Какова история египетского сонника, если отличительные черты и особенности трактовки сновидений

История толкования сновидений

Первобытные народы полагали, что душа спящего человека выходит из тела и путешествует, видит и общается, запоминает и сохраняет. Эти путешествия и приключения как раз и являются сновидениями. Именно поэтому существовал запрет будить спящего; ведь душа отсутствует и может не успеть возвратиться в тело, и человек, проснувшись без души, заболеет и умрёт.

Первые письменные упоминания традиции толкования сновидений относятся к древнему Вавилонскому царству. В самой известной и священной книге на земле — Библии существует упоминание снотолкователей, называя их халдеями (то есть вавилонянами). Еще до заката вавилонской цивилизации слово «халдей» означало «сногадатель». Одновременно с этим традиция толкования сновидений широко развивалась в странах Востока, в частности в древнем Китае, Индии.

Возможно, что треугольник Индия — Персия — Китай стал прародителем современной традиции толкования сновидений, которая через Ассирийское царство попала в древний Египет и была адаптирована жрецами бога Солнца — Ра для своих мистерий. Случалось, что сновидения фараонов давали повод к возникновению нового религиозного культа. Так культ Сераписа в Александрии был установлен в связи с пророческим сновидением Птолемея Сотера. В Библии приводится пример толкования сновидения фараона о семи тучных и семи тощих коровах праотцем Иосифом.

В Библии также содержатся сведения о существовании у финикийцев и египтян обычая советоваться с гадателями снов, а также ночевать в храмах для получения вестей от божества.

В древней Спарте существовали особые храмы, где специально назначенные чиновники — эфоры — засыпали по определённому ритуалу, чтобы во сне получать указания свыше к решению трудных политических и других вопросов. В древней Элладе также существовал обряд инкубации — ритуального сна в храме для получения лечебного предписания. Для этих целей существовали храмы Асклепия — бога врачевания.

В мифах древней Греции сыновья Гипноса морфеи принимали различные формы, когда являлись в сновидениях и показывали будущее. Смысл и символику сновидений доверялось разгадывать лишь профессиональным толкователям и жрецам. Получение указаний во сне позволило считать, что спящий наделён даром ясновидения. Тогда же гадание по сновидениям получило название — ониромантика. Первый известный письменный сонник-толкователь выпустил грек из Далдиса, Артемидор во II-м веке н. э.

Древнегреческие Философы также достаточно внимания уделяли вопросам сновидений.

Демокрит полагал, что сновидения посещают сознание извне.

Платон (диалог «О любви») — что во сне выражаются низменные влечения.

Аристотель в трактатах «О сне» и «О вещих сновидениях» говорил, что сновидение не «язык богов» или «странствия души», а явления, вытекающие из сущности человеческого духа, и являют собой результат специфической деятельности мозга.

Диоген считал сновидения вообще бессмысленными и не имеющими значения.

Цицерон отрицал возможность божественного откровения во сне.

Лукреций Кар в поэме «О природе вещей» полагал, что сновидения в необычной форме воспроизводят те представления, которые переживались сновидцем в состоянии бодрствования, отражая повседневную жизнь.

Следующей страницей в изучении сновидений и процессов бессознательной деятельности человеческой психики записала Западная Европа XVII — XVIII веков, в работах Ж. Ламери и П. Кабанье о теории сновидений.

Г. Лейбниц обосновал научное понятие о бессознательном. Именно Лейбниц наряду с Ньютоном открыл дифференциальное и интегральное исчисление. Он же по-новому осмыслил элементы душевной жизни и их преобразование.

Лейбниц ввёл понятие о малых перцепциях (бессознательных восприятиях), объясняющих природу психических процессов по типу исчисления бесконечно малых величин. Фактически именно с Лейбница берёт начало философское учение о бессознательном.

Взаимное проникновение культур, а также всё более тесный контакт различных наций привели к тому, что различные в своё время источники информации стали накладываться, замещать близкие понятия, заимствовать недостающее и, как следствие, влиять друг на друга.

Эти процессы привели к тому, что сейчас уже нет чисто восточных или чисто европейских толкователей сновидений. Все современные толкователи — это как правило более или менее удачная компиляция основных понятий и их значений. Развитие научного взгляда на вопрос толкования привело в свою очередь к появлению «нового» отношения к толкованию сновидений, каким является психоанализ З. Фрейда и его последователей. Причём в каждой разновидности психоанализа будь то направление А. Адлера, К.Г. Юнга, гельштат-психология или других, применяется свой оригинальный понятийный аппарат толкования в зависимости от теоретических представлений и обоснований каждой школы психоанализа.

Все крупные психологические системы можно подразделить на два направления — «субстратное» и «смысловое».

Последователи первого направления видят в сновидении лишь хаотическую игру обрывков дневных впечатлений.

Последователи второго полагают, что сновидение несет в себе некоторое послание, содержит в себе смысл. Тут ярче всего выделяются три системы — психоаналитическая, юнгианская и онтопсихологическая. О них и пойдет речь подробнее.

Психоанализ
«Толкование сновидений» (1900) сейчас считают одной из главных работ Зигмунда Фрейда. Успех ее был столь велик, что она выдержала девять прижизненных изданий. В ней З.Фрейд не только изложил основные принципы толкования сновидений, их классификацию и механизмы формирования, но и впервые раскрыл природу эдипова комплекса, ставшего «визитной карточкой» психоанализа.

И хотя сейчас в современном психоанализе не сновидения считают стражами сна (как считал Фрейд), а, наоборот, сон — стражем сновидения (Wolman, 1979), основные принципы толкования сновидения, предложенные Фрейдом, остаются в психоанализе незыблемыми и по сей день.

Во-первых, это различение явного содержания сновидения (того, которое мы видим и рассказываем по пробуждении) и скрытых мыслей в сновидении (до которых нужно дойти путем анализа).

Во-вторых, это «работа сновидения», которая и создает явное содержание сновидений. Для Фрейда работа сновидения — это специфическая форма мышления, более древняя, чем понятийно-логическое мышление. «Работа сновидения» включает в себя ряд особых действий:

сгущение — создание образа путем соединения или наложения друг на друга различных образов. «Особенно охотно работа сновидения соединяет в одной комбинации два противоречащих друг другу представления», — пишет Фрейд в лекциях, посвященных толкованию сновидений. Но могут соединяться и похожие представления за счет своей похожести. Например, Вам снится знакомый, но у него имя как у Вашего брата. Поскольку и у того, и у другого похожие усы, работа сновидения соединила два представления в одно для «экономии» места, времени и энергии. Но подобное объединение будет сделано, только если в нем есть какая-то необходимость. Ее-то и важно понять.

· передвигание (смещение) — его работа сновидения производит, смещая ценностные акценты, чтобы «замести следы». Мы тоже часто так делаем, когда, например, встречая любимого нами человека в компании, улыбаемся кому угодно, только не ему. Поэтому чем запутаннее сновидение, тем сильнее в нем «поработало» перемещение.

· драматизация — представление идей, мыслей в образной и сценической форме. Например, мысль «не хочу идти на работу» может развернуться в маленький спектакль или в длинный сериал.

· вторичная обработка — это уже «редакторская правка» сновидения нашим сознанием по пробуждении, когда мы достраиваем логические и причинно-следственные связи, сглаживаем нелепости, домысливаем и делаем более «приглядным» явное содержание сновидения. Что только еще больше его запутывает.

В-третьих, анализ сновидения — это деятельность, обратная «работе сновидения». Если «работа сновидения» из неявных мыслей делает явные, но запутанные образы, то толкование, наоборот, расшифровывает их и приходит к скрытым за ними мыслям, которые оказываются мыслями, обслуживающими наши заветные (и запретные) желания или конфликт желаний.

Поэтому все сновидения по степени участия в них «работы сновидения» и цезуры были поделены Фрейдом на две основные группы:

· сновидения без цензуры — чаще всего это детские сны, где дневное желание ребенка предстает в неприкрытой форме (например, ребенку снится, что его взяли в цирк) или сны взрослых, в которых они испытывают сильное, но не запретное желание (например, жажда может привести к сновидению, в котором сновидец купается в бассейне и пьет прохладительные напитки)

· сновидения, искаженные цензурой, — это уже сны, в которых желание не может показать себя «как оно есть», а прячется за разными искажениями. Причем страшные сны, по Фрейду, это сны, в которых цензура не справляется с запретными желаниями (то есть «работе сновидения» не удается как следует их завуалировать) и поэтому прибегает к последнему средству — страху, чтобы отвратить сновидца от «запретного плода».

Толкование сновидений в психоанализе является комплексным действом, включающим анализ (разложение сновидения на элементы, фрагменты) и синтез (выстраивание свободных ассоциаций к каждому фрагменту, чтобы обойти цензуру и докопаться до скрытых мыслей и желаний

Аналитическая психология
Психика по большей части состоит из образов.
К.Г.Юнг
Если в психоанализе толкование сновидений считается via regia — «царской дорогой», то в аналитической психологии ему отводится почетное, но не самое главное место. Толкование сновидений оказывается одним из способов «общения»с образами, в облике которых предстают психические комплексы. А добраться до этих образов можно разными путями. Вот основные:

· активное воображение: направленное и свободное (когда образы описываются словами, оставаясь во «внутреннем плане»переживающего их человека),

· экспрессивные техники (когда образы воплощаются в пластический материал: игра «в песочек», рисование, лепка и т.п.),

· ассоциирование и амплификация (например, обращение к любимой сказке детства — прием, введенный Х.Дикманном),

· толкование сновидений.
Подобно тому, как в основу психоаналитического способа интерпретации сновидений положено представление об «устройстве» психики человека, в аналитической (глубинной) психологии имеется своя «карта местности» внутреннего мира человека. Это уже не Сверх-Я (система норм и ценностей), Оно (влечения) и Я, а иерархия психических автономных комплексов (составляющих личное бессознательное человека) и архетипов (коллективное, то есть «родовое», бессознательное).

Поэтому при толковании сновидений (как и при толковании любого образного материала) учитываются три главных «уровня» психики:

· личностный (все то, что сам сновидец думает и чувствует по поводу фрагментов сновидений и сна в целом). На этом уровне решается, относится ли увиденный персонаж к внешнему окружению (объективный аспект сновидения) или этот персонаж представляет собой некую психическую силу самого сновидца (субъективный аспект сновидения);

· культуральный (это система представлений и отношений, которые навязаны сновидцу тем обществом, в котором он живет, например, представление о левостороннем или правостороннем дорожном движении);

· архетипический (это уровень представлений, который человек несет в себе как существо, принадлежащее к определенному роду живых существ). Тут на первое место выходят мифологические и сказочные персонажи и ситуации. Выявление материала с этого уровня психики, как правило, связано с очень сильными эмоциями и ощущением того, что происходит что-то предельно важное и значимое.

При толковании сновидений каждый раз решается индивидуально, какой именно уровень и какой аспект был затронут в сновидении. В зависимости от этого выстраивается понимание актуальной ситуации сновидца (например, выясняется, на что сновидение ориентировано больше — на прошлое, будущее или настоящее и т.д.).

Онтопсихология
Онтопсихологическая интерпретация построена на противопоставлении двух внутренних «голосов» (инстанций) в психике человека.

С одной стороны, это голос вашей предельно позитивной психической инстанции — сущности (Ин-се).

С другой стороны, это искажающие голос Ин-се негативные влияния усвоенных в ходе жизни социальных стереотипов, норм и правил (монитор отклонения).

Эта оппозиция позитивности и негативности зашифрована как в самих образах сновидения, так и в их соотношениях.

Однозначность интерпретации образов онтотерапевтом определена теми значениями, которые указаны в одной из важнейших публикаций основоположника онтопсихологии — итальянского психолога и психотерапевта Антонио Менегетти (Мир образов.Екатеринбург: Cricket, 1997. — 192 c.).

Тем не менее эта однозначность толкования сочетается в онтотерапии с предоставлением человеку ответственности и полной свободы выбора. Озвучив голос вашего Ин-се и показав вам ваши ошибки как следствия влияний вашего монитора отклонения, онтотерапевт каждый раз оставляет вас в ситуации внутреннего (и, как правило, весьма непростого) выбора.

Гештальт-психология
«Сложнее всего признать, что любая часть сновидения

есть сам сновидящий. »
Роберт Марморштейн
Эти слова можно назвать «золотым правилом» гештальт-интерпретации. Любой персонаж сна — это Вы, любой элемент сна — это Вы. Вы можете быть цветком у дороги, дорогой, машиной и педалью газа. Более того, они и есть Вы.

Все это множество персонажей условно называют «субличностями». И хотя мне это название не очень нравится, оно хорошо прижилось не только в гештальт-психологии, но и за ее пределами. Субличность — это некоторая чувственная форма (образ), голос, которым она может говорить или не говорить, эмоции и даже некоторая «жизненная позиция». Поэтому если Ваша субличность в образе Вашего башмака послала Вас к черту, Вам придется с этим считаться!

Таким образом, гештальт-психология при толковании сновидений пользуется двумя главными максимами: все может быть субличностью, и все может быть соотнесено как фигура и фон. В этм смысле если в Вашем сне синее небо сначала оценивается как фон для выделенной фигуры — дерева, то потом Вы можете сменить «фокус зрения» и небо будет фигурой, а дерево — фоном.

Единственное «но» в этой «картине мира», как сказал бы, пожалуй, Ж.-П.Сартр, на которого любят ссылаться психологи-экзистенциалисты, это «перенаселенность существованиями». Однако, если пользоваться «бритвой Оккама» и не умножать сущности без необходимости, то метод озвучивания и разыгрывания субличностей может быть весьма продуктивен. Если, конечно, придерживаться демократических принципов правления в своей душевной жизни и позволять высказываться любому, кто этого пожелает.

Читать еще:  Рыцарь жезлов: как правильно перевести значение посохов в картах Таро

В заключении хотелось бы отметить, что, как в древности толкование сновидений было уделом избранных и подготовленных жрецов и мудрецов, так и в психоанализе требуется подготовка и знание основ медицины, психологии на профессиональном уровне. Тем не менее знание пусть небольшой части в вопросе толкования сновидений и процессах деятельности бессознательного не помешают желающим разобраться самостоятельно в том, что происходит в их психике.

Интересные особенности Египетского сонника

По собственному почину я всегда, когда меня смущает значение того либо иного ночного видения, обращаюсь из-за помощью к соннику. Очень интересный вариант подобного издания — Демотический сонник, дошедший до нас от этой великой цивилизации. Паче детально про него я хочу рассказать вам в этом материале.

Особенности сновидений в Древнем Египте

Народонаселение Древнего Египта были свято убеждены в том,что сновидения выступают божественными посланиями с лишним. А процесс трактования ночных грез в Египте основывался на теории противоположностей: к примеру, разве грезилась смерть — значит, человека ожидала долгая жизнь.

Существовали и специальные сыны) Адама, призванные толковать сны — их называли Мастера тайных вещей либо Писци двойного под своей смоковницей.

А те личности, которые желали исцелиться от заболеваний, должны были пить особое снотворное снадобье, а затем провести целую ночь в храме. Получи следующие же сутки священнослужитель занимался интерпретированием их сновидений и использовал рекомендации, полученные закачаешься сне, для лечения.

Древние записи хинди (называемые также пуранами) рассказывают оборона то, что сновидения являются посланиями божественных существ. А в Упанишадах (относятся на глазок к 1000-му году до нашей эры) утверждается, что до сего времени действие ночных видений имеет место в реальности между настоящими и призрачными мирами.

Редкость мир ночных грез помогает человеку расстаться со своими недостатками, способствует проявлению изначальной человеческой сущности.

За мнению многих учёных, первые концепции о духе и загробной жизни начали нарождаться ещё в очень древние времена и их основу составляли именно ночные сонное видение.

Реальность снов, в которой обитали божественные сущности, духи, различные явления и самочки спящие, представляло собой источник символических грез, имеющих глубокосмысленную характеристику, прознать которую очень стремились обычные жители Древнего Египта.

Разновидности Египетских сонников с описанием

Египетская культура оставила нам различные объемные книги-сонники. В основной своей массе их относят к Позднему времени, к категории демотических текстов. Унарный папирус Честер Битти второй, относится к Новому царству. В нем содержатся трактования ночных грез, используемых умереть и не встать времена классического Египта правящей элитой.

Эту необычную находку обнаружили в 1928-м году перекрестно с прочими текстами религиозного, мистического, административного, бытового и литературного характера в Дейр эль-Мединэ (фунфырик пирамида, сооруженная над гробницей в Некрополе царскими скульпторами).

Обзор Древнеегипетского сонника Кенхерхепешефа

Замечательный древнеегипетский царский писарь Кенхерхепешеф оставил после себя много свитков, написанных для папирусе.

Определенную часть написал непосредственно сам владелец, а остальная много (как, к примеру, известный сонник) была презентована, вероятно, у мастеров, относящихся к храмовому Дому Жизни.

Нужно похвалить, что Кенхерхепешеф сам не писал этот свиток, ведь держи verso — обратной части папируса начертано много его личных заметок — частей поэмы оборона битву при Кадеше и копии его послания везиру Мернептаху, рядом этом заметна сильная разница в стилистике написания основного текста.

Соответственно замудренной игре слов и красивой лексике мы понимаем, что продюсер текста однозначно относился к элитным писцам, очень высока вероятность того, что-нибудь он являлся жрецом.

Кенхерхепешеф тоже имел хорошее фабрикация аналогично большинству мастеров из посёлка, помимо этого его увлекала сверхъестественность (вследствие чего он вызывал чувство страха у жителей Дейр эль-Мединэ.

Другой раз Кенхерхепешеф умер, так как у него не осталось наследников, власть на владение библиотекой перешли к Амоннахту — сыну его другой супруги. Последний же повел себя не самым лучшим образом, пытаясь огрести права на данное произведение.

В дальнейшем свитки из библиотеки (страсть много раз сменяли своих владельцев и к несчастью со временем пай из них неизбежно повредилась.

Нужно отметить, что сонник Кенхерхепешефа предназначается до ужаса для представителей сильной половины человечества. Понять это совершенно отнюдь не сложно — в начале каждого абзаца упоминаются фразы наподобие «когда мужчине довелось увидать себя в сновидении…» и тому подобные, до которым и можно прийти к однозначному выводу.

Характеристика Демотического древнеегипетского Сонника

Упрощенный Сонник был написан через тысячу лет после сонника Кенхерхепешефа. В нем поуже существует разделение всех сновидцев на представителей обоих полов — к примеру, женщинам предназначаются специфические женские ночные сонное видение.

В Демотическом соннике мы находим достаточно краткое перечисление сновидений с их интерпретацией в сторогом соответствии древнеегипетским категориям праздник поры.

Основу сонника составляет игра слов, а также мифологические эпизоды, ритуальная применение и этические нормы эпохи.

Достоверно неизвестно, в какой степени создатель данного сонника ориентировался возьми традицию трактования сновидений, поэтому сложность представляет адекватная оценка его собственного авторского вклада в надпись.

Хотя по словам А.Гардинера, тот факт, что сонник написан возьми средне-египетском языке указывает на то, что он уходит своими истоками в как собака далёкие времена.

Изначальные упоминания про сновидения в качестве источника неких познаний не возбраняется повстречать ещё в Поучении Мерикара, которое демонстрирует нам заботу божественных сущностей о людях: Высшие силы придумали магию, которая была больше мощной, чем любые оружия и способна была отражать все, в чем дело? могло бы произойти, но не происходило.

Отличительные особенности древнеегипетского сонника последователей Сетха

С через данного собрания сновидений среднестатистический египтянин получал возможность быстро посмотреть в свое грядущее.

Мы же сейчас с помощью этого текста можем самое лучшее ориентироваться по местам, надеждам, социальным проблемам, системе верований и многому другому, чего в свое время тревожило современников Рамсеса II.

Обратившись же к тексту самого сонника да мы с тобой находим в нем интерпретацию 2-х групп сновидцев. К сожалению, начальная часть текста отнюдь не сохранилась, а в завершении мы наблюдаем начало нового раздела — Вводные положения снов последователей Сетха. В нем детально описываются физические и духовные качества указанного будто представителей сильного пола.

Что же касается первой части папируса (которую, вероятнее всего делов, потеряли) она описывала другую категорию жителей Древнего Египта — наверное, последователей Хора. Упоминания о них мы находим ещё во эпоха Текстов пирамид.

Отдельного внимания стоит уделить описанию человека у Сетха: некто обладает кудрявыми волосами, обильной растительностью на теле, бородой, обожает веселящее, а также часто предается любовным утехам.

При этом в тексте поясняется, яко данный индивид может родиться даже в очень хорошей семье, только по причине своих нарушенных вкусов, манер, в общем — общей сложности своего характера уподобляется низам общества. Вследствие этого он действительно вне системы совершенного общества, каким оно должно было -побывать) для традиционного египтянина.

Папирус сохранил до наших дней как никогда четыре варианта сновидений из списка последователей Сетха, что, понятное дело, совершенно недостаточно для установления каких-либо глобальных выводов.

В дальнейшем утверждение про то, что одно и то же ночное видение обладает целиком и полностью разной смысловой нагрузкой для различных групп сновидцев будет инициативно развиваться в демотических сонниках, а больше всего — в разделах, предназначающихся с целью представительниц прекрасного пола.

Теперь вам известны главные особенности Египетского сонника и его отличаются как небо и земля версии.

Напоследок рекомендуем просмотреть интересный тематический видео-материал:

Чарующий мир магии и эзотерики или ГЛАВНЫЕ ЗАКОНЫ ВСЕЛЕННОЙ

Каждый душа хочет прикоснуться к чему-то особенному и ранее неизведанному, открыть ради себя новые границы понимания, соприкоснуться с чем-то сверхъестественным и малознакомым. Затем, каждый кто находится в поисках высоких духовных практик, кто желает взглянуть «за занавес», со временем все же получает ответы. Обращаясь к глубинам мироздания, подобает сказать о том, что во все времена шла речь о волшебниках, чародеях и целителях, мистических явлениях, необъяснимых событиях и о многом другом, почто находится за гранью понимания. Со временем люди сумели свести все свои практики и интересы к загадкам Вселенной через путь самопознания. И об эту пору это называется одним словом — эзотерика.
Однако, стоит сразу убедить внимание на то, что магия и эзотерика — это две кардинальные противоположности. Невзирая на то, что они напрямую работают со сверхъестественными вещами, эзотерика исповедует чистые практики, у которых кого и след простыл отрицательных последствий. Магия, в свою очередь, подразумевает работу с заклинаниями, использованием реквизитов и обращением к Силам Света либо Силам Тьмы. Эзотерика предпочитает этого не касаться, она проповедует манифест к энергетическим потокам, которые способны преобразить жизнь каждого, кто научится к ним «подсаживаться». Итак, для того чтобы понять жизненную необходимость эзотерики, понять ее законы и научиться владеть ею в совершенстве, следует более тщательно познакомиться с ней и понять, как она работает.

Ученые раскрыли тайну «вещих снов»

В прошлом номере еженедельника мы вместе с Игорем ГАРИНЫМ , профессором, доктором физико-математических наук, рассказали о феномене ясновидения — о том, как его объясняют ученые. Сегодня вы узнаете, в самом ли деле сны бывают вещими.

Шлиман нашел Трою во сне

С доисторических времен люди связывали сны с тайными знаниями. Ощущали в них некую пророческую силу. До наших дней дошел древнейший сонник, датируемый приблизительно 2000 годом до нашей эры. Он содержит толкование примерно 200 снов, а также описание магических ритуалов для защиты от «ночных демонов». Сегодня же, в XXI веке, выходят сборники с трактовками десятков тысяч сновидений. А экстрасенсы предлагают разгадать смысл любых приснившихся сюжетов. Не вводят ли они в заблуждение?

— Под влиянием снов творили многие величайшие поэты, писатели и композиторы, среди них — Моцарт , Шуман , Вагнер, Сен-Санс, Эдгар По, Пушкин , Алексей Толстой , Гейне , Вольтер , Фет , Маяковский , всех не сосчитать, — говорит профессор Игорь ГАРИН. — В одной из своих монографий будущий творец новой физики Нильс Бор описывает, как однажды он увидел во сне себя на солнце из горящего газа , вокруг которого вращались связанные с ним тонкими нитями планеты. Внезапно газ затвердел, а солнце и планеты резко уменьшились в размерах. Бор проснулся и мгновенно осознал, что понял модель атома, над которой постоянно размышлял.

Томас Эдисон даже придумал изобретение, позволявшее запоминать идеи в пограничном состоянии между бодрствованием и сном. Он садился в кресло, взяв в руки тяжелые железные шары, и закрывал глаза. Напряженно думая о волновавшей его проблеме, впадал в дрему, руки разжимались, шары падали с грохотом в специальные желоба, будили изобретателя. И он мгновенно вспоминал приснившееся решение.

Все знают имя Генриха Шлимана, обнаружившего легендарную Трою и не менее легендарные Микены. Оба эти открытия могли остаться неизвестными по сей день, если бы не серия снов, посетивших банкира, столь далекого от археологии. Именно эти сны подвигли его бросить бизнес и направить все свои усилия на поиск древних цивилизаций там, где они открылись ему во время снов.

Австрийский фармаколог и физиолог Отто Леви получил Нобелевскую премию за открытие, которое увидел во сне: механизм, с помощью которого нервная система регулирует сердечные сокращения. Также во сне Гаусс открыл закон индукции, Мендель — законы наследственности, Флеминг — пенициллин.

«Письмо Бога»

Зигмунд Фрейд , составивший первый психоаналитический трактат по толкованию снов, считал ночные видения «царским путем к бессознательному». Позже антрополог Килтон Стюарт, изучавший психоанализ, назовет сон «нераспечатанным письмом Бога».

Создавая свою мифологию сна как иллюзорного осуществления вытесненных желаний, Фрейд считал сновидения мощным инструментом проникновения в глубины сознания человека, своеобразным ключом к психике. Австрийский врач-психиатр Альфред Адлер , ученик Фрейда, считал сновидения дополнением действительной жизни. А философ Карл Юнг — отражением коллективного бессознательного, «родового» опыта человека. Но сегодня есть и другие версии насчет наших ночных кошмаров.

Тайники памяти

— Человек видит во сне то, что он уже видел когда-то, воспринимал мозгом, или то, о чем думал и мечтал, — объясняют врачи — психотерапевт Павел КОРСАКОВ и его коллега Надежда ПОКРОВСКАЯ, авторы книги «Тайны мозга: наука или мистика?». — Любая информация, когда-либо полученная человеком в той или иной форме, откладывается в его памяти. Во время сна она всплывает и складывается в разнообразные картинки. Причем настолько осмысленные, что многие не сомневаются: снится грядущее. Более того, известно много случаев, когда увиденное во сне впоследствии действительно сбывалось наяву.

С одним американским палеонтологом, например, произошло следующее. Музей заказал ему найти и прислать листья неких реликтовых растений. Ученый постоянно думал, где ему найти их. И однажды во сне увидел то место, где они растут. Это место находилось у подножия горы, расположенной вблизи от того города, где палеонтолог жил. Утром он отправился к увиденной во сне горе и действительно обнаружил там необходимые листья.

Вещий сон? Ученый, не принадлежавший к числу суеверных людей, так не посчитал. А вспомнил, что незадолго до этого случая был в увиденном во сне месте и охотился на диких коз. Когда он к ним подкрадывался, то непроизвольно смотрел себе под ноги, но мысли в тот момент были заняты охотой. Тем не менее в поле зрения ученого попали именно эти листья и помимо его воли запечатлелись в мозгу — в подсознании. Мимолетного взгляда на растение оказалось вполне достаточно, чтобы мозг сохранил этот факт. Именно он и «ожил» — уже в сознании, когда ученый спал. Поскольку накануне он постоянно размышлял только о том, где найти эти листья.

Читать еще:  Цвет роз — символика и значение каждого, в каких случаях дарят

— Так что сновидения не могут предсказывать и опережать события, они лишь отражают действительность, — подытоживает Павел Данилович и приводит еще один случай.

Один человек увидел во сне, как его укусила собака. Он даже явственно почувствовал боль от укуса. Но вскоре забыл об этом «вещем» сне. Через две недели на ноге у этого человека в том самом месте, куда его «укусила собака», появилась язва.

Что же произошло? На первый взгляд это типичный вещий сон. Ведь, когда он приснился, на ноге не было язвы. Однако процесс ее возникновения уже пошел в организме. К мозгу уже поступали сигналы о начавшейся болезни, а он, в свою очередь, во сне подавал сигналы человеку.

— Вот и весь секрет, — говорит Надежда Ивановна. — Начавшуюся болезнь на той стадии смог бы распознать и врач, если бы провел тщательное обследование. Здесь мы имеем дело с причинно-следственной связью одного явления (сна) с другим (болезнью). В итоге получается, что этот сон не несет в себе ничего мистического.

«Аппарат предвидения»

Многие ученые уже давно обратили внимание на существование в мозге некоего «аппарата предвидения». Например, мозг умеет не только чувствовать тончайшие процессы, происходящие в организме человека, но и способен оценивать ситуацию и моделировать ее возможный исход. Так человек привык связывать в своем сознании множество разнообразных признаков заболевания с обстоятельствами его возникновения. А в нашей черепной коробке, как в архиве, хранятся укоренившиеся вполне естественные ассоциации на каждый случай жизни.

Если, к примеру, с детства нам внушали, что есть сырое мясо нельзя, иначе заболеешь, то нет ничего удивительного и уж тем более мистического в том, что человек, внутренне ощущая первые, едва заметные симптомы какого-либо заболевания, во сне видит сырое мясо. А суеверные толкователи сказали бы, что «сон был в руку».

Существует еще одна разновидность сновидений, когда человек во сне видит, что сбывается его давнее желание. Через некоторое время он добивается цели, и желание действительно сбывается, но уже наяву. Человек думает, что сон был пророческим. Оказывается, нет. С научной точки зрения и это событие объяснимо.

— Если у человека есть заветная мечта, горячее желание получить что-либо, то, естественно, его мозг постоянно работает над решением этой задачи, разрабатывает планы, как достичь цели и добиться нужного результата, — говорит доктор Корсаков. — Иногда человек думает об этом, сам того не осознавая. Вполне естественно, что с этими мыслями связаны и его сновидения. Он не только размышляет об этом постоянно, но и все его действия в реальной жизни направлены на то, чтобы желание осуществилось. И вот наконец сон сбывается, а мечтатель объявляет его вещим.

А когда сон не сбывается, толкователи снов прибегают к различным уловкам. Например, сообщают, что сон, увиденный в такой-то день, скорее всего, сбудется, а сон, приснившийся в другой день, не сбудется.

Что кому приснилось

И3 АРХИВА «КП»

Научишься толковать сны — станешь начальником

Из Писания нам известны как минимум два примера возвышения библейских героев благодаря искусству толкования снов. Пророк Даниил стал могущественным человеком, объяснив Навуходоносору царский сон: «Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много подарков и поставил его главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими». Прекрасный Иосиф стал вторым человеком в Египте , растолковав фараону сон о тощих и жирных коровах, что предотвратило голод, угрожавший стране.

В древней Спарте существовали особые государственные чиновники — эфоры, которым предписывалось при принятии важных государственных решений спать в храмах, чтобы во сне узреть самое безошибочное.

Основателем психологического подхода в объяснении снов явился Аристотель, который рассматривал их как продолжение деятельности в состоянии сна.

Систематизатором греческих, египетских, восточных толкований символики сновидений выступил во II веке нашей эры Артемидор. Его «Онейрокритика» послужила источником бесчисленных позднейших сонников.

МНЕНИЕ ПАРАПСИХОЛОГА

Исследователь аномальных явлений Борис ВОРОНОВ:

— Наши души во время сна оставляют тело и, летая где-то далеко, встречаются с душами других людей, как живых, так и умерших. И одним они подсказывают, как уберечься от опасностей, а другим — решения великих задач.

МНЕНИЕ ФИЛОСОФА

Кандидат психологических наук, философ Юрий БОНДАРЬ:

— Существует мнение, что сны никогда не прекращаются: бодрствование — тоже сон. Действительно, многие представления о мире — плоды нашего разума — часто столь фантастичны, что сюрреализм снов кажется высшей реальностью.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

«Небывалая комбинация былых впечатлений»

Иногда приходится слышать: «К чему бы мне это приснилось? Ведь никогда не думал ни о чем таком, никогда не читал, не видел и не слышал!» И если человек подвержен суеверию, он тут же начинает переживать и думать, что это «дурной» сон. И что он что-то предвещает. Отнюдь.

Великий русский ученый, исследователь-физиолог Иван Сеченов говорил так: «Сон — это небывалая комбинация былых впечатлений». Эти слова ясно говорят об особенностях всех сновидений. Нельзя увидеть во сне то, что никогда не было воспринято мозгом. Другими словами: как же можно достать из кладовой памяти то, чего там нет и никогда не было?

В следующем выпуске еженедельника мы расскажем о том, можно ли узнать правду при гадании.

Сновидения древних египтян

Сновидения древних египтян

Древние египтяне понимали, что во сне глаза остаются открытыми. Их термин для обозначения сновидений, рсвт, происходит от однокоренного слова со значением «быть бодрствующим». Иероглифы, обозначавшие понятие rswt, сменились знаком, известным как грамматический детерминатив[2] и изображавшим открытый глаз.

Египтяне верили, что во сне с нами разговаривают боги. Библейская история об Иосифе и фараоне напоминает нам о том, что они уделяли пристальное внимание полученным во сне посланиям о возможных предстоящих событиях. Египтяне практиковали культ сновидений для получения наставлений и исцеления в храмах и святых местах. Они понимали, что, когда человек вспоминает свои сны и работает с ними, он развивает память, получает доступ к знаниям, которыми владел до своего появления на свет в текущем воплощении, а также устанавливает связь с опытом, полученным в течение своих предыдущих жизней.

Кроме того, египтяне разработали специальную практику осознанных сновидений. Обученные сновидцы – прорицатели, ясновидящие и телепаты давали советы по поводу государственных вопросов и военной стратегии и обеспечивали внутреннюю связь между многочисленными храмами и административными центрами.

Они обладали способностью превращаться в других существ, путешествовать через время и пространство в образе птиц и животных. Мы можем убедиться в этом, рассматривая изображения жреца-сем (или сетм) – мастера астральных путешествий, особенно путешествий в загробный мир. Его рисовали одетым в шкуру леопарда и юбку фараона из шкуры быка, проводящим ритуал по установлению связи между мирами, а также читающим заклинания для превращения в птицу, которые записаны в папирусе Ани, больше известном как египетская Книга мертвых. Мы можем предположить, что происхождение териоморфных богов Египта – имеющих голову барана, сокола, коровы или крокодила – связано с примитивными представлениями африканского шаманизма.

С помощью осознанных сновидений древние египетские «постоянные пассажиры» изучали дороги, ведущие в загробный мир и многомерную вселенную. Они узнали, что настоящая инициация и трансформация происходят в некой таинственной реальности, куда люди могут отправиться во время сна, покинув свое тело.

По-видимому, во времена Раннего царства истинный правитель Египта, известный как «повелитель двух миров», должен был обладать способностью путешествовать между мирами. В раннем варианте проведения праздника Хеб-сед, который устраивался в честь тридцатилетия фараона, правитель должен был выйти из своего физического тела и победить смерть, чтобы доказать, что он достоин занимать трон. Под руководством помощника в астральных путешествиях и стража загробного мира Анубиса фараон спускался в Подземный мир. Ему следовало переступить порог смерти, «прикоснуться к четырем сторонам света», стать Осирисом (умирающим и возрождающимся богом) и вернуться в новом облачении – другом духовном теле и одеянии. Создание дворцовых гробниц и текстов египетских пирамид было обусловлено не только необходимостью проведения погребальных церемоний. Недавние исследования доказали, что египтяне уже при жизни путешествовали в загробный мир не только с целью получения непосредственных знаний о жизни после смерти, но и для того, чтобы вступить в священный союз с богами, обрести их силу и овладеть духовной и сексуальной мощью, позволяющей устанавливать связь между мирами [12].

Сновидцы Древнего Египта верили, что путешествие во сне может привести человека к звездам – а именно на Сириус, «землю дождей», которую египетские жрецы считали средоточием высшего разума, местом посмертного пребывания высокоразвитых душ и родиной высших существ, проявлявших участие к судьбе человечества [13].

Если мы обратимся к древним источникам этих воззрений, нам придется заняться расшифровкой обрывочных текстов, собиравшихся в течение многих веков набожными писцами, которые часто произвольно соединяли догматы из разных традиций и образы соперничающих между собой пантеонов. Уоллис Бадж жаловался, что «египтяне, вероятно, никогда не отказывались от однажды воспринятой ими системы верований» [14]. Мы с удивлением взираем на египетские книги с картинками, где изображены путешествия души, продолжающей свое существование после гибели физического тела, и те испытания, через которые она проходит после смерти, включая многочисленные трансформации энергии. Становится ясно, что для того чтобы выявить источник этих представлений и понять принципы составления этих карт, нужно попытаться проникнуть в глубины таинственных миров.

Во времена Древней Греции – век Клеопатры – процветали школы сновидений в храмах Сераписа, синкретического божества, объединяющего в себе качества Гадеса, Осириса и Аписа, священного быка. Начиная со II века до н. э. появляются папирусы, представляющие собой дневники сновидений Птолемея, который много лет провел в катоше, или святом месте, в храме Сераписа в Мемфисе. Птолемей был сыном македонских поселенцев, но в отличие от древних египтян он отправился в храм после того, как увидел сон, в котором ему явился бог. По-видимому, в течение долгих лет он постоянно оставался сновидцем, и сны способствовали не только его духовному развитию, но и поддержанию благополучия его семьи и успеху в важных делах за стенами храма [15].

У нас есть запись сновидения, датированная тем же периодом; она свидетельствует о хорошей военной смекалке людей тех времен. В 168 году до н. э., когда шла война между преемниками Александра, жрец по имени Гор добился встречи с командующим конницей фараона и рассказал генералу о том, что он видел сон, в котором богиня Изида шла по морской глади в сопровождении бога письменности и Луны Тота. Когда боги поравнялись с египетским портовым городом Александрией, Изида воскликнула: «Александрия защищена от врага». Генерал скептически отнесся к этой информации. По его мнению, Александрии грозила неминуемая опасность от надвигающейся армии Антиоха IV Епифания. Однако к концу месяца Антиох покинул Египет, не напав на Александрию. После этого генерал отправил жреца с рекомендательным письмом для личного доклада царю Филометру; Гор был объявлен опытным сновидцем [16].

В этот поздний период египетские жрецы, специализировавшиеся на сновидениях, назывались «мудрецами Магической библиотеки».

Египтологи очень осторожно относятся к обсуждению практики сновидений в Древнем Египте. Это вполне понятно, если учесть кричащие заявления ряда оккультных сект, претендующих на то, чтобы считаться наследниками древних мистических традиций, ритуалы и уровни посвящения которых изображены на двадцати двух Старших Арканах Таро. Мы будем придерживаться нейтральной позиции между осторожными египтологами и фантазирующими приверженцами церемониальной магии.

Тот, кто пишет, будучи движимым подлинным воображением, может доставить нас туда, куда нет доступа историческим хроникам, – в Магическую библиотеку. На мой взгляд, наиболее увлекательными и, как это ни парадоксально, наиболее надежными опубликованными работами по изучению египетской практики сновидений являются три книги, которые считаются произведениями художественной литературы. Две из них были написаны давно; третья представляет собой роман, который был весьма популярен в 1930-е годы, но теперь ждет своего часа, чтобы быть заново открытым современным поколением. Апулей (который практически наверняка был посвящен в элевсинские мистерии) создал комический роман «Золотой осел, или Метаморфозы Луция». В этом произведении Изида откровенно разговаривает с людьми в их снах, путешественники встречаются друг с другом в пространстве сновидений, а сновидцы получают информацию о предстоящих событиях еще до того, как они происходят. В другом древнем сказании, «Роман об Александре Великом», автор, известный ученым под псевдонимом Каллистен, описывает способности египетского правителя-мага Нектанебо, который мог принимать участие в сражении, находясь далеко от места битвы, и посещал других людей в их снах (увы, так было не всегда, а лишь в случаях крайней необходимости).

Читать еще:  Святой Николай Чудотворец — жизнь святого, где похоронен, чудеса, связанные с ним

Книга Джоан Грант «Крылатый фараон» (впервые опубликованная в 1938 году) переносит нас в эпоху первой династии и рассказывает о том, как сновидческой практике обучали дочь фараона, которая становится соуправителем Египта. В своих мемуарах Грант пишет, что идея создания данной книги пришла к ней из «далеких воспоминаний» о возможной прошлой жизни. После недолгого визита в Египет она познакомилась с коллекцией египетских скарабеев в Лондоне. Взяв в руки самый древний экземпляр, она увидела яркие образы той страны и эпохи, из которой пришла, а затем начала разговаривать, как Секеета, дочь фараона, о которой и была написана затем книга [17].

В данном случае мы имеем дело с фантастическим повествованием, сюжет которого выходит за рамки художественного или документального произведения. Лучшим определением этого жанра является мифисторема, греческий вариант названия собраний стихотворений Георгоса Сефериса. Это слово может быть переведено как «мифическая история», но (как и Сеферис) я предпочитаю называть мифисторией то, что могло или не могло бы произойти, но всегда существует [18].

Самым увлекательным эпизодом мифистории Джоан Грант является описание школы сновидений, которая находится в храме Анубиса. В детстве Секеета получает от своей матери в подарок маленькую статуэтку Анубиса – в образе черной охотничьей собаки – и небольшой раскрашенный домик, в котором он мог бы жить. Мать говорит ей, что Анубис дарит сновидения маленьким детям. Став немного старше, Секеета знакомится со своим учителем по практике сновидений, жрецом Анубиса. Обучение дочери фараона начинается в пространстве сновидений, когда он показывает ей раскрытый цветок лотоса и говорит, что, подобно тому как лотос раскрывает свои лепестки навстречу солнцу, она должна научиться раскрывать врата воспоминаний своей души, чтобы впустить туда свет. После того как эта сцена повторяется в реальном мире на следующий день, Секеета вспоминает свой сон, и это становится подтверждением того, что она готова к обучению.

Во сне она учится находить пропавшие предметы, заглядывать в будущее, видеть вещи на расстоянии и понимать скрытую суть происходящих событий. Когда у нее возникают подозрения в отношении иноземного правителя, прибывшего с визитом ко двору ее отца, она предпринимает во сне путешествие в его страну – перелетев туда, словно птица, – и возвращается обратно с очень подробной и волнующей информацией, которую сообщает фараону, своему отцу.

В возрасте двенадцати лет Секеета становится постоянной ученицей в школе сновидений, поселившись в храме Анубиса. Она спит на кровати с вырезанными на спинке и ножках изображениями головы Анубиса. У изголовья всегда находится восковая табличка, на которой девочка записывает свои сновидения. Каждое утро она идет к жрецу Анубиса и рассказывает ему обо всем, что записала. Иногда ей в своем сновидении приходится выполнять его задания – например, принести ему определенный цветок, перо птицы или цветную бусину. С помощью таких упражнений Секеета тренирует и оттачивает свою память.

После трех лет обучения дочь фараона переходит на более высокий уровень тренировок. Во время каждого полнолуния она спит в абсолютной темноте в комнате, которая находится под магической защитой. Она выполняет множество поручений, посещает отдаленные места, принося утешение и исцеление людям, находящимся по обе стороны от смерти. Секеета подробно рассказывает о своих странствиях учителю, который подтверждает ее переживания, добавляя новые детали и порой ставя перед ней дополнительные задачи. Часто в своих путешествиях во сне девушка встречается с умершими людьми, которые не понимают, что с ними случилось. Она замечает человека, убитого в винной лавке на острове Крит, который отказывается верить в то, что умер. Ее учитель советует ей вновь встретиться с этим умершим человеком, помочь ему осознать свое состояние и указать ему верный путь в загробную жизнь.

Тем, кто прочел эту книгу Джоан Грант, гораздо легче понять тесную связь между сновидением и смертью, а также причину, по которой Анубис так подходит на роль покровителя путешествий во сне. Любому школьнику известно, что Анубиса чаще всего изображают в виде человека с головой шакала или черного пса, что он является стражем загробного мира, охраняющим могилы и мумий и сопровождающим души умерших в зал Осириса. Однако в действительности роль Анубиса гораздо важнее. Будучи психопомпом, или проводником душ, он становится покровителем всех, кто пускается во внетелесные путешествия, кто оказывается вне своего тела по причине смерти или в сновидении под руководством или в отсутствие учителя. (Именно поэтому Анубиса призывают охранять тех, кто покинул свое тело из-за травмы или анестезии.)

По мере своего обучения в школе сновидений Секеета все чаще начинает выступать в роли психопомпа. Одной из наиболее трогательных сцен в книге является эпизод, в котором она помогает печальной вдове, убитой горем из-за того, что ее муж и сын утонули. Секеета сообщает женщине о возможности встречи с теми, кого она любит, во сне. Женщина отвечает, что не видит снов. Секеета мягко настаивает на том, что ей все же следует быть готовой к установлению связи со своими близкими во сне. На следующую ночь Секеета покидает свое тело – здесь идет речь об осознанном сновидении, – чтобы помочь этой женщине вновь увидеть своего мужа и сына. Она проникает в пространство сновидений этой женщины и видит ее рыдающей над мертвыми телами ее родных в момент, когда она пережила эту трагедию. С помощью силы сфокусированного намерения Секеета окутывает вдову светом и приподнимает «завесу тумана», которая не позволяла ей увидеть своего мужа и сына в том мире, где они теперь находятся. За этим следует воссоединение любящих друг друга людей, и Секеета отводит их в прекрасный парк, где они могут замечательно проводить время вместе [19].

Этот эпизод великолепно иллюстрирует, в чем заключается работа сострадательного психопомпа. Хотя маловероятно, что эта мысль получит широкое одобрение в кругах представителей академической египтологии, нам кажется вполне убедительным, что искусные сновидцы Древнего Египта умели осуществлять подобные действия.

Какими интересными особенностями отличается Египетский сонник?

Сон — это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Все мы видим сны: иногда яркие и красочные, а иногда зловещие и пугающие.

Лично я всегда, когда меня смущает значение того либо иного ночного видения, обращаюсь за помощью к соннику. Очень интересный вариант подобного издания — Египетский сонник, дошедший до нас от этой великой цивилизации. Более детально про него я хочу рассказать вам в этом материале.

Особенности сновидений в Древнем Египте

Жители Древнего Египта были свято убеждены в том,что сновидения выступают божественными посланиями свыше. А процесс трактования ночных грез в Египте основывался на теории противоположностей: к примеру, если грезилась смерть — значит, человека ожидала долгая жизнь.

Существовали и специальные люди, призванные толковать сны — их называли Мастера тайных вещей либо Писци двойного дома.

А те личности, которые желали исцелиться от заболеваний, должны были выпить особое снотворное снадобье, а затем провести целую ночь в храме. На следующие же сутки священнослужитель занимался интерпретированием их сновидений и использовал рекомендации, полученные во сне, для лечения.

Древние записи хинди (называемые также пуранами) рассказывают про то, что сновидения являются посланиями божественных существ. А в Упанишадах (относятся приблизительно к 1000-му году до нашей эры) утверждается, что все действие ночных видений имеет место в реальности между настоящими и призрачными мирами.

Удивительный мир ночных грез помогает человеку расстаться со своими недостатками, способствует проявлению изначальной человеческой сущности.

По мнению многих учёных, первые концепции о духе и загробной жизни начали появляться ещё в очень древние времена и их основу составляли именно ночные грёзы.

Реальность снов, в которой обитали божественные сущности, духи, различные явления и сами спящие, представляло собой источник символических грез, имеющих глубокосмысленную характеристику, узнать которую очень стремились обычные жители Древнего Египта.

Разновидности Египетских сонников с описанием

Египетская цивилизация оставила нам различные объемные книги-сонники. В основной своей массе их относят к Позднему времени, к категории демотических текстов. Единственный папирус Честер Битти второй, относится к Новому царству. В нем содержатся трактования ночных грез, используемых во времена классического Египта правящей элитой.

Эту необычную находку обнаружили в 1928-м году совместно с прочими текстами религиозного, мистического, административного, бытового и литературного характера в Дейр эль-Мединэ (маленькая пирамида, сооруженная над гробницей в Некрополе царскими скульпторами).

Обзор Древнеегипетского сонника Кенхерхепешефа

Знаменитый древнеегипетский царский писарь Кенхерхепешеф оставил после себя много свитков, написанных на папирусе.

Определенную часть написал непосредственно сам владелец, а остальная масса (как, к примеру, известный сонник) была презентована, вероятно, у мастеров, относящихся к храмовому Дому Жизни.

Нужно отметить, что Кенхерхепешеф сам не писал этот свиток, ведь на verso — обратной части папируса начертано много его личных заметок — частей поэмы про битву при Кадеше и копии его послания везиру Мернептаху, при этом заметна сильная разница в стилистике написания основного текста.

По замудренной игре слов и красивой лексике мы понимаем, что создатель текста однозначно относился к элитным писцам, очень высока вероятность того, что он являлся жрецом.

Кенхерхепешеф тоже имел хорошее образование аналогично большинству мастеров из посёлка, помимо этого его увлекала мистика (вследствие чего он вызывал чувство страха у жителей Дейр эль-Мединэ.

Когда Кенхерхепешеф умер, так как у него не осталось наследников, права на владение библиотекой перешли к Амоннахту — сыну его второй супруги. Последний же повел себя не самым лучшим образом, пытаясь присвоить права на данное произведение.

В дальнейшем свитки из библиотеки очень много раз сменяли своих владельцев и к несчастью со временем часть из них неизбежно повредилась.

Нужно отметить, что сонник Кенхерхепешефа предназначается исключительно для представителей сильной половины человечества. Понять это совершенно не сложно — в начале каждого абзаца упоминаются фразы наподобие «если мужчине довелось увидать себя в сновидении…» и тому подобные, по которым и можно прийти к однозначному выводу.

Характеристика Демотического древнеегипетского Сонника

Демотический Сонник был написан через тысячу лет после сонника Кенхерхепешефа. В нем уже существует разделение всех сновидцев на представителей обоих полов — к примеру, женщинам предназначаются специфические женские ночные грёзы.

В Демотическом соннике мы находим достаточно краткое перечисление сновидений с их интерпретацией в сторогом соответствии древнеегипетским категориям той поры.

Основу сонника составляет игра слов, а также мифологические эпизоды, ритуальная практика и этические нормы эпохи.

Достоверно неизвестно, в какой степени создатель данного сонника ориентировался на традицию трактования сновидений, поэтому сложность представляет адекватная оценка его собственного авторского вклада в текст.

Хотя по словам А.Гардинера, тот факт, что сонник написан на средне-египетском языке указывает на то, что он уходит своими истоками в весьма далёкие времена.

Изначальные упоминания про сновидения в качестве источника неких познаний можно повстречать ещё в Поучении Мерикара, которое демонстрирует нам заботу божественных сущностей о людях: Высшие силы придумали магию, которая была более мощной, чем любые оружия и способна была отражать все, что могло бы произойти, но не происходило.

Отличительные особенности древнеегипетского сонника последователей Сетха

С помощью данного собрания сновидений среднестатистический египтянин получал возможность быстро заглянуть в свое грядущее.

Мы же сейчас с помощью этого текста можем лучше ориентироваться по местам, надеждам, социальным проблемам, системе верований и многому другому, что в свое время тревожило современников Рамсеса II.

Обратившись же к тексту самого сонника мы находим в нем интерпретацию 2-х групп сновидцев. К сожалению, начальная часть текста не сохранилась, а в завершении мы наблюдаем начало нового раздела — Начала снов последователей Сетха. В нем детально описываются физические и духовные качества указанного типа представителей сильного пола.

Что же касается первой части папируса (которую, вероятнее всего, потеряли) она описывала другую категорию жителей Древнего Египта — наверное, последователей Хора. Упоминания о них мы находим ещё во времена Текстов пирамид.

Отдельного внимания стоит уделить описанию человека у Сетха: он обладает кудрявыми волосами, обильной растительностью на теле, бородой, обожает алкоголь, а также часто предается любовным утехам.

При этом в тексте поясняется, что данный индивид может родиться даже в очень хорошей семье, но по причине своих нарушенных вкусов, манер, в общем — всего своего характера уподобляется низам общества. Вследствие этого он оказывается вне системы совершенного общества, каким оно должно было быть для традиционного египтянина.

Папирус сохранил до наших дней исключительно четыре варианта сновидений из списка последователей Сетха, что, безусловно, совершенно недостаточно для установления каких-либо глобальных выводов.

В дальнейшем мысль про то, что одно и то же ночное видение обладает кардинально разной смысловой нагрузкой для различных групп сновидцев будет активно развиваться в демотических сонниках, а больше всего — в разделах, предназначающихся для представительниц прекрасного пола.

Теперь вам известны главные особенности Египетского сонника и его различные версии.

Напоследок рекомендуем просмотреть интересный тематический видео-материал:

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector