Описание значения различных цветов в колористике

Значение разных цветов в колористике

Каждый цвет обладает своим определённым значением, своим характером, оказывающим намного большее влияние на нашу жизнь и манеру поведения, чем это может показаться на первый взгляд. Чем является психология цвета? Как разные оттенки оказывают воздействие на нашу эмоциональную сферу? Какое значение имеют все известные на сегодня цвета?

Из этого материала вы узнаете много познавательной информации о психологии цветов, а также получите ценные рекомендации о том, как применять воздействие оттенков в своей повседневной реальности.

Чем выступает психология цвета и для чего она необходима

Есть целое учение, основанное на знаниях про природу, компонентах, характеристиках оттенков, цветовых контрастах, гармонии и так далее. Оно называется колористикой.

Колористика исследует воздействие того либо иного оттенка на психоэмоциональное состояние человека. Цвет способен поменять ваше восприятие, ваши чувства и даже иногда заставляет ваше сердце биться чаще. За счёт комбинации определённых оттенков происходит улучшение памяти и внимания.

Реально даже, используя цветотерапию, мотивировать человека к принятию того либо иного решения. Зная значения всех цветов и используя эти знания на практике, вы научитесь лучше понимать окружающих людей.

Цвет способен кардинально поменять ваше впечатление про определённый предмет или объект. Например, представьте себе игрушку для маленького ребёнка. Вероятно, у вас в голове сразу же всплыл образ яркой весёлой погремушки либо блестящей разноцветной игрушки. Сложно представить, чтобы детская игрушка была чёрного цвета, не правда ли?

Цвет оказывает влияние на психоэмоциональную сферу человека

Ежедневно люди делают множество дел, на них оказывают своё влияние разнообразные факторы окружающей среды. Человеческий мозг постоянно находится в активном состоянии. Порой может даже не хватать времени для обработки всей полученной на протяжение дня информации.

По этой причине, ассоциации, касающиеся формы и цветов существенно экономят ваше время, ведь их обработка происходит в автоматическом режиме.

А ещё людей отличает эмоциональность. Разные оттенки вступают во взаимодействие с памятью человека, начинают пробуждать в нём разные чувства с мыслями. Цвета вызывают у нас ассоциации, они могут заставить нас испытывать как положительные, так и отрицательные виды эмоций.

К примеру, вам даже не нужно быть дипломированным колористом, чтобы понять, что розовые и красные оттенки символизируют собой любовь и романтику. Поэтому заходя в магазин, в котором преобладает данная гамма, мы с высокой вероятностью начнём думать про своего любимого человека и мысленно выбирать подарок для него.

Характеристика каждого из цветов в психологии

Эксперты уже давно и очень оживлённо дискуссируют на эту тему. Характеристика оттенков активно исследуется психологами, социологами, лингвистами и маркетологами со всего мира.

Происходит анализ таких крылатых фраз, как «позеленеть от зависти либо злобы», «видеть мир через призму розовых очков» и так далее. Проводится бесчисленное количество опросов и исследований разных слоёв общества с целью получить ещё больше сведений о цветах.

Дальше мы рассмотрим, что же означает каждый оттенок в психологии.

Характеристика белого оттенка

Белым бывает снег, молоко, хлопок, подвенечное платье. Этот цвет ассоциируется с лёгкостью, совершенством, чистотой, гармонией и непорочностью.

Не зря ведь стены больниц и госпиталей оформлены именно в белой цветовой гамме – она успокаивает больных. Колористы советуют надевать белую рубашку или блузку тогда, когда вы хотите оставить после себя положительное впечатление.

Белый цвет является нейтральным, чистым, совершенным и беспристрастным.

Чистый бумажный лист может распахнуть перед нами дверь к новым возможностям, именно поэтому так популярно выражение «начинать что-то с белого (либо чистого) листа».

Но с другой позиции белый цвет способен также вогнать вас в состояние тоски, если вы не умеете правильно использовать его возможности. Поэтому и возникла крылатая фраза «белая пелена на глазах».

Что обозначает жёлтый оттенок

Жёлтый цвет ассоциируется с позитивом, оптимизмом, молодостью, надёжностью и оригинальностью. Не зря ведь смайлики в чатах имеют именно жёлтый цвет, да и вы с маленькой вероятностью решитесь надеть жёлтое платье, находясь в плохом расположении духа.

Жёлтым бывает солнышко, золото или симпатичные животные – жирафы и цыплятки.

Но с другой стороны жёлтый цвет отличается противоречивостью. Он может символизировать собой предательство, враньё, скупость и сумасшествие. В ряде мировых культур жёлтые цветы вызывают ассоциацию с разлукой и расставанием.

Кроме того, жёлтый оттенок имеет связь с теми слоями общества, которые обычно отторгаются – к примеру, женщинами самой древней профессии. Во времена Средневековья жёлтый оттенок ассоциировался с евреями, которые изгонялись из многих территорий.

А вот в Китае жёлтый цвет, напротив, пользуется большим уважением и призван вызывать исключительно позитивные ассоциации.

Что символизирует собой оранжевый цвет

Цвет сочного апельсина просто не может никого оставить равнодушным. Он вызывает ассоциации с разными фруктами, закатом. Люди, имеющие рыжие волосы, также всегда привлекают к себе повышенное внимание.

Не все знают, что многие оттенки, схожие с красным (красного огня, красных крыш домов и так далее) в действительности оранжевые.

Колористика наделяет оранжевый цвет энергичностью, экстравагантностью, трансформацией и уникальностью.

Яркий и страстный красный

Красный цвет символизирует собой страсть, он привлекает внимание к себе, но вместе с тем вызывает ощущение тревоги. Согласно психологии цветов, красный символизирует собой любовь, близость, радость с одной стороны, а с другой – кровь, войну, подозрения и запреты. Не зря ведь именно красный цвет означает запрет на движение на светофоре. Это срочный, экстренный оттенок.

Красный оттенок никого не оставляет равнодушным, вы ведь обязательно обратите своё внимание на помаду ярко-красного цвета либо на то, что исправлено красным маркером.

Поэтому, если вы собираетесь написать какое-то важное послание, выделите его с помощью красного цвета.

Кроме всего прочего, красный цвет соотносится с сексуальной энергией, причём не только у людей, но даже и у животных.

Что значит нежный розовый

Колористика говорит о том, что розовый оттенок ассоциируется со сладостью, женственностью, обаянием, чувственностью, вежливостью, эротичностью, а также символизирует собой обнажённое тело. Ещё два его значения – это юность и непорочность.

Розовый оттенок нравится большей части людей, многие предпочитают иметь в своём гардеробе вещи исключительно розовых оттенков. Но есть, конечно, и те, у кого этот цвет вызывает раздражение, говорит о безвкусице. Особенно впал во всеобщую немилость оттенок фуксии, который многим напоминает дешёвые вещи низкого качества.

Характеристика фиолетового оттенка

Фиолетовый цвет отличается таинственностью и необычностью. В колористике он отвечает за роскошь, религиозность и сексуальную притягательность. Одежда фиолетового оттенка призвана привлекать внимание и вызывать интригу. Нужно заметить, что фиолетовый оттенок является не очень распространённым в природе и если вы будете применять его с умом, то сможете создать очень выгодный и яркий образ.

Существует правда не очень приятная ассоциация фиолетового оттенка – так в ряде стран цвет ассоциирует собой гомосексуальность и феминизм. Ещё он вызывает в памяти ностальгию, пробуждает фантазию, отвечает за амбиции, тщеславие и нестабильность.

Фиолетовый является абсолютно неоднозначным оттенком, но если использовать его правильно – вы сможете очень многое получить от энергии этого цвета.

Характеристика синего цвета

Многие люди предпочитают синие или голубые оттенки в одежде. Данный оттенок соотносится с гармонией, верностью, миром, симпатией, доверием, честью, безмятежностью и коммуникацией. Поэтому совершенно не удивляет тот факт, что многие социальные сети и логотипы оформлены именно в синей цветовой гамме.

Но есть у синего оттенка и свои отрицательные моменты – к примеру, синие и голубые цвета иногда ассоциируются с холодом и отстранённостью. Данная цветовая гамма совершенно не подойдёт для еды и может вызвать у человека много подозрений. Вряд ли кто-то согласился бы отведать голубого картофельного пюре или мяса.

Зато в оформлении интерьера этот цвет будет смотреться очень выгодно, не зря ведь он символизирует собой отдых, расслабление, море, небо и полную релаксацию.

Характеристика зелёного оттенка

Зелёный выступает наиболее природным цветом, который символизирует собой природу, траву, молодость, надежду, здоровье, плодородие и деньги. Колористика говорит о том, что зелёный оттенок также соотносится со свежестью и гармонией, миром и спокойствием. Люди, которые заботятся о состоянии природы, часто называются «зелёными».

Но данный оттенок имеет также и свою тёмную сторону – вызывает ассоциацию с отравой. Именно поэтому и возникло знаменитое выражение «позеленеть от злости (либо зависти)». Но с другой стороны большая часть характеристик данного оттенка положительная.

Коричневый оттенок

Коричневый цвет символизирует собой лень, грязь, вульгарность, бродяжничество и уродство. Он также может ассоциироваться с чем-то застаревшим и скучным. Это, пожалуй, один из тех оттенков, которые не оценены больше всего.

Но с другой стороны коричневый оттенок символизирует собой дерево, осень, тепло и уют. А ещё – соотносится с вкусным шоколадом и красивым загаром. Мы очень часто сталкиваемся с данным цветом в повседневной жизни и он провоцирует в нашей душе самые разные ассоциации.

Что символизирует собой серый оттенок

Психология цвета говорит о том, что серый, прежде всего, олицетворяется со старостью, скромностью и простотой. А ещё он символизирует собой что-то тёмное, скучное или мягкое и выступает хранилищем разных тайн и секретов. Поэтому появились такие варианты выражений, как «серая схема» либо «серая зарплата».

С другой же стороны серый цвет ассоциируется с элегантностью в одежде. А самая необычная ассоциация – напоминает про «серое вещество» в головном мозгу.

Что символизирует собой классический чёрный цвет

Многие эксперты до сих пор не могут прийти к однозначному выводу, представляет ли чёрный цвет в действительности цвет или нет (точно такая же ситуация сложилась и с белым оттенком).

В психологии цвета чёрный символизирует собой ночь, власть и смерть. А ещё он ассоциируется с тайной, трауром, отрицанием, ненавистью, жестокостью и так далее. Не зря ведь именно чёрный кот, согласно знаменитому поверью, призван приносить неудачу, а также все панически боятся того самого пресловутого «чёрного дня».

С другой стороны – попробуйте найти хотя бы одного человека, гардероб которого не состоял бы из чёрных вещей? Этот оттенок мы находим повсюду и везде, ведь он является очень полезным и функциональным. Поэтому все девушки мечтают о маленьком чёрном платье, надев которое они будут выглядеть очень стильно, элегантно и женственно.

Читать еще:  Совместимость крысы и змеи — проблемы в отношениях

Если вас заинтересовала тематика цветов, то более детальную информацию об этой науке вам сможет дать книга Евы Геллер «Психология цвета», в которой детально раскрывается характеристика всех существующих на сегодняшний день оттенков.

Надеемся, что эта статья была для вас полезной и информативной. На закуску рекомендуем вам просмотреть интересное тематическое видео:

2. Колористика. Цветовой круг. Влияние цвета.

Цель сегодняшнего занятия: Изучить наполнение и взаимодействие цветов круге Иттена, узнать, как цвета могут влиять на человека и создать тв орческую работу.

Цвет. Что это такое? Откуда он?

Мы привыкли видеть цвет только как атрибут объекта, а свет – фактор, который может это изменить. Помидоры красные, трава зелёная, а свет может только немного поменять оттенок либо осветить объекта, правильно. Нет.

Цвет не существует сам по себе – это только эффект механизма нашего зрения. Нет света, нет и цвета – вы ведь не видите цвет объектов, когда темно? Это не значит, что темнота мешает видеть нам свет, это значит, что свет «создаёт» цвет.

Цветовой круг Иоханнеса Иттена

Этот цветовой круг очень хорошо помогает подбирать гармоничные цветовые комбинации, состоящие из двух, трех, четырех и более цветов. Круг Иттена разделен на 12 цветовых секторов. Всего содержится 3 основных первичных цвета — это синий, желтый, красный. Именно при их смешивании и получается всё многообразие цветового круга.

Следующие цвета цветового круга носят название составные или вторичного порядка, их тоже 3 — это фиолетовый, оранжевый и зелёный. Эти цвета получаются путём смешивания в равном соотношении цветов первого порядка. Благодаря смешиванию цветов первичного и вторичного порядка получаем 6 цветов третичного порядка.

Комплиментарные (дополнительные) цвета.

Комплиментарными, или дополнительными, контра стными, являются цвета, расположенные на противоположных сторонах цветового круга Иттена.

Классическую триаду образуют три равноудаленных по цветовому кругу Иттена цвета. Чтобы добиться гармоничности в триаде, возьмите один цвет за главный, а два других используйте для акцентов.

Аналоговую цветовую схему образуют три соседних цвета в двенадцатисекторном цветовом круге. При использовании этой схемы, возможно выбрать один цвет главным, второй — поддерживающим, а третий использовать для акцентирования.

Контрастная триада — вариант комплиментарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета.

Прямоугольная схема состоит из четырех цветов, каждые два из которых — комплиментарные. Эта схема дает, пожалуй, самое большое количество вариаций входящих в нее цветов. Чтобы проще было сбалансировать прямоугольную схему, один цвет надо выбрать доминирующим, остальные — вспомогательными.

Квадратная схема практически повторяет прямоугольную схему, но цвета в ней равноудалённые по кругу. Здесь также стоит выбрать один доминирующий цвет.

Шестиугольная схема сочетания цветов более сложная, но тем не менее применяема. В двенадцатисекторный цветовой круг можно вместо треугольника или квадрата вписать и шестиугольник. И тогда гармоничное шестизвучие будет базироваться на трёх парах дополнительных цветов.

Однако вполне справедливо можно заметить, что для подбора гармоничных цветов, 12 цветового круга недостаточно. Вернее не то, что бы недостаточно, а просто это еще не всё. Просто в нашем круге получились насыщенные, яркие цвета. А мы ведь пользуемся разными оттенками этих цветов, а получаются они при добавлении белого или черного цветов. Так при добавлении белого цвета получим пастельные оттенки вплоть до практически белого и наоборот при добавлении черного цвета насыщенность будет увеличиваться. В итоге получается большой цветовой круг с множеством оттенков исходных цветов.

Цветовой круг Иттена делится на холодные и тёплые цвета. Мы видим, что жёлтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый тёмный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «жёлтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зелёный», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Жёлтый, жёлто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть тёплыми цветами, а жёлто-зелёный, зелёный, сине-зелёный, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными. Красно-оранжевый, — самый теплейший, а сине-зелёный, — самый холодный цвет.

Упражнение №1

Создать три работы на формате А4 в контрасте.

Светлотный контраст.

Самый базовый и простой вариант, контраст не по хроматическим качествам, а по светлотным — тёмное и светлое. Один цвет максимально выбеляется (не теряя при этом узнаваемой цветности), другой максимально затемняется. Третий цвет — где-то между ними по светлоте.

Хроматический контраст.

Контраст непосредственно по цвету — каждый из цветов берётся в полную силу яркости. Третий цвет — близкий к одному или к другому.

Контраст насыщенности.

Один цвет берётся в полную силу насыщенности, другой — с сильно пониженной насыщенностью (за счёт высветления или утемнения). Лучше сделать так, чтобы насыщенного было меньше по площади, чем не насыщенного — эффект будет нагляднее.

Этапы выполнения задания:

  • Компоновка в листе + продумывание композиции
  • Промежуточный просмотр, советы от ребят и преподавателя
  • Корректировка и работа в цвете

Влияние цвета

Влияние цвета на психику человека

Сама идея влияния цвета на психику человека не нова, и многие психологи в один голос утверждают, что цвета влияют на психику человека не только через зрение но и через кожу.

Так, например, если вы будете находиться в комнате кроваво красного оттенка даже с завязанными глазами, то вы почувствуете, как заметно быстрее будет биться сердце, вы начнете ощущать возбуждение, а если перейти в комнату в синих тонах – пульс замедлится, вы сразу почувствуете расслабленность.

Но вернемся к влиянию цветов на настроения и состояния человека.

Влияние красного цвета

Красный — цвет энергии. Цвет победы, силы, страсти. Дает тепло, уверенность, энергию. Если вам нравится одеваться в красное, то вы — темпераментный человек, готовый к борьбе.

Влияние оранжевого цвета

Оранжевый — азарт и успех. Оранжевый цвет заражает жизнерадостностью, отвагой, духовной энергией. Оранжевый — цвет, помогающий взбодриться.

Влияние желтого цвета

Желтый — интеллект, мудрость. Расслабляет, вселяет оптимизм, тонизирует мозг, способствует успешной умственной деятельности. Вселяет хорошее настроение, но вызывает раздражительность при избытке.

Влияние зеленого цвета

Зеленый — обновление, гармония. Цвет спокойствия, удачи, открытости новому. Цвет самой жизни, бурного роста и цветения. Зеленый помогает восстановить силы, поправить здоровье, снять негативное напряжение .

Влияние синего цвета

Синий — уверенность, спокойствие. Синий часто называют холодным. Мы назовем его охлаждающим, как прохладная тень в жаркий день. Сейчас все вокруг синее, особенно в компьютерных интерфейсах. Это так дизайнеры стараются сделать продукт приятным.

Влияние фиолетового цвета

Фиолетовый — мистика. Что-то есть загадочное в фиолетовом цвете. Он похож на искусственно созданный, хотя и встречается в природе.

Влияние белого цвета

Белый — чистота. Это цвет истины, божественных сил, правды и невинности. Его торжественность настраивает на лирический лад и придает моральных сил.

Влияние черного цвета

Черный, как правило, цвет негативный. В одежде его выбирают люди, которые хотят подчеркнуть свою силу или же скрыть слабость.

1. Колористика, основные характеристики цвета и их значение в развитии личности ребенка.

Колористика (от лат. color — цвет, краска) — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета. Одновременно колористика мыслится как цветовая среда, удовлетворяющая человека эстетически и утилитарно в отличие от спонтанно возникающего цветового окружения. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.

Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: «Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный», — но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Все цвета делятся на:

Основные группы цветов

ахроматические (белый, черный, все оттенки серого)

светлота (степень близости к белому)

светлота (степень близости к белому) насыщенность (насыщенность цвета, она уменьшается при добавлении к нему черного или белого)

Степень близости цвета к белому. Любой цвет при максимальном увеличении светлоты становится белым. Другое понятие светлоты относится не к конкретному цвету, а к оттенку спектра, тону. Цвета, имеющие различные тона при прочих равных характеристиках, воспринимаются нами с разной светлотой. Жёлтый тон сам по себе — самый светлый, а синий или сине-фиолетовый — самый тёмный.

Цветовой тон — характеристика цвета, отвечающая за его положение в спектре: любой хроматический цвет может быть отнесён к какому-либо определённому спектральному цвету. При изменении тона, к примеру, синего цвета в зелёную сторону спектра он сменяется голубым, в обратную — фиолетовым.

Насыщенность — степень отличия хроматического цвета от равного ему по светлоте ахроматического, «глубина» цвета. Два оттенка одного тона могут различаться степенью блёклости. При уменьшении насыщенности каждый хроматический цвет приближается к серому.

Одинаково насыщенные оттенки, относимые к одному и тому же цвету спектра, могут отличаться друг от друга степенью яркости. К примеру, при уменьшении яркости синий цвет постепенно приближается к чёрному. Любой цвет при максимальном снижении яркости становится чёрным. Следует отметить, что яркость, как и прочие цветовые характеристики реального окрашенного объекта, значительно зависят от субъективных причин, обусловленных психологией восприятия.

Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет не более 50% всего внешнего облика.

Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям.

Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальности.

Темно-зеленый цвет — это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.

Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости.

Светло-серый костюм — это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым — элегантность.

Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.

Сложный цвет включает в себя элементы нескольких цветных тонов, выраженных в разной степени.

В группе хроматические цвета различают: теплые цвета и холодные цвета. Теплые цвета – выступающие (зрительно приближают, самый теплый цвет оранжевый), холодные цвета отступающие (зрительно удаляют, самый холодный – сине-зеленый).

Читать еще:  Аквариум по фен шуй в квартире — как усилить энергию воды в доме

Иногда изменение цветового тона соотносят с «теплотой» цвета. Так, красные, оранжевые и жёлтые оттенки, как соответствующие огню и вызывающие соответствующие психофизиологические реакции, называют тёплыми тонами, голубые, синие и фиолетовые, как цвет воды и льда — холодными.

Цветовой контраст – любая противоположность цветов: различие по цветовому тону, насыщенности и светлоте. Выделяют сильные контрасты (прямые), средние и слабые (обратные). Сильные (прямые): черный – белый, красный – зеленый, синий – желтый…; слабые контрасты придают изображению мягкость: светлое на темном: красный – фиолетовый, оранжевый – малиновый; средние контрасты уравновешены и изысканы: оранжевый – фиолетовый.

Цвет может указывать на свойства предмета: белый – легкий, черный – тяжелый, желтый – близкий, синий – далекий.

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит. Колорит — это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности. По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.

В психолого-педагогических исследованиях установлено, что дети дошкольного возраста могут воспринимать, различать и использовать в изобразительной деятельности значительно большее количество цветов и оттенков, чем это определялось ранее в методических пособиях. Отсутствие навыков работы с цветом, неумение пользоваться законами цветоведения приводит к ограничению познавательной способности детей, способности к изобразительной деятельности. Поэтому формирование колористических умений у детей является актуальной проблемой обучения.

В процессе исследований выявлены особенности восприятия цвета детьми:

— безразличное отношение многих детей к цвету;

— наличие только у некоторых детей цветового предпочтения;

— неумение видеть цвет в природе, в окружающей жизни, в произведениях искусства и т.д.;

— незнание оттенков цвета, а также неумение их получать, используя тот или иной красящий материал;

— неумение обозначать словом цвета и их оттенки.

Определены колористические умения

— видеть цветовое богатство и многообразие оттенков цвета

— различать и передавать оттенки цвета по светлоте, насыщенности и цветовому тону

— определять цвет и цветовые отношения по трем характеристикам (светлоте, насыщенности, цветовому тону)

— видеть цвета цельно, объединять их общим тоном и цветом

— определять цвета предмета в соотношении с цветами других предметов

— различать цвета в освещенной части, в полутени и тени между предметами

— осуществлять цветовое различие в пространственных планах

— видеть движение цвета по форме предмета (от теплого к холодному, от светлого к темному) и движение цвета в глубину пространства (от ярких, насыщенных цветовых оттенков к менее насыщенным, приглушенным воздушной дымкой цветам

— видеть усиление цветовых контрастов на переднем плане и их смягчение по мере удаления в глубину пространства

— уметь выделять главное цветом

— запоминать цветовые оттенки и отношения с той целью передачи сходства с натурой при выполнении работы по памяти, а при воспроизведении цвета по представлению или воображению

— уметь на основе разнообразных цветовых впечатлений, представлять характерные цветовые отношения

— уметь преобразовывать цвет, т. е. усиливать цветовые оттенки при передаче образной характеристики предметов и явлений

Описание значения различных цветов в колористике

автор: Осинка
Статья подготовлена по материалам курса ЕШКО «Конструирование и дизайн модной одежды». Получить подробную информацию по данному курсу можно на сайте ЕШКО Благодарим школу ЕШКО за сотрудничество.

С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот. Этот материал рассказывает о теории цвета и гармоничных сочетаниях, восприятии и психологических характеристиках разных цветов.

Колористика. Теория цвета В. Оствальда.

С древнейших времен и до наших дней цвет является неотъемлемой частью жизни человека. Обращаясь к искусству прошедших столетий, мы видим, что человек находился в постоянном поиске утонченных цветовых решений. Цвет во все времена являлся способом художественного самовыражения того или иного народа. Цвет может управлять нашим вниманием, привлекать взгляд к главному, отвлекая от второстепенного, или наоборот.

Первую стройную систему цветов создал Леонардо да Винчи. Он не только установил, что многообразие цвета может быть ограничено: «Простых цветов шесть: белый, желтый, зеленый, синий, красный и черный», — но и выделил два возможных аспекта цветов: художественный и физический.

Знаменитый немецкий поэт Иоганн Вольфганг Гете создал огромный (1400 страниц) «Труд о природе цвета» и сам ценил его выше всех своих поэтических произведений. Гете рассматривал цвет комплексно, учитывая психологический и физиологический аспекты.

Колористика (от лат. color — цвет, краска) — наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовой культуре и языке цвета.

Колорит

Одним их важнейших средств эмоциональной и художественной выразительности служит колорит.

Колорит — это система соотношения цветов, образующая некое единство и являющаяся эстетическим выражением красочного разнообразия действительности.

По характеру цветовых сочетаний колорит может быть спокойным или напряженным, холодным или теплым, светлым или темным, а по степени насыщенности и силы цвета — ярким, сдержанным, блеклым и т.д. В любом произведении искусства (каким является и костюм) колорит образуется сложным и неповторимым взаимодействием красок.

Цвет характеризует не только эстетический смысл одежды, но и его символическое значение, объединяющее людей. Наши глаза способны различать огромное количество цветов. Но все это многообразие делится всего лишь на две группы: ахроматические (т.е. неокрашенные) — черный, белый и их смесь — серый; хроматические (т.е. окрашенные) — это все остальные цвета и оттенки. Для того чтобы грамотно и гармонично сочетать цвета в костюме, дизайнер должен знать их основные характеристики.

Характеристики хроматических цветов

1. Цветовой тон — это наличие в одном цвете примесей другого. Тон характеризует отличие одного цвета от другого.

Пример
В малиновом цвете присутствует синий, а в красно-оранжевом — желтый. Таким образом, эти цвета получаются смешением двух цветов: в первом случае красного и синего, во втором — красного и желтого. Значит, тон у этих двух цветов различен.

2. Насыщенность — это наличие чистого пигмента в цвете (например, насыщенный синий, насыщенный зеленый и т.д.).

3. Светлота — это наличие в цвете белого или черного пигмента. Самым светлым цветом является белый, самым темным — черный.

Пример
Одни и те же цветовые тона, взятые в различных светлотных отношениях, производят разное эмоциональное впечатление. Добавление в цвет черного создает ощущение тяжести, а тот же цвет с добавлением белого кажется легким, радостным и нежным.

Чем больше цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем менее они гармонируют друг с другом.

Теория цветоделения В. Оствальда

Все многообразие основных характеристик цвета было представлено немецким ученым В. Оствальдом в его теории цветоделения. Он представил все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка — белый цвет, нижняя — черный.

По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный — оранжевый — желтый — зеленый — голубой — синий — фиолетовый. (Вы наверняка помните шутливую скороговорку, в которой первая буква каждого слова является первой буквой названия цвета: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».)

Цветовой круг

На основе этой фигуры был разработан цветовой круг — одна из цветовых гармоний. Цветовой круг построен на контрастных парах (красный — зеленый, желтый — синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Если мы разделим цветовой круг по основным цветам на четыре четверти, то внутри каждой будет находиться своя гармония родственных цветов. Обратимся к каждой их них.

Верхняя правая четверть (I). В ней желтый цвет постепенно переходит в красный.

Нижняя правая четверть (II). В ней красный цвет переходит в синий.

Нижняя левая четверть (III). Синий переходит в зеленый.

Верхняя левая четверть (IV). Зеленый переходит в желтый.

Если обратить внимание на каждую четверть, то мы увидим, что внутри каждой четверти находятся родственные цвета. А если взять отдельно правую и левую половины круга, то сочетания цветов будут уже родственно-контрастны.

Сочетание родственных цветов
Сочетание родственно-контрастных цветов

Сочетания родственных цветов — это сдержанная и уравновешенная цветовая гамма, в ней нет резких противопоставлений.

Сочетания родственно-контрастных цветов — это сочетания родственных цветов и контрастных пар. Они более ярки и дают более широкие возможности для творчества.

Но при сочетании родственно-контрастных цветов необходимо быть внимательными. Идеальными сочетаниями считаются сочетания таких двух цветов, в которых количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов одинаково.

Особой гармоничностью обладают сочетания двух цветов, которые в круге расположены на концах вертикальных и горизонтальных хорд.

Теперь условно разделим круг на верхнюю и нижнюю половины. В верхней половине находится вся теплая гамма, в нижней — вся холодная.

Холодная гамма
Теплая гамма

Гармоничные сочетания цветов

Как уже было сказано раньше, цветовой круг построен на двух контрастных парах, расположенных друг против друга (красный — зеленый, желтый — синий).

Cуществуют гармонии контрастных цветов. Если мы проведем диаметры через центр круга, продолжим от красных до зеленых, то мы увидим, что каждому оттенку красного соответствует определенный оттенок зеленого. Но в дизайне сочетания двух цветов довольно редки. Наиболее выразительными считаются сочетания трех цветов.

Рассмотрим несколько вариантов гармоничного сочетания трех цветов.

1. Гармония равностороннего треугольника

1. Гармония образуется сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в круг равностороннего треугольника, у которого одна вершина — главный цвет, а противолежащая сторона — вертикальная или горизонтальная хорда.

2. Гармония прямоугольника треугольника

2. Гармонию составляют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, у которых гипотенузы являются диаметрами круга, а катеты — вертикальные или горизонтальные хорды.

Читать еще:  Помощь молитвы при тревожных мыслях, страхе и панике

3. Гармония тупоугольного треугольника

3. Гармонию составляют цвета, находящиеся в вершинах тупоугольных треугольников, у которых вершина тупого угла — один их главных цветов, а противолежащая сторона — вертикальная или горизонтальная хорда.

4. Гармония вписанного прямоугольника

4. Кроме того, существуют еще и сочетания четырех родственно-контрастных цветов. Получить такие гармонии можно, вписав в круг прямоугольник. Цвета, расположенные на концах диагоналей прямоугольника, контрастны, другие пары — родственно-контрастны.

Воздействие цветов

Мы уже говорили о том, что цвет имеет символическое значение и служит средством самовыражения. Кроме того, цвет обладает и сильнейшим психологическим воздействием. Еще Гете заметил, что различные цвета вызывают определенное душевное состояние: желтый вызывает радость, синий навевает грусть, зеленый успокаивает.

Уже в античные времена цвета имели символическое значение. Так, белый цвет был закреплен за аристократией, а зеленый, серый и коричневый цвета были обычными цветами сельских жителей. Черный, пурпуровый, темно-зеленый и серый выражали печаль.

Проектируя костюм, дизайнер всегда должен помнить о том, что костюм — это самый «близкий» человеку предмет быта. Надевая на себя одежду, мы часто неосознанно формируем у себя определенное настроение.

Безусловно, цвет — это неотъемлемый элемент формы костюма. С помощью цвета мы способны получить дополнительную эстетическую информацию о функции костюма, о его предназначенности для той или иной социальной или возрастной группы и т.д.

Кроме того, цвет — это сигнал нашей личности, отражающий наше мироощущение, образ жизни и темперамент.

Пример
Люди, предпочитающие яркие цвета, чувствительны, эмоциональны. Если предпочтение отдается нейтральным цветам, то такой человек характеризуется строгим самоконтролем, педантичностью и малоэмоциональным отношением к миру.

Психическое воздействие цвета формировалось и развивалось вместе с эволюцией человека. В течение тысячелетий в сознании людей сформировались определенные взаимосвязи цветов с жизненными условиями.

Цвета являлись символами жизни и смерти, радости и горя. Но у разных народов один и тот же цвет служил выражением различных эмоций.

Пример
У европейцев белый цвет олицетворяет чистоту и невинность, а в Японии белая одежда — символ траура.

Восприятие цветов

Эмоциональное восприятие столь же сложно и многогранно. Так, цвета огня и солнца (красный и оранжевый) мы воспринимаем как теплые, а цвета воды и льда (голубые и синие) — холодные. Все светлые цвета кажутся нам легкими и воздушными, а темные — тяжелыми и основательными.

Выбирая цвет костюма для вечеринки, помните о том, что при искусственном освещении цвета меняют свои характеристики. Так, при слабом освещении оранжевые и красные цвета блекнут, «гаснут», а синие и сине-зеленые становятся более активными и яркими, при плохом сумеречном освещении красные и оранжевые становятся глубже и как бы уходят на второй план, а зеленые и синие наоборот светлеют и выходят на первый план.

Теплые, свежие, чистые цвета вызывают ощущение радости, бодрости и благополучия (это золотистый, желтый, оранжевый, и розовый), холодные и малонасыщенные цвета кажутся грустными, печальными и унылыми.

Давно известно, что реакции людей на цвет очень схожи и что цвета обладают вполне объективными свойствами, знание которых поможет правильно подбирать и гармонично сочетать цвета друг с другом, добиваясь создания с помощью одежды желаемого имиджа.

Значения цветов

— Красный цвет в одежде отражает готовность к действию, импульсивность, авторитетность. Положительно воздействует, если составляет не более 50% всего внешнего облика.
— Синий цвет придает солидность, уверенность, духовность и приверженность традициям.
— Желтый вносит в костюм коммуникабельность, непостоянство. В больших количествах утомляет. В сочетании с серым и синим создает эффект интеллектуальности.
— Темно-зеленый цвет — это стабильность, кредитоспособность, консерватизм.
Одежда в коричневых тонах вызывает ощущение доверия, стабильности, предсказуемости.
— Светло-серый костюм — это сдержанность и интеллигентность. Серый в сочетании с розовым — элегантность.
— Белый создает дистанцию, поэтому в деловом костюме должен использоваться осторожно.

Конечно же, у человека существует огромное количество оттенков настроения, и столь же велико и количество цветовых оттенков. Многие художники обращались к проблеме воздействия цвета на психику и даже пытались построить теории, как с помощью колористического решения создать определенные эмоциональные состояния.

Эмоционально-психологические характеристики цвета

Советы

Еcли Вы создаете ансамбль из двух или более светлых оттенков, позаботьтесь о том, чтобы один из них был доминирующим, иначе Ваш образ будет расплывчатым.
Белый считается цветом-хамелеоном: он легко сочетается со всеми остальными цветами.
Следует помнить, что розовый цвет полнит. Его лучше использовать для отделки, а в качестве основного тона выбрать более темный.
Не допускайте границ между цветом, фактурой или рисунком ткани в том месте, которое Вы хотели бы скрыть.

Завершая урок, отметим, что современная мода очень демократична и не оказывает предпочтения какому-либо цвету. Появляется огромное количество новых цветов: цвет металла, серебра, золота, старой бронзы, мыльных пузырей, блестящих поверхностей и светящихся «кислотных» цветов. Каждый дизайнер отдает предпочтение тому или иному цвету и имеет свою стратегию цвета.

Пример
Японский дизайнер И. Мияке использует только «радостные» цвета. Он считает, что одежда должна вызывать положительные эмоции и радость. Французский кутюрье К. Лакруа обладает редким колористическим даром. В своих моделях он применяет неожиданные сочетания тканей, рисунков и фактур.

Выбирая отдельные цвета, оттенки и сочетания, дизайнер придает костюму определенную эмоциональную окраску: праздничную, деловую, грустную или трагичную. Как мы уже неоднократно говорили, современная мода не диктует, а рекомендует. Поэтому, выбирая цветовую гамму, советуйтесь с модным направлением, но предпочтение отдавайте той цветовой гамме, которая Вам наиболее симпатична.

Цветоведение

Введение в цветовой круг

Цветовой круг — основной инструмент для комбинирования цветов. Первую круговую цветовую схему разработал Исаак Ньютон в 1666 году.

Цветовой круг спроектирован так, что сочетания любых цветов, выбранных из него будут хорошо смотреться вместе. На протяжении многих лет было сделано множество вариаций базового проекта, но самая распространенная версия представляет собой круг из 12 цветов.

Основные цвета

Цветовой круг построен на фундаменте трех цветов, красный, желтый и синий. Они называются основными цветами. Именно эти первые три цвета будут создавать остальные цвета на круге при смешивании. Ниже приведен пример простейшего цветового круга с использованием только основных цветов.

Вторичные цвета

Вторичные цвета — это цвета, которые создаются при смешении двух основных цветов. При смешивании желтого и синего создается зеленый, желтый и красный создает оранжевый, синий и красный создает фиолетовый. Ниже приведен пример цветового круга, с добавленными вторичными цветами на внешнем кольце.

Третичные цвета

Третичные цвета создаются при смешивании первичного и вторичного цвета или двух вторичных цветов вместе. Ниже приведен пример цветового круга с третичными цветами на внешнем кольце.

Цветовой круг не ограничивается двенадцатью цветами, поскольку за каждым из этих цветов имеется вереница разных оттенков. Их можно получить при добавлении белого, черного или серого. При этом цвета будут изменяться в сторону насыщенности, яркости и светлоты. Количество всевозможных сочетаний практически безгранично.

Цветовые Сочетания

Цветовая Гармония — основные приемы создания цветовых схем

Красный, синий и желтый являются основными цветами. Когда смешивается красный и желтый, получается оранжевый; смешать синий и желтый, получится зеленый цвет; при смешивании красного и синего, получится фиолетовый. Оранжевый, зеленый и фиолетовый являются вторичными цветами. Третичные цвета, как красно-фиолетовый и сине-фиолетовый получаются путем смешивания основных цветов с вторичным цветом.

Согласно теории цвета, гармоничные цветовые сочетания получаются из двух любых цветов, расположенных друг против друга на цветовом круге, любые три цвета, равномерно распределенные по цветовому кругу, образуя треугольник, или любые четыре цвета, образующие прямоугольник. Гармоничные сочетания цветов называются цветовыми схемами. Цветовые схемы остаются гармоничными вне зависимости от угла поворота.

Основные цветовые схемы

Комплементарные или дополнительные цвета

Комплементарными или дополнительными цветами являются любые два цвета, расположенные напротив друг друга на цветовом круге. Например, синий и оранжевый, красный и зеленый. Эти цвета создают высокий контраст, поэтому они используются, когда надо что-то выделить. В идеале, использовать один цвет как фон, а другой в качестве акцента. Поочередно можно использовать здесь и оттенки; легкий голубоватый оттенок, например, контрастирует с темно-оранжевым.

Классическая триада

Классическая триада это сочетание трех цветов, которые в равной степени отстоят друг от друга на цветовом круге. Например, красный, желтый и синий. Триадная схема также обладает высокой контрастностью, но более сбалансированной, чем дополнительные цвета. Принцип здесь состоит в том, что один цвет доминирует и акцентирует с двумя другими. Такая композиция выглядит живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Аналоговая триада

Аналоговая триада: сочетание от 2 до 5 (в идеале от 2 до 3) цветов, находящихся рядом друг с другом на цветовом круге. Примером могут служить сочетания приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Контрастная триада (сплит — дополнительных цветов)

Использование сплит — дополнительных цветов, дает высокую степень контрастности, но не настолько насыщенных, как дополнительный цвет. Сплит дополнительные цвета дают большую гармонию, чем использование прямого дополнительного цвета.

Тетрада — сочетание четырех цветов

Эта схема включает в себя один основной и два дополнительных цвета, плюс дополнительный цвет, который подчеркивает акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, оранжево-красный, оранжево-желтый.

Это самая сложная схема. Она предлагает большее разнообразие цвета, чем какая-либо другая схема, но если все четыре цвета используются в равных количествах, то схема может выглядеть несбалансированной, поэтому нужно выбрать один цвет доминирующим. Надо избегать использования чистого цвета в равных количествах.

Квадрат

Сочетание 4 цветов, равноудаленных друг от друга на цветовом круге. Эти цвета отличаются друг от друга по тону, но также дополняют друг друга. Пример: фиолетовый, оранжево-красный, желтый, сине-зеленый.

Теплые и холодные цвета

В цветовом круге, есть еще одно разделение: теплые и холодные цвета. У каждого цвета своя цель передать эмоции. Теплые тона доставляют энергию и радость, в то время как холодные цвета передают спокойствие и мир. Разделение на цветовом круге дает представление о том, какие цвета теплые, а какие холодные.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector