Правильные правила для тренинговых групп

От автора: «Правил должно быть так мало, как это только возможно. Не должно быть ни одного правила, без которого можно обойтись», — больше рекомендаций по правилам, а также сами правила — в статье.

Тренинг – это безопасное пространство для обучения. Важным фактором безопасности являются доверительная атмосфера, а также понятность всего происходящего. Для этого нам и нужны правила, которые позволяют задать формат, регламентировать и контролировать внутригрупповые процессы, происходящие во время тренинга.

Правила по составлению правил: 

1. Правила касаются всех (в том числе руководителя/тренера). То, что относится только к участникам тренинга или к подчиненным – инструкции.

2. О правилах нужно договориться. «Я сказал» — это еще не договор. Правила должны быть приняты всеми без исключения. Иногда достаточно устно проговорить правила и убедиться, что все участники с ними согласны, а порой нужно дать подписать каждому свод правил (особенно при приеме на работу).

3. Правила должны быть естественны, осмысленны и справедливы. «Вот тут у нас стены, а вот такие у нас будут правила». Без смысла — это не правила, а заморочки и личный произвол, ограничение чужой свободы.

Стена – это преграда, которую никому не придет в голову пробивать головой. Зачем? Если рядом есть дверь. Такое же ощущение должно быть от правил. Они просто есть. И сквозь них просто нельзя пройти.

4. Правил должно быть так мало, как это только возможно. Не должно быть ни одного правила, без которого можно обойтись.

5. Нельзя начинать правило со слова «нельзя». Лучше сообщите, что можно (следует) делать.

6. Правила незыблемы. Если Вы вводите правило, то следите за его выполнением. Если один раз кто-то нарушит одно правило… и Вы это позволите, считайте, что в этот момент были перечеркнуты все остальные правила. Если Вы не уверены, что сможете уследить за выполнением того или иного правила, лучше вообще его не вводите.

7. Важно указать, что правила могут дополняться.

8. Прежде чем предложить правила, имеет смысл спросить группу, какие правила они бы хотели принять? (Если перед Вами люди, которые бывали на других тренингах хотя бы один раз). Правила, предложенные самой группой, более правильные правила. Это как «эффект тропинки». Засейте газон перед домом полностью. Не оставляйте места для тропинки. И посмотрите, где тропинка образуется сама собой (люди протопчут). Там уже можно будет сделать дорожку. Газон топтать не будут.

9. Если Вы хотите ввести больше, чем 5 правил, то имеет смысл вводить правила постепенно. Сначала несколько основных, а остальные вводить по ходу.

10. Есть правила «аксиомы», а есть правила «теоремы».

«Аксиомы» не требуют доказательств, они интуитивно понятны. Например, правило «пунктуальности». Их можно смело вводить, перечислять, никак не комментируя.

«Теоремы» лучше вводить после проведенного упражнения на это правило. Например, правило «грамотной обратной связи».

11. Все правила пишутся на доске. Оговаривается, что их количество может меняться. Также могут вводиться ситуационные правила. Часто правила вводятся всего на одну игру – собственно, условия игры.

12. Некоторые правила можно вводить не в виде правил, а обозвать их, например, «секретами успеха». Например, правило я-высказывания, правило активности.

Ниже приведен длинный список правил. В нем все правила, которые я когда-либо вводила. В зависимости от группы, можно вводить те или иные правила. (В начале своей карьеры я вводила чуть ли не все эти правила, но чем дальше, тем меньше правил я использую. Сейчас на тренингах я ввожу 1-2 правила, не больше).

1. Здесь мы общаемся «на ты». Это создает дружескую, доверительную атмосферу. Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта, и способствует раскрепощению участников тренинга.

2. Бейджи. Не все еще помнят, как кого зовут и чтобы не путаться, давайте поможем друг другу.

3. Правило пунктуальности (Правило «00»). Хотя я его уже давно не ввожу. И в первые 30 минут тренинга всегда делаю какой-то интересный, но не обязательный процесс. Чтобы всем хотелось прийти вовремя. Ведь опаздывать все равно будут. А если правило есть, то оно не должно нарушаться. Второй вариант – ровно вовремя закрывать дверь. И тогда опоздавшие смогут войти только после перерыва.

4. Выключайте, пожалуйста, звук мобильных телефонов. Это иногда сильно отвлекает всю группу.

5. Правило указательного пальца. Если участники заметили, что обсуждение превратилось в бардак, звучат выкрики с места, никто никого не слушает… тогда заметивший участник может встать и поднять вверх указательный палец (при этом не говоря ни слова). Каждый, кто заметил человека, стоящего с поднятой вверх рукой с указательным пальцем, тоже встает, вытягивает вверх руку с указательным пальцем, при этом тоже замолкает. И так до тех пор, пока не стихнут все голоса. Только не стоит этим пользоваться тренеру. В данном случае инициатива должна исходить только от участников.

6. В эфире одна станция (закон микрофона) – то есть одновременно говорит только один человек. Не перебиваем, внимательно друг друга слушаем. Если в группе с этим большие проблемы, можно «придумать маркер». Говорит только тот, у кого в руках маркер.

7. Правило вытянутой руки. Некоторые люди отличаются «долгоговорением». Если чей-то монолог затянулся, участники имеют право вытянуть вперед руку, тем самым показывая, что предмет разговора ясен. Пожалуйста, будьте осторожны с этим правилом. Как правило, в итоге руку начинают вытягивать те, кто как раз и склонен к долгоговорению.

8. Правило я-говорения (я-высказывания). Свою точку зрения излагаем от первого лица: «я считаю, я думаю, я чувствую…». Говорим за себя, не следует говорить за всю группу. Не «мы думаем…», а «я думаю», иначе получается, что ответственность перекладывается на кого-то. Говорим о себе от первого лица.

9. Правило личной активности. Тренинг от слова «тренировка». Тренинг — это личная тренировка каждого. Мы все читали много книг, но секрет успеха не в знании, а в умении применять. Мало посмотреть, как это делают другие. Важно сделать самому. Как в настоящем спортзале, где у кого-то цель – 20 отжиманий, а другого – 120, разные уровни могут быть в группе. Это не значит, что первому нужно уделять больше внимания, чем второму. Тренинг – это не уравнивание уровней участников. Тренинг – это личная тренировка каждого. Только от каждого из вас зависит, насколько эффективной данная тренировка будет лично для вас.

10. Правило конфиденциальности. Любые обсуждения людей и событий на группе возможны только в рамках этой группы.

11. Правило грамотной обратной связи. Говорим не о человеке, а о его поступке, выражаем свое отношение к действиям (ты замахнулся, мне это не понравилось).

12. Правило предложение в участники (добровольцы) только себя. Недопустимо на вопрос: «кто хочет выйти для примера» ответить «пусть Вася…».

13. Правило актуального общения. Это правило тренинга подразумевает, что все общение в его рамках должно быть подчинено принципу «здесь и сейчас»: обсуждаются актуальные, теперешние мысли, чувства и проблемы, возникающие в группе.

14. Правило персонификации высказываний. Любое высказывание про участника группы адресуется ему лично. Не «Некоторым товарищам» и не «Таким, как Алексей», а лично Алексею.

15. Иногда требуется вводить (проговаривать) правило «СТОП». Это право участника в любой момент «выйти из игры». Некоторым участникам важно знать, что если им станет тяжело, например, быть открвенными, делиться личными переживания, они всегда могут сказать СТОП.

 Вот и я говорю СТОП своей статье. Надеюсь, материал окажется полезным.

 

Поделиться в соц. сетях

0

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *