Молитвы Андрея Критского во время великого поста: канонические правила

Зачем присутствовать на каноне Андрея Критского и делать земные поклоны?

Человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм. Епископ Сильвестр (Стойчев) о великопостных богослужениях.

– Владыко Сильвестр, как православному христианину нужно держать Великий пост и о каких особых богослужениях в этот период нам важно знать?

– В соблюдении Великого поста важно, если так можно выразиться, правильно расставлять акценты. Нередко в пост, как ни странно это прозвучит, предаются крайностям. Кто-то постится очень-очень строго, до изнеможения и истощения, другие, наоборот, почти с первых дней начинают искать возможности «послабления». Причем с послаблениями бывают даже комичные ситуации. Еще будучи студентом, я стал свидетелем разговора: прихожанка просила послабления в пост у духовника, мотивируя многими болезнями, одолевающими ее. Он, понимая немощь, благословил, а потом спрашивает: «А что же Вы хотите кушать в пост?» Прихожанка отвечает: «Молоко, творог, кефир, яйца, ну и рыбку, конечно». Тогда священник возмущенно ей ответил, что это не послабление поста, а практически отмена его. Так что постясь, не следует бросаться в крайности.

Кроме того, пост вообще, а Великий в особенности, должен быть связан с покаянием, то есть с очищением себя от страстей. Поэтому необходимо в эти дни особо прилагать усилия к искоренению своих дурных наклонностей. Важной частью правильного соблюдения поста являются дела милосердия. И, конечно же, святая Четыредесятница, время сугубой молитвы. Уже первая седмица поста задает молитвенный настрой. Например, первые 4 дня читается Великий канон святого Андрея Критского.

А каков смысл канона прп. Андрея Критского?

– Смысл этого канона – призыв к покаянию, к изменению образа жизни, согласно учению Христа. Канон большой – в нем около 250 тропарей. Содержание многих из них отсылает нас к Священному Писанию. В каноне огромное количество ссылок, аллюзий на Священную историю. На примере библейских повествований показывается, что Бог прощает людей, даже несмотря на катастрофические падения, и напоминает, что покаяние – это изменение способа жизни, радикальная перемена жизни.

В одном из тропарей канона есть такое выражение «Самоистукан бых страстьми» (по-русски: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями»). Смысл этих слов очень глубокий: человек, удовлетворяя свои страсти, становится идолом для самого себя. Мы служим себе, мы восхваляем себе, мы все делаем ради себя, рассматриваем себя как источник своих сил, успеха, верим только в себя и надеемся только на себя. Вот к чему приводит угождение страстям. В каноне же говорится, что для нас первостепенным является не быть самоистуканами, не существовать ради угождения себе, но жить по заповедям Божьим. Канон Андрея Критского – напоминание о том, что именно Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно.

– Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?

– В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится, «невольник – не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви. Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т. п. Вот как раз желание быть причастным к богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.

Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки. Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем, на курсы иностранных языков. Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное. Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины».

В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.

– Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.

– Коленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.

Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала.

Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.

Беседовала Наталья Горошкова

Приход храма в честь святого великомученика Георгия Победоносца сельского поселения Георгиевка Кинельской Епархии

Ч еловек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм.

Е пископ Сильвестр (Стойчев) о великопостных богослужениях.

– Владыко Сильвестр, как православному христианину нужно держать Великий пост и о каких особых богослужениях в этот период нам важно знать?

В соблюдении Великого поста важно, если так можно выразиться, правильно расставлять акценты. Нередко в пост, как ни странно это прозвучит, предаются крайностям. Кто-то постится очень-очень строго, до изнеможения и истощения, другие, наоборот, почти с первых дней начинают искать возможности «послабления». Причем с послаблениями бывают даже комичные ситуации. Еще будучи студентом, я стал свидетелем разговора: прихожанка просила послабления в пост у духовника, мотивируя многими болезнями, одолевающими ее. Он, понимая немощь, благословил, а потом спрашивает: «А что же Вы хотите кушать в пост?» Прихожанка отвечает: «Молоко, творог, кефир, яйца, ну и рыбку, конечно». Тогда священник возмущенно ей ответил, что это не послабление поста, а практически отмена его. Так что постясь, не следует бросаться в крайности.

Кроме того, пост вообще, а Великий в особенности, должен быть связан с покаянием, то есть с очищением себя от страстей. Поэтому необходимо в эти дни особо прилагать усилия к искоренению своих дурных наклонностей. Важной частью правильного соблюдения поста являются дела милосердия. И, конечно же, святая Четыредесятница, время сугубой молитвы. Уже первая седмица поста задает молитвенный настрой. Например, первые 4 дня читается Великий канон святого Андрея Критского.

А каков смысл канона прп. Андрея Критского?

Читать еще:  Важность значения имени Николай в течение его жизни

С мысл этого канона – призыв к покаянию, к изменению образа жизни, согласно учению Христа. Канон большой – в нем около 250 тропарей. Содержание многих из них отсылает нас к Священному Писанию. В каноне огромное количество ссылок, аллюзий на Священную историю. На примере библейских повествований показывается, что Бог прощает людей, даже несмотря на катастрофические падения, и напоминает, что покаяние – это изменение способа жизни, радикальная перемена жизни.

В одном из тропарей канона есть такое выражение «Самоистукан бых страстьми» (по-русски: «Истуканом я сделал сам себя, исказив душу свою страстями»). Смысл этих слов очень глубокий: человек, удовлетворяя свои страсти, становится идолом для самого себя. Мы служим себе, мы восхваляем себе, мы все делаем ради себя, рассматриваем себя как источник своих сил, успеха, верим только в себя и надеемся только на себя. Вот к чему приводит угождение страстям. В каноне же говорится, что для нас первостепенным является не быть самоистуканами, не существовать ради угождения себе, но жить по заповедям Божьим. Канон Андрея Критского – напоминание о том, что именно Бог спасает, прощает, милует и дает возможность возродиться духовно.

– Обязательно ли присутствовать православным во время чтения этого канона? Есть какие-то канонические правила?

В канонической традиции Православной Церкви говорится о необходимости присутствия на Литургии. В отношении канона Андрея Критского таких предписаний нет. Но следует понимать, что ведь важен не принцип обязательности (как говорится, «невольник – не богомольник», никто никого силком вести не будет), а желание и решение быть во время богослужения в Церкви. Безусловно, есть целый ряд факторов, которые могут повлиять: работа, командировки, болезни, здоровье ближних, неотложные дела и т. п. Вот как раз желание быть причастным к богослужебной жизни Церкви проверяется в подобной ситуации, когда, с одной стороны, есть все эти неотложные и весомые причины, с другой, желание хотя бы первую седмицу присутствовать на всех богослужениях.

Можно привести такое сравнение: человек выделяет время для занятия спортом или посещения курсов, но если речь заходит о богослужении, находится тысяча аргументов, почему не идти в храм: ноги болят, спина болит, хромой, слепой, далеко ехать, ничего не понятно и т. д. Это отговорки. Люди, устав от работы, находят время ходить в конце рабочего дня, скажем, на курсы иностранных языков. Где тоже не все понятно, но тем не менее готовы тратить время и силы, чтобы понять язык, но почему-то в ситуации, когда не понятно, что в храме читают, не тратят время и силы на то, чтобы понять, а принимают радикальное решение – вообще не буду ходить. Такое поведение нелогичное. Если человек заинтересован в понимании читаемого на богослужении, то он найдет возможность разобраться и понять. В общем, как говорится, «кто хочет, ищет возможности, а кто не хочет, ищет причины».

В жизни действительно много забот, люди вросли в суету мирских дел, и Великий пост как раз тот период, когда хотя бы малую часть своего времени нужно выделить и посвятить Богу. По этому поводу есть интересная мысль у Григория Двоеслова, который рассматривает Великий пост как десятину от года, которую нужно отдать Богу. Действительно, если не учитывать воскресные дни, когда послабляется пост, и Страстную седмицу (которая в уставе рассматривается отдельно от святой Четыредесятницы), то получается 36 дней, т. е. практически десятина года.

– Великий канон – это еще одна из немногих возможностей коленопреклоненной молитвы. Не так много служб, где всем храмом совершаются земные поклоны. Расскажите об этой особенности.

К оленопреклонение в Православной Церкви связано с сугубым сокрушением сердца, с покаянием. Например, делать земные поклоны в дни радости неправильно, не предписано Уставом. Например, в пасхальные дни поклоны отменяются.

Но во время Великого поста, в период усиленного подвига, напоминания о покаянии, нужно действовать сообразно состоянию. Безусловно, что коленопреклонение вводит нас в атмосферу покаяния. Поэтому по возможности нужно делать земные поклоны: во время молитвы прп. Ефрема Сирина, после каждого тропаря Великого канона прп. Андрея Критского. В свое время это была повсеместная практика, потом в силу разных обстоятельств не во всех храмах она присутствовала.

Тем не менее сейчас, в первую седмицу Великого поста, прихожане Киево-Печерской Лавры и многих приходских храмов, от мала до велика, делают земные поклоны на каждый тропарь Великого канона свт. Андрея.

Беседовала Наталья Горошкова

Покаянные молитвы Андрея Критского во время Великого поста

Если у вас возникло желание лучше узнать церковные традиции, то нельзя обойти стороной и великий покаянный канон Андрея Критского. Это довольно объемное произведение, написанное в 8 веке н.э. Таким образом, этому удивительному канону уже больше 12 веков. По традиции, его читают во время Великого поста.

Я соблюдаю пост и выполняю все необходимые предписания не так давно – всего несколько лет. Но могу сказать, что за то время, пока читаешь покаянные молитвы Андрея Критского, в душе становится светлее, ощущаешь себя ближе к Богу, лучше осознается идея покаяния.

Я чувствую себя намного лучше и спокойнее, приходит понимание всех совершенных грехов и справедливости всех событий, которые происходили в моей жизни. Могу сказать, что читать канон Андрея Критского не всегда просто – сложно дается понимание церковнославянского языка, не всегда понятны образы, которые использует автор в своем произведении.

Но то спокойствие и уверенность в любви Бога ко мне, которые приходят в результате чтения канона, очень важны для меня. Канон – большое произведение, его читают не торопясь, с осознанием всей серьезности задачи – повторяя проникновенные слова святого Андрея, почувствовать себя ближе к Богу.

Краткое житие Андрея Критского

Андрей Критский родился в конце 7 века н.э. Известно, что его родители были христиане и воспитывали Андрея в глубокой вере. Но в семье было большое несчастье – ребенок рос немым. Маленький Андрей не произносил ни одного слова! Все изменилось после первого причастия – мальчик начал говорить, а впоследствии даже стал одним из самых известных и красноречивых ораторов своего времени.

После чуда, которое произошло с мальчиком, он начал очень серьезно изучать богословские науки. Его будущее было предопределено – он решил связать свою жизнь с Богом. В 14 лет он уходит в монастырь, ведет очень строгую жизнь, постоянно молится.

Андрей заслужил большое уважение и любовь со стороны братии, впоследствии стал архидиаконом. За свою жизнь святой написал большое количество произведений церковной литературы – около 70 канонов, из которых самым известным и объемным является Великий покаянный канон.

Автор канона в итоге получил сан архиепископа одного из городов на острове Крит, поэтому и остался в истории как Андрей Критский.

Особенности чтения покаянной молитвы

Великий покаянный канон – особое произведение. Он относится, скорее, к жанру философских размышлений о смысле жизни, значении греха и возможности его преодоления.

В каноне Андрей Критский напоминает нам о грешниках, о которых известно из истории и из Библии. Также он рассуждает о жизни известных праведников, о примере их судьбы для всех ныне живущих.

Читая или слушая об этих персонажах, мы поневоле задумываемся: а какова наша роль в жизни? Что хорошего сделали мы? Вспоминаются все проступки, осознаются грехи.

Канон представляет собой настоящий вопль к Богу о милости. И во время Великого поста эти слова очень созвучны настрою верующих. Благодаря эмоциональности канона, читающие также настраиваются на проявление эмоций – любви к Богу, покаяния, проявления горя из-за тяжести собственных грехов.

Время чтения канона

Поскольку Покаянный канон является особым произведением, то для его чтения в церкви предназначены строго определенные службы. Произведение читается дважды:

  • с понедельника по четверг первой недели поста (в начале вечерних служб),
  • в четверг пятой недели (на утренней службе).
Читать еще:  Вечерние молитвы на сон грядущий — зачем нужны, кому и чем поможет, текст

На первой неделе священник читает канон, стоя в центре храма, в самом начале службы. Во время чтения необходимо делать земные поклоны (для них отводятся время между основными частями произведения). В этот период канон читается по частям (текст разделяется на 4 части, для служб с понедельника по четверг).

В четверг на пятой неделе (на утрене) текст канона читается полностью.

Почему следует читать канон Андрея Критского во время Великого поста

Многие считают, что в Великий пост главное – это не есть мясную и жирную еду. Но это далеко не так! Многим людям, которые имеют проблемы со здоровьем, священники разрешают есть именно ту еду, которая будет полезной для больных. Главное в период Великого поста совсем не диета.

Великий пост – это период, когда мы собираем все свои духовные силы, когда мобилизуем все помыслы на духовную работу. В это время происходит отказ от повседневных привычек и бытовых забот, мы обращаемся к вечности, думаем о будущей вечной жизни.

Во время семи недель напряженной внутренней работы человек вовлекается в общение с Богом, и это происходит именно благодаря молитве. В том числе благодаря покаянной молитве Андрея Критского.

Таким образом, Великий покаянный канон Андрея Критского:

  • помогает осознать свои грехи,
  • дает надежду на вечную жизнь в Боге,
  • учит нас проникновенной беседе с Богом,
  • помогает не совершать грехов в будущем.

Заключение

Великий покаянный канон читается во время Великого поста дважды – с понедельника по четверг на первой неделе (по вечерам) и в четверг пятой недели утром. Истинно верующим желательно посетить богослужения в эти дни, потому что это действительно особые моменты в нашей жизни.

Если у вас нет возможности посетить богослужения, во время которых читается Покаянный канон Андрея Критского, то вы можете прочитать текст канона дома.

Не забывайте, что чтение покаянных молитв во время поста – очень важное и полезное для спасения души дело!

Великий пост: Великий Покаянный Канон святого Андрея Критского

В самом начале Великого поста, как тот исходный тон, которым определяется вся великопостная мелодия, Святая Церковь предлагает нам Великий покаянный канон св. Андрея Критского. Он разделен на четыре части и читается за Великим Повечерием, вечером, в первые четыре дня Поста. Его можно описать как покаянный плач, раскрывающий нам всю необъятность, всю бездну греха, потрясающий душу отчаянием, раскаянием и надеждой.

С великим искусством св. Андрей переплетает великие образы – Адама и Еву, рай и грехопадение, патриарха Ноя и потоп, Давида, Обетованную Землю и выше всего Христа и Церковь – с исповеданием грехов и раскаянием. События Священной истории явлены как события моей жизни, дела Божии в прошлом как дела, касающиеся меня и моего спасения, трагедия греха и измены как моя личная трагедия. Моя жизнь показана мне как часть той великой, всеобъемлющей борьбы между Богом и силами тьмы, которые восстают на Него.

Канон начинается с глубокого личного вопля: С чего я начну оплакивать окаянные дела моей жизни? Какое начало положу я, Христе, нынешнему рыданию?

Одним за другим раскрываются мои грехи в глубокой связи их со все продолжающейся трагедией отношений человека к Богу, история первого грехопадения – это моя личная история: Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что я отрешен от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов… Я потерял божественные дары. Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и по подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей. Ныне я разодрал первую мою одежду, которую мне в начале соткал Зиждитель, и поэтому я наг…

Итак, в течение четырех вечеров девять песней Канона говорят снова и снова о духовной истории мира, которая в то же время – история и моей души. Слова Канона призывают меня к ответу, ибо говорят они о событиях и делах прошлого, смысл и сила которых вечны, поскольку каждая человеческая душа – единственная и неповторимая – проходит тем же путем испытаний, стоит перед тем же выбором, встречается с той же высшей и важнейшей реальностью. Значение и цель Великого канона именно в том и состоит, чтобы явить нам грех и тем самым привести нас к покаянию.

Но он являет нам грех не определениями и перечислениями, а неким глубоким созерцанием библейской истории, которая поистине есть история греха, покаяния и прощения. Канон восстанавливает в нас то духовное мироощущение, внутри которого раскаяние становится снова возможным. Когда мы слышим, например: Я не уподобился, Иисусе, Авелевой правде, никогда не принес Тебе приятного дара, ни дел божественных, ни жертвы чистой, ни безгрешной жизни… — мы понимаем, что история первого жертвоприношения, так кратко упоминаемая в Библии, открывает нам нечто основное в нашей собственной жизни, основное в самом человеке. Мы понимаем, что грех, прежде всего, есть отказ от жизни как приношения и дара, как жертвы Богу. Или другими словами, — отказ от жизни для Бога и по-Божьему. И благодаря этому откровению становится возможным произнести слова, бесконечно отдаленные от современного опыта жизни, но которые звучат глубочайшей правдой: Из праха создав жизнь, Ты вложил в мою плоть и кости, и дыхание, и жизнь: но, о Создатель мой, Избавитель мой и Судия, приими меня, кающегося.

Вот почему постный путь начинается с возврата к исходной точке, к творению мира, грехопадению, искуплению, к тому миру, где все говорит о Боге, все отражает Божью славу, где все, что происходит, все события непосредственно связаны с Богом, где человек находит настоящие измерения своей жизни, и, найдя их, кается.

Епископ Виссарион (Нечаев)

Толкования уроков покаяния

Предварительные замечания

Великий канон святого Андрея, архиепископа Критского, скончавшегося в 712 году, поется и читается по частям на великом повечерии в понедельник, вторник, среду и четверг первой седмицы Великого поста, а на утрене в четверг пятой седмицы того же поста — полностью.

Великим сей канон называется главным образом по своей обширности, потому что он содержит в себе 210 тропарей, не считая присовокупленных впоследствии к его составу тропарей в честь преподобной Марии Египетской и в честь самого творца канона Андрея, епископа Критского (всего 250 тропарей).

Великий канон принадлежит к разряду покаянных церковных песнопений. Весь он направлен к тому, чтобы пробудить душу от греховного усыпления, раскрыть перед нею, как пагубно греховное состояние ее, побудить ее к строгому самоиспытанию, самоосуждению и раскаянию, подвигнуть к отвращению от грехов и к исправлению жития.

С этой целью творец канона приводит на память грешнику лица, деяния и события из ветхозаветной и евангельской истории, начиная с сотворения Адама, и применяет сказания о них к нравственному состоянию и потребностям души, извлекает из этих сказаний обличения, угрозы, утешения, предостережения и наставления.

Канон больше всего наполнен обличениями, сущность которых выражена в следующих словах канона: «Я представил тебе, душа, Моисеево сказание о бытии мира и начиная с этого все богодухновенное писание, повествующее о праведных и неправедных. Из них ты, душа, подражала последним, а не первым, согрешая против Бога». Грешник не должен думать, что он может до конца жить во грехах безнаказанно. Нет, ему грозит участь содомлян. «Как Господь наказал некогда беззаконие содомлян, так и ты, душа, воспламенила огонь геенский, в котором будешь ты гореть» (Песнь 2).

От этой участи спасает раскаяние. Но чтобы раскаивающийся грешник не впадал в отчаяние, сознавая всю тяжесть своего падания, ему предлагается утешение в следующих словах канона: «Моисеева рука да уверит нас, душе, как Бог может убелить и отчистить жизнь прокаженную; и не предавайся отчаянию о себе, хотя ты и поражена проказою» (Песнь 6).

Читать еще:  Как завоевать мужчину рака

Немало в каноне предлагается предостережений от греха и наставлений к жизни богоугодной. Например: «Ты слышал, душа моя, что Измаил был изгнан, как порождение рабыни: будь бдительна, смотри, чтобы и тебе не потерпеть чего-либо подобного за сладострастие» (Песнь 3). «Великий Моисей поселился в пустыне; иди и ты, душа, подражай его образу жизни, дабы и тебе узреть в пустыни явление Бога» (Песнь 5).

Святой Андрей Критский
Великий покаянный канон

Настроимся на особый режим

«Великий пост — это время радости, время, когда мы можем ожить, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить — жить со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны», — слова митрополита Антония Сурожского как нельзя лучше раскрывают сущность периода Святой Четыредесятницы и Страстной седмицы. Архипастырские советы нижегородцам по поводу организации великопостного периода дает епископ Выксунский и Павловский Варнава.

Как правильно подготовить себя к Великому посту, настроиться?

— Я бы обратил внимание на духовную природу человека. Пост — время сугубого покаяния, а значит, усиленного стремления к изменению себя. Мало увидеть свои грехи (хоть и это непросто из-за самооправдания), важно еще прийти в осознание и чувство того, что своими усилиями без помощи Спасителя спастись от убивающих нас страстей мы не можем. И далее прикладываем ум, сердце, волю, тело к тем средствам спасения, что предлагает Мать наша Церковь во время Святой Четыредесятницы. Средства эти — воздержание, молитва, бдение, духовное чтение, более частая исповедь и причащение Святых Христовых Таин — должны привести нас к исцелению от мучащих нас страстей и соединению с нашей Радостью — с Богом.

В чем смысл богослужения в Прощеное воскресенье? Почему мы просим прощения в храме у людей, с которыми даже незнакомы?

— Во-первых, не со всеми в храме мы незнакомы, если, конечно, не в командировке находимся. С кем-то все же знакомы, если больше одного раза в храм зашли. Во-вторых, нам предоставлена возможность еще и принять прощение от других, почему бы не оказать великодушие? В-третьих, в этот день мы поддерживаем духовный закон, отраженный в древней традиции Церкви: Бог не примет нашего покаяния, пока в душе не водворится мир с ближними и дальними нашими.

В Великий пост — множество богослужений, и прийти на каждое просто нет возможности. На каких богослужениях быть необходимо?

— На тех, которые в течение года уже не повторятся и поэтому особенно ценны. Это вечерние богослужения первой седмицы (недели) поста с понедельника по четверг, когда читается Великий покаянный канон Андрея Критского, и седмицы, называемой Страстной, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни Спасителя нашего Иисуса Христа.

Можно ли читать покаянный канон Андрея Критского дома, если не получается четыре вечера подряд быть в храме? Можно ли читать этот канон дома в другие дни?

— Да, конечно, потому что этот канон помогает формированию покаянного самовоззрения и изобилует примерами и образами покаяния из Священного Писания и Предания Церкви.

В какие дни недели, кроме воскресенья, причащают в Великий пост?

— Богослужебный устав Великого поста имеет ту особенность, что литургии служатся не каждый день. В будние дни (среду и пятницу) совершаются литургии Преждеосвященных Даров, на которых, ввиду особенности освящения Святых Даров, не причащают младенцев. Кроме воскресных дней, «полные» литургии служатся еще и по субботам.

Есть стремление причащаться постом как можно чаще, но возникают затруднения с исповедью: получается, что каешься в одних и тех же грехах, и появляется ощущение формальности. Как быть?

— Ощущение формальности на исповеди появляется от формального отношения к покаянию. Если время от исповеди к исповеди наполнено борьбой с грехом, то исповедь будет горячей и живой, вне зависимости от того, сколько прошло времени.

Обязательно ли в Великий пост прочесть всю Библию? Что из Священного Писания обязательно к прочтению в это время?

— Всю Библию хоть когда-нибудь и хотя бы один раз прочитать было бы полезно каждому культурному человеку. На Страстной седмице по традиции прочитывают всех четырех Евангелистов, внимательнее и чаще читают последние главы, где повествуется о страданиях Христа ради нашего спасения.

Можно ли в эти дни читать художественную литературу, смотреть фильмы? Если да, то существуют ли ограничения? Можно ли ходить в театр, общаться в социальных сетях?

— Если перечисленное не связано с профессиональной деятельностью и насущной необходимостью, лучше воздержаться по причине опасности расстройства духовного инструмента — нашего сердца, которое может потерять чистоту восприятия духовной реальности. Это равнозначно тому, как если бы воин оставил пост и пошел за мороженым или повесил автомат на плечо и покинул поле боя в разгар сражения. «Всему свое время под солнцем». Пост — время подвига и духовного сражения.

Можно ли заниматься шейпингом или, например, восточными танцами — не для веселья, а с целью поддержания физической формы?

— Для поддержания физической формы очень хорошо делать много земных поклонов и совершать пробежки к местам, где есть люди, нуждающиеся в нашей помощи.

Какие вообще действия нежелательно совершать в период Великого поста?

— Постом не совершаются церковные браки, желательно отказаться от путешествий, так как трудно держать пост в условиях дороги, стараться избегать всех развлечений, ссор. Словом, всего того, что может увести от главной цели поста — воздержании от зла и соединении с Добром.

В чем смысл семинедельного брачного воздержания?

— В том же, в чем смысл воздержания вообще: воспитывать и закалять дух, учиться терпению и самоограничению, без которых невозможно победить страсти.

Как пережить Великий пост, когда рядом молодая красивая жена (муж)?

— Если рядом красивый супруг, будет хорошо, любуясь его (ее) красотой, мысленно вознестись умом к Богу, создавшего и подарившему вам такую красоту, затем вместе помолиться, попросить друг у друга прощения, пожелать спокойной ночи и идти спать в другую комнату.

Если ребенок зачат во время поста, насколько велик риск того, что он родится больным?

— Все в руках Божиих. Многое зависит от различных обстоятельств и факторов. Лучше не рисковать, все же не Родину защищаем, когда риск является делом благородным.

Как быть, если день свадьбы назначен на 26 марта текущего года?

— Дождаться окончания поста, и перенести день свадьбы на время, в которое радость от общения супругов будет не только уместна, но и благословляема Богом.

В этом году Пасха — 1 мая. Допустимо ли после ночного богослужения, после причащения Святых Христовых Таин участие в первомайском шествии со своим трудовым коллективом?

— После ночной службы обычно спят до полудня, когда уже заканчиваются все шествия. Но если у вас много жизненной энергии и пасхальной радости, можно разделить ее и с коллегами по работе. Хотя, мне кажется, первомайское шествие и соответствующие ассоциации, связанные с прошлым, будут несколько диссонировать с духовным ликованием, царящим на крестных ходах в эти дни.

Каждый год после Пасхи наступает чувство опустошенности, пропадает обретенный в Великий пост душевный подъем. Хочется сохранить его как можно дольше, но как?

— Для современных людей это большая проблема и великое искусство. Оно сродни балету, который хотя и прекрасен, но не каждому по плечу. Думается, что нужно исправлять помысл, который говорит нам, что в пост «ничего нельзя» и нужно терпеть, ну, а после Пасхи «все можно». Грешить никогда «не можно», и умеренность в радостях дозволенных необходимо соблюдать, не опустошая всю посуду, в которую «с горкой» накладывают вкусную еду. Пасха — это не праздник плоти, но Духа, радующегося о Воскресшем Христе.

Пресс-служба Выксунской епархии

При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской митрополии обязательна.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector