым тер­пе­ни­ем и пре­дан­но­стью Промыс­лу Божие­му и с неиз­мен­ным упо­ва­ни­ем на Него во всех обсто­я­тель­ствах сво­ей жиз­ни.

XVI-ХV века до Р.Х.

Рамзес II, Мернептах (еги­пет­ские фара­о­ны); пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да являл­ся сам Моисей.

Возгла­вил осво­бож­де­ние сво­е­го наро­да. Был чело­ве­ком, кото­ро­му Бог открыл тай­ны бытия: сотво­ре­ние мира и чело­ве­ка. Принял от Бога Его Десять запо­ве­дей. Кроме того, Господь дал Моисею и дру­гие зако­ны цер­ков­ные и граж­дан­ские. Повелел Он так­же устро­ить ски­нию. Силой Божией Моисей тво­рил вели­кие зна­ме­ния и чуде­са.

Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере и послу­ша­нии. Человек дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Госпо­да. Идоло­по­клон­ство и мало­ве­рие явля­ют­ся тяж­ким гре­ха­ми про­тив Бога.

Моисей; позд­нее Иисус Навин сам являл­ся пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да.

Являл­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком еврей­ско­го наро­да в пери­од заво­е­ва­ния Ханаа­на. Через него Господь явил вели­кие чуде­са. Во вре­мя одно­го сра­же­ния с непри­я­те­лем Иисус Навин по пове­ле­нию Божию про­дол­жил день, оста­но­вив солн­це до тех пор, пока не пора­зил вра­гов. Введя еврей­ский народ в Землю Обето­ван­ную после окон­ча­ния вой­ны, раз­де­лил ее меж­ду коле­на­ми изра­иль­ски­ми.

Господь мило­стив к тем, кто име­ет страх Божий и слу­жит Ему в чисто­те и искрен­но­сти.

Саул, Давид (1Цар. 9:17; 16:13)

Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. Помазал на цар­ство пер­вых еврей­ских царей – Саула, а после – свя­то­го Давида.

В слу­чае гре­хов­но­го паде­ния чело­век (народ) дол­жен при­не­сти Богу искрен­нее пока­я­ние и встать на путь исправ­ле­ния.

Давид, Соломон (1Пар. 29:29; 3Цар. 1:34)

Не допу­стил стро­и­тель­ство Давидом хра­ма; воз­ве­стил Давиду суд Божий за совер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния; содей­ство­вал пома­за­нию Соломо­на на цар­ство.

Бог строг к тем, кто совер­ша­ет гре­хов­ное паде­ние, но мило­стив к тем, кто вста­ет на путь пока­я­ния и исправ­ле­ния.

Саул; позд­нее сам Давид являл­ся пра­ви­те­лем

Проро­че­ство­вал о Христе. Показал при­мер непо­ко­ле­би­мой веры в Бога, пока­зал при­мер истин­но­го пока­я­ния. Покорил Иеруса­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства еврей­ско­го. Поста­вил новую ски­нию и пере­нес в нее ков­чег заве­та.

Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере, кро­то­сти и послу­ша­нии. Бог про­ща­ет даже тяж­кий грех при усло­вии искрен­не­го пока­я­ния у греш­ни­ка.

Давид; позд­нее сам Соломон являл­ся пра­ви­те­лем

Проро­че­ство­вал о Мессии. Постро­ил пер­вый иеру­са­лим­ский храм. Являл­ся самым муд­рым еврей­ским царем, одна­ко впал в идо­ло­по­клон­ство.

Идоло­по­клон­ство есть тяж­кий грех про­тив Бога.

Был рев­ност­ным побор­ни­ком чисто­ты веры, гроз­ным обли­чи­те­лем идо­ло­по­клон­ства и вся­ко­го нече­стия. Совер­шил нема­ло чудес, был взят на Небо живым, являл­ся Христу на горе Фавор, будет пред­те­чею вто­ро­го при­ше­ствия Спаси­те­ля на зем­лю.

Господь мило­стив, Он не толь­ко гроз­ный кара­ю­щий Судия. Человек дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Госпо­да.

Ахав, Охозия, Иорам, Ииуй, Иоахаз и Иоас Израиль­ские (4Цар.2:1-9:1; 13:10-21)

Показы­вал, как необ­хо­ди­мо помо­гать нуж­да­ю­щим­ся. Бестре­пет­но гово­рил царям прав­ду, обли­чая их нече­стие и наклон­ность к идо­ло­по­клон­ству. С име­нем про­ро­ка свя­зы­ва­ет­ся мно­же­ство чудес.

Богу нуж­но отво­дить пер­вое место в жиз­ни. Бог забо­тит­ся о повсе­днев­ных нуж­дах людей.

Проро­че­ство­вал о пред­сто­я­щей гибе­ли Едома; про­воз­ве­стил суд над все­ми наро­да­ми и обе­то­ва­ние о спа­се­нии Израи­ля.

Гордость – один из наи­бо­лее опас­ных гре­хов, пото­му что она побуж­да­ет стре­мить­ся к вла­сти над дру­ги­ми. За этот грех чело­век (народ) не избе­жит Божиего воз­мез­дия.

IX-VIII века до Р.Х.

Иерово­ам II Израиль­ский

Проро­че­ство­вал о судь­бах изра­иль­ско­го наро­да, «при­ра­ще­ние» тер­ри­то­рии Израи­ля, стра­да­ни­ях Спаси­те­ля, запу­сте­нии Иеруса­ли­ма Преду­пре­дил Ниневию, сто­ли­цу Ассирии, о необ­хо­ди­мо­сти пока­я­ния.

Бог хочет, чтобы все наро­ды обра­ти­лись к Нему. Он любит все наро­ды и каж­до­го чело­ве­ка в отдель­но­сти.

Предска­зал о наступ­ле­нии все­об­ще­го суда и отда­лен­ных вре­ме­нах Мессии. Предска­зал о том, что Дух Святой изо­льет­ся на вся­кую плоть без раз­ли­чия пола, воз­рас­та и состо­я­ния.

Бог судит все наро­ды за их гре­хи, а веч­ное спа­се­ние полу­ча­ет толь­ко тот, кто верит в Него. Никогда не сле­ду­ет падать духом, но нуж­но упо­вать Госпо­да.

Иерово­ам II Израиль­ский
(Ам.1:1)

Возве­щал при­бли­же­ние Суда Господ­ня. Обличал недо­стат­ки обще­ства: соци­аль­ную неспра­вед­ли­вость и нера­вен­ство, при­зы­вал к мило­сер­дию в отно­ше­нии бед­ных и уни­жен­ных. Избран­ни­че­ство Израи­ля пони­мал как высо­кую меру ответ­ствен­но­сти перед Богом.

Вера в Бога – не толь­ко лич­ное дело. Бог при­зы­ва­ет всех веру­ю­щих бороть­ся с неспра­вед­ли­во­стью в обще­стве и помо­гать нуж­да­ю­щим­ся.

Иерово­ам II Израиль­ский (Ос.1:1)

Проро­че­ство­вал о Христе. Обличая без­за­ко­ния изра­иль­тян, воз­ве­щал им вели­кие бед­ствия от ино­пле­мен­ни­ков и пере­се­ле­ние в плен асси­рий­ский. Предска­зал, что пре­кра­тит­ся вет­хо­за­вет­ное жерт­во­при­но­ше­ние и не будет Аароно­ва свя­щен­ства и что по всей зем­ле рас­про­стра­нит­ся истин­ное Богопо­зна­ние.

Когда чело­век гре­шит, он нару­ша­ет отно­ше­ния с Богом, пре­да­ет Его. Все отве­тят перед Богом за свои гре­хи, но те, кто про­сит у Него про­ще­ния, не будут осуж­де­ны.

Иоафам, Ахаз, Езекия Иудей­ские (Мих. 1:1)

Предска­зы­вал паде­ние Север­но­го и Южного Царств. Это будет Божье нака­за­ние, пока­зы­ва­ю­щее, как Бог забо­тит­ся о Своем наро­де. Объявил о пред­сто­я­щем рож­де­нии Мессии.

Человек, живу­щий вда­ли от Бога, живет во гре­хе. Только Бог пока­зы­ва­ет людям путь к веч­но­му миру. Его нака­за­ние часто настав­ля­ет на путь истин­ный.

VIII-VII века до Р.Х.

Озия, Иоафам, Ахаз, Езекия и Манас­сия Иудей­ские (Ис. 1:1)

Проро­че­ство­вал о Мессии, Небес­ном Иеруса­ли­ме, еврей­ском и дру­гих наро­дах. Совер­шил ряд чудес.

Бога невоз­мож­но постиг­нуть разу­мом. Иногда нам при­хо­дит­ся пере­не­сти нака­за­ние, чтобы мы вер­ну­лись к Богу. Каждый народ досто­ин вла­сти, кото­рая над ним. Судьба чело­ве­ка зави­сит от него само­го и опре­де­ля­ет­ся его поступ­ка­ми. Бога нуж­но чтить серд­цем, а не сло­ва­ми.

VIII-VII века до Р.Х.

Предска­зы­вал поги­бель Ниневии, заслу­жив­шей такую участь сво­им идо­ло­по­клон­ством, осо­бен­но же раз­вра­том и кол­дов­ством, чрез кото­рое она пора­бо­ща­ла наро­ды.

Тех, кто совер­ша­ет зло и угне­та­ет дру­гих, одна­жды тоже постигнет пла­чев­ная участь.

Иосия Иудей­ский (Соф. 1:1)

Проро­че­ство­вал о раз­ру­ше­нии Иудей­ско­го цар­ства, при­зы­вал к пока­я­нию.

Бог будет судить нас за непо­ви­но­ве­ние, но, если мы будем вер­ны Ему, Он про­явит к нам милость.

VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудей­ские (Иер. 1:1-3)

Через про­ро­ка Иеремию Бог ясно пред­ска­зал, что за свое нече­стие иудей­ский народ будет поко­рен и отве­ден в плен вави­ло­ня­на­ми, и что иудеи будут нахо­дить­ся в пле­ну семь­де­сят лет. Плакал о нече­стии сво­е­го наро­да на раз­ва­ли­нах Иеруса­ли­ма и про­дол­жал учить доб­ру остав­ших­ся жите­лей.

Скорби могут быть посы­ла­е­мы чело­ве­ку (наро­ду) как нака­за­ние за его гре­хи, за отступ­ни­че­ство от веры. Единствен­ным спо­со­бом изба­вить­ся от бед­ствия явля­ет­ся пока­я­ние, исправ­ле­ние и молит­ва к Богу. Покая­ние в без­нрав­ствен­ном мире про­сто необ­хо­ди­мо.

VII-VI века до Р.Х.

Иосия, Иоахаз, Иоаким, Иехония, Седекия Иудей­ские

Предрек раз­ру­ше­ние Иеруса­лим­ско­го хра­ма, Вавилон­ское пле­не­ние и воз­вра­ще­ние плен­ных на роди­ну.

Вместо того чтобы сомне­вать­ся в Божиих путях, мы долж­ны пони­мать: Он совер­шен­но спра­вед­лив, и мы долж­ны верить, что Он руко­во­дит всем и одна­жды зло будет окон­ча­тель­но уни­что­же­но.

VII-VI века до Р.Х.

Навухо­до­но­сор II, Валта­сар, Дарий I, Кир II

Предска­зал близ­кие собы­тия и собы­тия дале­ко­го буду­ще­го, в том чис­ле созда­ние Римской импе­рии, когда родит­ся Христос – осно­ва­тель все­мир­но­го, веч­но­го цар­ства – свя­той Церкви. Предска­зал вре­мя рож­де­ния Спаси­те­ля, Его смерть, раз­ру­ше­ние Иеруса­лим­ско­го хра­ма и само­го горо­да, пре­кра­ще­ние вет­хо­за­вет­ных жертв.

Нужно хра­нить веру в истин­но­го Бога, даже если пре­тер­пе­ва­ешь гоне­ния. Горде­цу сле­ду­ет сми­рять свое серд­це, чтобы не гне­вить Госпо­да. Нам сле­ду­ет думать не столь­ко о буду­щем, сколь­ко о том, как нам жить сей­час, чтобы не стать жерт­ва­ми буду­щих собы­тий.

VII-VI века до Р.Х.

Сподо­бил­ся виде­ния сла­вы Божией. Проро­че­ство­вал о вос­кре­ше­нии из мерт­вых, Мессии, воз­об­нов­ле­ния бого­слу­же­ний в хра­ме. Также пред­ре­кал духов­но-нрав­ствен­ное паде­ние евре­ев, разо­ре­ние дру­гих наро­дов.

Бог вос­пи­ты­ва­ет Свой народ, чтобы люди ста­ли бли­же к Нему. Господь жела­ет не гибе­ли без­за­кон­ни­ков, но их пока­я­ния.

Дарий I (1Ездр. 6:14)

Призы­вал народ к пока­я­нию. Обличал народ, забо­тя­щий­ся о сво­их жили­щах, а не о доме Божием. Обличал высо­ко­ме­рие стро­и­те­лей вто­ро­го Иеруса­лим­ско­го хра­ма, пола­гав­ших, что рабо­та на свя­том месте уже дела­ет их свя­ты­ми.

Читать еще:  Сильные молитвы исцеляющие от пьянства сына, обращение к разным святым

На пер­вом месте в жиз­ни чело­ве­ка дол­жен быть Бог. Нечистое, кос­нув­шись чисто­го, не освя­ща­ет­ся.

Подроб­ные про­ро­че­ства о гря­ду­щем Мессии (буду­щее явля­ет­ся аре­ной ново­го мес­си­ан­ско­го века, но народ не дол­жен увле­кать­ся обман­чи­вой надеж­дой на Мессию, как на поли­ти­че­ско­го заво­е­ва­те­ля – для это­го про­рок воз­ве­ща­ет о Его стра­да­ни­ях на зем­ле).

День Госпо­день – это не толь­ко день гне­ва, но и день дол­го­ждан­но­го осво­бож­де­ния и радо­сти.

Обличал народ за недо­ста­ток усер­дия в жерт­вах, свя­щен­ни­ков – за укло­не­ние от веры, угро­жал им судом Божиим за поро­ки и бого­хуль­ство; в то же вре­мя про­ви­дел сла­ву вто­ро­го хра­ма и ясно пред­ска­зы­вал при­ше­ствие Мессии, явле­ние Предте­чи и гря­ду­щий Суд Божий.

Служе­ние Богу долж­но сопро­вож­дать­ся обра­ще­ни­ем серд­ца. Жертвы Богу долж­ны совер­шать­ся с усер­ди­ем и благоговением.

* Одни святые называли последним Пророком Ветхого Завета и первым Пророком Новозаветной Церкви Иоанна Предтечу, но вместе с тем, по мысли других отцов, последний пророк Ветхого Завета — Малахия, поэтому они называли его «Печать Пророков». Ему же принадлежит последняя книга Ветхого Завета. Иоанн Предтеча — это не только пророк, но и свидетель, т.е. не говорящий по слуху уха и по внушению сердца от Бога, но уже видящий Господа и говорящий, что видит: он уже свидетель, от слова «видеть». По сути, он совершает особое избранническое служение, о котором пророчествовал, в свою очередь, пророк Малахия (Мал.3:1-2; 4:5-6). При этом Малахию цитировал Сам Спаситель (Мф.11:10; 17:10-12; Мк.1:2; Лк.1:16-17 и др.).

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Библейские пророки и библейские пророчества

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 49 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях. Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Библейские пророки и их библейские пророчества – это предсказания определённых событий в священной Книге, произнесённые от имени Господа особыми людьми и предназначенные для других. Часто пророчеством считается не только сказ о будущем, но и любая изложенная Богом истина в виде наставлений и переданная через пророков. Подробнее об именах библейских пророков и их вещих словах, далее в статье.

Понятие пророчества

Христианство рассматривает такие пророчества как те, что уже исполнились, либо же как те, что должны исполнится, что говорит о непогрешимости и целостности Великой Библии.

Пророчества можно классифицировать следующим образом:

  • предсказательные и не предсказательные;
  • условные и безусловные;
  • символические и не символические.

В большинстве случаев пророчества касались жизни конкретных государств, народов, отдельных личностей. Особое место в них отведено Мессии, к приходу которого готовился весь верующий люд.

Тематику пророчеств условно можно поделить на такие виды:

  • мессианские пророчества Ветхого Завета – о приходе Мессии;
  • эсхатологические пророчества Ветхого и Нового Завета – о различных важных событиях, начале Последнего Суда, втором пришествии Иисуса, Армагедоне.

Пророки же в Библии рассматриваются как посредники между Божьим словом и народом. Это простые люди, которые были избраны Всевышним лично для пророческого служения. И причина такого выбора была известна лишь Ему.

Во время жития и служения первых библейских пророков народ переживал тяжёлый духовный упадок. И главным их заданием было возвращение истинно верующего народа к Богу. Именно поэтому пророки очень строго обличали грешников (в независимости от их статуса), предупреждали людей об обозримом будущем с помощью глубоких изречений.

Брать и сестры во Христе. Нужна ваша посильная помощь. Сотворили новый православный канал в Яндекс Дзене: Мир православный и пока мало подписчиков(20 человек). Для быстрого развития и донесения православного учения большему числу людей, просим Вас перейти и подписаться на канал. Только полезная православная информация. Ангела Хранителя Вам!

Список имен библейских пророков

Жизнь библейских пророков – это жизнь обычных людей, абсолютно разных по происхождению и социальному классу, но избранных Господом для верного служения народу. Подобная миссия накладывала огромную ответственность, которая не предполагала отказа или неправильного выполнения своих обязанностей перед Богом и людьми.

Так жизнь всех пророков и их деяния характеризуются зависимо от времени их пребывания на Земле:

  • ранние пророки: Авраам, патриархи Пятикнижия Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Моисей, Аарон; в христианстве к таким пророкам относят и Еноха; в иудейской традиции –Самуила, Нафана, Илию, Елисея;
  • поздние пророки: Даниил (его книги и писания), ему отведена самая большая роль в христианском пророчестве.

Писания Даниила – это огромное количество изречений, которые и до сегодняшнего дня не утратили свою актуальность и незыблемость.

По объёму книги библейских пророков традиционно делят на:

  • великих: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Даниил;
  • малых: Иоиль, Иона, Амос, Осия, Михей, Наум, Софония, Аввакум, Авдий, Аггей, Захария, Малахия.

Библейские пророчества – это важная часть существования христианства, его составная, без которой не было бы полной картины всего происходящего в отношениях человека с Господом и результата этого общения для мира в целом на все века.

Пророки Ветхого Завета

Он был милостив к избранному народу, однако когда нравственное падение израильтян перешло все пределы, отступил и позволил поработить его. Так, 722 год до Р.Х. ознаменовался падением Северного царства евреев. Южное, Иудея, продержалось чуть больше ста лет, ибо цари и народ в нём истинно почитали Единого Бога.

Дабы покаялись евреи, стал посылать Господь ветхозаветных пророков, указывающих на творившееся беззаконие. Избранные несли покаянные проповеди и пророчества о приходе в мир Спасителя, которому суждено спасти весь род людской от рабства греха и смерти.

Чем больше требовалась духовная помощь избранному народу, тем громче звучало Слово Божье. Один за одним появлялись пророки, возвещавшие о Воле Его и пророча скорый приход Мессии.

Пророки в Ветхом Завете: великие и малые

Пророков из Ветхого Завета разделяют на великих и малых. Первых было всего четверо: Исаия, Даниил, Иезекииль и Иеремия. Каждому из них пришлось пройти свой путь, чтобы выполнить предназначение Господа.

Исаия

Святые отцы рассказывали о пророке, жившем на Израильской земле в VIII столетии до Р.Х., как о великом и чудном, проницательном и мудрейшем.

Исаия был призван Господом для пророческого служения. Он явился сидящим на высоком престоле в окружении Серафимов. Один из ангелов прикоснулся к устам Исаии горящим углем из небесного жертвенника, чтобы тот очистился.

Его призванием стало спасение людей от духовного рабства языческого поклонения. Подобно горящей свече своим сиянием пророк обличал небогоугодные поступки. Именно ему было доверено донести до народа весть о разрушении Иудеи и пленении евреев. Рабство не стало бы вечным, и через отмеренный срок народ Божий вернулся бы домой.

Рассказывая о Христе, Исаия поражал точностью и ясностью событий, за что получил прозвище «ветхозаветного евангелиста». Он говорил людям о непорочном зачатии в чреве непорочной и целомудренной Девы, предсказывал страдания Христа во имя спасения людей и возможность спасения от разлуки с Богом через веру.

Его слова звучали во времена языческих поклонений, совершаемых даже в самом Иерусалиме. Народ не захотел услышать речи Исаии, его проповеди и посмеялся над пророчествами, предав благочестивца мученической смерти.

Тем не менее, Бог исполнил всё обещанное евреям, не принявшим воли Его.

Иеремия

Он был сыном священника из Анафофа, расположенного близ Иерусалима. Призвание к пророческому служению получил, когда ему было всего 15 лет от роду. Юноше открылось, что ещё до рождения ему было определено стать устами Божьими. Он отказывался, говоря о своей молодости и неумении красиво говорить, на что Бог коснулся уст будущего пророка и пообещал быть рядом.

Целых 23 года занимался Иеремия обличением иудеев за отступничество и идолопоклонничество, предрекая народу бедствия и войны. Он останавливался возле входа в храм и проповедовал с угрозами и слезами, на что получал лишь насмешки, ругательства, угрозы и даже побои.

Наглядно показывая грядущее рабство, Иеремия повесил на шею деревянное, а после железное ярмо. Раздражаясь пророческим речам юноши, иудейские старейшины приказали отправить его в ров со зловонной тиной, где тот чуть не скончался. Богобоязненному царедворцу Авдемелеху удалось помочь мальчику освободиться, но тот не перестал нести пророческое служение, за что угодил в темницу.

Когда в Царство иудеев пришли вавилоняне, избранный народ поверил в предсказания, но было поздно. Царь Навуходоносор выпустил юношу из заключения, позволив самому выбирать, где жить. Иеремия остался на руинах разрушенного Иерусалима, чтобы оплакать бедствия своей страны и глупость своего народа.

Согласно предания Иеремия скрыл ковчег Завета вместе со скрижалями в пещерах г. Наваф, чтобы евреи не смогли его найти. Оставшиеся на иудейской земле евреи решили сбежать на землю Египта после убийства наместника вавилонского царя. Пророк пытался убедить их не делать этого, поскольку кара, которой они опасаются, найдёт евреев и там. Вновь не послушав пророка, евреи насильно забрали его и осели в городе Тафнис. Четыре года жил там Иеремия, почитаемый египтянами и иудеями за то, что с Божьей помощью смог молитвой умертвить крокодилов. Пророк пытался открыть людям, что вскоре придёт за ними царь вавилонский, опустошит землю и сотрёт с лица земли переселенцев-иудеев, но евреи убили его. А предсказание сбылось…

Иезекииль

Сын Вузия жил в посёлке Тель-Авив, неподалёку от вавилонского Ниппуры, был женат, но стал вдовцом. В его доме часто собирались иудеи поговорить о Боге и послушать речи Иезекииля. Иерусалимского священника Иезекииля привезли в Вавилон в числе первых пленных.

Книга Иезекииля композиционно построена более стройно, чем Исаии и Иеремии, и, по большей части, написана им самим. В ней проставлены даты важнейших видений и пророчеств, последняя – 17 (29) марта 571 года. Отца Церкви сходятся, что вскоре пророка не стало. Вполне возможно, после кончины учителя один из учеников перестроил Книгу в традиционной манере: слово о народе Божьем, о язычниках и пророчества.

Читать еще:  Молитва для успокоения души и сердца — зачем нужна, кому и чем поможет, текст, советы

По преданию, могила Иезекииля находится возле Бирс-Нимруда. Память пророка чтится Церковью 21 июля.

Даниил

Среди пленников, доставленных к царю Навуходоносору, были юноши знатного происхождения Даниил, Анания, Мисаил и Азария. Царь отдал распоряжение обучить их мудрости и оставить для воспитания при дворе. Еврейские юноши, однако, чтили заветы веры и отказались от роскоши и излишков, питаясь лишь водой и овощами. Бог наградил их мудростью, а Даниилу подарил возможность толковать сны. Прозорливостью юноша превзошёл халдейских мудрецов и был приближён к царю.

Как-то раз Навуходоносору приснился впечатливший его сон, содержание которого он благополучно забыл наутро, поэтому повелел мудрецам раскрыть тайну этого сна. Вавилонские волхвы и звездочёты оказались бессильны, а Даниил, во славу Господа и с Его помощью, разгадал содержание и значение сновидения.

Спустя время царь пожелал построить огромную статую себя, чтобы воздавались ей почести. Отроки Азарию, Ананию и Мисаила отказались и были отправлены в пылающую печь. Пламя должно было сразу же поглотить юношей, но они спокойно ходили по огню, совершая молитву. Поразившись тому, что юноши остались целы, и царь решил обратиться к Богу.

Во времена царя Валтасара пророк Даниил нашёл значение надписи, таинственным образом появившейся во время празднования на дворцовой стене. Она говорила о грядущем падении Вавилона.

Во время царствования персидского царя оклеветанного Дария пророка бросили к голодным львам, но хищники к нему не притронулись, и он остался невредим. Обрадованный и впечатлённый царь приказал поклоняться Единому Богу.

Даниил печалился о еврейском народе, справедливо покаранном Богом за грехи свои и отданном в плен. Он не раз ходатайствовал за него перед царём Киром, высоко ценившем пророка. Своей праведной жизнью, молитвой и благочестием искупал Даниил грехи своего народа, за что ему открылась судьба израильтян и всего мира.

Об авторе и о времени служения пророка

Об авторе и о времени служения пророка

Иеремия был пророком в Иудейском царстве в период правления царей Иосии (640–609 гг. до н. э.), Иоахазе (609), Иоакиме (609–597), Иехонии (597) и Седекии (597–587). Начальные слова книги (1:2) говорят нам о том, что его служение началось в 627 г. до н. э. Следовательно, его служение в целом продолжалось сорок лет и совпало с последними годами Иудейского царства. Таким образом, Иеремию можно причесть к одному из пророков изгнания вместе с Иезекиилем.

Иеремия, как и Иезекииль, был последователем великих пророков столетия (или даже более ранних, таких, как Исайя, Осия, Амос, Михей), которые пророчествовали в тот период, когда все еще существовали два царства, Израиль (Северное царство) и Иудея (Южное царство). Однако первое из них было разрушено в 722 г. до н. э. могучей Ассирией («жезл гнева Моего [Господа]»; Ис.10:5), после того как предупреждения Амоса и других пророков не были приняты во внимание. Следовательно, Иудея Иеремии, хотя и уцелела после нападения Ассирии (см.: 4 Цар. 18–20), была малочисленным и незащищенным остатком Божьего народа. Как долго могли они оставаться в живых? Ответ на это зависел от того, прислушаются ли они к словам Господа, переданным через Иеремию.

Когда Иеремия впервые услышал слово от Господа, Ассирия больше не была такой сильной, как прежде. Из–за того, что она пришла в упадок (такова судьба всех империй), царь Иосия обрел возможность подтвердить древние израильские притязания на территорию Северного царства, утраченную столетия тому назад (4 Цар. 23:15–20). В 612 г. до н. э. столица Ассирийской империи Ниневия пала перед новым хозяином этой местности, Вавилоном, который теперь представлял новую угрозу Божьему народу. Иеремия изображает его как армию, которая придет «от страны северной» (6:22). Как за сто лет до этого, так и теперь, Божественный промысел о Его народе был тесно связан с историческими и политическими событиями, которые происходили в соответствии с Его волей. Он Сам поведет врага против Своего неверного народа (5:15).

Похожие главы из других книг

56. Время служения пророка Наума.

56. Время служения пророка Наума. Седьмое место в числе двенадцати меньших пророков, занимает пророчество или бремя [Бремя — . Так как они говорили, быв обемлемы Духом (. ) . то Наум и назвал действие благодати . Святой Иоанн Златоуст в толковании на Исаию] о

Глава 1244: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал, не входите в дома пророка, если только не разрешат вам войти для трапезы, и не дожидайтесь времени её, если же пригласят вас, то входите, а поев, расходитесь, не затягивая беседы. Поистине, подобное причиняет страдания пророку, ко

Глава 1244: Слова Всемогущего и Великого Аллаха: «О те, кто уверовал, не входите в дома пророка, если только не разрешат вам войти для трапезы, и не дожидайтесь времени её, если же пригласят вас, то входите, а поев, расходитесь, не затягивая беседы. Поистине, подобное причиняет

1:1 О пророке и времени его служения

1:1 О пророке и времени его служения Имя Исайя означает «Спасение Яхве», что как нельзя лучше подходит к «евангельскому пророку». Перечень царей, при которых он жил, показывает, что его пророческое служение длилось как минимум сорок лет, начиная с последнего года правления

Вопрос об авторе «Пастыря» и времени происхождения книги

Вопрос об авторе «Пастыря» и времени происхождения книги По вопросу об авторе «Пастыря» и времени его написания взгляды исследователей значительно расходятся. Загадка его происхождения заключается в том, что, с одной стороны, имеется точное известие, что «Пастырь»

Вопрос об авторе послания и времени его происхождения

Вопрос об авторе послания и времени его происхождения Рукопись, в которой сохранилось «Послание к Диогнету», как сказано, представляла собой, по-видимому, вторую часть собрания творений св. Иустина, и самое послание в ней помещено как произведение именно Иустина (. .

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии

Глава 48. Прославление промышления Господня в людях чрез пророка Илию, пророка Елисея, пророка Исаию, благочестие и мудрость царя Езекии 1-15 Ср. 3 Цар. XVII-XIX; XXI; 4 Цар. I-X;

Толковая Библия Том 6 Книга пророка Иеремии 1. Имя и происхождение пророка

Толковая Библия Том 6 Книга пророка Иеремии 1. Имя и происхождение пророка Значение имени пророка Иеремии — Jrmijahu или, в сокращении, Jremjah установить трудно. Если производить его от глагола rama — бросать, то оно будет значить: Иегова отвергает. Но оно может быть производимо от

Глава 5. 1–9. Жалоба пророка на развращение народа иудейского. 10–19. Приговор Божий. 20–31. Новая, более сильная жалоба пророка

Глава 5. 1–9. Жалоба пророка на развращение народа иудейского. 10–19. Приговор Божий. 20–31. Новая, более сильная жалоба пророка 1-9 То наказание, которое возвещено Иудее и Иерусалиму в предшествующей главе, является вполне заслуженным. В Иерусалиме, столице Иудеи, царствует

Глава 15. 1–9. Новый отказ Иеговы на молитву пророка. 10–21. Душевные страдания пророка и ободрение его Богом

Глава 15. 1–9. Новый отказ Иеговы на молитву пророка. 10–21. Душевные страдания пророка и ободрение его Богом 1-9 Господь не хочет простить Своему народу, потому что он не заслуживает этого. Народу остается принять все наказания, определенные ему праведным судом Божиим, и

Глава 20. 1–6. Угроза судом Божиим Пасхору, оскорбившему пророка. 7–18. Жалоба пророка на тяжесть своего положения и утешение, какое подает ему Бог

Глава 20. 1–6. Угроза судом Божиим Пасхору, оскорбившему пророка. 7–18. Жалоба пророка на тяжесть своего положения и утешение, какое подает ему Бог 1-6 Пасхор, надзиратель в храме, услышав предсказание Иеремии, ударил его и запер в колодки на целые сутки. За это Иеремия

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние пророка в течение посл

Глава III. Вступление пророка в служение. 1-3. Съедение свитка. 4-11. Успокоительное ободрение пророка к принятию призвания. 12-15. Удаление Божественного явления и перенесение пророка в Тел-Авив. 16-21. Новые разъяснения насчет пророческого призвания. 22-27. Внешнее состояние

Глава 7. 1-6. Скорбь пророка о развращении избранного народа. 7-10. Суд. Божий и милость к народу. 11-17. Слава Израиля пред языческими народами. 18-20. Хвалебная песнь пророка Господу

Глава 7. 1-6. Скорбь пророка о развращении избранного народа. 7-10. Суд. Божий и милость к народу. 11-17. Слава Израиля пред языческими народами. 18-20. Хвалебная песнь пророка Господу 1 Горе мне — описание нечестия в 1-6 понимается или как речь от лица пророка, скорбящего о развращении

9. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

9. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. (Лк. 7:26). Смысл слов Христа достаточно ясен. Спаситель опять спрашивает: но зачем же вы ходили (в пустыню)? Пророка смотреть? Здесь предполагается положительный ответ; да, пророка. Но лицо, которое народ

Цель служения пророка Яхии

Цель служения пророка Яхии (Мат. 3:1-12; Мк. 1:2–8; Лк. 3:1-18)19 И вот свидетельство Яхии. Когда предводители иудеев послали к Яхии священнослужителей и левитов h, чтобы спросить его, кто он такой, 20 он сказал им прямо, не скрывая:— Я не Масих.21 Они спросили его:— Тогда кто же ты?

Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна

Личность и начало служения святого Пророка и Предтечи Господня Иоанна Незадолго до выхода Иисуса Христа на общественное служение в Иудее появился пророк Иоанн – со свидетельством о скором пришествии Мессии и призывом к покаянию.Евангелие от Луки подробно рассказывает

Время и место служения пророка

Время и место служения пророка О личности пророка ?вдия (евр. «Обадйя?» – «раб, служитель Яхве?») и времени его служения не сообщается никаких сведений ни в его книге, ни в других священных книгах, а предания о нем разноречивы и требуют проверки: одни считают его

Читать еще:  Вячеслав – именины, краткая характеристика человека

Введение к книгам пророков

Идея пророческого служения в Ветхом Завете представлена отношениями, которые сложились между Моисеем и Аароном. Когда Моисей отказался лично выступать от имени Бога, Бог избрал Аарона, чтобы тот был «глашатаем» при Моисее (Исх. 4,12–16). Аарон должен был стать «устами» Моисея и говорить от его имени. Функция Аарона при Моисее позднее была осмыслена как функция Моисеева «пророка» (Исх. 7,1.2). Точно так же пророком Божиим является тот, кто возвещает слова Бога. Когда Бог не считает возможным говорить открыто (как говорил из горящего куста, или при вручении Закона, или когда Илия услышал голос Божий в тихом веянии ветра), Он говорит со Своим народом устами тех людей, которые избраны Им, чтобы служить рупорами Божиего откровения.

Божие откровение в ветхозаветный период, как об этом сказано в Евр. 1,1, доносилось до людей «многообразно» (т.е. различными путями), и уникальное явление ветхозаветного пророческого служения является прекрасной тому иллюстрацией, поскольку откровение приходило к пророкам в видениях, состояниях транса, посредством загадочных явлений, внутреннего побуждения, знамений и чудес. Невероятно трудно обобщить все аспекты служения, которое охватывало огромный временной период и проявлялось в разнообразнейших ситуациях, но составить представление об этом служении вполне возможно, поскольку оно запечатлено в словах самих пророков, а их деяния вряд ли можно рассматривать как результаты исключительно их личных усилий.

Ветхозаветное пророчество не является чем-то темным и хаотичным, оно не ведет человека к эгоцентризму, не вовлекает в оккультизм и не направляет на путь саморазрушения. Будучи голосом Божиим, пророки увещевали, предупреждали и поддерживали народ. Греху, давно и прочно утвердившемуся в человеческом сердце, они противопоставили слово Божие.

История ветхозаветного пророческого служения подразделяется на три основных периода. О пророках, чье служение приходится на ранний период монархии в Израиле и Иудее, нам известно только то, что сообщают о них исторические книги. Такие выдающиеся в истории Израиля пророки, как Самуил, Нафан, Илия и Елисей, относятся к этому «доклассическому» периоду израильского пророческого служения. Поскольку названные пророки не записывали свои пророчества, нам куда больше известно о том, что они делали, чем о том, что они говорили. «Классический» период израильского пророческого служения – восьмой и седьмой века до Р.Х. – уже представлен первыми собраниями письменно зафиксированных пророчеств. Плеяда пророков этого периода оказалась как бы замкнутой между двумя страшными катастрофами – падением Израильского царства под натиском Ассирии (израильские пророки Амос и Осия и иудейские – Исаия и Михей) и покорением Иудейского царства Вавилоном (Софония, Наум, Аввакум и Иеремия). И, наконец, пророки изгнания и периода после плена, которые возвещали народу слово Божие как в тяжкие годы вавилонского плена (Иезекииль и Даниил), так и после возвращения из плена (Аггей, Захария и Малахия).

Содержание протестантского канона Священного Писания показывает, что служение пророков как провозвестников Царства Божиего сменилось временем молчания – периодом между последним пророком Ветхого Завета Малахией и Иоанном Крестителем, служение которого было на рубеже двух заветов. Малахия предсказал, что приходу Мессии будет предшествовать возвращение Илии (Мал. 4,5.6). Это отнюдь не означало реинкарнацию Илии – слова пророка подразумевали, что Иоанн Креститель будет наделен силой и властью Илии. Характер и служение Иоанна Крестителя представляли как бы совокупность особенностей, свойственных его предшественнику на пророческом поприще. Иоанн являл собой личность, отделенную от остальных людей, но его служение состояло в том, чтобы заставить этих людей слушать. Он появлялся перед царями и терпел от них гонения. Смысл его служения состоял в том, чтобы призвать людей покаяться и возвратиться к Богу. Он предсказал пришествие Иисуса Христа и Его величие. Во всем этом он походил на пророков Ветхого Завета. У Иоанна Крестителя были ученики (Лк. 7,19; Ин. 1,35–37; ср. Деян. 19,1–5), подобно тому как у ветхозаветных пророков были служители-помощники (3 Цар. 19,19–21; 4 Цар. 5,20) и последователи, известные под названием «сыны пророков» (4 Цар. 2,3–7,15; 4,38; 6,1–3; ср. 1 Цар. 10,10–12). Основываясь на свидетельствах о взаимоотношениях между Иеремией и Варухом (Иер. 36,4. 14–18,32), можно вполне обоснованно предположить, что «сыны пророков» заботились о письменной фиксации предсказаний, произносимых пророками, а также о сохранении тех книг, которые известны нам как книги пророков и которые названы именами пророков. Пророческие книги имеют характерную особенность – в них часто представлены небольшие выдержки, которые (только если их собрать воедино) указывают на то, что принадлежат они именно данному пророку. В них присутствует эпический элемент, привносимый повествователем, а потому восстановить исторически подлинные слова пророка в их оригинальном виде бывает невозможно.

Пророческие книги были написаны на отдельных свитках задолго до того, как стало возможным представить большую книгу в виде одного цельного издания. Поэтому и не вызывает удивления факт, что в окончательном каноне Писания в отношении пророческих книг допускается некоторая вариативность. Ветхий Завет, полученный протестантскими церквами, по своему содержанию идентичен еврейской Библии, несмотря на различие в порядке следования книг. В общем, как это наблюдается и с книгами Нового Завета, порядок расположения пророческих книг отражает компромиссное решение, призванное сгладить дискуссионные моменты, связанные с вопросами языка, датировкой и идентификацией книг. Книги Исаии, Иеремии и Иезекииля – общепризнанных «больших пророков», – расположенные в хронологическом порядке, возглавляют собрание пророческих писаний. Небольшие книги «малых пророков» (в еврейской Библии объединенные в одну книгу) следуют за ними, также в хронологической последовательности. В еврейской Библии Плач Иеремии и Книга пророка Даниила (последнего из «больших пророков» в протестантском каноне) отнесены к «Писаниям» – наряду с книгой Иова, Псалтирью, а также другими книгами, например, Ездры и Неемии, принадлежащими к тому же историческому периоду.

Слова пророков – это обращение Бога к Своему народу. И хотя они характеризуются широким спектром индивидуальных стилей изложения, в них присутствует ряд актуальных тем и образов, рассмотреть которые будет весьма полезно.

1. Часто присутствует тема брака, поскольку Господь таким образом выражал ту теснейшую близость, которая существовала в Его отношениях с Его народом и была основана на Его торжественном обещании (Иез. 16,8–14; Ос. 2,14–20).

2. Судебный процесс (евр. «риб»), или тяжба, – образ, посредством которого выражено отношение Бога к людям, нарушившим свой договор с Ним (Ос. 12,3; Мих. 6,1–3). Упоминание действий, характерных для зала суда, таких, как показание свидетелей и формальное обвинение, усиливает обличительную направленность. Пророки часто обличали людей богатых, облеченных властью, а также принадлежавших к религиозной элите, за то, что они притесняли бедных. Пророки упрекали весь народ в том, что нет «богопознания на земле» (Ос. 4,1). Люди знали о Боге, но у них не было с Ним живых отношений, основанных на вере и доверии к Нему.

3. Пророчества о других народах, являющиеся, по сути, речами, обращенными против врагов народа Божиего и осуждающими каждого, кто предается грехам (Иер. 46–51; Иез. 25–32). Израиль, к сожалению, не всегда выглядел более праведным, чем его соседи.

4. Нравственное учение пророков решительно направлено против греховных волеизъявлений. Пророки осуждали бесчестность, жестокость, гордость и нечестивость. Они угрожали возмездием за ложные верования, но куда более сурово обличали искажение истинной религии, особенно те ритуалы, которые оставляли сердца пустыми.

5. Проблема истинных и ложных пророчеств, которая проявляется в противостоянии пророков Господа прочим «пророкам», как поклонявшимся ложным богам (подобно пророкам Ваала, 3 Цар. 18,22), так и тем, кто говорил ложь, прикрываясь именем Божиим (пророк Анания, Иер. 28). Доказательство того, что пророчество исходит от Бога и пророк не является самозванцем, проистекало из права пророка передавать Божественное слово (Втор. 18,20–22). Пророчество истинного пророка неизменно должно исполниться, даже если оно касается событий отдаленного будущего. Жизнь самого пророка должна согласоваться со словом Божиим. Наконец, пророческое служение должно соответствовать характеру Самого Бога и Его учению.

6. Многие пророчества касаются пришествия Мессии. В Своей земной жизни Иисус исполнил все, что было предсказано о Нем ветхозаветными пророками. Ветхозаветные пророчества являются неоспоримым свидетельством исключительного статуса Иисуса – эпицентра пророческого слова. В Новом Завете сказано, что «свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19,10) и что «все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь» (2 Кор. 1,20).

Пророчества часто изложены в поэтической форме. Это обстоятельство, а также их соотнесенность с исторической ситуацией, далеко отстоящей во времени, делает перевод пророчеств и их толкование весьма затруднительным. Поэтому необходимо уделять особое внимание контексту, в который заключено пророчество, чтобы дать ему правильное истолкование. Пророки обращали свои наставления и обличения к представителям всех слоев общества и бичевали каждое из проявлений греха. В религиозном отношении пророки были последовательными монотеистами, в социальном – неутомимыми поборниками справедливости, в духовном – провозвестниками Царства Божия, объявившими о пришествии в мир Иисуса Христа.

Выдающееся служение ветхозаветных пророков завершилось с приходом Иисуса – последнего и самого великого Пророка, как Он Сам сказал о Себе. (см. Лк. 7,24–28). Все пророки, бывшие прежде, указывали на Него. Когда же Он пришел – пророчества исполнились и утратили свою ориентацию на будущее. В день Пятидесятницы весь народ Господень получил Духа Святого (Деян. 2,17; ср. Числ. 11,29), и пророческий дар продолжал присутствовать в ранней Церкви (Деян. 21,10. 11; Рим. 12,6; 1 Тим. 4,14; Откр. 1,3). Однако новозаветные пророки были наделены новой властью – их вдохновлял Христос. И в этом состоит их отличие от пророков Ветхого Завета.

Служение Самого Слова продолжили апостолы, а затем это служение приняла церковь, основанная на апостольском свидетельстве. Благая весть уже не провозглашается многими способами – «многообразно», как это было характерно для пророков Ветхого Завета (Евр. 1,1). Но тем не менее пророки древнего Израиля во все века продолжали оставаться для церкви глашатаями слова Божиего и по прошествии столетий остаются голосом Божиим, обращенным к Его народу.

Дополнительные материалы: статьи, карты, таблицы,

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector