Молитва Ефрема Сирина «господи и владыко живота моего»: текст на русском, как правильно читать

Молитвы Ефрема Сирина

Когда верующий пребывает в смятении и сомневается в правильности своих поступков или вообще не задумывается об их последствиях, стоит остановиться, оценить свою жизнь и обратиться с молитвой Ефрема Сирина.

Путь к новой жизни — покаяние

Хотя Ефрем Сирин родился и воспитывался родителями христианами, в пору юности он не отличался богобоязненностью и смирением. Сам он признавал, что нередко совершал неблаговидные поступки, отличался грубостью и раздражительностью, нередко незаслуженно обижал людей словесно и физически, а также не был лишен многих пороков.

Трудно сказать, как бы сложилась его судьба, если бы однажды, попав в чрезвычайную ситуацию, во сне не услышал голос, который предложил ему взвесить и оценить все то, что им было совершено, и состояние людей, которых он обидел.

Размышления Ефрема Сирина привели к глубокому покаянию, после чего стал отшельником и всю оставшуюся жизнь оплакивал свои грехи, за что получил имя «учителя сокрушения».

Для тех, кто хочет стать на праведный путь, раскаявшись в своих грехах, поможет молитва святого Ефрема Сирина, которую читают в течение Великого Поста (чтение начинается за неделю до начала поста – во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы, кроме субботы и воскресенья, поэтому ее нередко называют Великопостной.

Текст молитвы «Владыка живота моего» (Великопостной)

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́! Дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)

Дух же целому́дрия, смиренному́дрия,терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)

Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, яко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь. (Земной поклон)

Бо́же, очи́сти мя, гре́шного. (12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз читается вся молитва полностью с одним земным поклоном в конце.

Небольшая по объему, она отразила пороки, свойственные человеку и прошение Господу помочь от них освободиться и наполниться добродетелью и верой. Нередко молитву преподобного Ефрема Сирина называют покаянной. Она позволяет духовно прозреть и попросить Божьей милости и наставления на путь истинный.

Как правильно читать молитву?

Великопостную молитву Ефрема Сирина, текст которой произносится в церкви, читает священник, который стоит лицом к Царским вратам. Если посещать храм нет возможности, ее можно читать в домашних условиях, соблюдая ряд правил.

Важно, чтобы все слова прошения молящийся произносил от чистого сердца, с глубоким осознанием смысла каждого слова и верой, что Господь услышит его просьбы, размеренно и без пауз. При этом после каждой строчки – земной поклон. После этого молитву нужно прочитать от начала до конца еще раз с одним земным поклоном по окончании чтения.

Тексты молитв преподобному Ефрему Сирину

Тропарь, глас 8

Сле́з твои́х тече́ньми пусты́ни безпло́дное возде́лал еси́,/ и и́же из глубины́ воздыха́ньми во сто трудо́в уплодоноси́л еси́,/ и был еси́ свети́льник вселе́нней, сия́я чудесы́, Ефре́ме о́тче наш,// моли́ Христа́ Бо́га, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Слез твоих потоками ты возделал бесплодную пустыню и стенаниями из глубины плод трудов своих умножил во сто крат, и сделался светилом вселенной, сияя чудесами, Ефрем, отче наш, моли Христа Бога о спасении душ наших.

Кондак, глас 2

Час при́сно прови́дя Суда́,/ рыда́л еси́ го́рько, Ефре́ме, я́ко любобезмо́лвный,/ де́лателен же был еси́ в де́лех учи́тель, преподо́бне.// Те́мже, о́тче всеми́рный, лени́выя воздвиза́еши к покая́нию.

Перевод: Всегда помня о Судном часе, рыдал ты горько, Ефрем, как любитель безмолвия и деятельный в подвигах учитель, преподобный. Потому, отче всему миру известный, нерадивых ты побуждаешь к покаянию.

Величание

Ублажа́ем тя,/ преподо́бне о́тче Ефре́ме,/ и чтим святу́ю па́мять твою́,/ наста́вниче мона́хов// и собесе́дниче А́нгелов.

Молитва первая

О, уго́дниче Христо́в, о́тче наш Ефре́ме! Принеси́ моли́тву на́шу к ми́лостивому и всеси́льному Бо́гу и испроси́ нам, раба́м Бо́жиим (имена), у бла́гости Его́ вся я́же на по́льзу душа́м и телесе́м на́шим, ве́ру пра́ву, наде́жду несумне́нну, любо́вь нелицеме́рну, кро́тость и незло́бие, во искуше́ниях му́жество, в злострада́ниях терпе́ние, во благоче́стии преспе́яние, да не во зло обрати́м дары́ Всеблага́го Бо́га. Не забу́ди, чудотво́рче святы́й, и святы́й храм (дом) сей и прихо́д наш: сохрани́ и соблюди́ их моли́твами твои́ми от вся́каго зла. Ей, свя́тче Бо́жий, сподо́би нас кончи́ну благу́ю улучи́ти и Ца́рствие Небе́сное унасле́дити, да просла́вим ди́внаго во святы́х Свои́х Бо́га, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и держа́ва, во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва вторая

О, свяще́нная главо́, преподо́бне о́тче, преблаже́нне а́вво Ефре́ме! Не забу́ди убо́гих твои́х до конца́, но помина́й нас всегда́ во святы́х и благоприя́тных моли́твах к Бо́гу: помяни́ ста́до твое́, е́же сам упасл еси́, и не забу́ди посеща́ти чад твои́х моли́ за ны, о́тче свяще́нный, за де́ти твоя́ духо́вныя, я́ко име́яй дерзнове́ние к Небе́сному Царю́: не премолчи́ за ны ко Го́споду, и не пре́зри нас, ве́рою и любо́вию чту́щих тя: помина́й нас недосто́йных у Престо́ла Вседержи́телева, и не преста́й моля́ся о нас ко Христу́ Бо́гу, и́бо дана́ тебе́ бысть благода́ть за ны моли́тися. Не мним бо тя су́ща ме́ртва: а́ще бо те́лом и преста́вился еси́ от нас, но и по сме́рти жив сый пребыва́еши, не отступа́й от нас ду́хом, сохраня́я нас от стрел вра́жиих и вся́кия пре́лести бесо́вския и ко́зней диа́вольских, па́стырю наш до́брый. А́ще бо и моще́й твои́х ра́ка пред очи́ма на́шима ви́дима есть всегда́, но свята́я твоя́ душа́ со а́нгельскими во́инствы, со безпло́тными ли́ки, с Небе́сными си́лами, у Престо́ла Вседержи́телева предстоя́щи, досто́йно весели́тся, ве́дуще у́бо тя вои́стину и по сме́рти жи́ва су́ща, тебе́ припа́даем и тебе́ мо́лимся: моли́ся о нас Всеси́льному Бо́гу, о по́льзе душ на́ших, и испроси́ нам вре́мя на покая́ние, да невозбра́нно пре́йдем от земли́ на Не́бо, от мыта́рств же го́рьких, бесо́в возду́шных князе́й и от ве́чныя му́ки да изба́вимся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дницы да бу́дем со все́ми пра́ведными, от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́: Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Благи́м и Животворя́щим Его́ Ду́хом, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва третья

Преподо́бне о́тче Ефре́ме! Воззри́ на на́с ми́лостивно и к земли́ приве́рженных возведи́ к высоте́ небе́сней. Ты́ горе́ на небеси́, мы́ на земли́ ни́зу, удалены́ от тебе́, не толи́ко ме́стом, ели́ко грехми́ свои́ми и беззако́нии, но к тебе́ прибега́ем и взыва́ем: наста́ви на́с ходи́ти путе́м твои́м, вразуми́ и руково́дствуй. Вся́ твоя́ свята́я жи́знь бы́сть зерца́лом вся́кия доброде́тели. Не преста́ни, уго́дниче Бо́жий, о на́с вопия́ ко Го́споду. Испроси́ предста́тельством свои́м у Всеми́лостиваго Бо́га на́шего ми́р Це́ркви Его́, под зна́мением креста́ во́инствующей, согла́сие в ве́ре и единому́дрие, суему́дрия же и раско́лов истребле́ние, утвержде́ние во благи́х де́лех, больны́м исцеле́ние, печа́льным утеше́ние, оби́женным заступле́ние, бе́дствующим по́мощь. Не посрами́ на́с, к тебе́ с ве́рою притека́ющих. Вси́ правосла́внии христиа́не, твои́ми чудесы́ испо́лненнии и ми́лостьми облагоде́тельствованнии, испове́дуют тя́ бы́ти своего́ покрови́теля и засту́пника. Яви́ дре́вния ми́лости твоя́, и и́хже отце́м всепомоществова́л еси́, не отри́ни и на́с, ча́д и́х, стопа́ми и́х к тебе́ ше́ствующих. Предстоя́ще всечестне́й ико́не твое́й, я́ко тебе́ жи́ву су́щу, припа́даем и мо́лимся: приими́ моле́ния на́ша и вознеси́ и́х на же́ртвенник благоутро́бия Бо́жия, да прии́мем тобо́ю благода́ть и благовре́менную в ну́ждех на́ших по́мощь. Укрепи́ на́ше малоду́шие и утверди́ на́с в ве́ре, да несомне́нно упова́ем получи́ти вся́ блага́я от благосе́рдия Влады́ки моли́твами твои́ми. О, превели́кий уго́дниче Бо́жий! Все́м на́м, с ве́рою притека́ющим к тебе́, помози́ предста́тельством твои́м ко Го́споду, и все́х на́с упра́ви в ми́ре и покая́нии сконча́ти живо́т на́ш и пресели́тися со упова́нием в блаже́нныя не́дра Авраа́мова, иде́же ты́ ра́достно во труде́х и по́двизех ны́не почива́еши, прославля́я со все́ми святы́ми Бо́га, в Тро́ице сла́вимаго, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Молитва Ефрема Сирина -Господи и Владыко живота моего

Го́споди и Влады́ко живота́ моего́! Дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. (Земной поклон)
Дух же целому́дрия, смиренному́дрия,терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. (Земной поклон)
Ей, Го́споди Царю́, да́руй ми зре́ти моя прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, яко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь.(Земной поклон)
Бо́же, очи́сти мя, гре́шного. (12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз читается вся молитва полностью с одним земным поклоном в конце.

ГОСПОДИ И ВЛАДЫКО ЖИВОТА МОЕГО — ТОЛКОВАНИЕ

«В молодые годы был я злоязычен, – вспоминал преподобный Ефрем Сирин, – бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был бесчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям».

Эта молитва Ефрема Сирина состоит всего из десяти прошений, однако своим покаянным духом и способностью приводить человека в сердечное сокрушение она превосходит многие другие молитвословия.

Читать еще:  Совместимость петухов — подробный разбор

Начинается молитва преподобного Ефрема Сирина обращением к Богу: Господи и Владыко живота моего… Слово Божие нам открывает, что наша жизнь связана с Богом, от Него зависит и Им держится. В Его милующих руках – участь праведных и неправедных, добрых и злых и всего животного и растительного мира. Никто и ничто не может просуществовать и дня, и часа без Его зиждительной силы Духа Святаго, поддерживающей бытие всякой сотворенной живой твари. Поэтому, чувствуя в своем сердце Бога, мы не можем без молитвы к Нему, без благословения Его ни начать, ни продолжить, ни завершить никакого дела на земле. Бог действительно есть Господин, Начальник, Владыка нашей жизни.

Что же означают эти страсти в молитве «Господи и Владыко живота моего…» преподобного Ефрема?

В первом прошении Ефрема Сирина преподобный просит Бога не дать ему духа праздности. Праздность всем понятна – это есть леность и нерадение о самых насущных делах и, прежде всего, о своем спасении. Она может довести человека до неподвижности, до полного застоя как в духовной жизни, так и в необходимых повседневных занятиях.

Для подвижника праздность – это сон на посту. Подвижник должен непрестанно чередовать полезные труды – молитву, труд, чтение, чтобы всегда быть подобным котлу, стоящему на огне. И тогда оку духовного труженика открывается, что «дух праздности» есть один из господствующих духов современности. Не трудиться и не учиться хочет «усредненный» современный человек, но отдыхать (от чего?), накапливать впечатления, расслабляться. На сленге это называется «отрываться», «зажигать», «балдеть». Не будь этой самой идеи праздности и стремления к ней, как к подлинному счастью, грех не маршировал бы так победно по улицам городов «цивилизованного» мира.

Но наш мир есть не только мир «расслабляющийся». Он же есть и мир унывающий. Само веселье нынешнее зачастую свидетельствует о глубоком надрыве в душе человека. Это не народные гулянья после сбора урожая. Это попытка забыться или раствориться в шуме. Депрессии, нежелание жить, потемки сознания, от которых спасаются наркотиками и алкоголем, то есть еще большими потемками, это же болезни века. Действительно: «Не плоть, а дух растлился в наши дни, И человек отчаянно тоскует…».

Уныние есть язва лютая, быть может, лютейшая. Уныние есть такое мрачное тоскливое душевное состояние, когда человеку все в жизни показывается лишь с темной стороны.
Он ничему не радуется, его ничто не удовлетворяет, обстоятельства кажутся ему несносными, на все он ропщет, по всякому поводу раздражается – словом, сама жизнь бывает тогда ему в тягость. Приходит уныние, как учат святые Отцы, от той же праздности, от маловерия, неверия, от нераскаянности в своих грехах. К унынию могут привести и предшествовавший гнев или причиненные кому-либо обиды, отсутствие страха Божия, многословие или – неудачи в личной жизни, работе и тому подобные неприятности. Вместе с тем очень часто само уныние приводит к другому, более опасному душевному состоянию, называемому отчаянием, когда человек нередко допускает мысль о преждевременной смерти и даже почитает ее уже существенным благом на пути своей земной жизни. Спасение от этого — в молитвах.

Серафим Саровский говорил об этой страсти как о самой тяжелой. Куда бы ни бежал, принесешь ее с собою. Чем больше будешь стремиться к веселью и легкости, тем на более тяжкие приступы уныния себя обречешь. Оно не уйдет, вспугнутое твоим смехом. Оно терпеливо постоит за спиной, подождет, а когда устанешь смеяться, снова возьмет за горло. Воистину, мы вступили в эпоху, когда молитва святого Ефрема Сирина стала нужна всем без исключения.

Любоначалие же, это, просто говоря, желание начальствовать, властвовать, управлять. На каждой руке по пять пальцев и все – указательные.
Есть ведь многие, кому командовать некем. Но дайте им в подчинение на один только день пару человек – и вы удивитесь рвению и административному восторгу! А домашний деспотизм не отсюда ли растет, когда маленький человечек тиранит домочадцев, реализуя свои наполеоновские комплексы? На работе он – паинька и почти ангел, а дома – лев, выбежавший из клетки. Говорят, хочешь узнать человека – дай ему власть.

И еще одна грань становится заметна. Простые профессии нынче не в чести. Деток двигают в юристы, в менеджеры, в банковскую сферу. То есть туда, где «рулят процессом», а не гвозди забивают. Скоро десять банкиров выстроятся в очередь к одному электрику, потому что банкиров будет больше, чем электриков или столяров. А корень все там же – в любоначалии, в страсти к белым рубашкам, кожаным портфелям, служебному транспорту и высоким мыслям о личной значимости.
Отче Ефреме, моли Бога о нас!

Празднословие – это свобода слова помноженная на рабство мысли или на ее отсутствие. В нынешнем мире нам разрешено говорить все или почти все. Но велено говорить громко и всем сразу, так, чтобы никто никого не слушал, но все просто выговаривались. Это в эпоху цензуры слова были и оружием, и драгоценностью. В эпоху болтовни самые важные и емкие речи рискуют утонуть в тоннах макулатуры, рискуют затеряться в толпе слов, сказанных без надобности, праздно.

Культура слова связана с культурой молчания. Кому не о чем молча думать, тому и говорить не о чем. Говорить «просто так» нельзя. Это все равно, что есть, не чувствуя голода, и этим разрушать здоровье. Слово – это семя. Оно оплодотворяет, если оно живо. И совсем не зря существует такое понятие, как «словоблудие», потому что говорение ни о чем есть разновидность духовного излития семени на землю (ср.: Быт. 38:9). Чуть далее об этом говорится, что это было «зло пред очами Господа». Празднословие – враг молитвы, враг тишины, враг серьезных мыслей. Его одного хватит, чтобы оказаться в аду, поскольку «за всякое слово праздное дадут ответ люди в день судный».

Многословием человек опустошает свою душу, расслабляет ее и делает рассеянною. Посмотрим на Спасителя, как Он был краток в поучениях и наставлениях! Молитва Господня дана всего только в семи прошениях, а заповеди блаженства – в девяти стихах. Ангелы славословят Бога кратко: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф!». Как сосуд, который часто открывают, не сохраняет крепости и аромата самого благовонного вещества, помещенного в нем, так и душа того человека, который любит многословить, не сохраняет надолго добрых мыслей и добрых чувствований, а изрыгает из себя потоки осуждения, злоречия, клеветы, лести и т. д. Поэтому-то Церковь постом и молится: Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих. Не уклони сердце мое в словеса лукавствия (Пс. 140, 3-4). Как сорняки засоряют почву и мешают произрастать на ней добрым злакам, так пустые, гнилые слова убивают душу и не дают возможности произрастать в ней добрым помыслам и чувствам.

Мы, сами того заранее не желая, увидели, что в четырех страстях, перечисленных в тексте молитвы Ефрема Сирина, пред нами предстали не просто четыре греховных духа. Предстал перед нами некий один дух, впитавший в себя все другие. и дух этот – дух мира сего. Это дух мира праздного, тоскливого, болтливого, высокомерного и, как ни странно, уверенного в себе. В этом противоречивом и больном мире мы живем, дух этого мира смешивается с воздухом, которым мы дышим, и травит нас постоянно. Так как же нам не бежать со всех ног в храмы Божии? Как же нам оставаться в бездействии?
Наше спасение — покаянием и такими молитвами, какими может нам передать чувства словами молитва святого преподобного Ефрема Сирина.

Из материалов бесед архимандрита Кирилла (Павлова) и протоиерея Андрея Ткачева

Особенная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота»: как правильно читать

В православии существуют молитвы, чтение которых происходит в определенное время церковного календаря. Такова и небезызвестная молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего». Лишь в непростые периоды постов могут звучать данные слова в церкви. Что же в них такого, что они так привлекают людей, среди которых было немало великих творческих личностей.

Читать еще:  Православный церковный календарь имен — как правильно назвать ребенка по святцам, особенности выбора

Из истории молитвы преподобного Сирина

Данный текст обладает очень глубоким смысловым значением. Считается, что создатель его бывший наставник Ефрем Сирин. Он проживал в Сирии (откуда и произошла вторая часть его имени) в 3 в. Отличало церковного наставника прекрасное образование, писал он мудрые сочинения, которые оглашались в храмах перед верующими. Было много богоугодных трудов создано святым, к их числу относят составление молитв и толкование Библейского текста.

Не все его работы сегодня есть на русском языке, переведено совсем немного из святого наследия. Одно из центральных мест в нем занято поэзией духовной. А «Господи и Владыко живота моего» вдохновляло в прошлом и знаменитых поэтов, именно об этих словах было написано красивое стихотворение. Эти святые слова были для русского гения пробуждением и подкреплением его духовных сил. Вот такое мощное воздействие оказывает покаяние христианского подвижника Ефрема Сирина.

Когда и как читать молитву

Данный покаянный божественный текст возникший в IV в. из-под пера святого подвижника Ефрема Сирийца не читается постоянно. Он звучит в Великий и Рождественский посты во время церковных служб. Происходит это по определенному сценарию, который должно соблюдать.

Итак, читая первый раз, как только произносится прошение, следует поклониться. Все 3 прошения завершаются земным поклоном молящегося. Следом, с поясным поклоном, надо прошептать «Боже, очисти мя, грешнаго» (12 раз). После опять повторяется весь молитвенный текст господи и владыко живота моего… и завершается поклоном земным.

В первый период поста покаянная молитва проходит по следующим дням:

  • среда, пятница (седмица Сырная);
  • Святая Четыредесятница (все время, исключая выходные);
  • седмица Страстная (первые 3 дн.);
  • на Великую среду зачитывается в последний раз в конце литургии.

Во второй указанный пост читается при вседневном богослужении, которое не отмечено.

Почему покаянную молитву Ефрема Сирина читают в Пост?

Чтобы ответить на этот вопрос, стоит более подробно ознакомиться с прошлым христианского подвижника. Когда-то этот человек вел неправильный, разгульный образ жизни, не обременял себя нравственными нормами. Случилось, что его схватили стражники по ложному свидетельству. Ему приписали то, что он не совершал: похищение скота. На самом деле, стадо было уничтожено дикими зверями.

Будучи уже в темнице Ефрем встречается со странным человеком, который приходит конкретно к нему. Между ними состоялся разговор, где незнакомец указал, что хоть в данном конкретном случае узник и не виноват, но тут он по справедливости. Будущий праведник получил совет, поискать в своей памяти то, что заслуживает подобного наказания. Вспомнил тогда узник случай из своей жизни и постыдный поступок, когда забавы ради отпустил корову бедного человека на волю, где настигли хищники. Сам он ничем не поплатился тогда, но бедняк стал еще несчастнее, и жизнь его сильно усложнилась.

Пришелец обещал, что все наладится, так и случилось. Ефрема отпустили, найдя настоящего виновника. С тех пор взгляды на мир и образ жизни сменились. Так был призван вчерашний грешник к богослужению через Откровение Сверхъестественное. В дальнейшем святой всегда держал в себе искреннее покаяние в содружестве с благодарностью Господу. В молитве Ефрема Сирина отражается именно такой смиренный, кающийся характер.

В дни поста её уместно читать по многим причинам: в это время верующий обязан уделять особое внимание уже прожитой жизни, на прегрешения и другие существующие недостатки. Для своего внутреннего преображения человеку надо сильно потрудиться. Без помощи Всевышнего ему не обойтись, поэтому и обращаются с мольбой о прощении через текст Святого Сирина.

Почему и как правильно читать покаянную в дни Рождественского поста?

По уставу в отдельные дни поста Рождественского следует проводить строй богослужения как и в Великий пост:

  1. часы;
  2. молитва праведника Ефрема;
  3. разные поклоны.

Грехи, от которых спасает молитва Ефрема Сирина

  • Все, что связано с добровольной пассивностью: небрежение, лень, бесцельность, пустое времяпровождение, цинизм.
  • Уныние, как результат праздной жизни и беспечности, на все негативный взгляд.
  • Любовластие, желание главенствовать и подчинять.
  • Решение загребать жар чужими руками и шагать по головам, за счет других устраивать свое благополучие.
  • Празднословие. Нежелание пользоваться данным Богом даром речи во благо всем.
  • Осуждение и насмешка над другими.

Средства борьбы с грехами по праведнику Ефрему Сирину

Все перечисленные дурные качества поможет побороть молитва с помощью следующих средств:

  • Чистоту не только тела, но и души. Оно помогает понять, где истинное предназначение каждого живущего на земле.
  • Смирение — одна из главнейших добродетелей, помогающая услышать глас Божий и идти по Его пути.
  • Терпение — умение вникать в самую суть. Уважение к любому творению Господа.

Главное, о чем предупреждается христианин в таком простом, на первый взгляд, творении — это зная и хорошо понимая свои недостатки, человек способен видеть и чужие. Однако, нельзя гордиться, указывая на них свысока.

Заключение

Великая во всех смыслах молитва покаяния Ефрема Сирина очень полезна любому православному:

  • она поможет сделать душу чище и выше;
  • является верным напоминанием о греховности каждого;
  • дает понимание того, что важно в этой жизни на самом деле;
  • читается только в посты по определенному графику.

Молитва Ефрема Сирина: как читать ее дома и в храме?

Молитва Ефрема Сирина

Преподобный Ефрем Сирин

[1.] Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
[2.] Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.
[3.] Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков. Аминь

Молитва Ефрема Сирина – покаянная молитва, составленная в IV в. преподобным Ефремом Сирином (сирийцем). Она по праву считается главной молитвой Великого поста и читается на всех постовых богослужениях.

Начало чтения этой молитвы приходится на среду и пятницу подготовительной к Великому посту Сырной седмицы. Она читается в храме на Часах. Затем молитва Ефрема Сирина продолжает читаться и во всю Святую Четыредесятницу, кроме суббот и воскресений, а также в первые три дня Страстной седмицы. В эти же дни она включается в домашнее молитвенное правило — утренние и вечерние молитвы, а также другие молитвенные правила, читаемые по благословению или епитимии.

Домашняя (келейная) молитва

Субботние и воскресные дни, на самом деле, не входят в состав Великого поста, а как бы выпадают из него: в них даже следует некоторое послабление строгого постного режима питания. Следует также обратить внимание на то, что новый церковный день начинается не с утра, а с вечера — в тот момент, когда вечерняя служба соединяется с утренней (для простоты — считаем с 18.00 часов). Это относится к богослужениям и молитвам. Примечательно, что постные сутки, все же, начинаются с 00.00 часов и совпадают с календарными. Таким образом, молитва Ефрема Сирина не читается уже в пятницу вечером (после 18.00) и вновь ее чтение возобновляется в воскресенье вечером.

В Великую среду в конце литургии на «Буди имя Господне…» молитва Ефрема Сирина читается в последний раз. После этого начинаются особые богослужения Страстной седмицы.

Как читается молитва Ефрема Сирина

Вне зависимости от того, находишься ли ты в храме и повторяешь слова молитвы за священником, либо же читаешь келейное (домашнее) молитвенное правило,- читать молитву следует так. При первом чтении этой молитвы после каждого из трех прошений (выделены мною цифрами в квадратных скобках) кладется земной поклон (становимся на колени и касаемся лбом земли). Затем 12 раз читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», – с поясными поклонами (касаемся рукой земли). Затем вновь читается вся молитва целиком, после которой кладется один земной поклон.

При домашней молитве у мирян молитва Ефрема Сирина читается один раз (то есть один раз выполняется весь перечисленный в предыдущем абзаце набор молитв и поклонов) в конце каждого молитвенного правила: раз — после утренних молитв, раз — после вечерних, раз — после любого дополнительного правила, вычитываемого в течение дня.

Земной поклон. Молитва Ефрема Сирина

В храме во время богослужения молитва Ефрема Сирина читается священником перед Царскими Вратами или перед Святым Престолом. Все присутствующие должны повторять слова молитвы и класть поклоны вслед за ним. Самовольное прочтение этой молитвы в храме во время службы не допускается и является бесчинством. Подробнее о том, когда уместно и когда не уместно православному делать поклоны, можно прочитать в этой статье.

Читать еще:  Икона Иисуса Христа — варианты исполнения, история, кому и для чего ей молиться

Видишь ошибку в этой статье? Пожалуйста выдели ее и нажми Shift + Enter или нажми сюда, чтобы сообщить мне о ней.

Господи владыко живота моего

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

«Всевышний и Царь жития моего, Владыка веселия печали, всякого любопытства и пустословие не пошлешь нам. Даритель же мудрости, смиренности, терпеливости и любви пошли мне, рабу Божьему. О Всевышний, Владыка Небесный, пошли мне способность видеть все мои грехи и не осуждать близкого моего, и счастливейший я буду ныне и присно, и навеки. Аминь».

Это молитвословие Ефремы Сирина является покаянной молитвой, написанно в четвертом столетние святым отцом, жившим в Сирии. Молитву произносят при проведении служб во время Больших постов.

Во время первого прочтения данного молитвословия после произношения трех просьб совершается глубокий поклон до самой земли. Затем дюжину раз необходимо шепотом прочитать такой текст: «Господи, прости меня грешного», причем при прочтении этой молитвы необходимо кланяться по пояс. После чего снова произносится вся мольба, в конце которой совершается один глубокий поклон.

Молитва произносится в церкви во время Сырной недели по средам и пятницам, а также в течении Святой Четыредесятницы, но только в будние дни; еще ее читают в трех начальных днях Пасхальной недели, в это же время молитву нужно читать и самому дома перед домашним иконостасом.

В Святую среду при завершении богослужении «Будет имя Божье…» молитва святого Ефрема Сирина произносится в завершении, потому что со следующего дня читаются специальные службы Пасхальной недели.

Почему эта молитва читается во время богослужения в дни Великого поста?

Эту молитву создал великий православный подвижник и христианский служитель церкви Ефрем Сирин.

Примечательно то, что Ефрема призвали ко служению Всевышнему небесным завлечением — Святым Прозрением.

Все потому, что он прожигал свою жизнь, не задумываясь о дальнейшем, не соблюдал нравственные нормы и божьи заповеди и был легкомысленным. Как-то раз он угодил в тюрьму по несправедливому навету, как соучастник в воровстве поголовья скота, но на самом деле его растерзали дикие животные.

В темнице его навестил один неведомый человек, утверждавший то что, хотя сейчас Сирин и находится в заключении несправедливо, но и божье провиденье в этой ситуации присутствует. Человек порекомендовал Ефрему подумать и вспомнить, все что он делал в жизни. Затем, как только таинственный визитер ушел Сирин, решил осмыслить свою жизнь. Он припомнил как один раз просто ради веселья и в силу своего легкомыслия, открыл загон, принадлежащий бедному крестьянину, в котором была корова. В итоге бедую скотину съели хищные звери, а бедному крестьянину и так проживавшего сложную и безрадостную жизнь, добавились новые неприятности и трудности, и никто не узнал, что это были проделки Ефрема.

После чего узнику таинственный визитер пообещал, что правда касательная, совершенного преступления в соучастии которого его обвинили, выйдет наружу, что вскоре и случилось. Настоящий вор был пойман и понес заслуженное наказание – это был пастырь, проспавший свое стадо, а Ефрема отпустили на волю.

Выйдя на свободу Ефрем стал по-другому мыслить и постарался переосмыслить и изменить свой образ жизни — жить согласно Божьим заповедям, а после и во все решил отказаться от мирской суеты, и посвятить свою жизнь служению Господу.

До конца своих дней Ефрем Сирин был полон чувств глубочайшего раскаянья и признательности Всевышнему за все Небесные блага. Уникальный, покорный и повинный характер, свойственный для настоящего сторонника учения Иисуса Христа, нашедший способ выражения в молитве, которая известна как молитва Ефрема Сирина.

Данное молитвенное обращение правда коротко, но при этом широко и живописно выражают одну из самых главных просьб верующих, осознающих свою внутреннюю бедноту и пытающихся обуздать все соблазны и недостатки, которые они подают Всевышнему, Дарителю всех ценностей и вдохновителю всего живого (Иак.1:17).

Во время Великих постов молитву Ефрема целесообразно произносить так как в этот час верующим необходимо обратить усиленный взгляд на свой образ жизни, на свои греховные деяния и на свою нравственность.

В такое время верующие обязаны применить усиленные меры к изменению своего образа жизни, а все это выполнимо только при участии Господа (Ин.15:5). Именно поэтому христианские верующие взносят просьбы Всевышнему об отпущении грехов и поддержке в молитвах, а в особенности в прошении преподобного Сирина.

Что значит в молитве такой текст: «Владыка, веселия, печали, любопытства и пустословие не посылаешь нам»?

Означает ли это, что Всевышний посылает нам не только блага, но и соблазны и пороки? В настоящее время многие верующие интересуются: от чего же Господь праведный и всесильный, а люди все равно подвластные соблазнам и порокам; почему тогда вся наша жизнь наполнена греховными деяниями и безбожностью? Может все это от того, что наш Господь не слишком святой и всесильный?

Кроме этого еще большей сумятицы вносят вышеозначенный текст молитвенного прошения святого Сирина. Если понимать эти слова буквально, то выходит, что как Владыка, всего и в частности веселья, печали и любопытства, и пустословия, и всякие пороки дарит именно Всевышний.

Как же это можно объяснить? Наш Господь является Сам по Себе совершенным Святым Духом (Ин.4:24), безусловным Добром, и потому, Бог ни в коем случае никого не может подтолкнуть к порочным страстям.

Принимая все выше сказанное во внимание, мы все же обязаны осознавать, то что случается и совершается в нашем мире, в том числе и множество грехов, происходят с Божьего промысла.

В Божьем Промысле необходимо выделить несколько главных составляющих: благосклонность и потакание. Все доброе Всевышнему нравится, постоянно одаряет всех добрых людей, и постоянно подталкивает к добрым: свершениям, помыслам и намерениям. Ведя речь о зле то, Всевышний, как совершенный Святой дух (Лев.20:26), его презирает(Пс.44:8).

Но если хорошо задуматься то, способность человека совершать греховные деяния обусловлена Нашим Творцом. Странно, но зачем? Если бы люди не обладали такой способностью, то они бы не могли обдуманно и беспрепятственно прийти к добру. Ведь без этих всех составляющих люди бы не стали на путь праведный святость которого основывается и возникает на собственном свободном выборе, а не принуждающим и обязательном. Проверяя границы людских желаний, Всевышний разрешает людям совершать неправомерные действия (до того предела, до какого считает возможным), как по навету нечистого духа, так и по собственному желанию.

Подводя итоги в рассмотрении молитвы святого Ефрема Сирина, в молитве которого мы молим Всевышнего «не посылать» нам духа веселия, печали, любопытства и пустословия, мы на самом деле умоляем, немного уменьшить границу дозволенности, в итоге которой мы, как морально не ограниченные, можем свободно делать такие прегрешения. Но все же несмотря на все это мы просим Всевышнего о божественной помощи, для того чтобы мы смогли удержаться от соблазнов либо же при их появлении успешно побороть их. Кроме того, молитва Ефрема Сирина очень близка по своему содержанию к другой молитвы, обращенной к Богу «Отче наш», в которой также мы просим не вводить нас в соблазны.

Все иконы освящены по полному православному обряду в храме святителя Николая Чудотворца

На все реализуемые товары мы с радостью предоставим Вам любые документы, на всех ювелирных изделиях обязательно стоит проба и заводская бирка с ОТК, что гарантируем 100% подлинность. Также на большинстве икон есть сертификаты производителя и фирменная упаковка

Доставка в любой регион России

Мы с радостью и очень быстро доставим прямо до дверей Вашей квартиры все заказанные товары, мы заранее сообщим Вам примерную стоимость и сроки доставки, так что Вы всегда будете точно знать, когда получите Ваш заказ!

Доставка в будни и в выходные

Доставка происходит в любое удобное для Вас время и даже в выходные. Вы сами выбираете время и место удобное Вам. Курьер обязательно позвонит за 1 час и предупредит, что уже выехал.

Оплата наличными или онлайн

Вы можете оплатить Ваш товар любым максимально удобным Вам способом, будь то электронные деньги или же перечисление на расчетный счет!

Возврат товара в течение 2 недель

Мы настолько уверены в качестве нашей продукции, что Вы всегда можете вернуть нам не понравившийся товар в любое время в течение первых двух недель использования.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector